|
||||||||||||||||||||||||
Главная / Журнал / Зима 2006-2007. № 9 / РУССКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ / О вере, русской надежде и западной любви. Интервью с о. Феофаном, настоятелем Русской Православной Церкви в Дании. Ирина Щеглова |
||||||||||||||||||||||||
ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Авторский канал видео путешествий Павла и Ларисы Платоновых - Israel with Paul and Laura на английском языке
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Хранительница последнего очага Кима Филби
Павел Густерин (Россия). Особенности языковой подготовки на профильных факультетах российских вузов
Павел Густерин (Россия). Хронология российско-йеменских отношений
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Павел Платонов (Израиль, Иерусалим). К дню памяти протоиерея Василия Ермакова - 3 февраля 2021 года
Павел Густерин (Россия). Комментарии к «Записке Петра Великого о фортециях»
Юлия Бесстремянная (Россия). Православная музыка и живопись в современных изданиях: опыт Российской государственной библиотеки
Никита Кривошеин (Франция). «Дмитрий Сеземан и его двойной исход». К столетию русского Исхода. Беседа с Никитой Кривошеиным. Анна Кузнецова
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Судьба Радзивилловской (Кёнигсбергской) летописи
Павел Густерин (Россия). Был ли Александр Невский назван в честь Александра Македонского…
Павел Густерин (Россия). О генеалогическом единстве Русского мира на примере внуков Мстислава Удатного
Павел Густерин (Россия). Список мест, связанных с земной жизнью Иисуса Христа, с упоминанием произошедших событий
Павел Густерин (Россия). Обстоятельства совершения советскими войсками рейда по северным районам Афганистана в 1929
Юрий Кищук ( Россия). Время воздержания. И отчуждения?
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
Павел Густерин (Россия). Установление дипломатических отношений между Советской Россией и Афганистаном
Павел Густерин (Россия). Торговые отношения между СССР и арабскими странами в 1920–1930-х годах
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
Галина Бесстремянная (Россия). История православия в Японии и династия японских священнослужителей
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
Павел Густерин (Россия). Академик Мясников об Афанасии Никитине: пародия на науку
Оксана Бабенко (Россия). Надежда Васильевна Туманина - биограф великих русских композиторов
Александр Кан (Великобритания).
Спасение Романовых: иллюзия или упущенные возможности?Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
Айдын Гударзи-Наджафов (Узбекистан). Жизнь без мифов. Великий князь Николай Константинович 1850-1918
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель Ксения Кривошеина. (Франция). Памятники чекистским палачам до сих пор украшают страну"
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Жорж Нива (Франция). Четыре трети нашей жизни. «Сюрреалистический фильм» о русской эмиграции
Олег Гоков (Украина). Российская военная миссия 1877 года в Персию
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых"
Олег Гоков, Сергей Фалько (Украина). Военно-разведывательная миссия Н.Я. Шнеура и В.А. Бодиско по странам Европы, Северной Америки и Азии в 1880–1881 гг.
Оксана Бабенко (Россия). Тень православия в музыке: русское музыкальное общество и столичные консерватории во второй половине XIX века
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Светлана Баконина (Россия). Первый опыт духовного руководства русскими паломниками (из дневника священника, сопровождавшего богомольцев на Святую Землю в 1912 году)
Популярная рубрика
Протоиерей Георгий Митрофанов. "Трагедия России: «запретные» темы истории XX века в церковной проповеди и публицистике" Полемика, отзывы
Проекты ПНПО "Россия в красках": Публикации из архивов:
Русское Александровское подворье близ храма Воскресения. Путь к Александровскому подворью. Извлечение из издания ИППО 1901 г. Храм Воскресения Господня в Иерусалиме и окружающие его святыни
Палестина под властью христианских императоров. (326-636 г.г.) По Альфонсу Курэ. С.Петербург. 1894 год. X. Свв. Савва и Феодосий. XI. Св. Савва и император Анастасий. До 528 г.
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.
Мы на Fasebook
Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках" Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
|
О вере, русской надежде и западной любви
Интервью с о. Феофаном, настоятелем Русской Православной Церкви в Дании
Идет Рождественский пост. Наш корреспондент Ирина Аваковна Щеглова встретилась с отцом Феофаном, настоятелем Русской Православной церкви в Дании, и задала ему ряд вопросов. Корр.: Отец Феофан, ваша профессия в миру, до того как вы приняли монашество, была ли как-то связана с церковью?
Отец Феофан: По профессии я медицинский работник. Работал фельдшером два года, а с 1989 по 1991 год служил в армии в топографических войсках. Об армии у меня сохранились самые теплые воспоминания. Проходя службу, я одновременно служил и в церкви в Иваново. У меня был свободный выход в город, и все церковные праздники я проводил в храме. И до армии я был и алтарником, и певцом, и чтецом.
– Вы ощущаете присутствие Бога в своей жизни?
– Конечно. Меня бабушка научила молиться в детстве без всякой премудрости, от простоты сердца.
