|
||||||||||||||||||||||||
Главная / Журнал / Зима 2008-2009 № 17 / РУССКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ / Памяти Святейшего Патриарха Московского и Всей Руси Алексия II / Сердце Патриарха. Николай Головкин |
||||||||||||||||||||||||
ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Авторский канал видео путешествий Павла и Ларисы Платоновых - Israel with Paul and Laura на английском языке
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Хранительница последнего очага Кима Филби
Павел Густерин (Россия). Особенности языковой подготовки на профильных факультетах российских вузов
Павел Густерин (Россия). Хронология российско-йеменских отношений
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Павел Платонов (Израиль, Иерусалим). К дню памяти протоиерея Василия Ермакова - 3 февраля 2021 года
Павел Густерин (Россия). Комментарии к «Записке Петра Великого о фортециях»
Юлия Бесстремянная (Россия). Православная музыка и живопись в современных изданиях: опыт Российской государственной библиотеки
Никита Кривошеин (Франция). «Дмитрий Сеземан и его двойной исход». К столетию русского Исхода. Беседа с Никитой Кривошеиным. Анна Кузнецова
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Судьба Радзивилловской (Кёнигсбергской) летописи
Павел Густерин (Россия). Был ли Александр Невский назван в честь Александра Македонского…
Павел Густерин (Россия). О генеалогическом единстве Русского мира на примере внуков Мстислава Удатного
Павел Густерин (Россия). Список мест, связанных с земной жизнью Иисуса Христа, с упоминанием произошедших событий
Павел Густерин (Россия). Обстоятельства совершения советскими войсками рейда по северным районам Афганистана в 1929
Юрий Кищук ( Россия). Время воздержания. И отчуждения?
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
Павел Густерин (Россия). Установление дипломатических отношений между Советской Россией и Афганистаном
Павел Густерин (Россия). Торговые отношения между СССР и арабскими странами в 1920–1930-х годах
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
Галина Бесстремянная (Россия). История православия в Японии и династия японских священнослужителей
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
Павел Густерин (Россия). Академик Мясников об Афанасии Никитине: пародия на науку
Оксана Бабенко (Россия). Надежда Васильевна Туманина - биограф великих русских композиторов
Александр Кан (Великобритания).
Спасение Романовых: иллюзия или упущенные возможности?Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
Айдын Гударзи-Наджафов (Узбекистан). Жизнь без мифов. Великий князь Николай Константинович 1850-1918
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель Ксения Кривошеина. (Франция). Памятники чекистским палачам до сих пор украшают страну"
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Жорж Нива (Франция). Четыре трети нашей жизни. «Сюрреалистический фильм» о русской эмиграции
Олег Гоков (Украина). Российская военная миссия 1877 года в Персию
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых"
Олег Гоков, Сергей Фалько (Украина). Военно-разведывательная миссия Н.Я. Шнеура и В.А. Бодиско по странам Европы, Северной Америки и Азии в 1880–1881 гг.
Оксана Бабенко (Россия). Тень православия в музыке: русское музыкальное общество и столичные консерватории во второй половине XIX века
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Светлана Баконина (Россия). Первый опыт духовного руководства русскими паломниками (из дневника священника, сопровождавшего богомольцев на Святую Землю в 1912 году)
Популярная рубрика
Протоиерей Георгий Митрофанов. "Трагедия России: «запретные» темы истории XX века в церковной проповеди и публицистике" Полемика, отзывы
Проекты ПНПО "Россия в красках": Публикации из архивов:
Русское Александровское подворье близ храма Воскресения. Путь к Александровскому подворью. Извлечение из издания ИППО 1901 г. Храм Воскресения Господня в Иерусалиме и окружающие его святыни
Палестина под властью христианских императоров. (326-636 г.г.) По Альфонсу Курэ. С.Петербург. 1894 год. X. Свв. Савва и Феодосий. XI. Св. Савва и император Анастасий. До 528 г.
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.
Мы на Fasebook
Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках" Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
|
Ушёл из жизни великий человек, один из создателей новой России Алексий II, 15-й Предстоятель Русской Православной Церкви. Вся его жизнь была служением России, духовным подвигом. Для многих смерть Святейшего Патриарха Алексия стала личным горем.
