|
||||||||||||||||||||||||
Главная / Журнал / Лето 2017. № 51 / ОБМЕН МНЕНИЯМИ, ИНТЕРВЬЮ / Протоиерей Георгий Митрофанов: Убери сейчас Ленина с Красной площади – ничего не изменится |
||||||||||||||||||||||||
ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Авторский канал видео путешествий Павла и Ларисы Платоновых - Israel with Paul and Laura на английском языке
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Хранительница последнего очага Кима Филби
Павел Густерин (Россия). Особенности языковой подготовки на профильных факультетах российских вузов
Павел Густерин (Россия). Хронология российско-йеменских отношений
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Павел Платонов (Израиль, Иерусалим). К дню памяти протоиерея Василия Ермакова - 3 февраля 2021 года
Павел Густерин (Россия). Комментарии к «Записке Петра Великого о фортециях»
Юлия Бесстремянная (Россия). Православная музыка и живопись в современных изданиях: опыт Российской государственной библиотеки
Никита Кривошеин (Франция). «Дмитрий Сеземан и его двойной исход». К столетию русского Исхода. Беседа с Никитой Кривошеиным. Анна Кузнецова
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Судьба Радзивилловской (Кёнигсбергской) летописи
Павел Густерин (Россия). Был ли Александр Невский назван в честь Александра Македонского…
Павел Густерин (Россия). О генеалогическом единстве Русского мира на примере внуков Мстислава Удатного
Павел Густерин (Россия). Список мест, связанных с земной жизнью Иисуса Христа, с упоминанием произошедших событий
Павел Густерин (Россия). Обстоятельства совершения советскими войсками рейда по северным районам Афганистана в 1929
Юрий Кищук ( Россия). Время воздержания. И отчуждения?
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
Павел Густерин (Россия). Установление дипломатических отношений между Советской Россией и Афганистаном
Павел Густерин (Россия). Торговые отношения между СССР и арабскими странами в 1920–1930-х годах
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
Галина Бесстремянная (Россия). История православия в Японии и династия японских священнослужителей
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
Павел Густерин (Россия). Академик Мясников об Афанасии Никитине: пародия на науку
Оксана Бабенко (Россия). Надежда Васильевна Туманина - биограф великих русских композиторов
Александр Кан (Великобритания).
Спасение Романовых: иллюзия или упущенные возможности?Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
Айдын Гударзи-Наджафов (Узбекистан). Жизнь без мифов. Великий князь Николай Константинович 1850-1918
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель Ксения Кривошеина. (Франция). Памятники чекистским палачам до сих пор украшают страну"
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Жорж Нива (Франция). Четыре трети нашей жизни. «Сюрреалистический фильм» о русской эмиграции
Олег Гоков (Украина). Российская военная миссия 1877 года в Персию
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых"
Олег Гоков, Сергей Фалько (Украина). Военно-разведывательная миссия Н.Я. Шнеура и В.А. Бодиско по странам Европы, Северной Америки и Азии в 1880–1881 гг.
Оксана Бабенко (Россия). Тень православия в музыке: русское музыкальное общество и столичные консерватории во второй половине XIX века
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Светлана Баконина (Россия). Первый опыт духовного руководства русскими паломниками (из дневника священника, сопровождавшего богомольцев на Святую Землю в 1912 году)
Популярная рубрика
Протоиерей Георгий Митрофанов. "Трагедия России: «запретные» темы истории XX века в церковной проповеди и публицистике" Полемика, отзывы
Проекты ПНПО "Россия в красках": Публикации из архивов:
Русское Александровское подворье близ храма Воскресения. Путь к Александровскому подворью. Извлечение из издания ИППО 1901 г. Храм Воскресения Господня в Иерусалиме и окружающие его святыни
Палестина под властью христианских императоров. (326-636 г.г.) По Альфонсу Курэ. С.Петербург. 1894 год. X. Свв. Савва и Феодосий. XI. Св. Савва и император Анастасий. До 528 г.
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.
Мы на Fasebook
Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках" Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
|
Протоиерей Георгий Митрофанов:Убери сейчас Ленина с Красной площади – ничего не изменитсяАрхиерейский Синод РПЦЗ в заявлении по случаю 100-летней годовщины событий, связанных с революцией в России, призвал убрать тело Владимира Ленина с Красной площади. Комментирует протоиерей Георгий Митрофанов.
— Как вы относитесь к предложению РПЦЗ убрать тело Ленина с Красной площади?
— На мой взгляд, это предложение опоздало на четверть века. И хотя это совершенно естественно, сейчас это уже потеряло всякую актуальность. Мы действительно сформировались в парадигме православного сознания и православной культуры, которая предполагает вполне определенную форму захоронения представителей самых разных религий, которые населяют нашу страну.