Как какой-то экзамен, так обязательно попадется то, что ты знаешь. Я закончил медучилище с красным дипломом, затем семинарию и Московскую Духовную академию. А затем так получилось, что я стал монахом. И теперь то, что я получил бы в семье, я получаю в церкви. У меня много друзей, много чад.
После Академии меня направили сначала в Иерусалим, а затем в Данию.
– Какое впечатление складывается у вас о западной жизни? Мы теперь тоже идем по пути западного развития.
– На Западе мне нравится порядок, все подчинено закону, по крайней мере на первый взгляд. Человек почти не сталкивается с беззаконием, только в исключительных случаях. На Западе очень высока культура общения, к сожалению только внешняя. Они любезны, стараются помочь друг другу... Но, на мой взгляд, все эти отношения поверхностны и кратковременны. Если и возникает желание помочь ближнему, то реализовать его очень сложно. Западный человек – это маленький винтик, который может крутиться только в каком-то одном направлении. Это люди узкой специализации во всех отношениях, и в отношениях друг с другом в частности. Может быть, он и хочет тебе помочь, но не может, боится выйти за рамки закона. Там все регламентировано. Западные законы довольно сложны, разработаны до мелочей. Не дай Бог их нарушить.
И хотя у людей есть сострадание, есть внутреннее, заложенное Богом, желание помочь, но, с другой стороны, западный человек считает, что для этого существуют специальные службы, они и помогут. А если самому начать помогать, то можно сделать что-то неправильно, не квалифицированно. Вдруг выйдешь за рамки закона по незнанию? А этого делать нельзя...
– Может быть, это и правильно?
– Может быть. В России, например, мужик в деревне на все руки мастер, он в любом деревенском деле специалист. А там широту человека закон ограничивает. Твоя только эта область деятельности и не больше. А если ты сделал что-то большее, с тебя спросят как с нарушителя, а не как с человека доброго и отзывчивого.
– Западный человек в течение жизни может менять род занятий?
– Может. Они любят учиться и учатся до глубокой старости. На Западе развита система вечерних школ, которые не дают дипломов, но свободное время можно занять. К примеру, можно разнообразить свою жизнь пением или рисованием. В Дании сейчас мода писать православные иконы. Приезжают учителя из России. Приглашают наших иконописцев.
– Почему именно православные иконы?
– На мой взгляд, западноевропейская живопись слишком заземлена, бездуховна. Человек ищет духовности, так как он существо духовно-материальное.
– В России тоже идет поиск духовности. И он часто приводит людей в секты, а не в православный храм.
– В секты в основном идут те, кому нужно все сразу и по возможности сейчас. Шарлатаны этим пользуются. Но и за этим стремлением стоит стремление к непознанному, таинственному.
– Отец Феофан, чем вы объясните знаменитую западную вежливость?
– Это культурная традиция. Все поступают так. Они этому учатся друг у друга. Ты встретился глазами с кем-то на улице – и он тебе обязательно улыбнется. И видно, что у него улыбка искренняя.
– Если тебе в России кто-то улыбнется, можно подумать, что с ним что-то не то.
– Там, наоборот, если ты не улыбнулся, значит, с тобой что-то не так.
– Может быть, у датчан за плечами не одно десятилетие спокойной жизни?
– Может быть, и так. У них войн не было с XIX века. И Вторая мировая война прошла спокойно. Они просто открыли границы. Практически во время оккупации погибли только два человека. Это те, кто не услышал приказа правительства о капитуляции, начали палить в противника, а те ответили. Конечно, было и Движение сопротивления.
– Когда ты спокоен, когда тебе ничего не грозит, почему бы и не улыбаться?.. У нас за одно столетие две революции, две войны, контрреволюция... Не до улыбок.
За счет чего живут датчане? Как они решают модные в настоящее время в России экономические проблемы?
– У них нет ни газа, ни нефти... И высоких технологий тоже нет. Ученых они приглашают из разных стран. Например, в знаменитом университете Нильса Бора в основном работают русские ученые, помимо немцев и французов.
– Сейчас утверждается, что рейтинг вузов России один из самых низких в мире...
– Это, конечно, не соответствует действительности.
Что касается экономических проблем, то развитие сельского хозяйства для датчан – это национальная идея. На 5 миллионов граждан Дании приходится около 30 миллионов свиней. Здесь свое сливочное масло, много пасется коров на пастбищах, много посадок разных сортов картофеля, пшеницы, льна... Цель – обеспечить страну продуктами питания. Насколько мне известно, в Дании ввоз сельхозпродукции законодательно запрещен. Свинину, мясо, масло страна экспортирует. Датчане уверены, что их продукты питания лучшие в мире. Хотя я так не считаю. Я сравниваю российские овощи и фрукты с датскими. Это небо и земля. Урожаи там обильные и продукция красивая, но по вкусовым качествам и по содержанию различных питательных веществ их продукты, на мой взгляд, уступают нашим.
– Они входят в ЕС. Я знаю, что ЕС обычно указывает фермерам все до мелочей, каков должен быть процент углеводов, воды, жиров в сельскохозяйственных продуктах.
– Да. ЕС постоянно пытается диктовать всем свои правила. Датчане противятся этому. Они и европейскую валюту не ввели, у них по-прежнему кроны...