1
Его сердце вмешало в себя и скорби нашего времени, и надежды на духовное возрождение России. Много зримых реалий этого возрождения удалось увидеть Святейшему в своей земной жизни. И вот утром 5 декабря 2008 года в загородной Патриаршей резиденции в Переделкино его сердце остановилось. Он совсем немного не дожил до своего юбилея – 23 февраля 2009 года ему исполнилось бы 80 лет.
Святейший во многом стал символом той драматичной для нашего Отечества эпохи, которая пришлась на восемнадцать с половиной лет, прошедших с момента его избрания на патриарший престол. Преодолевая вызовы времени, он мудро и твердо управлял «церковным кораблём», спасая его от множества бурь. Сохраняя единство Церкви, он крепил единство страны, готовил грядущее единство Русского мира.
Алексий II войдет в историю как «Патриарх – Строитель» и собиратель утраченных святынь. На момент его интронизации в России было около 7 тысяч храмов, сегодня - почти 30 тысяч. Главный из них – Храм Христа Спасителя – для многих стал символом возрождения России.
С именем Алексия II связано массовое обращение людей к вере в конце 1980-х - начале 1990-х годов. Именно при нём открылись православные университеты, новые духовные семинарии, возросло целое поколение священнослужителей. «Главная наша задача была не восстанавливать, реставрировать здания храмов, стены храмов, а помочь людям реставрировать их искалеченные души», - говорил Святейший Патриарх Алексий.
И сегодня, по данным социологических опросов, Церковь находится на втором месте в списке институтов, которым доверяет большинство населения. Церковь в России получила возможность свободно осуществлять религиозную, образовательную и благотворительную деятельность, служение в больницах, домах престарелых, в армии и тюрьмах…
В связи с кончиной главы Русской Православной Церкви президент России Дмитрий Медведев прервал визит в Индию. «Это огромное горе и тяжелая утрата для России. Именно с ним, с его именем прямо связаны подъем Русской Православной Церкви, действительное утверждение принципов свободы совести и вероисповедания. И, конечно, – гражданский мир и согласие в такой многонациональной и многоконфессиональной стране, как Россия… Масштаб самой личности Патриарха оказал колоссальное воздействие на духовную жизнь и нравственное состояние российского общества. Все мы глубоко скорбим о его кончине. Это тяжелая утрата и лично для меня. Мы всегда будем помнить о его духовной помощи, мудрости и безграничной преданности своей стране и своему народу», – сказал Дмитрий Медведев.
2
Он стал для нас примером самоотверженного служения. Примером личного человеческого опыта - от скорбного юношеского потрясения (ранняя смерть матери), определившего его будущую судьбу священнослужителя до добровольно принятой на себя «ноши» Патриарха Московского и всея Руси. Ноши, уже по определению, может быть, самой тяжелой и, вместе с тем, «самой легкой», как сказано в Священном Писании. Ноши нашей общей ответственности перед Образом Божиим и перед Его Словом.
Именно об этом писал Патриарх в последнем своем приветствии, адресованном нам, писателям, - участникам Соборной встречи возглавляемого им многие годы Всемирного Русского Народного Собора «Духовная сила слова: основа единства народа» в честь 50-летия Союза писателей России:
«…обстоятельства современной жизни приводят на память исполненные тревоги поэтические строки Николая Гумилева:
Но забыли мы, что осиянно
Только слово средь земных тревог,
И в Евангелии от Иоанна
Сказано, что Слово это - Бог. Ныне русское слово подвергается множеству всевозможных и весьма жестких испытаний, и долг всякого пишущего по-русски состоит сегодня не только в выявлении его неисчерпаемых смыслов, но и в его защите от агрессивной внешней среды. Ибо сказано Спасителем: «от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф. 12. 37)» .
3
Алексию II суждено было начинать Первосвятительское служение в то время, когда СССР распадался на глазах. Миллионы славян в бывших советских республиках не по собственной воле оказались за пределами исторической Родины. Ельцинским реформаторам было не до них. Единственной реальной опорой для так называемого русскоязычного населения в новых государствах, оставалась по сути лишь Русская Православная Церковь.
Невзирая на политические катаклизмы и экономические взрывы, которые обрушились на Россию в 1990-е годы, наперекор всем крушениям и катастрофам, нескончаемым военным конфликтам, кровопролитиям и национальной розни Русская Православная Церковь под омофором Святейшего Патриарха крепла и прирастала добрыми деяниями.
