|
||||||||||||||||||||||||
Главная / Журнал / Осень 2012. № 32 / ИСТОРИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ / Митрополит Нестор - просветитель народов Камчатки. Александр Караулов, Валерий Коростелев |
||||||||||||||||||||||||
ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Авторский канал видео путешествий Павла и Ларисы Платоновых - Israel with Paul and Laura на английском языке
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Хранительница последнего очага Кима Филби
Павел Густерин (Россия). Особенности языковой подготовки на профильных факультетах российских вузов
Павел Густерин (Россия). Хронология российско-йеменских отношений
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Павел Платонов (Израиль, Иерусалим). К дню памяти протоиерея Василия Ермакова - 3 февраля 2021 года
Павел Густерин (Россия). Комментарии к «Записке Петра Великого о фортециях»
Юлия Бесстремянная (Россия). Православная музыка и живопись в современных изданиях: опыт Российской государственной библиотеки
Никита Кривошеин (Франция). «Дмитрий Сеземан и его двойной исход». К столетию русского Исхода. Беседа с Никитой Кривошеиным. Анна Кузнецова
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Судьба Радзивилловской (Кёнигсбергской) летописи
Павел Густерин (Россия). Был ли Александр Невский назван в честь Александра Македонского…
Павел Густерин (Россия). О генеалогическом единстве Русского мира на примере внуков Мстислава Удатного
Павел Густерин (Россия). Список мест, связанных с земной жизнью Иисуса Христа, с упоминанием произошедших событий
Павел Густерин (Россия). Обстоятельства совершения советскими войсками рейда по северным районам Афганистана в 1929
Юрий Кищук ( Россия). Время воздержания. И отчуждения?
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
Павел Густерин (Россия). Установление дипломатических отношений между Советской Россией и Афганистаном
Павел Густерин (Россия). Торговые отношения между СССР и арабскими странами в 1920–1930-х годах
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
Галина Бесстремянная (Россия). История православия в Японии и династия японских священнослужителей
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
Павел Густерин (Россия). Академик Мясников об Афанасии Никитине: пародия на науку
Оксана Бабенко (Россия). Надежда Васильевна Туманина - биограф великих русских композиторов
Александр Кан (Великобритания).
Спасение Романовых: иллюзия или упущенные возможности?Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
Айдын Гударзи-Наджафов (Узбекистан). Жизнь без мифов. Великий князь Николай Константинович 1850-1918
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель Ксения Кривошеина. (Франция). Памятники чекистским палачам до сих пор украшают страну"
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Жорж Нива (Франция). Четыре трети нашей жизни. «Сюрреалистический фильм» о русской эмиграции
Олег Гоков (Украина). Российская военная миссия 1877 года в Персию
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых"
Олег Гоков, Сергей Фалько (Украина). Военно-разведывательная миссия Н.Я. Шнеура и В.А. Бодиско по странам Европы, Северной Америки и Азии в 1880–1881 гг.
Оксана Бабенко (Россия). Тень православия в музыке: русское музыкальное общество и столичные консерватории во второй половине XIX века
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Светлана Баконина (Россия). Первый опыт духовного руководства русскими паломниками (из дневника священника, сопровождавшего богомольцев на Святую Землю в 1912 году)
Популярная рубрика
Протоиерей Георгий Митрофанов. "Трагедия России: «запретные» темы истории XX века в церковной проповеди и публицистике" Полемика, отзывы
Проекты ПНПО "Россия в красках": Публикации из архивов:
Русское Александровское подворье близ храма Воскресения. Путь к Александровскому подворью. Извлечение из издания ИППО 1901 г. Храм Воскресения Господня в Иерусалиме и окружающие его святыни
Палестина под властью христианских императоров. (326-636 г.г.) По Альфонсу Курэ. С.Петербург. 1894 год. X. Свв. Савва и Феодосий. XI. Св. Савва и император Анастасий. До 528 г.
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.
Мы на Fasebook
Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках" Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
|
МИТРОПОЛИТ НЕСТОР - ПРОСВЕТИТЕЛЬ НАРОДОВ КАМЧАТКИ
(К 50-летию со дня блаженной кончины) Митрополит Нестор (Николай Александрович Анисимов) родился 9/22 ноября 1885 г. в г. Вятке в день празднования иконы Божией Матери Скоропослушница и с раннего детства отличался глубокой религиозностью. После окончания реального училища обучается на Миссионерских курсах при Казанской Духовной Академии.
