Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / Журнал / Осень 2006. № 8 / СВЯТАЯ ЗЕМЛЯ, ЕВРОПА И РУССКОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ / К 100-летию основания Елеонского женского монастыря в Иерусалиме

ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых  принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь

Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Популярная рубрика

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикации из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.

Мы на Fasebook

Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
К 100-летию основания Елеонского женского монастыря в Иерусалиме
 
Елеонский
Елеонский женский монастырь в Иерусалиме
 
     В этом году Елеонская Обитель в Иерусалиме празднует свой юбилей – 100-летие со дня утверждения в 1906 году Священным Синодом Русской Православной Церкви женской монашеской общины.
 
     Приобретением участка на Елеонской горе Россия обязана архимандриту Антонину (Капустину) - выдающемуся церковному деятелю и начальнику Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Отец Антонин приобрел сразу несколько участков земли на склоне Елеонской горы. Участок, послуживший в будущем для основания Обители был приобретен в 1870 году на самой вершине Елеонской горы недалеко от часовни Вознесения Господня. Такая близость к глубоко чтимой евангельской святыне определила решение архимандрита Антонина [1]. 
 
     Елеонская гора, представляющая особый интерес для любого историка и церковного археолога, всегда находилась в сфере внимания отца Антонина. Во времена святой равноапостольной царицы Елены, императрицы Евдокии и императора Юстиниана на Елеоне было построено множество богатых базилик и монастырей, как греческих, так и армянских. Интересен был обычай того времени строить церкви на Елеоне без куполов, символизирующих разверстое небо перед Вознесением Спасителя[2].
 
      Чтобы украсить место, лишенное всякой растительности, а также укрепиться на купленном участке отцу Антонину пришла мысль насадить на нем деревья[3]. Это также было определено некоторым своеобразием турецких законов о недвижимости. Два разных лица могли быть владельцами одного и того же участка, где земля принадлежит одному, а деревья другому. Но если бы первому вздумалось продать свою землю, то предпочтительное право приобретения ее принадлежало владельцу деревьев. Именно при посадке деревьев архимандрит Антонин натолкнулся на мозаики и нашел гробницы, но до получения разрешения-ходжета на раскопки он не решился их продолжать, и они были присыпаны землей. В конце мая 1871 года, когда необходимые ходжеты были выданы, отец Антонин смог беспрепятственно заниматься своими археологическими работами[4].
 
Вид Вознесенкой церкви и посаженных перед ним деревьев до начала строительства колокольни
Вид Вознесенкой церкви и посаженных перед ним деревьев
до начала строительства колокольни
 
     В результате раскопок проведенных отцом Антонином были обнаружены мозаичные украшения церквей и погребальных пещер с важными в эпиграфическом отношении надписями[5].
 
Мозаика с флорой и фауной Святой Земли в часовне обретения честной главы св.Иоанна Предтечи
Мозаика с флорой и фауной Святой Земли в часовне
обретения честной главы св.Иоанна Предтечи
 
     Также интересными являются великолепные мозаичные украшения пола в часовне и в так называемом "архимандричьем доме", в котором после войны временно помещен археологический музей Миссии, завещанный ей его основателем о. Антонином. Эти мозаики представляют собой поистине классические украшения своего времени и гораздо богаче, красивее и совершеннее чем, например, прославленные Биттирские мозаики в археологии Палестины. Часть из них — находящиеся в часовне — наукой отнесенные к IX веку, кроме мозаичных изображений рыб, птиц и различных орнаментов содержит и памятную надпись о некоем Иакове, армянском епископе Метцпинском. Памятные надписи находятся и в мозаиках погребальных пещер у Музея, а также и в наиболее совершенной, богатой и отлично сохранившейся мозаике, покрывающей часть пола нижнего этажа "архимандричьего дома", которую известный археолог Винсент относит к той же эпохе, что и мозаики в часовне; но в последнее время ученые исследователи все больше склонны видеть в ней более древние (может быть, и до шестого века) византийские следы. Кроме того, в зале игуменского корпуса была найдена большая мозаика с греческой памятной надписью, относимой учеными тоже к VI веку[6]. Эти находки свидетельствовали о нахождении в этих местах византийских и армянских церквей, а также большого некрополя.
 
