Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / Новости

 
Рекомендуем
Новости сайта:
Дата в истории
Новые материалы
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я. Смотрите новый фильм
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я. Смотрите новый фильм
СВЯТАЯ ЗЕМЛЯ И БИБЛИЯ. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии. См. новый фильм
СВЯТАЯ ЗЕМЛЯ И БИБЛИЯ - Часть 2-я. Переводы Библии и археология. См. новый фильм
СВЯТАЯ ЗЕМЛЯ И БИБЛИЯ  - Часть 1-я Предисловие. Новый проект православного паломнического центра Россия в красках в Иерусалиме. См. новый фильм
 
 
 
Оксана Бабенко (Россия). К вопросу о биографии М.И. Глинки
 
 
 
Главный редактор портала «Россия в красках» в Иерусалиме представил в начале 2019 года новый проект о Святой Земле на своем канале в YouTube «Путешествия с Павлом Платоновым»
 
 
 
 
Владимир Кружков (Россия). Австрийский император Франц Иосиф и Россия: от Николая I до Николая II . 100-летию окончания Первой мировой войны посвящается
 
 
 
 
 
 
Никита Кривошеин (Франция). Неперемолотые эмигранты
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь
 

Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»

 
 
Павел Густерин (Россия). Россиянка в Ширазе: 190 лет спустя…
 
 
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
 
Протоиерей Андрей Кордочкин (Испания). Увековечить память русских моряков на испанской Менорке
Павел Густерин (Россия). Дело генерала Слащева
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Павел Густерин (Россия). О поручике Ржевском замолвите слово
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия).  От Петербургской империи — к Московскому каганату"
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Приплетать волю Божию к убийству человека – кощунство! 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Алла Новикова-Строганова. (Россия).  Отцовский завет Ф.М. Достоевского. (В год 195-летия великого русского православного писателя)
Ксения Кривошеина (Франция).  Шум ленинградского прошлого
Олег Озеров (Россия). Гибель «Красного паши»
Павел Густерин (Россия). О заселении сербами Новороссии
Юрий Кищук (Россия). Невидимые люди
Павел Густерин (Россия). Политика Ивана III на Востоке
Новая рубрика! 
Электронный журнал "Россия в красках"
Вышел осенний номер № 56 журнала "Россия в красках"
Архив номеров 
Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикация из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг. 
Славьте Христа добрыми делами!

Рекомендуем:
Иерусалимское отделение Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО)
Россия и Христианский Восток: история, наука, культура





Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность

Новости

20 августа 2007
Режиссеру Андрею Кончаловскому исполнилось семьдесят...

Коротко об Андрее Кончаловском не напишешь: обязательно что-то останется за кадром. Кто он, "западник" или "патриот"? Ретроград или новатор? Вечный "поезд-беглец" от стереотипов? Человек, Идущий Против Течения?

Андрей Кончаловский привык к нелегкой доле первопроходца в кино. Фото: Юлия Майорова
Андрей Кончаловский привык к нелегкой доле первопроходца в кино. Фото: Юлия Майорова
Успешный сценарист, написавший с Тарковским "Андрея Рублева", с Горенштейном - "Седьмую пулю", с братом Михалковым - "Рабу любви", с Океевым - "Лютого", с Гомером - "Одиссею"... Странник, начавший карьеру в Киргизии, продолживший ее на "Мосфильме" и в Лос-Анджелесе. Театральный кудесник, ставивший "Пиковую даму" в "Ла Скала", "Войну и мир" в Мариинке и "Чайку" в "Одеоне". Теоретик, автор книг "Парабола замысла", "Низкие истины", "Возвышающий обман". Кинорежиссер, которого не нужно представлять мировой публике.

Ему всегда тесно в устоявшемся художественном пространстве. Он легко распознает признаки новых общественных запросов и потому меняется от фильма к фильму: трудно предположить, что "Асю-хромоножку", "Сибириаду", "Романс о влюбленных" и "Ближний круг" снимал один человек. Он просчитывает свои картины, конструирует их по теоретически вымуштрованному плану. Охотно делится технологическими изысканиями с публикой в статьях и книгах - так ученый делится тайнами своих открытий. Иной раз просчитанность вредит спонтанному течению фильмов, сообщает им привкус рационализма, за которым мерещится цинизм. Но смелость и изящество конструкции всегда восхищают.

