Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / Журнал / Зима 2015-2016. № 45 / ОБМЕН МНЕНИЯМИ, ИНТЕРВЬЮ / В Москве с открытой лекцией о евразийстве выступил профессор протоиерей Георгий Митрофанов

 
Рекомендуем
Новости сайта:
Дата в истории
Новые материалы
 
Главный редактор портала «Россия в красках» в Иерусалиме представил в начале 2019 года новый проект о Святой Земле на своем канале в YouTube «Путешествия с Павлом Платоновым»
 
 
 
 
Владимир Кружков (Россия). Австрийский император Франц Иосиф и Россия: от Николая I до Николая II . 100-летию окончания Первой мировой войны посвящается
 
 
 
 
 
 
Никита Кривошеин (Франция). Неперемолотые эмигранты
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь
 
Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»

 
 
Павел Густерин (Россия). Россиянка в Ширазе: 190 лет спустя…
 
 
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
 
Протоиерей Андрей Кордочкин (Испания). Увековечить память русских моряков на испанской Менорке
Павел Густерин (Россия). Дело генерала Слащева
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Павел Густерин (Россия). О поручике Ржевском замолвите слово
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия).  От Петербургской империи — к Московскому каганату"
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Приплетать волю Божию к убийству человека – кощунство! 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Алла Новикова-Строганова. (Россия).  Отцовский завет Ф.М. Достоевского. (В год 195-летия великого русского православного писателя)
Ксения Кривошеина (Франция).  Шум ленинградского прошлого
Олег Озеров (Россия). Гибель «Красного паши»
Павел Густерин (Россия). О заселении сербами Новороссии
Юрий Кищук (Россия). Невидимые люди
Павел Густерин (Россия). Политика Ивана III на Востоке
Новая рубрика! 
Электронный журнал "Россия в красках"
Вышел осенний номер № 56 журнала "Россия в красках"
Архив номеров 
Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикация из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг. 
Славьте Христа добрыми делами!

Рекомендуем:
Иерусалимское отделение Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО)
Россия и Христианский Восток: история, наука, культура





Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
 
В Москве с открытой лекцией о евразийстве выступил профессор протоиерей Георгий Митрофанов 
 
 
2 февраля профессор протоиерей Георгий Митрофанов, заведующий кафедрой церковной истории Санкт-Петербургской духовной академии, прочёл открытую лекцию «Евразийство как православная псевдоморфоза русского коммунизма» в Клубе интеллектуального досуга «Событие» в СФИ.
 
Этой встречей Клуб интеллектуального досуга «Событие» совместно с медиапроектом «Стол» открывают цикл «1917», посвященный осмыслению революции и ее исторических последствий вплоть до сегодняшнего дня. Проект продлится весь 2016 год.
 
Протоиерей Георгий Митрофанов

Появление в истории русской мысли евразийства было ознаменовано изданием в 1921 году сборника «Исход к востоку». У истоков этого направления стояли князь Николай Трубецкой, экономист и общественный деятель Пётр Савицкий, будущий протоиерей Георгий Флоровский, позже порвавший с движением, музыкант и публицист Пётр Сувчинский; в эмиграции к евразийству примкнули Георгий Вернадский, Лев Карсавин и другие видные ученые. Возникнув как размытая тенденция в творчестве нескольких мыслителей, уже к концу 1920-х это направление превратилось в выстроенную мировоззренческую систему.
 
Протоиерей Георгий Митрофанов

Несколько упрощая, суть ее можно выразить так. Географическое положение России на двух континентах предопределило формирование в ней особого, скорее азиатского, типа цивилизации. Христианско-европейская ментальность, навязывавшаяся русскому народу несколько веков, по природе чужда ему. Большевистская революция, противопоставив Россию Европе, начала возвращать страну на путь ее естественного евразийского развития. Со временем коммунистическая идеология должна была уступить место иной, основанной на православной религиозности, которая отвечает за уникальный евразийский менталитет русского народа. Свое, русских интеллигентов, призвание евразийцы видели в том, чтобы, сотрудничая с большевистской властью, способствовать скорейшей идеологической переориентации правящей элиты.

К 1928 году часть евразийцев, увлеченная политикой, финансируемой советской властью, стала инструментом агентуры ГПУ в русской эмиграции. Отец Георгий Митрофанов привел слова бывшего гвардейского офицера Петра Арапова, осуществлявшего связь между иностранным отделом ГПУ и интеллектуалами-евразийцами, о которых он говорил, что им еще предстоит «пройти путь от патристики до чекистики».

