Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / Новости

ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых  принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь

Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Популярная рубрика

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикации из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.

Мы на Fasebook

Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность

Новости

07 июля 2008
Ключевое слово: «Покровский собор»

Ключевые слова этой недели составляют название хорошо всем известного собора на Красной площади. Сейчас, в разгар лета, — это ключевая точка многих туристических маршрутов. Между тем, главный хранитель музея «Покровский собор» Любовь Успенская очень гневается, когда его называют Храмом Василия Блаженного.

«Не Храм Василия Блаженного, умоляю! Вы все-таки делаете акцент на храме Покрова. Церковь у нас только одна Василия Блаженного. Да, народное название нашего собора — Храм Василия Блаженного. Но надо очень помнить гениального митрополита Макария, который придумал всю эту программу нашего памятника, и подвинул Ивана Грозного на такое строительство. И все-таки смысл этого памятника Покров Богоматери. Мы все это забываем. Для своего времени это было более чем важно, потому что Богоматерь — покровительница, Матерь Божья заступница. Из старой литературы, которая давно уже опровергнута, известно, что сначала похоронили Василия Блаженного, а потом на этом месте построили собор. На самом деле...»
 
— А на самом деле это неправда.
— На самом деле, это уже исследовали, он похоронен был в 1557 году, а собор заложили в 1555.
 
— То есть наоборот произошло.
— Да. А старые источники неправильные.
 
— И вот этот собор долгое время был действующий.
— Нет. Дело в том, что памятник практически для постоянных служб для прихожан никогда не служил. Потому что все люди ходили в свои приходские церкви. А их было навалом. Все-таки это храм-памятник, который увековечил два момента — взятие Казани и идею Москва — третий Рим, второй Иерусалим.
 
— То есть я вас правильно поняла, что как в обычных церквях, постоянной службы там никогда и не было?
— Понимаете, ведь самая главная идея была в том, чтобы восемь церквей поставить на одном основании. Поэтому он уникален. Церкви по объему все маленькие. Там были свои притчи, но зимой там служить практически невозможно. Там температура почти что нулевая. Поэтому там молебны совершались. А службы совершались по престолам. Почему второе название у памятника появилось? Потому что церковь Василия Блаженного — мартириум, то есть воздвигнут над могилой Василия Блаженного. И вот она была открыта постоянно. Поэтому люди не в сам собор, а в церковь ходили. Там двери были открыты постоянно. Поэтому верующие люди название этой церкви, постоянно открытой, делают народным прозвищем собора. Если вы идете по крыльцу, вы идете только в храм Покрова.
 
— А как же тогда попасть к Василию?
— А церковь Василия Блаженного стоит прямо на земле. Ни на какие ступеньки подниматься не надо.
 
Перенос значения с части на целое, о котором говорила Любовь Успенская, в лингвистике обозначается специальным термином — синекдоха. Если и возникла она потому, что церковь Василия Блаженного была постоянно действующей, а весь собор — нет, то отчего до сих пор преобладает неофициальное название? Здесь все дело в том, что Покровских храмов много. Когда же упоминают Василия Блаженного, то без дополнительных пояснений понятно, о чем именно идет речь.
 
Лиля Пальвелева
7.07.08

<< Вернуться назад

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com