Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / Новости

 
Рекомендуем
Новости сайта:
Дата в истории
Новые материалы
 
 
Оксана Бабенко (Россия). К вопросу о биографии М.И. Глинки
 
 
 
Главный редактор портала «Россия в красках» в Иерусалиме представил в начале 2019 года новый проект о Святой Земле на своем канале в YouTube «Путешествия с Павлом Платоновым»
 
 
 
 
Владимир Кружков (Россия). Австрийский император Франц Иосиф и Россия: от Николая I до Николая II . 100-летию окончания Первой мировой войны посвящается
 
 
 
 
 
 
Никита Кривошеин (Франция). Неперемолотые эмигранты
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь
 
Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»

 
 
Павел Густерин (Россия). Россиянка в Ширазе: 190 лет спустя…
 
 
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
 
Протоиерей Андрей Кордочкин (Испания). Увековечить память русских моряков на испанской Менорке
Павел Густерин (Россия). Дело генерала Слащева
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Павел Густерин (Россия). О поручике Ржевском замолвите слово
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия).  От Петербургской империи — к Московскому каганату"
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Приплетать волю Божию к убийству человека – кощунство! 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Алла Новикова-Строганова. (Россия).  Отцовский завет Ф.М. Достоевского. (В год 195-летия великого русского православного писателя)
Ксения Кривошеина (Франция).  Шум ленинградского прошлого
Олег Озеров (Россия). Гибель «Красного паши»
Павел Густерин (Россия). О заселении сербами Новороссии
Юрий Кищук (Россия). Невидимые люди
Павел Густерин (Россия). Политика Ивана III на Востоке
Новая рубрика! 
Электронный журнал "Россия в красках"
Вышел осенний номер № 56 журнала "Россия в красках"
Архив номеров 
Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикация из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг. 
Славьте Христа добрыми делами!

Рекомендуем:
Иерусалимское отделение Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО)
Россия и Христианский Восток: история, наука, культура





Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность

Новости

07 октября 2008
«Жуткая история». Распутин на оперной сцене

Дмитрий Бертман — главный затейник и фантазер московской оперной сцены. Многие сочинения, старинные и современные, впервые были представлены нам именно на сцене «Геликон-оперы», репертуар которой принципиально отличается от репертуара других оперных театров страны. И вот — очередной сюрприз, премьера спектакля «Распутин» на музыку американского композитора Джея Риза. В программке написано про актуальность темы и сходство нынешней России с Россией предреволюционной. Не верьте словам: это просто рекламный трюк. Недаром на вопрос, что же такого сходного он тут углядел, режиссер спектакля шутливо отказывается отвечать: «Я не буду по той причине, что у нас сейчас строится здание тетра. Когда построят, буду отвечать».

«Распутин» Джея Риза был представлен на сцене Нью-Йорк Сити-опера в 1988 году, но сам композитор очень хотел увидеть ее на российской сцене

«Я хотел, чтобы эта опера была первым моим сочинением, представленным в России»

Партитуру Бертман получил из первых рук. Случилось это 14 лет назад: «14 лет назад у нас на Большой Никитской шел спектакль, и Джей Риз, который находился в этот момент в Москве по каким-то музыкальным делам, связанным с конкурсами в Консерватории, приходил к нам на спектакли в театр. И после одного из спектаклей мы познакомились, он сказал, что написал оперу, которая только недавно прошла в Нью-Йорке, и он бы мечтал, чтобы эта опера была у нас в России, в нашем театре, что он эту оперу мечтал исполнять на русском языке, и либретто писалось сразу на двух языках. И подарил клавир. Через некоторое время прислал по почте оркестровые голоса и партитуру, я увлекся этой идеей, и даже некоторые солисты начали учить. Я надеялся очень тогда на помощь, думал, может, американское посольство поможет или что-нибудь такое. Никто не помог. Театр был еще маленький, ножки гнулись, состава не было, оркестра большого не было, ничего не было. И так это, в общем, и ушло в стол. В прошлом году я подумал, что надо бы сделать какую-то современную оперу, вспомнил о "Распутине" и понял, что это очень своевременно. И исторически своевременно, и все есть для того, чтобы сделать "Распутина" и, притом, без всякой помощи».

«Распутин» Джея Риза был представлен на сцене Нью-Йорк Сити-опера в 1988 году, но сам композитор очень хотел увидеть ее на российской сцене: «Да, я хотел, чтобы эта опера была первым моим сочинением, представленным в России, где публика хорошо знакома с этим сюжетом. Это самое русское мое произведение. История Распутина сама по себе — оперная, возможно, она даже напоминает мыльную оперу. Но реальные события превращаются в миф, в символ времени, это я и хотел показать».

Действительно, все, что написано в либретто, нам хорошо знакомо. Распутин и народ, явление старца ко двору, чудесное исцеление наследника, близость (включая физическую) с фрейлинами, истовая вера в Распутина царицы, заговор Юсупова и компании, убийство. Все — по верхам, как и сама музыка — атональная, компилятивная, скроенная по общим музыкальным лекалам ХХ века, весьма иллюстративная, с вкраплениями прямых цитат из классики в специфической аранжировке.