Как получилось, что уникальному «православному» менталитету оказалась родственна антихристианская большевистская идеология, что означает титул патриарха несуществующей «всея Руси», предложенный Сталиным митрополиту Сергию в 1943 году, какое место заняло евразийство в постсоветской ментальности – об этом отец Георгий Митрофанов предложил поразмышлять, опираясь на труды русских религиозных философов: Николая Бердяева, Фёдора Степуна, Георгия Федотова, протоиерея Георгия Флоровского.

По мнению отца Георгия Митрофанова, роковую роль здесь сыграл подмеченный Бердяевым ложный «натуралистический монизм», игнорирование «дуализма двух порядков – Церкви и государства, Царства Божьего и царства кесаря», «безграничное доверие евразийцев к “естественному”, не обремененному сложными культурными рефлексиями течению исторического процесса, в органичности которого они стремились обнаружить имманентно присутствующие в земной человеческой истории начала истины, добра и красоты».

Николай Бердяев:

«Идеи евразийцев нужно оценивать не столько по существу, сколько по симптоматическому их значению. Сами по себе идеи эти мало оригинальны, они являются воспроизведением мыслей старых славянофилов, Н. Я. Данилевского (в особенности), некоторых мыслителей начала ХХ в. (типичным евразийцем по настроению был В. Ф. Эрн). Но у евразийцев современных есть новая настроенность, есть молодой задор, есть не подавленность революцией, а пореволюционная бодрость… Их идеология соответствует душевному укладу нового поколения, в котором стихийное национальное и религиозное чувство не связано со сложной культурой и проблематикой духа. Евразийство есть прежде всего направление эмоциональное, а не интеллектуальное, и эмоциональность его является реакцией творческих национальных и религиозных инстинктов на происшедшую катастрофу. Такого рода душевная формация может обернуться русским фашизмом» (1).
«... евразийская идеология несет с собой несомненные опасности и хотелось бы остановиться на самом главном евразийском соблазне. Эта опасность коренится в миросозерцании, которое я бы назвал натуралистическим монизмом и оптимизмом. Евразийцы, несмотря на свое подчеркнутое ортодоксальное православие, почти в такой же степени монисты, как и марксисты, и настроенность их полна натуралистического оптимизма... Такого типа мышление всегда будет более базироваться на категории необходимости, чем на категории свободы, будет подчинять личность коллективу и не очень будет склонно вводить момент нравственной оценки в политику. При такой оптимистически-монистической идеологии то, что нарождается, развивается и должно восторжествовать в будущем, представляется благим и добрым, необходимое почти совпадает с долженствующим быть. Нравственный пафос в отношении к жизни всегда предполагает известного рода дуализм, не онтологический, но религиозно-нравственный дуализм. В систематическом изложении евразийства этого дуалистического момента, присущего христианству, нет и потому нет нравственного пафоса. Опасной стороной евразийской идеологии является то, что я назову их утопическим этатизмом, и опасность эта коренится в ложном монизме. Мне представляется ложным и не христианским отношение евразийцев к государству. С этим связано и их отношение к личности и свободе. ... утверждается принципиальный монизм в понимании отношений между Церковью и государством и государство понимается как функция и орган Церкви, государство приобретает всеобъемлющее значение. Принципиальный дуализм двух порядков – Церкви и государства, Царства Божьего и царства кесаря, который останется до конца мира и до преображения мира, не признается, стирается, как это много раз уже делалось в истории христианства. Это есть один из вечных соблазнов, подстерегающих христианский мир, и на этой почве рождаются утопии, принимающие разнообразные формы – от теократии папской и императорской до коммунизма и евразийства» (2).

__________________

(1) Н. А. Бердяев. Евразийцы // Религиозно-философский журнал «Путь» № 1, 1925. С. 134-139.

(2) Н. А. Бердяев. Утопический этатизм евразийцев // Религиозно-философский журнал «Путь» № 8, 1927. С. 141-144.

Примерно половину встречи заняли ответы на вопросы слушателей. Видеозапись лекции и дискуссии будет опубликована в медиапроекте «Стол».

В рамках проекта «1917» отец Георгий Митрофанов также прочитал две лекции в Твери: для студентов исторического факультета Тверского государственного университета и для всех желающих в стенах Областной библиотеки имени Горького, где он говорил о духовных предпосылках 1917 года и об изучении церковной истории.

Автор: Софья Андросенко 
Фото: Алёна Каплина, Марияй Кайкова 

Свято-Филаретовский православно-христианский институт

 
 

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com