Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / Журнал / Осень 2015. № 44 / ПРАВОСЛАВИЕ И КУЛЬТУРА / При участии членов ИППО в Эрмитаже обновлена экспозиция «Искусство Византии IV-XV веков»

ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых  принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь

Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Популярная рубрика

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикации из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.

Мы на Fasebook

Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
 
При участии членов ИППО в Эрмитаже обновлена экспозиция «Искусство Византии IV-XV веков» 
 
На третьем этаже Зимнего дворца, в залах 381, 381а и 382 открыта обновленная постоянная экспозиция, посвященная искусству Византийской империи. Экспозиция подготовлена научными сотрудниками Отдела Востока Е.В. Степановой и членами Санкт-Петербургского отделения Императорского Православного Палестинского Общества В.Н. Залесской и Ю.А. Пятницким.
 
О выставке рассказывает старший научный сотрудник Отдела Востока Ю.А. Пятницкий, один из авторов концепции экспозиции.
 
Экспонаты размещены уже на лестничной площадке – здесь показаны фунерарные памятники, то есть то, что, обычно находилось за стенами храма. Эффектно выделяется мраморный раннехристианский саркофаг с изображениями Иисуса Христа и святых. Фрагменты аналогичных саркофагов с фигурами добрых пастырей и цирковых сцен – закреплены на стене. Таким образом, создается некая локальная зона, в которой цветовой доминантой является копия равеннской мозаики. Исполненная на рубеже XIX и XX столетий, эта копия, благодаря прошедшему времени, уже стала музейным объектом.
 
 
Вторую зону лестничной площадки занимают разнообразные надгробные памятники IV-XII веков. Как правило, это прямоугольные плиты с надписями, иногда дополненные изображениями сосудов и крестов. Имеются и экземпляры надгробий крестообразной формы. Особый интерес представляют два памятника: античное надгробие, на котором в позднейшее время (скорее всего в VIII-IX вв.) были нанесены христианские кресты и надписи. Это яркий пример вторичного использования древнего памятника. Другое надгробие, предположительно XII века, исполнено в форме византийской крестовокупольной церкви; причем все архитектурные детали выполнены с большой достоверностью. Практически, это - своеобразный архитектурный «макет» распространенного в Византии храмовой типа. 
 
Первый зал экспозиции небольшой, прямоугольный, со сводчатым потолком. Его форма позволила оформить пространство с некоторым намеком на внутреннее пространство византийского храма. В торце, напротив дверей помещены фрагменты настенных мозаик, парные мраморные иконы-рельефы с изображением апостолов Петра и Павла, капители и алтарная плита из Херсонеса. Таким образом, делается акцент, легкий намек на оформление алтарной части средневекового храма. На других стенах размещены разнообразные архитектурные детали и рельефы: капители, консоли, наличники, фрагменты амвона и алтарных преград, рельефные иконы и орнаментальные плиты. Они разного времени и из разных центров. Для византийского храма было характерно совмещать в декоре элементы разных эпох и стилей, включать привозные архитектурные или орнаментальные детали. Цветовыми акцентами в этом зале являются фрагменты фресок из монастырей Афона, относящиеся ко второй половине XIV-XVIII векам.
 
 
Два следующих зала экспозиции построены по хронологическому принципу. Первый посвящен искусству IV-VIII векам (с включением нескольких более поздних экспонатов). Витрины сформированы по материалу (бронза, стекло, керамика, серебро, резная слоновая кость, золотые ювелирные изделия), что дало возможность обеспечить в каждой витрине свой особый климат. Это чрезвычайно важно для сохранности древних артефактов. Целая стена эффектно занята знаменитой коллекцией византийского серебра – одной из лучших в мире. Наряду с широко известными вещами здесь впервые экспонируется евхаристическое блюдо начала VI века – времени императора Анастасия – с уникальной иконографической программой: Голгофский крест и медальоны с бюстами апостолов Петра и Павла, а так же ложки с монограммами. Эти предметы были найдены в горной крепости Хашупса в Абхазии. Впервые на византийской экспозиции представлена целая витрина с предметами из стекла IV-X веков, где главное внимание привлекает знаменитая стеклянная чаша-патера из Подгорицы.
 
 
Так же впервые на постоянной экспозиции демонстрируются ювелирные золотые изделия, в том числе известный «Мерсинский клад» (ранее они находились в Особой кладовой Галереи драгоценностей). Следует обратить внимание на моливдовулы – свинцовые печати с изображениями и надписями. Этот важный исторический источник (в Эрмитаже одна из крупнейших сфрагистических коллекций) экспонируется весьма эффектно – печати смонтированы на небольших прозрачных панелях, которые автоматически поворачиваются, что дает возможность посетителю увидеть их как с лицевой, так и с оборотной стороны.
 
 
Кроме того, витрина снабжена специальным дисплеем с программой, более подробно рассказывающей об этих памятниках. 
 
Последний зал посвящен искусству Средневизантийского и Палеологовского времени. Главной доминантой здесь являются византийские иконы XI-XV столетий, среди которых немало общепризнанных шедевров: «Григорий Чудотворец» конца XI - начала XIIвв., «Святая Анастасия» начала XV столетия, и, конечно, «Христос Пантократор с донаторами» 1363 года.
 
 
Не меньшую редкость представляют византийские портативные мозаики начала XIV века (из 25 сохранившихся в мире, Эрмитаж обладает 3-мя). Витрины с памятниками прикладного искусства наполнены не менее редкими предметами, а, подчас, и униками. Великолепная и обширная коллекция резной слоновой кости, включая пять ларцов; перегородчатые эмали на золоте (в том числе знаменитый Сайданайский триптих, поднесенный Николаю II); коллекция глиптики, начало которой положила Екатерина Великая; серебряные сосуды XII века, включая блюдо с изображением «Вознесения Александра Великого на грифонах».
 
 
Можно смело констатировать, что все лучшее, чем славилась Византия, представлено в залах Эрмитажа. Вместе с тем, по разным причинам, особенно из-за планировки и объемов залов, остались не представленными (или представлены не в полном объеме) некоторые группы прикладного искусства и живописи: бронза, керамика, нумизматика, ткани, монументальная и станковая живопись, иллюминированные рукописи. Экспонирование некоторых из них требует специальных условий и постоянной ротации, что невозможно выполнить в рамках данной экспозиции. 
 
 

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com