|
||||||||||||||||||||||||
Главная / Журнал / Лето 2015. № 43 / ОБМЕН МНЕНИЯМИ, ИНТЕРВЬЮ / О недопустимости подмены православной религиозности идеологией и политиканством. Диакон Артемий Сильвестров |
||||||||||||||||||||||||
ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Авторский канал видео путешествий Павла и Ларисы Платоновых - Israel with Paul and Laura на английском языке
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Хранительница последнего очага Кима Филби
Павел Густерин (Россия). Особенности языковой подготовки на профильных факультетах российских вузов
Павел Густерин (Россия). Хронология российско-йеменских отношений
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Павел Платонов (Израиль, Иерусалим). К дню памяти протоиерея Василия Ермакова - 3 февраля 2021 года
Павел Густерин (Россия). Комментарии к «Записке Петра Великого о фортециях»
Юлия Бесстремянная (Россия). Православная музыка и живопись в современных изданиях: опыт Российской государственной библиотеки
Никита Кривошеин (Франция). «Дмитрий Сеземан и его двойной исход». К столетию русского Исхода. Беседа с Никитой Кривошеиным. Анна Кузнецова
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Судьба Радзивилловской (Кёнигсбергской) летописи
Павел Густерин (Россия). Был ли Александр Невский назван в честь Александра Македонского…
Павел Густерин (Россия). О генеалогическом единстве Русского мира на примере внуков Мстислава Удатного
Павел Густерин (Россия). Список мест, связанных с земной жизнью Иисуса Христа, с упоминанием произошедших событий
Павел Густерин (Россия). Обстоятельства совершения советскими войсками рейда по северным районам Афганистана в 1929
Юрий Кищук ( Россия). Время воздержания. И отчуждения?
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
Павел Густерин (Россия). Установление дипломатических отношений между Советской Россией и Афганистаном
Павел Густерин (Россия). Торговые отношения между СССР и арабскими странами в 1920–1930-х годах
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
Галина Бесстремянная (Россия). История православия в Японии и династия японских священнослужителей
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
Павел Густерин (Россия). Академик Мясников об Афанасии Никитине: пародия на науку
Оксана Бабенко (Россия). Надежда Васильевна Туманина - биограф великих русских композиторов
Александр Кан (Великобритания).
Спасение Романовых: иллюзия или упущенные возможности?Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
Айдын Гударзи-Наджафов (Узбекистан). Жизнь без мифов. Великий князь Николай Константинович 1850-1918
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель Ксения Кривошеина. (Франция). Памятники чекистским палачам до сих пор украшают страну"
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Жорж Нива (Франция). Четыре трети нашей жизни. «Сюрреалистический фильм» о русской эмиграции
Олег Гоков (Украина). Российская военная миссия 1877 года в Персию
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых"
Олег Гоков, Сергей Фалько (Украина). Военно-разведывательная миссия Н.Я. Шнеура и В.А. Бодиско по странам Европы, Северной Америки и Азии в 1880–1881 гг.
Оксана Бабенко (Россия). Тень православия в музыке: русское музыкальное общество и столичные консерватории во второй половине XIX века
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Светлана Баконина (Россия). Первый опыт духовного руководства русскими паломниками (из дневника священника, сопровождавшего богомольцев на Святую Землю в 1912 году)
Популярная рубрика
Протоиерей Георгий Митрофанов. "Трагедия России: «запретные» темы истории XX века в церковной проповеди и публицистике" Полемика, отзывы
Проекты ПНПО "Россия в красках": Публикации из архивов:
Русское Александровское подворье близ храма Воскресения. Путь к Александровскому подворью. Извлечение из издания ИППО 1901 г. Храм Воскресения Господня в Иерусалиме и окружающие его святыни
Палестина под властью христианских императоров. (326-636 г.г.) По Альфонсу Курэ. С.Петербург. 1894 год. X. Свв. Савва и Феодосий. XI. Св. Савва и император Анастасий. До 528 г.
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.