Свой "Романс о влюбленных" он считал "ездой в незнаемое" - был исследователем. Ему нужно было воплотить тип современного молодого героя, в котором зритель узнал бы себя. И он вступил со зрителем в диалог: предложил читателям журнала "Советский экран" выбрать актерский тип - кто более подходит на роли новых Ромео и Джульетты? Публикация-манифест: режиссер хотел вернуть доверие молодой аудитории к кино.

Это фильм-вызов, проповедь, породившая вал дискуссий в печати и в очень активных тогда киноклубах. Герои говорили "высоким штилем", вызывавшим на худсоветах скептический смех; критики вспоминали про Васисуалия Лоханкина. Но автор фильма считал, что правдоподобие губит кино, лишает его фантазии. Чтобы декларировать такое, нужна отвага: шли 70-е, и право кино быть правдоподобным еще недавно отвоевывалось в боях. Кончаловский сам пострадал за эту правду, когда запрещали его "Асю-хромоножку". Но всегда греб против течения и почти всегда оказывался прав.

Его кино возбуждало в зрителе ассоциации, ветви которых уходили в широкий культурный контекст. В фильмах слышались отголоски сцены распятия из рок-оперы Уэббера, или древнегреческой трагедии, или Шекспира ("Так в чем же логика? Где право, где порядок? Справедливость где? В чем суть вещей, где мирозданье?" - вопрошал герой "Романса о влюбленных"). Интересно, что к таким ассоциациям публика была готова: включалась в споры и обнаруживала серьезную эрудицию. Интеллектуальная природа картин Кончаловского была тогда одной из главных причин его успеха.

Любой его фильм - акт борьбы за зрительское внимание, причем на новом этапе. Иногда режиссер попадал в точку - возникал шумный успех, иногда попадал "в молоко" - фильм проходил малозаметно. Но сам процесс поисков контакта так его увлекал, что специфический жар лаборатории, противостояния и полемики ощутим почти в каждой его работе. Они составляют важную часть художественной ауры его картин.

Острыми ощущениями первопроходца он тоже делился с публикой: "Границы условности раздвигались. Я почувствовал, что передо мной не стена, а пространство. В него можно протиснуть руку, потом плечи и голову, потом войти целиком". А потом беспощадно к самому себе анализировал результат: "переусердствовал, перегнул палку...". Но - было интересно. Очень азартно: шла живая полемика с практикой жизни и искусства.

Кончаловский тяготеет к эпопее. "Романс" занимал два с половиной часа. "Одиссей" - около трех, "Сибириада" - четыре с половиной. Этот фильм охватывал 70 лет жизни России от начала ХХ века до "развитого социализма". Построение романное: две враждующие сибирские семьи - вечных кулаков и убежденных бедняков. Первые воплощали рациональное начало, вторые - романтическое: были поэтами и бунтарями. В этом противопоставлении аукнулись и споры "физиков" с "лириками", бушевавшие в стране. "Звездная" картина, где каждая роль ощущалась как актерский шедевр и как социальный тип. Картина идеально ансамблевая: каждый ведет свою мелодию в общем симфоническом развитии. Так в многофигурном полотне Сурикова можно домыслить биографию каждого персонажа. Кончаловский эти биографии разрабатывал увлеченно, в фильме есть азарт, даже кураж, который не оставляет зрителю ни минуты для скуки.

Это фильм выдающегося режиссерского мастерства, один из лучших в нашей киноистории. В нем неповторимое дыхание сибирских просторов. Не знаю, каким образом Кончаловскому и гениальному оператору Левану Пааташвили задолго до изобретения dolby удалось передать гулкость сибирских просторов, но когда над рекой разносилась песня и камера взмывала над пейзажем - мы физически чувствовали эту безбрежность, этот простор, эту мощь земли.

В режиссерскую палитру полноправно входит музыка. Пианист по консерваторскому образованию, Кончаловский работает с композиторами выдающимися: Эдуард Артемьев в "Сибириаде", "Ближнем круге" и "Доме дураков", Альфред Шнитке в "Дяде Ване", Вячеслав Овчинников в "Первом учителе" и "Дворянском гнезде". Часто использует в фильмах законы музыкальной формы - можно различить лейтмотивы, сплетение ведущих и побочных тем, контрапункт ("Романс о влюбленных", "Сибириада", "Курочка Ряба"). Это редкое в нашей кинорежиссуре качество тоже обеспечило Кончаловскому уникальность его художественного почерка.