В 1907 г. по влечению души и воле Божьей, получив благословение св. праведного Иоанна Кронштадского, Николай Анисимов решается на подвиг миссионерства. 17 апреля 1907 г. в Казанском Спасо-Преображенском монастыре он принимает монашеский постриг с именем Нестора. 6 мая 1907 г. возводится в сан иеродиакона, а спустя три дня посвящается в иеромонахи. Иеромонах Нестор, камчатский миссионер (фото 1907 г.)
2 июня 1907 г. о. Нестор выезжает на место миссионерского служения на Камчатку. В 1907-1909 гг. иеромонах Нестор в суровых природных условиях добросовестно, часто с риском для жизни, исполняет свой пастырский долг, проповедуя слово Божие и обращая в веру Христову тысячи язычников - камчадалов. Глубокое уважение к людям, их языку и традициям, постоянная готовность оказать помощь больным, немощным и обиженным снискали иеромонаху Нестору глубокую любовь и доверие паствы в самых отдаленных уголках огромного края. Однако молодой пастырь не чувствовал полного удовлетворения от своей деятельности. Он понимал, что своими малыми силами он никогда не сможет решить проблем всеми забытой Камчатки. Нужно было привлечь к ним внимание сильных мира сего, духовенства, всех честных людей, желающих помочь ближним, страдающим от нищеты, болезней, пьянства, невежества и своеволия самодуров–начальников. Так возникла идея создания Благотворительного Православного Камчатского Братства.
В начале 1910 г., получив благословение правящего архиерея, о. Нестор отправляется в Санкт-Петербург, где сталкивается с черствостью и даже враждебностью бюрократов Святейшего Синода и его обер-прокурора. Это не останавливает молодого иеромонаха. Ценой больших усилий ему удается привлечь к идее создания Братства широкую православную общественность и депутатов Государственной Думы. Однако решающую роль сыграло личное участие св. Государя Николая Александровича, св. Государыни Александры Федоровны и вдовствующей императрицы Марии Федоровны. В результате этих усилий 14 сентября 1910 года во Владивостоке было открыто Благотворительное Камчатское Братство во имя Нерукотворенного образа Всемилостивого Спаса, а вскоре появились его отделения в Санкт-Петербурге, Москве, Киеве и других городах России. Выдающиеся люди разных сословий (духовенство, общественные и политические деятели, представители науки и культуры, купечество, предприниматели, аристократы) считали за честь быть членами и жертвователями Братства Деятельно помогали Братству св. равноапостольный Николай архиепископ Японский, св. преподобномученица Великая Княгиня Елизавета Федоровна, св. священномученик. Владимир, митрополит Киевский и Галицкий, св. Макарий, митрополит Алтайский. Действенную помощь оказывала Царская Семья. Братству были подарены церковь, утварь, денежные средства, даны льготы по перевозке грузов. Официальным Покровителем Братства стал св. Цесаревич Алексей Николаевич. В 1910-1917 гг. на средства Братства на Камчатке массово строились церкви, часовни, школы, приюты, больницы и амбулатории. Изучив тунгусский (эвенкийский) и корякский языки иеромонах Нестор перевел на них Божественную Литургию, частично Евангелие и избранные молитвы. За эту работу о. Нестор в 1913 г. был возведен в сан игумена. Уже тогда его стали заслуженно называть Апостолом Камчатки. После начала Великой войны 1914 г. о. Нестор организовал и возглавил санитарный отряд «Первая помощь под огнем врага». В составе Лейб-гвардии Драгунского полка он, верхом на коне, сопровождал воинов в кавалерийских атаках, лично выносил с поля боя раненных, перевязывал их, утешал и организовывал отправку в лазареты. За пастырское милосердие, исключительное бесстрашие и отвагу игумен Нестор был удостоен высшей военной награды для духовенства – наперсного креста на Георгиевской ленте, а также ряда боевых орденов с мечами и бантами (Святой Анны 2-й и 3-й степеней, Святого Владимира 4-й степени). В конце 1915 г. о. Нестор был отозван с фронта, возведен в сан архимандрита и продолжил свою пастырскую миссию на Камчатке. 16 октября 1916 г. о. Нестор, был хиротонисан во епископа и назначен правящим архиереем новообразованной Камчатской епархии. Годы, проведенные на Камчатке, Владыка называл самыми счастливыми в его жизни. Нестор, епископ Камчатский (фото начала 20-х годов)
В числе немногих иерархов, епископ Нестор не принял Февральскую революцию, считая ее происками врагов России. В 1917–1918 гг. он участвовал во Всероссийском Поместном соборе и выборах св. Патриарха Тихона. После большевистского переворота, в разгар октябрьских революционных событий в Москве, ходил с санитарной сумкой по улицам ночного города и, пренебрегая опасностью, подбирал раненых, оказывая им медицинскую помощь. По благословению Собора, как член комиссии по фотографированию и описанию повреждений Кремля большевиками, епископ Нестор издает обжигающе-обличительную книгу «Расстрел Московского Кремля», признанную важнейшим документом эпохи. В этот же период Владыка становится вдохновителем и организатором единственной непритворной попытки (к сожалению неудачной) спасения Царской Семьи. В марте 1918 г. Владыка впервые арестовывается большевиками и около месяца находится в заключении. На свободу он был выущен только под давлением Поместного Собора и верующих. Тогда на защиту молодого архипастыря встала вся Православная Москва.
