Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / Новости

 
Рекомендуем
Новости сайта:
Дата в истории
Новые материалы
 
 
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я. Смотрите новый фильм
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я. Смотрите новый фильм
СВЯТАЯ ЗЕМЛЯ И БИБЛИЯ. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии. См. новый фильм
СВЯТАЯ ЗЕМЛЯ И БИБЛИЯ - Часть 2-я. Переводы Библии и археология. См. новый фильм
СВЯТАЯ ЗЕМЛЯ И БИБЛИЯ  - Часть 1-я Предисловие. Новый проект православного паломнического центра Россия в красках в Иерусалиме. См. новый фильм
 
 
 
Оксана Бабенко (Россия). К вопросу о биографии М.И. Глинки
 
 
 
Главный редактор портала «Россия в красках» в Иерусалиме представил в начале 2019 года новый проект о Святой Земле на своем канале в YouTube «Путешествия с Павлом Платоновым»
 
 
 
 
Владимир Кружков (Россия). Австрийский император Франц Иосиф и Россия: от Николая I до Николая II . 100-летию окончания Первой мировой войны посвящается
 
 
 
 
 
 
Никита Кривошеин (Франция). Неперемолотые эмигранты
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь
 

Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»

 
 
Павел Густерин (Россия). Россиянка в Ширазе: 190 лет спустя…
 
 
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
 
Протоиерей Андрей Кордочкин (Испания). Увековечить память русских моряков на испанской Менорке
Павел Густерин (Россия). Дело генерала Слащева
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Павел Густерин (Россия). О поручике Ржевском замолвите слово
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия).  От Петербургской империи — к Московскому каганату"
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Приплетать волю Божию к убийству человека – кощунство! 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Алла Новикова-Строганова. (Россия).  Отцовский завет Ф.М. Достоевского. (В год 195-летия великого русского православного писателя)
Ксения Кривошеина (Франция).  Шум ленинградского прошлого
Олег Озеров (Россия). Гибель «Красного паши»
Павел Густерин (Россия). О заселении сербами Новороссии
Юрий Кищук (Россия). Невидимые люди
Павел Густерин (Россия). Политика Ивана III на Востоке
Новая рубрика! 
Электронный журнал "Россия в красках"
Вышел осенний номер № 56 журнала "Россия в красках"
Архив номеров 
Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикация из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг. 
Славьте Христа добрыми делами!

Рекомендуем:
Иерусалимское отделение Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО)
Россия и Христианский Восток: история, наука, культура





Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность

Новости

31 июля 2009
В Дивеево пройдут празднества, посвященные дню обретения мощей преподобного Серафима — особо почитаемого святого императорской семьи Романовых

31 июля и 1 августа в Дивееве ежегодно проходят празднества, посвященные дню обретения мощей преподобного Серафима. Всенощное бдение 31 июля и Божественная литургия 1 августа будут совершены в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре под открытым небом. Об этом рассказал начальник пресс-службы Нижегородской епархии протоиерей Андрей Милкин.

По словам отца Андрея, богослужения пройдут на Соборной площади перед Свято-Троицким Серафимо-Дивеевским монастырем. Необходимость этого продиктована огромным количеством паломников, которые уже прибывают на праздник. Для верующих будет развернут палаточный лагерь на 2500 человек. Их обеспечат водой, медицинским обслуживанием, горячим питанием. Всего ожидается около 10 тысяч паломников.

В праздничной Божественной литургии по традиции примут участие правящие архиереи епархий, расположенных на территории Приволжского федерального округа,— сообщает Патриархия.ru.


Прижизненное изображение преподобного Серафима Саровского.
Находится на южной стене храма преп.Серафима Саровского
на Серафимовском кладбище города Санкт-Петербурга

Преподобный Серафим, в миру Прохор Мошнин, родился 19 июля (1 августа) 1754 года. Прославлению Серафима Саровского в лике святых в июле 1903 года немало способствовал император Николай II, который лично прибыл в Саров на торжества канонизации вместе с супругой и членами императорской фамилии.

Традиция почитания старца Серафима в императорской семье имела давние корни. Существует легенда, неизвестно когда появившаяся, о том, что Серафима Саровского в его келье посетил инкогнито царь Александр I. Событие это легенда относит к 1825 году. Более достоверен другой случай, связанный уже с семьей императора Александра II. В 1860 году тяжело заболела его 7-летняя дочь Мария. Вылечить ее взялась находившаяся в то время в Петербурге сестра Дивеевской общины Гликерия Занятова. После того, как она укрыла девочку куском мантии Серафима Саровского, больная почувствовала себя лучше и через несколько дней выздоровела.