Мы на Fasebook
Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках" Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
|
О недопустимости подмены православной религиозности идеологией и политиканством Иные, лучшие, мне дороги права
А. С. Пушкин Трагические события последнего времени поспособствовали росту патриотических настроений в нашей стране. Эти настроения в особенном свете затронули и церковных людей. И, действительно, когда весь мир с маниакальным упорством обвиняет Россию во всех смертных грехах и требует «наказать» Россию, то вполне естественно, когда православные христиане солидаризируются с позицией власти. Одновременно либо при этом тускнеют разного рода «свободолюбивые» или «либеральные» течения внутри Русской Православной Церкви обнаруживая, в какой-то степени, свою историческую несостоятельность! Но, одновременно с этим, получают некоторое развитие и влияние разного рода околоправославные организации политического толка, участники которых, к сожалению, далеко не всегда в полной мере знакомы со всей глубиной христианского вероучения! И это, в свою очередь, порождает очень большую опасность искажения самих основ православной веры, только уже не с либеральной, а с ультраконсервативной стороны.
Патриоты совершенно справедливо признают за Русской Православной Церковью огромную историческую роль в строительстве государства и консолидации нашей нации, видят в ней хранительницу вековых традиций и источник здорового консерватизма. Но проблемы начинаются тогда, когда Церковь воспринимается исключительно как средство удовлетворения патриотического чувства, причем это понимание навязчиво транслируется даже некоторыми пастырями на православно-патриотических сайтах. Но тут следует отметить, что функция Церкви – всегда говорить правду, прививать человеку опыт целостного мировосприятия, а не фрагментарного! Патриотизм – не есть производное от христианского мировоззрения, а является естественным человеческим чувством, которое, правда, как мы видим на примере многих наших соотечественников, можно задавить «общечеловеческими ценностями». Но это чувство может быть «диким», а может быть воспитанным! Оголтелый ура-патриотизм своим следствием имеет такие хорошо известные явления в мировой истории, как нацизм, расизм, фашизм, ксенофобию и никогда не способствует построению по-настоящему сильного государства, ибо своей основой имеет не нравственную глубину и целостное мировоззрение, а страсть самопревозношения.
Христианство воспитывает человеческие чувства и патриотические в том числе. Христианская культура мысли, подразумевающая этическое, эстетическое воспитание, образованность, личную ответственность и духовную свободу способно преобразить вполне стадное чувство «племенной самости» в высокий дух горения за свой народ, исходящий не из гордости, а из желания следовать Заповедям Христовым. В этом и состоит водораздел. Все наши действия в мире имеют смысл только тогда, когда своей мотивацией имеют спасение души и жизнь вечную, а не отстаивание тех или иных корпоративных интересов или самопиар. Церковь всегда благословляла патриотизм, но с одним непременным и обязательным условием - служение Отечеству и любовь к Родине должны являть собой деятельное осуществление заповедей Христовых по отношению к людям, а не кичливые призывы «диванных генералов», разбавленные идеологическими мифами, подлинная суть которых - превозношение над другими.
В виду уже обозначенных внешнеполитических событий мне очень часто приходится встречаться с публикациями, авторы которых подменяют подлинно христианское отношение к миру тенденциозно воспринятым преданием и мифологемами. Многие слова святых отцов, имеющие педагогический и дисциплинарный характер, превратно истолковываются в качестве догматических и декларируются как «учение Церкви». Результатом публицистической деятельности таких политиканствующих проповедников является профанация Православной веры, когда вместо всей полноты богатства христианского богословия (опыта христианской мысли) человек усваивает в качестве «православия» фрагментарное, узкое, «душное» мировоззрение, лишенное как нравственных категорий, так и религиозного чувства! Такое «воспитание» не прививает ни понимания нравственных категорий, ни опыта духовной жизни, сопряженной с мировоззренческой зрелостью и опытом трезвой оценки себя и окружающих. Находясь, как бы в «панцире» и имея весьма враждебное, тяжелое и агрессивное отношение к окружающему миру, такой «христианин», (характеризующийся предельной нетерпимостью в отношении к людям мыслящим не так, как он), стяжает не Дух Святой, не Дух мира, а дух враждебности, озлобленности, неприязни, а одновременно с этим надменность и превозношение!