Поддерживая полнокровную деятельность прежних приходов и возводя новые храмы повсюду, где оставалось жить славянское население, Церковь сохраняла и продолжает сохранять те историко-культурные и духовные традиции, которыми испокон веков жил и вдохновлялся православный народ.
С самого начала Патриаршества Алексия II посещение епархий, поездки в ближние и дальние уголки России и зарубежья стали неотъемлемой частью его Первосвятительского служения. Патриарх Алексий II сумел сотворить то, о чем никто из его предшественников не мог даже помышлять. За годы Патриаршего служения Алексий II совершил свыше ста поездок по епархиям. Благодаря его поистине апостольским поездкам, несущим в себе отпечаток особой значимости и торжественности, Россия постепенно восстанавливает разорванное единство своей истории.
И всегда рядом с сухими и официальными циркулярами звучал собственный голос Патриарха – негромкий, срывавшийся от терзавшего его в последние годы недуга и бесчисленных устных выступлений. Но каждый раз – взволнованный, неравнодушный, неизменно пламенно призывавший.
В связи с торжествами, посвященными 1020-летию Руси, Святейший успел посетить летом 2008 года Украину. Эта его поездка сохранила единство Русской Православной Церкви, не дала возможности украинским властям создать при опоре на Константинополь свою «карманную церковь»,
Именно в Киеве прозвучали исторические слова Патриарха о едином христианском народе, вышедшем из Киевской купели. Они стали для нас духовным завещанием Святейшего.
4
Господь призвал Святейшего к себе, когда он вместе с главой Русской Зарубежной Церкви митрополитом Лавром, также почившим в 2008 году, сумел совершить главное, быть может, самое сокровенное дело своей жизни – воссоединить Русскую Православную Церковь, разделенную и ослабленную катастрофами XX века, во всей полноте, и тем самым – духовно сблизить Восток и Запад. Об этом свидетельствуют и впервые успешно прошедшие в этом году Дни России в Латинской Америке , во время которых наши соотечественники и православные жители далёкого континента смогли поклониться принесенной туда святыне – Державной иконе Божией Матери, помолиться на совместных богослужениях, побывать на концертах прославленного хора Московского Сретенского монастыря.
Церковь при Алексии II превратилась в один из столпов нашей жизни — то, на чём держится целостность Русского мира. «Я думаю, очень важно собирать Русский мир, который рассеян. Шли мы к этому долгое время - это плоть от плоти и кровь от крови, это люди, которые вынуждены были покинуть родину, но сохранили любовь к Родине, к своей культуре», - подчеркивал в одном из интервью Патриарх Алексий II.
5
Молитвенное служение Предстоятеля Алексий II нес до самого последнего дня своего земного пути. Накануне кончины он поздравил верующих с праздником Введения во храм Пресвятой Богородицы. Поэтому кончина его для всех стала шоком.
Символично, что свое последнее богослужение Алексий II совершил у мощей святителя Тихона – первого Патриарха после восстановления патриаршества на Руси в 1917 году, возглавившего Собор новомучеников и исповедников Российских.
«Накануне своей кончины Святейший Патриарх совершил последнюю в своей жизни Божественную литургии в Успенском соборе Московского Кремля. Несомненным знаком милости Божией к Святейшему стало то, что он имел возможность перед смертью причаститься святых Христовых Тайн», - рассказывает представитель пресс-службы Московский Патриархии диакон Александр Волков. Эта литургия была совершена именно в Успенском соборе Московского Кремля, где так любил служить Алексий II и где 91 год назад состоялась патриаршая интронизация первого Патриарха XX века святителя Тихона.
За годы своего патриаршества Алексий II не раз отмечал исключительную важность подвига святителя Тихона для дальнейшей судьбы Русской Православной Церкви. «Патриарх Алексий очень часто молился перед мощами святителя, начиная с момента их чудесного обретения в Донском монастыре в 1992 году. По воспоминаниям очевидцев, обретение мощей произошло глубокой ночью - и Святейший лично приехал для того, чтобы поклониться обретенным останкам своего предшественника», - говорит отец Александр Волков.
После этого Алексий II посещал Донской монастырь во все дни памяти святителя Тихона.
На той же неделе, последней в его жизни, Алексий II совершил литургию и в храме Христа Спасителя в день памяти митрополита Московского и Коломенского Филарета (2 декабря).