"Архимандричьий дом" - здание где находится археологический музей архимандрита Антонина
"Архимандричьий дом" - здание где находится
археологический музей архимандрита Антонина
 
Памятная надпись о некоем Иакове армянском епископе в часовне обретения честной главы св. Иоанна Предтечи
Памятная надпись о некоем Иакове армянском епископе
в часовне обретения честной главы св. Иоанна Предтечи
 
Мозаика с греческой памятной надписью VI века в зале игуменского корпуса
Мозаика с греческой памятной надписью VI века
в зале игуменского корпуса
 
     Отец Антонин планировал создать здесь мужской монастырь и первым делом после посадки деревьев решил построить здесь подобающий этому святому месту храм. Женская Елеонская община возникла несколько позже при архимандрите Леониде (Сенцове) в 1906 году указом Святейшего Синода Русской Православной Церкви как и Горненская, до 1924 года скромно называлась "общиной со старшей сестрой во главе"[7].
 
    В 1873 году архимандрит Антонин решает приостановить все археологические работы и посвятить все силы постройке церкви. Уже в декабре 1973 года работы начинаются и по счастливой случайности фундамент пришлось рыть неглубокий, так как на том месте оказалась природная плоская скала[8]. К началу русско-турецкой войны 1877-1878 годов церковь был доведена до окон, а архимандрит Антонин вынужден был оставить Палестину как и все члены Русской Духовной Миссии[9]. По возвращению на Святую Землю отец Антонин продолжает строительство, преодолевая трудности в получении различных разрешений, фирманов, обходе турецких законов, в задабривании турецких чиновников. Один из видных чиновников Серая[10] Салим-эффенди слыл большим любителем чаепития и благоволили к отцу Антонину. Отец Антонин, угождая чиновнику часто посылал ему подарки «чай-москоби». Приходилось пускать в ход не только прирожденное удивительное обаяние, но и дипломатические качества.[11]
 
     Некоторые записи, оставленные в неопубликованных дневниках архимандрита Антонина дают основание предположить, что он сам рисует чертеж Елеонской и Горненской колоколен и внутреннего убранства храма, в частности иконостаса для Елеонской церкви[12]. Интересна запись о. Антонина, датируемая четвергом 13 марта 1881 года: "За окном шум непогодный. 12 часов (ночи). Черчение будущего иконостаса Елеонского, целомраморного, длившееся часа до третьего"… 30 марта отец Антонин с глубоким удовлетворением отмечает: "Едем на Иордан. Зрелище русской церкви, завершенной куполом. У стен монастыря полдень. Приют. Сейчас же к церкви. Вышло хорошенькое зданьице изнутри. Восход на купол"[13].
 
     Непосредственными исполнителями его архитектурных идей стали мастера-итальянцы, заменившие ему, как писал в одном из писем Антонин, "...всякого архитектора: Антонио Лангодорки и Джан-Батисто Бизелли. Первый строил мне мою ненаглядную колокольню, вторым выстроена прекрасная церковь - моя маленькая "Святая София" с куполом в 24 окна, только его смелости обязанная своим бытием"[14].
 
     Храм с еще неустановленным крестом вынужден был простоять еще пять лет, в виду не получения султанского фирмана, задержек и бюрократических препятствий. Его торжественное освящение состоялось 7 июня 1886 года во имя праздника Вознесения Господня.
 
     Храм представляет собой выразительный памятник неовизантийского стиля, крестово-купольный в плане, с резко выдающимися на все четыре стороны света полувосьмериками абсид, выступающими из  основного массивного четверика собора[15].
 