Что повлияло на решение Николая II? Возможно, то, что сторонник канонизации Серафима Саровского Л. М. Чичагов преподнес царю свою книгу «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря», изданную в 1896 году. Важную роль, несомненно, сыграла и супруга царя Александра Федоровна. В семье императора было четыре дочери, и императрица мечтала о сыне. Николай и Александра Федоровна, по словам Витте, «… были уверены, что Саровский святой даст России после четырех Великих Княжен наследника».

Надо сказать, что через год с небольшим после посещения Сарова у императорской четы действительно родился наследник — цесаревич Алексей.


Паломники в ожидании трапезы


Билет для присутствия на богослужениях, крестных ходах и молебнах
во время Саровских торжеств. 1903.
Бумага, печать, чернила. ИРЛИ (Пушкинский Дом)

Для приема паломников, ожидаемых на торжества прославления, были построены временные бараки, медпункты, чайные… Временные пристанища, построенные вблизи Саровской пустыни, могли вместить одновременно до 50 тысяч человек, но прибывших было гораздо больше. Их количество оценивают от 100 до 300 тысяч. Люди ночевали в лесах под открытым небом.

В июне в «Церковных Ведомостях» был опубликован «Утвержденный Святейшим Синодом церемониал торжественного открытия святых мощей преподобного о. Серафима, Саровского чудотворца», в котором подробно по дням и часам были расписаны церковные службы и мероприятия, намеченные к проведению в Саровской пустыни. Для осуществления всего этого в Саров прибыло около 500 человек духовенства различных рангов». Официальных пропусков в монастырь на торжества было выдано две тысячи.

Торжества продолжались почти весь июль.

17 июля по старому стилю, в четверг, в половине шестого вечера состоялось одно из кульминационных событий Саровских торжеств — на территорию Сарова ступили император Николай II с императрицей.


Саровский монастырь. В центре — Успенский собор


Приезд царской семьи в Саровскую пустынь

Императора сопровождали: его мать императрица Мария Федоровна, его дядя великий князь Сергей Александрович с супругой великой княгиней Елизаветой Федоровной, сестра великая княгиня Ольга Александровна с супругом Петром Александровичем, герцогом Ольденбургским, двоюродный брат великий князь Николай Николаевич, двоюродный дядя великий князь Петр Николаевич с супругой великой княгиней Милицей Николаевной, дочерью черногорского князя Негоша и др.

Как писал Николай II в своем дневнике, «ехали хорошо и не торопясь». До Арзамаса ехали поездом. Далее предстояло проехать 60 верст на экипажах, запряженных четверками лошадей (известно, что для обратного пути из Сарова в Арзамас для царя и его свиты было приготовлено 540 лошадей).


Вид арки для проезда царственных особ, построенной В. П. Шнейдер,
со стороны Нижегородской губернии. Фотография 1903 года. РГИА


Встреча императора Николая II с крестьянами в национальных костюмах
на границе Нижегородской и Тамбовской губерний. Фотография 1903 года. РГИА


Делегация крестьянок в национальных костюмах Тамбовской губернии
во время встречи императора Николая II. Фотография 1903 года. РГИА


Сельские старосты встречают царя хлебом-солью

Примерно на полпути, у села Глухово был сделан привал, и паломники пили чай в специально приготовленной для этого палатке. Вот, что вспоминала великая княгиня Елизавета Федоровна: «Как много красивых и здоровых впечатлений. Мы ехали шесть часов в экипажах до монастыря. По дороге в деревнях красивые, здоровые люди были живописны в ярко-красных сарафанах и рубахах».

Надо заметить, что большинство в толпе стоявших по обе стороны дороги людей были не местными жителями, а членами «добровольной охраны», завербованными в различных уездах Нижегородской губернии. Таких добровольцев набралось около сорока тысяч, их привлекли бесплатным проездом до Сарова и возможностью посмотреть вблизи на царя. Естественно, участники охраны прошли соответствующую проверку и по сути дела «несли полицейскую службу в партикулярном платье».

Между Балыковом и Саровом проходила граница Нижегородской и Тамбовской губерний. Здесь была построена арка, и Николая II ждала очередная торжественная встреча. Встречали царя губернатор, представители городов и сословий, дарили цветы и подарки. Представители крестьянства многонациональной Тамбовской губернии были в народных костюмах. Сначала шли ряды красивых рослых великорусских крестьянок, в шитых сарафанах и парчовых кокошниках с золотом. Далее тянулись ряды мордвы и мещеряков в их белых, тоже расшитых всевозможными узорами костюмах. Позади них, чтобы лучше оттенить всю красочность и эффектную пестроту их одежд, были поставлены однотонными рядами татары в зеленых, черных и белых халатах. Государю встреча понравилась. «Очень живописны крестьянки в своих нарядах и мордовки также» — записал он в дневнике.