Самая драматичная судьба была у картины, которая сначала называлась "История Аси-хромоножки": она лежала на полке с 1967 по 1987 годы и вышла в изуродованном виде. Сценарий Юрия Клепикова предполагал непривычное, на грани натурализма, погружение в реальность деревенской жизни, и на этом материале режиссер решил снять "сюрреалистическую сказку в хроникальной манере". Реализм картины для непривычного к правде зрителя оказался почти непереносимым. В ее истории зафиксирован сердечный приступ, случившийся во время просмотра с Виктором Шкловским, и тот факт, что потрясенный Смоктуновский на премьере встал перед режиссером на колени.

Это тоже был эксперимент: рядом с Ией Саввиной снимались реальные колхозники. Картина подверглась сокрушительной идеологической критике, в которой участвовало руководство КГБ. Кончаловский внешне воспринимал это без драматизма, но, как человек рационалистичный, делал выводы: снял пару хороших экранизаций Тургенева и Чехова и в конце концов счел за благо уехать в Америку, где нет партийной цензуры.

Его первая заокеанская короткометражка "Сломанное вишневое дерево" была выдвинута на "Оскара". В первом же большом фильме "Возлюбленные Марии" снялись Настасья Кински и Роберт Митчем; рецензенты отмечали, что у "советского режиссера острый глаз на эксцентрические таланты", отчего и популярные в США актеры, и сама американская жизнь предстала по-новому "странной". В его голливудских лентах снялись Джон Войт, Сильвестр Сталлоне, Джули Эндрюс, Вупи Голдберг, Изабелла Росселлини, Ирен Папас, Джеральдин Чаплин, Джеймс Белуши, Макс фон Сюдов, Лиам Нисон, Эрик Робертс... Кончаловский в этих картинах проявил качества режиссера космополитичного, способного приспособиться к любой ситуации. Хотя склонность к метафоричности выдавала принадлежность к иной, европейской культуре. Метафорой воспринимались герои "Поезда-беглеца": они бежали из одной тюрьмы и угодили в другую - тюрьму взбесившейся свободы. Автор словно предвидел судьбу, уготованную его родине, и новые цензурные тиски спущенных с цепи денег, которые станут уродовать постсоветское кино с еще большей энергией, чем уродовалось советское.

Пережитый опыт наложил на его последующие фильмы печать спокойной взвешенности. Если и бунт, то веский, солидный, непререкаемый - бунт мэтра. А еще точнее - изумление перед нелепостью родных осин человека, познавшего смысл иной, более разумно устроенной жизни. Его "Дом дураков" рассказал о маленьком, но гордом народе, вовлеченном в кровавую имперскую бойню. Это люди благородные, ими правят законы мужской чести. К врагам они относятся с брезгливостью, но и с пониманием: хорошо знают законы бесчестия, по которым живет противник. Когда вражий командир привозит на продажу труп их товарища, они готовы выложить две тысячи баксов: с волками - по-волчьи. Противник истериковат, кричит матом, доведен до ослепления, готов стрелять своих, и для него нет ничего святого.

Жаль, что эту картину не показали по всем телеканалам: на такое "остранение" чеченской войны до Кончаловского не отваживался никто, и его фирменно "объективистский" взгляд мог бы стать для думающего зрителя откровением. Фильм удостоился Гран-при в Венеции и ледяного непонимания на родине. К этому автор тоже отнесся философски. Но свою новеллу, снятую для международного киноальманаха к юбилею Каннского фестиваля, посвятил больной теме: на искусство мысли и чувства спроса больше нет.

Я не очень понимаю, как в одном характере уживаются почти циничный рационализм и неосмотрительное бесстрашие. Кончаловский идет в бой там, где безопаснее промолчать. Снимает политический документальный цикл "Бремя власти". В статье "Победа рынка над искусством" в "РГ" пишет о девальвации человеческих ценностей, о том, что модный авангард в искусстве - профанация. И при этом имеет в виду художников весьма знаменитых, даже культовых. Разумеется, убежденного новатора немедленно причислили к стану отъявленных консерваторов. Теперь, в новой картине "Глянец", он атакует новую гламурную Россию. И снова вызовет глухое раздражение тусовки.

Но он выше тусовки и последних дуновений - он сам по себе. Легко разрушает стереотипность представлений о самом себе - переживет и подрыв своего сложившегося имиджа "западника". Он теперь живет в России и хочет, чтобы она взглянула на себя и выбранный ею путь трезвыми глазами. Не добьется, конечно, но за попытку - спасибо.

Валерий Кичин

"Российская газета" - Центральный выпуск № 4444 от 20 августа 2007 г.

<< Вернуться назад

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com