Вид на купол восьмерика Вознесенского храма с колокольни
Вид на купол восьмерика Вознесенского храма с колокольни
    
     Перед восточной абсидой, красивый белокаменный иконостас, начерченный и спроектированный самим отцом Антонином в 1881 году. В новый каменный пол, перед солеей храма, отец Антонин вставил бережно собранные кусочки мраморных плит пола женского монастыря V века, найденные при раскопках[16].
 
Белокаменный иконостас, спректированный и начерченный
 самим архимандритом Антонином
    
     В южном крыле храма в отдельных мраморных киотах с золочеными колонками - привезенные из России чудотворные иконы "Елеонская Скоропослушница" и "Взыскание погибших", а также мощевики с частичками мощей многих святых[17].
 
    Параллельно с храмом шло строительство колокольни, как отмечалось выше, чертеж которой рисовал сам отец Антонин. Строительство колокольни, как и храма отец Антонин контролировал лично, часто посещая Елеон или наблюдая за работами в подзорную трубу из окна здания Миссии[18]. Строили колокольню те же итальянские мастера. Она получила впоследствии название "Русская свеча". Высота колокольни составила 64 метра, а по своей архитектуре она в точности напоминает средневековые итальянские кампанилы[19]. Целым событием для Иерусалима стало прибытие Елеонского колокола. Он был заказан благочестивым поклонником Святых мест Соликамским купцом Александром Рязанцевым. До этого он уже пожертвовал в разное время несколько тысяч рублей для Елеонских нужд отца Антонина. И его завершающим вкладом в дело строительства будущего русского монастыря был заказанный в Москве роскошный колокол в 308 пудов с замечательным орнаментом горельефов[20] и надписей[21]. Колокол А. В. Рязанцева был отправлен из Одессы на пароходе "Корнилов" 12 марта 1884 года и выгружен на берег Яффы[22]. Через некоторое время колокол был перенесен из Яффы в Иерусалим. Вот как описывает это событие сам отец Антонин:
 
"Русская свеча" - Елеонская колокольня
"Русская свеча" - Елеонская колокольня
 
     "И вот – 105 человек (на две трети женщины) спешно прибыли в Яффу и принялись за дело. Благодаря общему воодушевлению, в течении 7 дней колокол, несмотря на тысячу затруднений, был благополучно доставлен (на руках!) в наши постройки. 5 февраля вечером ему была восторженная встреча, поднявшая весь город на ноги. Затем вся масса паломников взялась тащить колокол на Святой Елеон, к месту его назначения"[23]. По прибытию на русские постройки, уже не сотни, а тысячи людей выдвинулись нести колокол на Елеон, дорога на который оставляла желать лучше. На самой Елеонской горе это были узкие тропинки, вырубленные в скале, извившейся между скалами уступами в 35-40 градусов крутизны. Но для русских православных поклонником это не было препятствием, а во время остановок они пели "Спаси Господи люди Твоя, при громогласном упоминании имени обожаемого монарха" [24].
 
Так доставляли колокол на Елеон
Так доставляли колокол на Елеон
 
     Колокол принесли на Елеон 7 февраля 1885 года. Несмотря на внушительные размеры, колокол создает впечатление изящного и не подавляет взоры своей массой, имеет 213 см. в диаметре и около трех метров высоты[25]. На верхней полосе колокола имеется надпись: "Во славу Святыя, Единосущныя, Животворящия и Нераздельныя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа". По нижнему краю, в два ряда тоже славянским шрифтом написано "Колокол пожертвован в Святой Град Иерусалим на святую гору Элеонскую ко храму Вознесения Господня. Лит в царствование Благочестивейвшаго, Самодержавнейшаго, Великаго Государя Императора Александра Александровича, при супруге его Его Благочестивейшей Государыне Императрице Марии Федоровне, при наследнике Его Благоверном Государе Цесаревиче Великом Князе Николае Александровиче и при начальнике Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрите Антонине, по усердию русского поклонника Святых Мест Соликамского купца Александра Рязанцева с сыном Василием Александровичем. 1883. Москва. Завода Финляндского. Лил мастер Ксенофонт Веревкин. 308 п[удов] 20 ф[унтов] (ок. 5 тонн)[26]".
 