Прибытие Государя и Государыни на Соборную площадь в Серафимо-Дивеевском монастыре


Августейшие паломники проходят через Соборную площадь в Серафимо-Дивеевском монастыре


Торжественный выход Царской семьи из главного собора Серафимо-Дивеевского монастыря

В Саровской пустыне и в Дивеево, несмотря на огромное количество народу, царила общая атмосфера праздничности и возвышенности чувств. Приподнятое настроение простых паломников передавалось и царю: «Подъем духа громадный и от торжественности события и от поразительного настроения народа».


Императрица Александра Федоровна с сестрой великой княгиней Елизаветой Федоровной
посещают источник прп. Серафима в дни Саровских торжеств 17–19 июля 1903 г.


Николай II с великими князьями по дороге в дальнюю пустыньку батюшки Серафима


Саровские торжества 1903 г.
Посещение императором Николаем II и императрицей Александрой Феодоровной источника прп. Серафима Саровского. 1903 г.


Царица Александра Федоровна у входа в купальню при святом источнике


Саровские торжества 1903 г.
Император Николай II с великими князьями и свитой у источника


Саровские торжества 1903 г.
Император Николай II возвращается от источника в обитель.
На заднем плане — архимандрит Серафим (Чичагов)

Утром 18 июля после ранней обедни в Успенском соборе Николай II со свитой осматривали монастырь, в том числе спускались и в пещеры. После осмотра достопримечательностей в Успенском соборе в присутствии царя прошла последняя панихида по о. Серафиме, в которой он еще поминался не как святой. По окончании церковной службы августейшие паломники отправились осматривать места, связанные с преподобным Серафимом: ближнюю и дальнюю пустынки и камень, на котором он молился. Николай II, сопровождаемый великими князьями Николаем Николаевичем, Петром Николаевичем, Сергеем Александровичем и герцогом Лейхтенбергским пошли пешком, все же женщины поехали в экипажах. Пешком проделал царь и обратный путь.

«Дорога, идущая лесом, замечательно красива. Вернулись домой пешком, народ был трогателен и держался в удивительном порядке,— записал он в своем дневнике.


Среди тех, кто несет раку с мощами — император Николай II


Саровские торжества 1903 г.
Перенесение мощей преподобного Серафима


Часовня над могилой святого Серафима Саровского

В 6 вечера 18 июля состоялась самая главная и торжественная церковная служба этих дней — всенощная, во время которой произошло прославление Серафима Саровского как святого русской православной церкви. Гроб с его останками был перенесен из Зосимо-Савватиевской церкви в Успенский собор; носилки с ним несли Николай II, великие князья и архиереи.

Из дневника царя: «Впечатление было потрясающее, видеть, как народ и в особенности больные, калеки и несчастные относились к крестному ходу. Очень торжественная минута была, когда началось прославление и затем прикладывание к мощам. Ушли из собора после этого, простояв три часа за всенощной…».

Всю ночь с 18 на 19 июля двери Успенского собора были открыты, и тысячи людей заходили в него, чтобы приложиться к святым мощам. Во время службы 19 июля в Сарове крестный ход с мощами Серафима Саровского, которые опять несли на носилках Николай II с великими князьями, обошел вокруг Успенского собора, после чего мощи были помещены в установленную в соборе раку. В этот день Николай II принял участие в братской трапезе, а также посетил специально построенный «павильон тамбовского дворянства», где его угостили чаем.


Посещение членами Царской семьи кладбища в Дивеево
В Преображенской кладбищенской церкви хранилось несколько памятников, оставшихся от преподобного Серафима

К вечеру 19 июля относится следующая очень любопытная запись в дневнике царя: «В 7 с ½ обедали у Мама. Затем по два и по три пошли к источнику, где с особым чувством выкупались из-под крана студеной воды. Вернулись благополучно, никто в темноте не узнавал». Так состоялось это вошедшее в легенды купание Николая II и Александры Федоровны в источнике преподобного Серафима. Интересно, что в официальных репортажах, порой очень подробных, ничего об этой вечерней прогулке к источнику не сказано.

На следующий день 20 июля в девятом часу утра Николай II со свитой отбыл из Сарова.




Паломники в ожидании чуда исцеления

Неизгладимое впечатление произвели торжества в Сарове на великую княгиню Елизавету Федоровну. В письме из Сарова она пишет: «Какую немощь, какие болезни мы видели, но и какую веру. Казалось, мы живем во времена земной жизни Спасителя. И как молились, как плакали – эти бедные матери с больными детьми, и, слава Богу, многие исцелялись. Господь сподобил нас видеть, как немая девочка заговорила, но как молилась за нее мать…». После торжеств 1903 года Елизавета Федоровна еще несколько раз приезжала в Саров и Дивеево для молитвы.

Текст по материалам сайта Седмица

<< Вернуться назад

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com