"Лия Ахеджакова - крупная актерская и человеческая индивидуальность, - сказал в интервью РИА Новости известный режиссер Валерий Фокин. - Она большая труженица. Театр, кино, актерская профессия составляют смысл ее жизни - она может работать 24 часа в сутки. Это актриса, слушающая режиссера, старающаяся его лучше понять, помочь. Она настоящий соавтор".
"Часто ее использовали как чисто комедийную актрису, не замечая, что в ней есть глубокая трагикомическая сущность, - считает Фокин. - Я это в полной мере ощутил, работая с ней в спектакле "Мы не увидимся с тобой" по Константину Симонову, где она пронзительно сыграла роль матери, и в гоголевских "Старосветских помещиках" (спектакль назывался "Старосветская любовь")."
Около 50-и киноработ и 20-и ролей на сцене "Современника" сыграла Ахеджакова. Один из последних фильмов с ее участием - картина Кирилла Серебренникова "Изображая жертву".
"Судя по прекрасной форме, в которой находится сегодня Ахеджакова, я уверен, что эта актриса еще неоднократно порадует, восхитит и поразит зрителя своими новыми ролями и новыми открытиями", - уверен Фокин.
Лия Меджидовна Ахеджакова родилась в Днепропетровске. В 1961 году окончила Государственный институт театрального искусства имени Луначарского и начала работать в Московском ТЮЗе в амплуа травести.
В 1977 году актриса перешла в труппу театра "Современник" к режиссеру Галине Волчек. Дебют Ахеджакова на сцене "Современника" состоялся в спектакле "Из записок Лопатина" по Константину Симонову. И, как часто бывает в актерской судьбе, это был срочный ввод вместо заболевшей актрисы Любови Добржанской.
"Волновалась я жутко, - вспоминает Ахеджакова, - потому что обожала "Современник", - это был мой любимый театр. Вообще, я вам не могу передать, что это такое для меня было. Не знаю, как я инфаркт не получила".
Но, как отмечает актриса, рядом с ней были Марина Неелова, Валентин Гафт и Валентин Никулин. Эти три человека, по ее словам, в трудный момент окружили ее невероятной нежностью.
В сегодняшнем репертуаре Лии Ахеджаковой миссис Форд в "Виндзорских насмешницах" Уильяма Шекспира, Зина Абрамова в "Крутом маршруте" Евгения Гинзбурга, Леона Доусон в "Предупреждении малым кораблям" Теннесси Уильямса, Рахель в "Трудных людях" Йосефа Бар-Йосефа, Зина в спектакле "Мы едем, едем, едем..." Николая Коляды, Селестина в одноименной постановке по пьесе того же Коляды.
В кино актриса начала сниматься с 1973 года, и уже ее дебютная роль в фильме "Ищу человека" была отмечена призами международных кинофестивалей в Варне и Локарно.
Ахеджакова снималась у многих видных режиссеров: в картине Алексея Германа "Двадцать дней без войны", мелодраме Владимира Меньшова "Москва слезам не верит", фильмах Эльдара Рязанова, с которым она впервые встретилась в 1975 году на съемках "Иронии судьбы".
Своим главным учителем Ахеджакова считает выдающегося российского режиссера Анатолия Эфроса, хотя работала с ним только один раз, когда он создавал телеверсию своего знаменитого спектакля "Таня" по пьесе Алексея Арбузова.
"Анатолий Васильевич Эфрос работал со всеми нами легко, - вспоминает Ахеджакова. - Он предлагал совсем скромные, почти незаметные вещи, которые оказывались очень сложными на экране. Это была тихая и нежная работа, а в моей жизни - маленький кусочек счастья, хотя у меня была очень небольшая роль домработницы Дуси".
Ахеджакова удостоена нескольких наград, в числе которых Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых за роль секретарши Верочки в "Служебном романе".
За роль в трагикомедии Рязанова "Небеса обетованные", признанной фильмом года, она, по результатам опроса журнала "Советский экран", была названа лучшей актрисой 1991 года.