После завершения работы Собора епископ Нестор с большими трудностями через Киев, Одессу, Крым, Турцию, Сирию, Египет, Индию и Китай добирается до Петропавловска Камчатского, где продолжает свое епископское служение. Вскоре, однако, Владыка изгоняется большевиками с Камчатки. Находясь в вынужденной эмиграции г. Харбине (Маньчжурия), Владыка тяжело переживает разлуку с любимой Родиной, однако не впадает в уныние. С удвоенной энергией он продолжает свою пастырскую, проповедническую, милосердную и общественную деятельность и вскоре становится одним из признанных духовных лидеров Дальневосточной ветви русской эмиграции. В 1921 г. епископ Нестор основывает в г. Харбине Камчатское подворье, а позже «Дом Милосердия и трудолюбия», благодаря деятельности которого удалость сохранить тысячи жизней взрослых и детей, попавших в круговорот гражданской войны. Трудами Владыки на территории «Дома Милосердия» построены церковь и Часовня-Памятник Венценосным мученикам. Несмотря на нестроения 20-30-х годов в церковной жизни на Родине и в Русском Зарубежье, епископ Нестор последовательно отстаивает идеи единства страждущей Матери-Церкви. В этот период Владыка посещает ряд стран Европы и Азии, встречаясь с иерархами Русской Православной Церкви Заграницей, предстоятелями ряда поместных Православных Церквей, многими видными деятелями русской эмиграции и совершает паломничество на Святую Землю. В 1938-39 гг. занимается миссионерской работой в Индии и на Цейлоне (Шри-Ланка). В 1933 г. он возводится в сан архиепископа, а в 1941 г. удостаивается права ношения креста на клобуке.
Нестор, архиепископ Камчатский (фото 1940 г.)
Владыка Нестор никогда не заблуждался относительно природы большевистской власти в России. Ее богоборческую сущность он уяснил еще в октябре 1917 г., наблюдая за трагическими событиями штурма большевиками Московского Кремля, а также, будучи активным участником многих событий Гражданской войны на Украине, в Крыму, в Сибири и на Дальнем Востоке. Последовательный в своих взглядах, владыка Нестор всегда открыто выражал свое негативное отношение к большевистскому режиму - устно и в многочисленных книгах, брошюрах и статьях. Эта убежденность в неизбежности падения богоборческой власти не покидала Владыку до конца его дней.