Поклонение останкам умерших людей у нас допускается только в одном случае: если речь идет о мощах канонизированного святого Православной церкви. Ленин таковым не является, более того, он попадает под анафему Поместного собора 1917-18 годов, как все руководители большевиков, православные по крещению. Поэтому то, что имеет место на Красной площади, является вопиющим вызовом, причем не только Православной церкви, но и традициям всех народов Российской Федерации. Да и чисто психологически, хотели бы люди, ратующие за сохранение этой мумии в центре Москвы, чтобы их дорогие и близкие вот так же после смерти были выпотрошены и поставлены на обозрение тысяч и даже миллионов совершенно посторонних людей? Вряд ли бы они согласились. Но с Лениным это проделывают даже его сторонники. Мне кажется, его захоронение обязательно в нашей стране.
Что касается его деятельности, я даже не буду давать ей оценку. К сожалению, в нашей стране не было суда над коммунистической партией, не был осужден большевизм, как преступная идеология и практика. И поэтому всегда на заявление о том, что тело преступника не должно красоваться в центре Москвы, находятся люди, которые говорят, что это с Вашей точки зрения он — преступник, а с нашей точки зрения, он — выдающийся политический деятель. И раз коммунизм так и не был осужден, с правовой точки зрения здесь не возразишь.
Что же касается настоящего положения вещей, Русская Зарубежная Церковь всегда очень специфически и весьма умозрительно воспринимала Россию. Вот им кажется, что убери сейчас Ленина, весь этот коммунистический пантеон с Красной площади, переименуй все города и улицы, названные в честь большевистских вождей, и все изменится. Нет, не изменится. Не изменится именно потому, что за четверть века большая часть этого наследия так и не была затронута. Более того, мы сейчас можем констатировать, что и вклад Русского Зарубежья оказался совершенно ничтожным в декоммунизацию нашего сознания.
Ну а что касается нашего общества, оно ведь потому мирится с тем, что существует ленинский мавзолей и памятники Ленину, что, с одной стороны, очень сильно ностальгирует по советскому прошлому, эта ностальгия насаждается даже у молодежи. А, с другой стороны, ностальгируя по советскому прошлому, наши современники становятся такими же безыдейными и беспринципными, как были в советское время. И не потому они мирятся с мавзолеем, что он им дорог. Он им напоминает о сейчас во многом романтизированном прошлом великой советской страны.
А самое главное — им все равно. Они оторваны от той подлинной, реальной трагической истории страны, которая была в 20 веке. И на этом безразличии будут красоваться не только в качестве зловещих, кровавых символов памятники Ленину и его мавзолей, мемориальные доски разрушителям России. Вся наша топонимика будет напоминанием о том, что советский период для значительной части наших современников остается наиболее предпочтительным периодом нашей истории. И мне, как православному священнику, печально констатировать то обстоятельство, что трагическая судьба Православной церкви в России в 20 веке нисколько не побуждает даже тех людей, кто сейчас ходит в храмы, отторгаться от советской символики, олицетворяющей собой попрание Церкви и глумление над Церковью. Сохраняя мумию Ленину, мы мумифицируем свое пребывание в парадигме советского сознания. Это самое печальное.
— Кто-то предлагает отдать тело Ленина коммунистам, чтобы они решали, что с ним делать.
— А это уже не принципиально. Более того, могу сказать, что если бы сейчас наш президент, который имеет такой заоблачный рейтинг, издал указ о ликвидации мавзолея, никаких бы проблем не было. Все бы это приняли.
— Президент-то как раз говорит, что вопрос с телом Ленина может привести к расколу в обществе в то время, когда нужно общество наоборот объединять.
— Не думаю, что вопрос с телом Ленина может объединить наше общество. И чего же стоит это общество, если его объединяют такие зловещие символы? Я убежден, что подобно тому, как в свое время Сталина убрали в одну ночь, его многочисленные памятники, и никакого волнения не было, хотя живы люди, которые рыдали на его похоронах, так ничего не случилось бы и сейчас, просто инертность и равнодушие пронизало наше общество сверху донизу. А те, кто так пренебрегает уроками своей истории, особенно ее трагическими страницами, рискует пережить ее вновь.
— На ваш взгляд, следует просто тихо, мирно его захоронить?
— С моей точки зрения, как православного священника, так и надо сделать. Надо иметь некоторое уважение к трупам даже гонителей Церкви. В конце концов, он ведь тоже творение Божие, хотя и заблудшее. И я думаю, что семья Ленина, если бы знала, какая участь уготована после смерти Володе Ульянову, не была бы в восторге. Это было бы самое правильное. Но этого не происходит именно потому, что для подавляющей части нашего общества совершенно безразлично. И это самое страшное. Безразлична страшная цифра потерь во Второй Мировой войне. Безразлично, что лежат десятки тысяч не захороненных солдат. И так же безразлично, что центр вроде бы православной Москвы увенчивает объявление вопиющего язычества, коммунистической квази-религии, которая так дорога сердцам столь многих наших современников, даже не голосующих за коммунистов.
Беседовала Настя Дмитриева
|
|||||||||||||||||||||||
© 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com |