Дмитрий Бертман музыку от нападок специалистов защищает: «Судьба любого режиссера и руководителя театра оперного сегодня очень сложна. Самый главный враг у меня это композитор. Каждый день в театр приходит по несколько десятков клавиров, опер, которые пишут современные композиторы. Притом, не только российские, но и зарубежные тоже, и среди них есть очень известные композиторы с очень большими именами. В основном, форма у них такая: «посмотрите оперу, только лично я к вам приду и сыграю, это всего четыре с половиной часа». Был период такой в жизни, когда я все это играл с ними, пел, слушал. Потом я понял, что превращаюсь в закупочную комиссию Министерства культуры. Теперь, когда я слышу звонок от композитора, у меня сразу оборона. Вне зависимости ни от чего. Просто оборона, рефлекс. Но в данной ситуации пришел композитор, принес оперу «Распутин». Он милейший человек, я понимаю, что для него это не вопрос карьеры или денег, это вопрос только творческий. И я эту оперу очень внимательно тогда посмотрел. И она мне очень понравилась по музыке, потому что в ней есть самое главное — драматургия музыкальная, что сейчас очень редко встречается в опере. Потому что сегодня композиторов, в основном, волнует форма — как придумать что-то такое, что до меня никто не придумывал. И я вижу, как композиторы работают, я же многих знаю. Они все уже имеют компьютеры, и что касается атональной музыки, я ей вообще не верю, потому что знаю, как она пишется на компьютере. И там нет драматургии. А вот в этой музыке она есть. Что такое драматургия? Драматургия тембра, когда появляется какой-то инструмент, и он обозначает какое-то событие, когда Александра Федоровна снимает крест, и в этот момент идет совершенно додекафонное арпеджио, я понимаю, что там существует некий факт, который должен быть на сцене показан. И мне интересно работать именно с такой музыкой. Плюс к этому, я прекрасно вижу в этой музыке, что у автора есть абсолютные кумиры, как Чайковский, Шостакович, Прокофьев, Пуленк. В общем, компания, которую я люблю. По мысли музыкальной, по сущности выражения музыкальной, и это композитор, который написал произведение для театра».

Жуткая история

Но, что бы ни говорил Дмитрий Бертман, произведение ничем не отличалось бы от вампуки [«вампу́ка» — выражение, обозначающее шаблонные, банальные и нелепые ходы в оперных постановках, а также сами оперы, написанные по подобным шаблонам; происходит от названия оперы-пародии «Вампука, невеста африканская, образцовая во всех отношениях опера» (1909) на музыку В. Г. Эренберга; — PC], если бы не его и всей постановочной группы титанические усилия. Художники Татьяна Тулубьева и Игорь Нежный сочинили лаконичное и образное решение пространства — самого, доложу я вам, неподходящего для оперного театра пространства, потому что зал маленький, зрители сидят прямо на носу у оркестрантов, над ними нависают актеры, а сцена вовсе лишена объема. На этой крохотной площадке сценографы выстроили деревянный помост, который может быть накренен к зрителю или, напротив, запрокинут от него. А на помосте — стройными рядами — пасхальные яйца в человеческий рост. В дворцовых сценах это парадные работы Фаберже, а в народных — скорлупа будто разрезана по вертикали, и пустые ее половинки в темноте кажутся какими-то норами или пещерами. Сам народ — тут вовсе не богоносец, это нагая (в телесного цвета трико), безликая толпа язычников, бьющаяся в экстатических припадках у ног так сказать святого старца. Сам старец в портретном гриме Распутина (я слушала в этой партии Николая Галина) прекрасно знает себе цену и глумится над теми, кто ему верит. Князь Юсупов (в отличном исполнении Василия Ефимова) олицетворяет собой силы, противостоящие Распутину. В женском гриме и парике, в чулках и на высоких каблуках он выступает в кабаре с малопристойной песенкой «Дитя любви», и все это живо напоминает образ, созданный Хельмутом Бергером в фильме Лукино Висконти «Гибель Богов».

Хотел того Бертман сознательно или нет, но история вышла жуткая. Две силы (условно говоря, распутинщина и юсуповщина) рвут нищую, дряблую Россию на части: обе распутны в самом страшном значении этого слова. Единственный светлый образ в спектакле — царица Александра Федоровна. Вера ее в Распутина обусловлена материнской любовью — у наследника гемофилия, а Распутин останавливает кровотечение, вера ее в Бога истинна, любовь к царю неподдельна. Возможно, дело в том, что Наталья Загоринская — не только превосходная певица, но и замечательная актриса, которая умеет объяснить и оправдать поступки своей героини.

История Распутина, рассказанная в спектакле, конечно, не слишком достоверна, но не следует предъявлять серьезных претензий к столь условному жанру, как опера. Тем более, что у нас сейчас — извините — в учебниках истории можно прочитать, что Распутин на самом деле умел заговаривать кровь и лечить наложением рук, и этим объясняется его придворная карьера.
 

<< Вернуться назад

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com