– Как известно, сельское хозяйство способствует сохранению нравственного здоровья населения...
– Это одно из средств сохранения нравственного здоровья. И внешне и внутренне датчане действительно нравственные люди. Но в настоящее время в стране пропагандируется безграничная свобода, протестантизм практически никакого влияния на общество не имеет. Для датчан нравственность – понятие чисто личное. Если ты считаешь, что это нравственно, значит, так и есть.
– Если учесть, что "душа человека – христианка", то, может быть, они правильно полагаются на собственное мнение?
– Дело в том, что христианский корень души имеет неприятное свойство обрастать сорняками. Любой корень, любой силы, может быть заглушен. А поскольку душа – это зеркало, которое отражает твое состояние, получается, что ты сам должен посмотреть на себя и оценить. И это, конечно, одно из достоинств человека. Но поскольку зеркало может быть запачкано или закрыто, то соответственно изображение в нем искажается.
И вот результат: семьи в Дании практически нет. Даже идеи семьи уже не существует. Государство выдает тем, кто не имеет семьи, денежное пособие. В результате люди предпочитают жить в гражданском браке. Это выгодно. В Дании есть официальный институт так называемых любовников. Ты друг, любовник, но деньги врозь.
А ведь именно семья – величайшая структура общества. Семья – отражение или символ божественной троицы. Внутритроичная любовь, которая существует в Боге, отражается на семейных отношениях и призвана спасти человечество. Потому что только в семье вырабатывается сострадание, жертвенность, терпение, смирение, почитание человека, любовь. Можно сколько угодно говорить об этом в школе, но пока родители не внушат ребенку эти истины, они не усвоятся.
В результате дети не заботятся о своих родителях. На Западе, конечно, есть очень хорошие дома для престарелых, и это хорошо. Но при всем хорошем возникают сложности во взаимоотношениях. Я часто бываю в домах для стариков и вижу, что, несмотря на райские условия, люди мечтают оттуда вырваться. Люди там ни в чем не нуждаются, кроме любви своих близких. От этого они сходят с ума. Старики физически не могут уйти, а дети частенько не только их не навещают, но и стараются по суду забрать последние накопления. Все только по закону, и это мертвые отношения.
– Кто заботится о детях в условиях института любовников?
– Мать заботится о ребенке. Рожают детей крайне редко. Правительство посчитало, что демографическую ситуацию исправят мигранты из Африки, Азии. Ничего из этого не вышло, мигранты стали создавать свои семейные кланы.
– Государство сделало попытку оздоровить нацию, но ничего из этого не вышло. Мигранты отказались ассимилироваться?
– Да. Они не приняли западную культуру, сохранили прочные семейные связи. В Дании же победил европейский индивидуализм.
– И что они получили взамен семьи?
– Свободу.
– Для кого?
– Для себя. Это эгоизм. Пожил в семье год, два... Ушел.
Они любят повторять: "Слава Богу, что он нам дал прекрасный дар – секс".
– Пришел на Землю, покушал, попил, поразвлекался, порадовался... Ушел.
– Быть радостным, когда у тебя все есть, – это не доблесть. Например, у датчан все есть. И они все добрые, щедрые. А вот когда у тебя мало что есть, ты попробуй отдать это нуждающемуся. В этом и заключается подвиг. Это психология любви, она свойственна многим русским людям.
– Кого любить? И олигарха тоже? Если тебя ударят по одной щеке...
– Тебя, но не твоего ближнего. Ты должен защитить ближнего. А олигарха нужно простить.
– Отец Феофан, вы живете на Западе несколько лет. Что изменилось, на ваш взгляд, в России за время вашего отсутствия?
– Появилось больше равнодушия – по западному образцу. В магазинах продавцы начали улыбаться, но так же обманывают, обвешивают, но уже с улыбкой.
– Люди стали жить лучше, материально...
– Смотря где. В Москве? Да. Единственно отрадно, что многие ученые, политики, истинно верующие люди, получили возможность воплотить свою веру в жизнь. Они помогают церкви...
– На ваш взгляд, что русским надо защищать в первую очередь?
– Духовность.
– А что это? У нас бандиты – хозяева жизни. Появились такие явления, как мужеложство, жажда богатства... А все говорят про духовность, жертвенность... Уже на территории СССР, бывшей Российской империи, НАТО хозяйничает, а мы продолжаем жертвовать.
С потерей российских территорий православие может и в секту превратиться, в рамках Московии. Да и кто будет через 10-20 лет исповедовать православную веру, когда народ православный вымирает по 2 миллиона в год?
– То, что отдают территории, – это не признак терпения, жертвенности, это признак глупости.
Если в России говорят о духовности, то это не значит, что все духовны. Духовность – это исключительное качество, которым обладают единицы. Это качество приобретается большими подвигами. Но есть в России батюшки, и молодые и старые, и просто верующие люди – носители света. На них надежда.
– Все зависит от того, пойдет ли народ за своими духовными учителями...
Копенгаген
06.12.2006
Ирина Щеглова По материалам сайта "Религия и СМИ"
|
|||||||||||||||||||||||
© 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com |