Вместе с тем, он всегда оставался горячим патриотом Родины и непоколебимым поборником единства Русской Православной Церкви. После начала Великой Отечественной войны Владыка решил, что в тяжкую для Родины годину испытаний он не вправе быть вне Матери-Церкви. В1943 г., в самое трудное для Страны время, когда исход войны еще никто не мог предвидеть, он тайно устанавливает связь с Московской Патриархией. Эти контакты в течение определенного времени приходилось скрывать, поскольку они, в условиях жесточайшего режима японской оккупации, представляли смертельную угрозу, как для самого Владыки, так и для его паствы. Тем не менее, в проповедях Владыки с новой силой зазвучала тема святого долга защиты Отечества от поработителей, находившая живой отклик среди прихожан и усиливавшая их патриотические настроения. В июне 1945 г., еще до начала военных действий СССР против Японии, владыка Нестор предпринимает не просто смелый, а по условиям того времени героический шаг – открытое богослужебное поминовение имени Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси. По его инициативе все харбинские архиереи подписали обращение к Патриарху Московскому с просьбой принять их и паству под свой омофор. В августе 1945 г. архиепископ Нестор вместе с другими русскими жителями Маньчжурии радуется приходу Армии-освободительницы и встречается с ее командованием. В 1946 г. Святейшим Патриархом Алексием I Владыка Нестор возводится в сан митрополита и назначается правящим архиереем Харбинским и Маньчжурским, Патриаршим Экзархом по Восточной Азии. Деятельность Владыки на этом посту в тяжелые послевоенные годы была чрезвычайно плодотворной. Нестор, митрополит Харбинский и Маньчжурский, Патриарший Экзарх по Восточной Азии (фото 1947 г.)
!4 июня 1948 г., в день намечавшегося выезда из Харбина в Москву на празднование 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви, Владыка неожиданно арестовывается китайскими властями и депортируется в СССР. Особым Совещанием при МГБ СССР архипастырь был приговорен к 10 годам исправительно-трудовых лагерей. В вину Владыке ставятся издание книги «Расстрел Московского Кремля», а также его церковная и общественная деятельность в период эмиграции. Наказание он отбывает в мордовских лагерях для содержания особо важных государственных преступников - Особлаг N 3 (Дубравлаг). Тяжкие годы заключения, сопровождавшиеся изощренными пытками, издевательствами и унижением, не сломили воли архипастыря.
Митрополит Нестор (заключенный Николай Анисимов) в Дубравлаге (фото 1955 г.)
После освобождения в 1956 г. Владыка назначается митрополитом Новосибирским и Барнаульским. Это была крупнейшая в Русской Православной Церкви епархия, включавшая в то время территорию Новосибирской, Томской и Кемеровской областей, Красноярского и Алтайского краев, а также Тувинской АССР (почти 20% территории СССР).
Нестор, митрополит Новосибирский и Барнаульский (фото 1956 г.)
Отягощенный многими болезнями, полуслепой он находит силы для того, чтобы проповедовать Слово Божие не только в крупных городах епархии (Новосибирск, Красноярск, Томск, Кемерово, Барнаул, Бийск, Кызыл, Ачинск), но и затерянные в глуши поселках, где, по его собственному выражению, никогда не ступала нога архиерея, а люди не видели епископа и его служения. Это привело к заметному оживлению церковной жизни епархии. Владыка протестует против закрытия храмов, ставит вопрос открытия новых приходов и Духовной семинарии. Высокая активность митрополита Нестора вызывала крайнее неудовольствие властей, организовавших гонение на архипастыря.
В декабре 1958 г. митрополит Нестор назначается управляющим Кировоградской и Николаевской епархией. В этот период Владыка, несмотря на продолжавшиеся гонения, много ездит по епархии, совершает богослужения, проповедует слово Божие, протестует против закрытия храмов богоборческой властью. В трудное время, предшествовавшее закрытию Свято–Успенской Киево-Печерской Лавры, Владыка посещает обитель, чтобы утешить ее наместника и братию, укрепить в них уверенность в неизбежности победы Веры Христовой. В 1961 г. Владыка завершает написание удивительно искренней книги воспоминаний, выдержавшей в последние годы много переизданий. Нестор, митрополит Кировоградский и Николаевский (фото 1961 г.)
Скончался митрополит Нестор 22 октября / 4 ноября 1962 г. в Москве в день празднования Казанской иконы Божией Матери. При отпевании разрешительную молитву над почившим архипастырем прочитал Святейший Патриарх Алексий I. Похоронили Владыку в ограде Спасо-Преображенского храма Патриаршего Подворья в Переделкино.
Православный народ хранит благодарную память о великом миссионере, смиренном молитвеннике, милосердном пастыре, удивительном человеке, горячем патриоте, блестящем проповеднике и выдающемся церковном писателе. Петропавловская и Камчатская епархия возбудила ходатайство перед Священным Синодом Русской Православной Церкви о прославлении просветителя камчатских народов митрополита Нестора, в лике святых. Архиерейство Твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем! © Александр Караулов, Валерий Коростелев
Материал прислан авторами порталу "Россия в красках" 23 октября 2012 г.
|
|||||||||||||||||||||||
© 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com |