Колокол доставлен на Елеон. Установка колокола внутри фундамента будущей колокольни
Колокол доставлен на Елеон
Установка колокола внутри фундамента будущей колокольни
 
Елеонский колокол
Елеонский колокол, подаренный купцом Александром Рязанцевым
 
 
Надпись на колоколе
Надпись на колоколе
 
Горельеф Вознесения на Елеонском колоколе
Горельеф Вознесения на Елеонском колоколе
     
     Кроме Спасо-Вознесенского собора в Елеонской обители были построены еще несколько храмов. После казни Иоанна Предтечи Иродом Четверовластником тело Крестителя Господня было тайно погребено учениками. Голова же была спрятана одной из служанок Ирода, тайной христианкой, и похоронена затем в загородном царском доме на Елеоне. Впоследствии на средства русской женщины-благотворительницы Ирины Григорьевны Силаевой на месте ее обретения была выстроена церковь, мозаичные полы которой также были обнаружены и вскрыты отцом Антонином во время елеонских раскопок. Отдельно выделено мозаикой на полу углубление, где лежала честная глава Предтечи[27].
 
Часовня обретения честной главы св. прав. Иоанна Предтечи
Часовня обретения честной главы
св. прав. Иоанна Предтечи
Вид с колокольни
 
Внутренний интерьер часовни
 
 
Место обретения честно главы св. прав. Иоанна Предтечи
Место первого и второго обретения честной главы св. прав. Иоанна Предтечи
 
     Впоследствии на месте ее обретения была выстроена церковь, мозаичные полы которой также были обнаружены и вскрыты отцом Антонином во время елеонских раскопок. Отдельно выделено мозаикой на полу углубление, где лежала честная глава Предтечи...[28]
 
     За монастырскими корпусами находится дом начальника Русской Духовной Миссии; в нижнем этаже этого здания помещался музей древностей, собранных отцом Антонином. В северо-восточном углу участка поражает своей архитектурой длинное здание с плоской крышей. Здесь в 1907 г. при преемнике и продолжателе дела Антонина, архимандрите Леониде (Сенцове), было начато строительство большого соборного храма во имя Страшного Суда Господня, но события Первой мировой войны, а затем революции, положили конец постройки. Успели только достроить нижний храм во имя святого Филарета Милостивого, служащего ныне трапезной для монахинь обители[29].
 
     Русский участок на Елеоне с Вознесенским храмом стал привлекать к себе множество паломников и архимандриту Антонину пришла в голову мысль построить на этом участке несколько странноприимных построек в виде отдельного корпуса из шести комнат и других сооружений. 24 марта 1894 года в канун Благовещения палестинский подвижник архимандрит Антонин отошел ко Господу. Об этом печальном событии возвестил колокол на Елеоне. Его могила находится в северном крыле Вознесенского храма[30]. Отец архимандрит завещал себя похоронить в храме на Елеонской горе с правой стороны. При копании могилы оказалось, что скала на том месте препятствует этому и поэтому могилу его устроили в левой части храма[31].
 
     После периода служения отца Антонина наиболее усердные труды по благоукрашению Елеонской Обители были продолжены игуменом Парфением и новым начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандритом Леонидом (Сенцовым). Производились новые постройки, реставрировались старые. Уже в 1905 году на Елеоне существовала женская монашеская община и ее первое собрание было совершено 12 августа (по ст. стилю) в день рождения архимандрита Антонина (Капустина). Официально Святейший Синод Русской Православной Церкви учредил на Елеоне женскую Общину в ответ на просьбу архимандрита Леонида в 1906 году. В указе Св. Синода от 2 декабря 1906 года за № 13420 говорилось, что женское общежитие на Елеоне признается общиной, и на нее распространяются правила, утвержденные для Горненской общины в 1898 году. Кроме того, предлагалось архимандриту Леониду прежде объявления указа об учреждении общины испросить на это благословение Иерусалимского Патриарха[32].
 
