Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / Новости

ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых  принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь

Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Популярная рубрика

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикации из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.

Мы на Fasebook

Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность

Новости

03 марта 2006
О предстоящем Всезарубежном Соборе

С 6 по 14 мая сего года в городе Сан-Франциско состоится событие особой важности в жизни Русской Православной Церкви Заграницей – IV Всезарубежный Собор с участием клира и мирян. Созыв соборов такого рода весьма редкое явление в жизни нашей Церкви

Иларион, Архиепископ Сиднейский и Австралийско-Новозеландский, Председатель Предсоборной комиссии.

Предшествующие Всезарубежные Соборы Русской Православной Церкви заграницей проходили в 1921, 1938 и 1974 годах.

Что собою представляет Всезарубежный Собор?

Положению о Русской Православной Церкви Заграницей» (утвержденном Собором Епископов от 1956 года и определением Собора от 1964 года): «Параграф 12. В случае особой надобности Первоиерарх вместе с Архиерейским Синодом созывают Всезарубежный Церковный Собор, состоящий из епископов и представителей клира и мирян. Постановления таких Всезарубежных Церковных Соборов имеют законную силу и приводятся в исполнение только по утверждении их Собором Епископов под председательством Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей, происходящим одновременно или непосредственно по окончании Всезарубежного Церковного Собора».

Таким образом, Всезарубежный Собор имеет важное в жизни Церкви совещательное значение, но его постановления имеют силу лишь только после одобрения и утверждения Собором Епископов. Этот характер Всезарубежного Собора был отмечен Блаженнейшим Митрополитом Антонием (Храповицким) в 1935 году, незадолго до его кончины: «Само собой   разумеется, что, говоря о такой пользе участия клира и мирян в Соборной работе, мы отнюдь не имеем в виду осуществления какой-то церковно-демократической программы. Иерархический надзор и право, или точнее – обязанность, епископов произносить решающее слово, должны в соответствии со св. канонами и практикой последних русских Соборов, оставаться незыблемыми» (из доклада Архиерейскому Синоду о желательности созыва Собора с участием представителей клира и мирян, 2/15 января 1935 г.).              

Приснопамятный Архиепископ Аверкий (Таушев) подобным образом писал о значении Всезарубежного Собора: «Ради укрепления и утверждения такого единомыслия и единодушия и совместной дружной и согласованной работе на пользу ВСЕЙ Церкви, и созываются такие Соборы, в которых участвуют все члены Церкви. И хотя, повторяем, управляют Церковью одни Епископы, но и Епископам весьма важно и полезно знать, как настроены и что думают о том или ином явлении в жизни Церкви клирики и миряне, дабы принять всё это во внимание, ради блага Церкви и лучшего его руководства и окормления. Признаваемый великим Отцом Церкви святитель Киприан Карфагенский, утверждавший, что «Епископ в Церкви, и Церковь в Епископе, и кто не с Епископом, тот и не в Церкви», вместе с тем подчеркивал, что «Церковь заключается в Епископе, клире и всех стоящих в вере», и своим пресвитерам и диаконам писал: «С самого начала епископства моего я положил за правило ничего не делать по одному моему усмотрению, без совета вашего и без согласия народа» (Православная Русь, № 16, 1974 г., стр. 4).   

Первый Всезарубежный Собор, созванный Блаженнейшим Митрополитом Антонием в 1921 году в Сремских Карловцах в Югославии, состоялся в период формирования Русской Зарубежной Церкви.   Он был посвящен организации церковной жизни для многочисленных русских беженцев, оказавшихся, вследствии кровавого большевицкого террора на Родине, в условиях изгнания в разных странах. Необходимо было установить административную структуру Русской Зарубежной Церкви на канонической основе, открыть епархии и приходы для духовного окормления православных русских людей в странах рассеяния.

Учреждение Высшего Церковного Управления заграницей было предусмотрено Указом № 362 Святейшего Патриарха Тихона от 7/20 ноября 1920 года, гласящего: «В случае, если епархия, вследствие передвижения фронта, изменения государственной границы и т.п. окажется вне всякого общения с Высшим Церковным управлением или само Высшее Церковное управление во главе со Святейшим Патриархом прекратит свою деятельность, епархиальный Архиерей немедленно входит в сношение с Архиереями соседних епархий на предмет организации высшей церковной власти для нескольких епархий, находящихся в одинаковых условиях (в виде ли Временного Высшего Церковного Правительства или митрополичьего округа или еще иначе)». Воплощение в жизнь этого указа Святейшего Патриарха Тихона в условиях изгнания произошло при благоприятном покровительстве Сербской Православной Церкви, давшей гостеприимный приют русским беженцам в условиях свободной православной страны.  

Второй Всезарубежный Собор состоялся в тех же Сремских Карловцах в 1938 году, спустя 17 лет после Первого. Этот Собор, возглавляемый теперь уже новым Первоиерархом, Блаженнейшим Митрополитом Анастасием (Грибановским), продолжил созидательную работу по укреплению организации Русской Зарубежной Церкви и занялся вопросами духовного возрождения эмигрантской паствы, просвещения детей и молодежи, борьбы с сектантством и лечения церковных ран возникших в следствии печальных расколов внутри эмиграции.

На Втором Соборе Блаженнейший Митрополит Анастасий напомнил собравшимся, что «Церковь есть Богочеловеческий организм, в котором мы все – кто бы мы ни были – являемся членами друг другу. Здесь никто не может сказать руке: ты мне не нужна или главе и ногам – вы мне не надобны. Епископы, клирики и миряне только в своей совокупности составляют исполнение Церкви. Церковь глубоко иерархична по своей природе, но порядок внутренних отношений здесь иной, чем в мирском обществе и больший в ней стремится быть всем слугою. Здесь царствует послушание и взаимная любовь, которая не превозносится, не ищет своего, не домогается права, но приемлет обязанности» (Деяния Второго Всезарубежного Собора, стр. 28).

