Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / Новости

ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых  принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь

Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Популярная рубрика

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикации из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.

Мы на Fasebook

Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность

Новости

12 ноября 2009
В Москве на первой международной выставке «Свистульки мира. История и современность» широко представлена русская народная игрушка

До 29 ноября 2009 г. в Москве в Фонде народных художественных промыслов (Леонтьевский пер., 7) открыта первая международная выставка «Свистульки мира. История и современность». Впервые в рамках одной выставки собраны более двух тысяч глиняных свистулек со всех концов света – из Западной и Восточной Европы, Южной и Северной Америки, Африки, Юго-Восточной и Средней Азии, Ближнего Востока. Свистульки поражают разнообразием видов, форм и сюжетов.

История глиняных игрушек-свистулек насчитывает тысячелетия. В глубокой древности звучащие керамические изделия служили средством коммуникации и являлись предметами культов, участвуя в религиозных ритуалах. Позже свистульки утратили свою сакральную сущность, превратившись в детскую игрушку, забаву, музыкальный инструмент.

Существует несколько основных групп свистулек: сосудообразные  (распространены на всех континентах), фигуры со свистком, который находится в подставке игрушки (Португалия, Испания, Майорка, Мексика), водяные свистульки-«соловьи», конструкция которых остается неизменной при всем разнообразии форм по всему миру (Болгария, Румыния, Чехия, Финляндия, Латвия и т.д.) и глиняный музыкальный инструмент – окарина (Россия, Белоруссия, Болгария).

Экспозиция  включает три основных раздела. Первый – игрушки из археологических находок, которые экспонируются впервые: игрушки из Рязани (XVI-XVII вв.), Белгородской области (XVIII в.), Ростова Великого (XVI-XVII вв.), московские музыкальные игрушки (XVII в.), Болгарии (XVIII -XIX вв.).

Вторая часть экспозиции посвящена игрушкам стран дальнего и ближнего зарубежья – из Испании, Италии, Португалии, Украины, Молдовы, Мексики, Перу, Гватемалы, Чили, Боливии, Бразилии.

Некоторые игрушки, например, свистульки Доминиканской республики, до сих пор имеют обрядовое и игровое значение. В Перу фигурки быков прикрепляют на крышах домов рядом с христианским крестом. Необычны свистульки Китая, Индонезии, Индии, Вьетнама, Японии. И сегодня некоторые свистульки в Китае используются в культовых практиках – их ставят возле дверей или у домашних и храмовых алтарей.

Третья часть выставки посвящена традиционным русским игрушечным центрам (Хлуднево, Филимоново, Романово, Кожля, Абашево, Дымково, Каргополь и др.), а также авторским работам современных мастеров.
 
 
Игра на Хлудневской свистульке

Хлудневская игрушка получила свое название по деревне Хлуднево Калужской области. Мастера Хлудневской игрушки рассказывают о том, что не известно, когда точно зародился промысел. Внуки учились у своих бабушек, которые в свою очередь переняли мастерство у своих дедов и бабок. Традиционно лепились фигурки животных, зверей, птиц: лошадки, кони, коровы. «Изначально свистульки делались для детей, ведь в старину у деревенских ребятишек настоящих игрушек не было, вот и делали свистульки, и они ими игрались», рассказал один из участников выставки.

Характерной для Хлудневской игрушки  является фигурка «древо жизни», на ветвях которого изображаются звери, птицы. «Древо жизни» – это собирательный образ всего живого.

В языческое время некоторые игрушки являлись оберегами. Например, фигурка петуха. Считалось, что от какуреканья петуха уходит нечистая сила. Распространенной была фигурка «матери-кормилицы», она могла изображаться с детьми или с хлебом-солью и символизировала благополучие и достаток в доме.

Романовская игрушка возникла во владениях бояр Романовых и знаменита тем, что рассказывает о быте и нравах города Липецка – первого города-курорта России.

Наряду  с промыслами, которые существуют веками, на выставке представлены игрушки, появившиеся относительно недавно – в XIX – начале XX века. Среди них Петровская глиняная игрушка.

