Пока Россия выбирала президента, Большой театр решал, кто в январе 2009 года займет место Алексея Ратманского и станет новым художественным руководителем балетной труппы. 3 марта его имя было названо — это танцор, хореограф и художественный руководитель театра «Русский балет» Юрий Бурлака.
Кажется, все в стране знают имя нового президента России, но считалось, что никому не ведомо имя нового руководителя большого балета. Однако уже неделю назад произошла утечка информации: им станет Юрий Бурлака. Правда, на следующий день случился переполох: поступила новость, что балетмейстером в Большой театр приглашен Юрий Григорович. Многие решили, что главным балетмейстером, но ошиблись. Григоровичу предложена должность штатного хореографа театра, Юрию Бурлаке — художественного руководителя. До сих пор все полагали, что Алексей Ратманский останется главным приглашенным балетмейстером.
«Планы постановочные, но я, честно говоря, поостерегся бы сейчас называть театры и названия, — говорит Алексей Ратманский. — Я думаю, что какое-то время я буду, что называется, свободным художником, хореограф на вольных хлебах».
При этом директор Большого театра Анатолий Иксанов тут же говорит: нет, Алексей Ратманский остается главным приглашенным балетмейстером. Получается, что Ратманский считает, что он не остается, а директор театра, что остается. Ясности добиться журналистам так и не удалось.
Кажется, что Большой театр заимствовал форму, принятую на Западе, но там четко прописано, сколько балетов будет ставить главный приглашенный балетмейстер, станет ли он заниматься с молодежью, будет ли поддерживать состояние спектаклей, сделанных им прежде. А в России форма есть, содержанием она, кажется, пока не наполнили. На вопрос, что входит в обязанности Юрия Бурлаки, отвечал Анатолий Иксанов (самого Юрия Бурлаки, как и Юрия Григоровича не было): «Есть художественный руководитель балета Большого театра, коим был Алексей Ратманский. Всю полноту власти, творческую политику на перспективу, ответственность за нее несет художественный руководитель. Алесей будет оговаривать как минимум одну постановку, к Новому году он будет делать ее в театре. Поэтому его работа совершенно конкретная. Просто у нас будет постоянно хореограф, который раз в год будет, я надеюсь, а может быть два, а, может быть, один в два года, неважно. То, что Алексей будет здесь и двери для него открыты — это важно.»
По словам Анатолия Иксанова, Юрий Бурлака, более всего известный реставрацией балета «Корсар», будет следовать путем Алексея Ратманского. Каков он — на мой вопрос отвечает Ратманский: «Балансирование между пониманием, что Большой это классический театр, один из самых знаменитых, вместе с тем живой театр, в котором появляется хореография, сделанная специально для артистов. Артисты не только повторяют роли, созданные их предшественниками, но и создают роли. Внимание к истории Большого, к тем, может быть, незаслуженно забытым названиям. Это и Шостакович, это и балеты 30-х годов, это и 50-е, 60-е годы и, конечно, появление важных, главных хореографов. Да, забыл еще очень важное направление, мне кажется, мы достаточно много сделали на этом пути, — поиск молодых русских хореографов».