Второй Всезарубежный Собор, как и Первый, стремился обратить внимание ападного мира на гонения, воздвигнутые в Советской России безбожной властью против Церкви и верующих. Когда Митрополит Сергий (Страгородский) издал свое заявление 1927 года, Архиерейский Собор Зарубежной Церкви отверг эту печальную декларацию о лояльности Церкви по отношению к советской власти, как совершенно неприемлемую и греховную, и прекратил всякие связи с Митрополитом Сергием да и с теми, кто его поддерживал, указав, однако, что «Заграничная часть Русской Церкви почитает себя неразрывною, духовно-единою, ветвью Великой Русской Церкви. Она не отделяет себя от своей Матери-Церкви и не считает себя автокефальною. Она попрежнему считает своею Главою Патриаршего Местоблюстителя Митрополита Петра и возносит его имя за богослужениями» (из доклада гр. Г. Граббе, Деяния, стр. 136). Важно, что наша Русская Зарубежная Церковь всегда сознавала себя неразрывной частью всей Русской Церкви.   

Третий Всезарубежный Собор был созван впервые на североамериканском материке, куда в 1950 году переведено было Синодальное Управление Русской Зарубежной Церкви. Собор состоялся в 1974 году в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле, в штате Нью-Йорк, при Первоиерархе Митрополите Филарете (Вознесенском). Этот Собор рассматривал вопросы церковной жизни во всё более усложняющихся условиях окружающего современного мира, призвал   к единству частей русского рассеяния, оказавшихся в расколе от Зарубежной Церкви и к снятию церковных прещений 17-го века против старого обряда, отметил опасность экуменизма и модернизма в церковной жизни и указал на продолжавшееся угнетение многострадальной Русской Церкви на Родине от безбожной власти.

Сегодня не менее важная задача стоит перед членами Четвертого Всезарубежного Собора. Архиерейский Синод Русской Православной Церкви Заграницей своим решением от 11/24 мая 2005 года о созыве Четвертого Всезарубежного Собора, призывает членов этого будущего Собора всесторонне обсудить следующие вопросы:

а) установления нормальных отношений между Церквами в России и за рубежом

б) миссии и служения Русской Православной Церкви Заграницей в современном мире.

С падением больше 15 лет тому назад коммунистической власти в России и с прекращением гонения на Церковь, положение в России в церковной сфере радикально изменилось. Появились условия для пересмотра наших отношений к ранее плененной Церкви и иерархии в России и установления официального диалога между Русской Зарубежной Церковью и Московским Патриархатом. В 2003 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви Заграницей принял решение вступить в диалог с Московским Патриархатом.   К настоящему времени рабочих встреч обоюдных церковных комиссий по диалогу было шесть. На своих заседаниях эти комиссии продолжают обсуждать многие вопросы, которые продолжают разделять Русскую Церковь.

Согласно 1-му параграфу нашего официального устава, т.е.   Положения о Русской Православной Церкви Заграницей: «Русская Православная Церковь заграницей есть неразрывная часть поместной Российской Православной Церкви, временно самоуправляющаяся на соборных началах до упразднения в России безбожной власти, в соответствии с Постановлением Святейшего Патриарха, Священного Синода и Высшего Церковного Совета Российской Церкви от 7/20 ноября 1920 г. за № 362». Таким образом, ввиду упразднения в сегодняшней России безбожной власти, преследовавшей в течение 70 лет Церковь, перед нам стоят для всецерковного обсуждения важные вопросы, связанные с   нашим временным самоуправлением и с поиском дальнейших шагов для нормализации отношений между Церковью в России и Церковью за границей.

В каждой епархии нашей Церкви были избраны делегаты от духовенства и мирян для участия, совместно с епископатом Церкви, в Всезарубежном Соборе и для обсуждения вышеупомянутых   насущных вопросов. Делегаты прибудут в город Сан Франциско накануне воскресенья святых Жен Мироносиц для торжественного открытия и дальнейшей работы Собора.

Архиерейский Синод призывает всех верных чад Русской Зарубежной Церкви усердно молиться о ниспослании на делегатов Собора Божией помощи и о плодотворном исходе работы Четвертого Всезарубежного Собора и Собора Епископов, который состоится непосредственно после окончания Всезарубежного Собора.

Перед началом III Всезарубежного Собора, блаженной памяти Митрополит Филарет призывал всех к единству в любви: «А главное: Всезарубежный Собор должен всех нас, чад Зарубежной Церкви, объединить в любви... Собор должен поставить пред собой эту задачу и выполнить ее, чтобы объединить всех в любви, чтобы Зарубежная Церковь оказалась дружной, единой, тесной, любящей духовной семьей» (Вступительное слово Митрополита Филарета на 4-м Соборе). Внимем этому святому призыву и на предстоящем Соборе!

Мы делегаты – епископат, клир и миряне, – как верные чада Церкви Христовой, следуя заветам Святых Отцов Вселенской Церкви, с молитвой и подвигом любви, терпения и единомыслия, при содействии Святого Духа, потрудимся для исполнения возложенного на нас дела, на благо и укрепление нашей Церкви, Глава которой есть Христос.

Господь да благословит деяния Четвертого Всезарубежного Собора для укрепления церковного единства в истине и любви!

+ Иларион,
Архиепископ Сиднейский и
Австралийско-Новозеландский,
  Председатель Предсоборной комиссии.
 
 
 
 
 

<< Вернуться назад

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com