     После утверждения женской общины стали строить новые корпуса, гостиницу, богадельню, открыли золотошвейную и иконописные мастерские[33]. Первоначально в общине было 15 сестер. К 1907 году число насельниц увеличилось до 70, а в августе 1914 года в общине насчитывалось более 100 сестер[34]. В 1909 году на Елеоне случилась трагедия. Однажды ночью был убит игумен Парфений. Злоумышленники искали денег (убийство было с целью ограбления), но кроме разной мелочи ничего не нашли у труженика Божьего на Елеоне. Отец Парфений был погребен близ гроба своего наставника – архимандрита Антонина[35]. Только три года успел потрудиться на Елеоне этот подвижник благочестия. Именно игумена Парфения видел архимандрит Леонид (Сенцов) во главе Елеонской общины вместе с престарелой монахиней Евпраксией[36].
 
Могила игумена Парфения
Могила игумена Парфения
 
     В 1912 году старшая сестра Елеонского общежития мать Евпраксия  была награждена наперсным крестом. А через два года 12 декабря 1914 года мать Евпраксия скончалась, прожив на Елеоне 26 лет[37]. Первая мировая война, разразившаяся в 1914 году, внесла свои коррективы в дело русского духовного присутствия на Святой Земле. Тысячи паломников вынуждены были вернуться в Россию. Члены Русской Духовной Миссии и насельницы Горненского монастыря отбыли в Египет в Александрию. Сестры Елеонской общины были выселены турецкими властями, занявшими все русские постройки в том числе на Елеоне и расквартировавшие там своих солдат. Жизнь общины временно прекратилась, перестали совершаться службы в Вознесенском храме, который бы опечатан, часть престарелых сестер была выслана в Александрию[38]. Другие сестры вынуждены были расселиться в тех зданиях греческих монастырей, которые были не заняты турецкими солдатами и на Елеоне их осталась лишь небольшая часть[39]. Греческая Патриархия во главе с Иерусалимским патриархом Дамианом поддерживала сестер мукой и хлебом и разрешала им молиться в греческом храме в Малой Галилее[40].
 
     В феврале 1917 года Россия была охвачена февральской революцией и все больше погружалась в революционное безумие. Начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, находящейся из-за войны в Александрии, прибывает 1 марта 1917 года на открывшийся в Москве Поместный Собор Русской Православной Церкви. Он принимает участие в обсуждении многих вопросов миссионерского характера, и в особенности, тем, связанных с Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Осенью 1918 года он заболевает, и 10 ноября 1918 года архимандрит Леонид скончался. На его погребении присутствовал настоятель Иерусалимского подворья в Москве архимандрит Афанасий, как символ благословения Иерусалима труженику в Святом Граде[41].
 
    11 декабря 1917 года в Иерусалим вошли войска англичан во главе с генералом Аленби и начался совсем новый период на Святой Земле. Англичане заняли после турецких солдат большинство русских построек, в том числе, половину здания Русской Духовной Миссии, используя помещения для верховного мандатного суда Палестины[42]. Часть солдат поселилась на Елеоне, помогала сестрам, снабжая их хлебом, чаем и сахаром. В начале 1919 года из Александрии возвращаются старшие сестры, а в июне 1919 года была отпечатана Вознесенская церковь. Вскоре в общину возвращается духовенство во главе со старшим членом Миссии и начинает восстанавливаться мирная жизнь обители[43]. С этого времени связь с Россией практически прекращается, и все русские храмы Палестины подчиняются ВЦУЗ[44]. В 1923 году был случай, когда 30 сестер Елеонской общины подали прошение верховному комиссару Британского мандата, в котором выражали желание быть самостоятельными в хозяйственных делах, а в духовном отношении быть в зависимости от Иерусалимского Патриарха, а не от начальника Русской Духовной Миссии. С тех пор во главе обители были поставлены настоятельницы с возведением их в сан игумений[45]. При игуменье Тамаре в монастыре была открыта небольшая больница.
 