Шмаров  Михаил Александров – народный мастер Российской Федерации – рассказал о том, что в деревне Петрово Костромской области издавна существовал гончарный промысел. Горшки были поливные, покрытые глазурью. Со временем здесь стали делать глиняные игрушки. В отличие от большинства других свистулек, игрушку тут не расписывают, а после обжига опускают в глазурь. Раньше глазурь делалась из свинца, сейчас используют заводские более экологичные глазури. Из-за окиси железа игрушка имеет характерный зеленоватый цвет. 

Широко  представлена на выставке яркая, красочная  Филимоновская игрушка.

 
Мастер  Филимоновской игрушки Левитина Ирина Константиновна

На  открытии выставки мастер филимоновской игрушки Левитина Ирина Константиновна рассказала об истории и особенностях промысла.

     – Как давно существует игрушка?

      Наша филимоновская игрушка очень древняя, точная датировка ее возникновения не известна, но ей не менее 600 лет. Судя по сюжетам, игрушка существовала еще в языческие времена.

     – Каковы традиционные сюжеты игрушки?

      Игрушка возникла в деревне, поэтому сюжеты достаточно простые, деревенские. Это в основном домашние животные: коровки, собачки, уточки, курочки-наседки. Мы стараемся не отступать от традиций, которые передаются из поколения в поколение. Довольно часто встречается игрушка «барыня». Это не деревенская баба, а именно городская барыня. Часто встречается игрушка «солдат». Эти сюжеты варьируются, композицию составляет сам мастер. Например, солдата изображают сидящим на лавочке с дамой или едущим верхом на петухе. Особенно интересны композиции «Любота» – это сценка свидания влюбленных. Еще есть такая игрушка, где петушок и курочка сидят друг к другу нос к носу, эта игрушка называется «драчуны», хотя некоторые называют такую пару «поцелуйчиками».

     – А где территориально находится деревня Филимоново?

     – Это Одоевский район Тульской области. К сожалению, последние местные бабушки умерли, и деревня превратилась в дачное место. В семи километрах от деревни находится районный центр Одоев, в нем сосредоточен один из кустов народных мастеров, которые продолжают традицию филимоновской игрушки. Среди них и потомственные мастера, мастера уже в нескольких поколениях, и молодые мастера, есть дети мастеров, которые продолжают промысел. В городе есть художественная школа, где промыслу обучают детей. Недавно в Одоеве открылся музей филимоновской игрушки.

     – Из чего сделана игрушка?

     – Из уникальной местной глины. Глина черная, а после обжига приобретает белый цвет. В глину, кроме воды, абсолютно ничего не надо добавлять. Это одна из редчайших глин, имеющихся на территории России. Расписываем мы игрушку стойкими анилиновыми красителями. Игрушку можно протирать и даже мыть. Изначально для росписи свистулек использовалась натуральная темпера – краска, замешанная на яйце. Анилин появился в России в XIX веке вместе с другими китайскими товарами. Бабушкам, которые работали на промысле, очень полюбились эти яркие, сочные краски. Игрушки очень выгодно смотрелись на ярмарках и отличались от всего остального.

     – У вас существуют специальные формы для игрушек, или вы все делаете вручную?

     – Мы всегда лепим вручную. Вся игрушка лепится из одного кусочка. Это уникальная техника лепки, поэтому я всем бы посоветовала приехать к нам и посмотреть на месте, как мы работаем, познакомиться с мастерами и увидеть своими глазами, как это происходит.

     – А где вы обжигаете ваши игрушки?

     – Изначально изделия обжигались в горне. Это такая яма, вырытая в холме. Остатки от двух горнов остались в деревне Филимоново. Но сейчас в современных условиях мы обжигаем игрушки в доменных печах. Большинство мастеров работает на дому. Раньше у нас была одна печка на всех, а сейчас почти у каждого мастера есть своя печка.

     – Сколько времени  в день вы посвящаете работе на дому?

     – Поскольку это для мастеров единственный заработок, наша единственная работа, наш хлеб, мы делаем свистульки в любое свободное время. Точнее сказать, в свободное время мы занимается хозяйством, а все остальное время делаем свистульки. 

     Дарья Хоботкова

 

<< Вернуться назад

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com