Подмена веры политиканством опасна тем, что вместо вечных религиозных и нравственных ценностей человек в первую очередь ориентируется на временные идеологические, иной раз сиюминутные аспекты! Политика – неотъемлемая часть жизни современного человека и православного христианина, в частности. Официальные церковные документы вовсе не запрещают чадам Церкви заниматься политической деятельностью. Более того, участие православных христиан в общественной и политической жизни видится мне очень полезным. Но в сфере этой деятельность должна присутствовать очень важная аксиологическая аксиома – нельзя земное путать с небесным, нельзя землю превозносить выше неба! Любая государственность – есть лишь вариация падшего мира, которая и должна восприниматься, как часть падшего мира! Когда же «державность» или «имперскость» фактически вырываются из области ветхого мира, сакрализуются, их статус приравнивается к Царству Небесному, то таковая «концепция» стягивает христианство до уровня вполне примитивной языческой религии, лишенной каких-то нравственных начал (и даже религиозности) цель которой сводится исключительно к обеспечению блага на земле! Сами понятия «государственности» или «державности» фактически обожествляются, что совершенно противоречит всем Евангельским принципам и сводит великую и многогранную христианскую веру до убожества услужливой идеологии, которая вопреки широте и разнообразности традиционной христианской мысли нивелирует человеческую личность, человеческое «я» и персональную ответственность.
В формате такого мировоззрения Церковь существуют исключительно для земного благополучия нации и имеют всего лишь прикладное значение – обеспечивают идеологическое обрамление «империи» или некой политической системы, является фактически «служанкой» государства, некоторым техническим «средством», вполне земным, вполне мирским. Все это есть лишь глубочайшее искажение христианской веры, к тому же тиражируемая политиканствующая псевдоцерковность у людей внешних создает в корне неверное представление о как Церкви, так и о христианстве!
Не имея ни малейшего желания покушаться на чистые патриотические чувства наших сограждан (учитывая крайне тяжелую внешнеполитическую обстановку) хочется все же отметить, что недопустима подмена истинных христианских ценностей идеологическими аспектами! Нужно помнить, что для христианина сфера государственно-политическая является в какой-то степени периферийной по сравнению с такой важной сферой, как спасение души. Без последнего – бессмысленно первое! Более того, истинно православное мировоззрение на какой-то момент может войти в противоречие с теми идеологемами, которые усвоены, как истина некоторыми членами Церкви. И, когда человек, воспитанный в духе популистского ура-патриотизма, сталкивается с реалиями этой жизни, которые требуют от него совершения именно нравственного выбора – то происходит трагедия: эти люди обнаруживают свою полную беспомощность и незащищенность в плане нравственной ориентации.
Я знаю многих людей, которые приходят в Церковь именно из национально-патриотических убеждений! И это очень хорошо! Церковь принимает всякого человека, который искренне обращается к ней. Но одних патриотических чувств недостаточно, чтобы стать по настоящему церковным, православным человеком. И наша задача способствовать преобразованию этого пусть и благородного, но чисто земного чувства к поиску небесного и вечного! Ибо данность падшего мира должна быть восстановлена христианством, а не христианство должно служить в качестве идеологического обрамления той или иной данности падшего мира. Недопустимо подменять христианскую религиозность идеологией и политиканством, но, наоборот, все наши вполне насущные и земные устремления должны быть довершены евангельским содержанием и наполнены сотериологическим устремлением. Только с осознанием этого возможна истинная мудрая и сильная патриотическая позиция, которая может оказать нашему Отечеству подлинную деятельную помощь. Возвращение людей к вере отцов и приобщение историческим традициям должно идти в согласии с истинным православным учением, которого непреложно держались наши великие предки, а не подменяться вполне секулярными по духу и происхождению идеологиями и мифологемами.
© Диакон Артемий Сильвестров Материал прислан автором порталу "Россия в красках" 26 мая 2015 года |
|||||||||||||||||||||||
© 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com |