Вид на Вознесенскую церковь с колокольней
Вид на Вознесенскую церковь с колокольней
 
     В 1924 году Елеонская община по ходатайству митрополита Антония (Храповицкого), с благословения патриарха Иерусалимского Дамиана стала именоваться монастырем. С тех пор и по сей день монастырский участок вместе с гостиницей, двумя кладбищами, масличной и сосновой рощами, занимающий площадь 54000 квадратных метра и обнесенный каменной оградой общей протяженностью более полутора километров в окружности находится в ведении Русской Православной Церкви Заграницей.
 
© Павел Платонов
Иерусалим
 
Православное Научно-Просветительское Общество "Россия в красках" в Иерусалиме 
 
 
Публикация 13 августа 2006 года. Все права защищены
Полная или частичная перепечатка и цитирование только по письменному разрешению  Православного Научно-Просветительского Общества "Россия в красках" в Иерусалиме и по согласованию с редакцией сайта "Россия в красках" в Иерусалиме
 
 
Примечания

[1] ЦГИА СПб. ф. 796. г. 1858-1890. оп. 205. № д. 462. Цит. по О.Л. Церпицкая. «Архимандрит Антонин Капустин и русские святыни на Святой Земле». Журнал Санкт-Петербургские епархиальные ведомости № 21-22 2000 г.
[2] Архимандрит Киприан (Керн). О. Антонин (Капустин) архимандрит и начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме (1817-1894 гг.). Глава VIII. Иерусалимские годы. Стр. 170.
[3] Дневник отца Антонина за 1873 год позволяет восстановить подробности: «5 января. Напившись чаю, отправились на Элеон. Кричали с Якубом по поводу ям, вырытых под маслины. 9 января. Отправление на Элеон ящика с 60 кипарисами. Зазеленеет Св.Гора. 11 января. Поездка на Элеон. Кипарисные соображения. Будущия рощи, аллеи, куртины, парки, и все другия пространства». Цит. по книге «Русские раскопки на Елеонской горе»
[4] С.М. Дмитревский. «Русские раскопки на Елеонской горе». Стр. 55
[5] Там же.
[6] Статьи о. Антонина в "Церковном Вестнике" 1876 г. № 32 и 1880 г № 28 и в последнее время статья Е. С. Лукъяновой "Le Musee de couvent пдие du M-t de» Oliviers a Jerusalem" in "Bulletin de 1"Institut d"Egipte", t. XIII (1931). p 101. Цитируется по книге архимандрита Киприана (Керна).
[7] Архимандрит Киприан (Керн). О. Антонин (Капустин) архимандрит и начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме (1817-1894 гг.). Глава VIII. Иерусалимские годы. Стр. 171
[8] С.М. Дмитревский. «Русские раскопки на Елеонской горе». Издательство «Индрик». Стр. 61
[9] Архимандрит Киприан (Керн). О. Антонин (Капустин) архимандрит и начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме (1817-1894 гг.). Глава VIII. Иерусалимские годы. Стр. 171
[10] Серай - (французское serail, от персидского серай, турецкого saray - дворец), европейское название султанского дворца и его внутренних покоев (гарема) в Османской империи.
[11] Архимандрит Киприан (Керн). О. Антонин (Капустин) архимандрит и начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме (1817-1894 гг.). Глава VIII. Иерусалимские годы. Стр. 171
[12] Н.Н.Лисовой. «Россия в Святой Земле. Документы и материалы». Том 2. Русский вознесенский монастырь на Елеоне. Стр. 598
[13] Там же.
[14] Н.Лисовой. Путеводитель по Святой Земле.
[15] Н.Н.Лисовой. «Россия в Святой Земле. Документы и материалы». Том 2. Русский вознесенский монастырь на Елеоне. Стр. 598
[16] Там же.
[17] Там же.
[18] О.Л. Церпицкая. «Архимандрит Антонин Капустин и русские святыни на Святой Земле». Журнал Санкт-Петербургские епархиальные ведомости № 21-22 2000 г.
[19] Кампанила - (итал. campanile), колокольня в итальянской архитектуре средних веков и эпохи Возрождения. Кампанила строилась в виде 4-гранной (иногда круглой) башни, которая, как правило, стояла отдельно от храма. Прототипом Кампанилы были городские сторожевые башни. Нарастание числа или размеров проёмов кверху (нижние этажи были большей частью глухие) придаёт Кампаниле стройность и лёгкость. (БЭС)
[20] Горельеф - вид рельефной скульптуры, в котором изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину своего объема. Горельеф используется архитектуре. фр.Haut - высокий + Relief - выпуклая резьба. (Словарь естеств. наук)
[21] С.М. Дмитревский. «Русские раскопки на Елеонской горе». Издательство «Индрик». Стр. 63
[22] М.И. Осипов. Отчет…стр.457
[23] Цит. по А.А. Дмитриевский «Начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Антонин (Капустин) как деятель на пользу Православия на Востоке, и в частности в Палестине. (По поводу десятилетия со дня его кончины // Сообщения ИППО. 1904. Т. XV.Вып.2. с.95-148).
[24] С.М. Дмитревский. «Русские раскопки на Елеонской горе». Издательство «Индрик». Стр. 64
[25] Там же.
[26] Там же.
[27] Н.Н. Лисовой. «Россия в Святой Земле. Документы и материалы». Том 2. Русский вознесенский монастырь на Елеоне. Стр. 599
[28] Там же.
[29] Там же.
[30] Архимандрит Никодим (Ротов). История Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Глава IV. Русская Духовная Миссия от смерти отца Антонина до войны 1914 года. Стр.270
[31] Там же.
[32] Архимандрит Никодим (Ротов). История Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Глава IV. Русская Духовная Миссия от смерти отца Антонина до войны 1914 года. Стр.372
[33] Русская Православная Церковь Заграницей под ред. А.А. Сологуба. 1918-1968 гг. Том I. стр. 425
[34] Анатолий Пашков. «Батурина-Батуринское. Священеческий род Карустиных». Изд-во «Исеть». Стр.171
[35] Архимандрит Никодим (Ротов). Указанное произведение. Стр.372
[36] Профессор А.А. Дмитриевский. Памяти члена Русской Духовной Миссии в Иерусалиме о. игумена Парфения, убиенного 14 января 1909 года на горе Елеонской. С-Пб. 1909 г. Стр. 7
[37] Архимандрит Никодим (Ротов). Указанное произведение. Стр.372
[38] Русская Православная Церковь Заграницей под ред. А.А. Сологуба. 1918-1968 гг. Том I. стр. 426
[39] Анатолий Пашков. «Батурина-Батуринское. Священеческий род Карустиных». Изд-во «Исеть». Стр.172
[40] Русская Православная Церковь Заграницей под ред. А.А. Сологуба. 1918-1968 гг. Том I. стр. 425
[41] Архимандрит Никодим (Ротов). Указанное произведение. Стр.377
[42] Там же. Стр. 380.
[43] Русская Православная Церковь Заграницей под ред. А.А. Сологуба. 1918-1968 гг. Том I. стр. 428
[44] ВЦУЗ – Высшее Церковное Управление Заграницей.
[45] Архимандрит Никодим (Ротов). Указанное произведение. Стр.382
 
 

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com