Предыдущее богослужение Святейшего также можно назвать символичным. 30 ноября Предстоятель, находившийся перед тем в течение двух недель на отдыхе и лечении в Германии, впервые в истории совершил литургию в храме Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ) кафедральном соборе РПЦЗ в честь Новомучеников и исповедников российских и святителя Николая в Мюнхене.
«Перед кончиной Патриарха Господь дал ему утешиться плодами его патриаршества. Менее чем за неделю он отслужил литургию в храме Русской зарубежной церкви, воссоединение с которой стало историческим событием, одним из важнейших в истории Церкви, совершил богослужение в храме Христа Спасителя, восстановление которого стало знаком возрождения Церкви в России, и перед самой кончиной молился у мощей святого патриарха Тихона, возглавившего сонм новомучеников, соборно канонизированных в 2000 году», - заключил представитель Московской Патриархии.
6
9 декабря состоится погребение Святейшего в московском Богоявленском кафедральном соборе в Елохове, где покоятся мощи его небесного покровителя – святителя Алексия Московского. Такова была воля Алексия II.
Начиная с вечера субботы 6 декабря, Храм Христа Спасителя был круглосуточно открыт доступ для прощания. Рассказывает побывавший в Храме Христа Спасителя священник Константин Кобелев, клирик московского храма святителя Николая в Бирюлёве: «7 декабря 2008 05:50. Вернулся в храм после прощания с Великим Господином и отцом нашим, Святейшим Патриархом Алексием. Нескончаемой вереницей идут и идут люди, чтобы хотя бы издали обратить последний взгляд на в Бозе упокоившегося вождя народа нашего…
Сам же он все эти годы реально осуществлял Патриаршую власть - единственную власть, сохранившую легитимность с древнейших времён.
По высказываниям политиков и поэтов, Патриарх Алексий II стал олицетворением не только Русской Православной Церкви, но и «олицетворением всей нашей страны, нашей России».
Но не об этом, не об общественной значимости мысли наполняли меня этой ночью. Гроб с телом отца нашего расположен напротив Царских врат в верхнем, Рождественском Храме Христа Спасителя, перед ним стоят священники, читающие святое Евангелие не прерываясь. Вереница людей, не останавливаясь, проходит слева.
Испросив разрешение, я подхожу поближе. Об очень многом думалось с момента получения (около полудня) известия о кончине Предстоятеля, но здесь, у гроба, в душе благоговение и тишина. Смерть тела не может разорвать общение душ. Беседа со святителем не прервана, и надеюсь, продлится до конца дней моих и перейдёт в вечность.
А люди идут и идут. Выходя, я спросил входящих, долго ли пришлось стоять в очереди. Ночью - недолго, примерно полтора часа. Пришедшие же в 21 час стояли более пяти часов, пока не вошли в храм. Это в ночное время, а днём?
По многолетним опросам ВЦИОМ, если в 1990 году к Православию себя относили 24% россиян, то в 2005 году таковыми себя считали уже 62%, в 2006 - 63%, а в 2008 - 73% опрошенных».
7
Отец!
Да, он был отцом для всех нас.
Теперь мы - осиротели…
Слово Предстоятель в русском языке означает того, кто в первую очередь молитвенно предстоит за нас пред Богом. Так же, как глава семейства, отец предстоит и несёт ответственность перед Богом за семью. Именно поэтому Предстоятеля Церкви именуют отцом. Он не только руководит, но молится и ходатайствует перед Господом за всех.
Вновь и вновь слышу его голос. Святейший и теперь, надо думать, стоит в молитвенном предстоянии «за всех и за вся».
Одним молитвенником стало у нашей «всея земли» больше.
Не безутешное горе оставляет эта кончина в сердцах, а светлую печаль и надежду.
Помолимся же вместе о великом человеке, который столько молился о нас. Вечная ему память!
8
«Дай Бог, чтобы Россия нашла дорогу к Свету. Путь этот, конечно, лежит через сердце каждого из нас… Нам предстоит поистине молекулярная работа по освящению и христианизации мира… Жизнь государства и общества на канонической территории Русской Церкви остаётся весьма нелёгкой, однако всё же подаёт знаки доброй надежды. К нашему народу возвращается историческая память, издревле присущий ему духовный и культурный облик. Это как Второе Крещение Руси. И далеко не случайно идёт оно рука об руку с возрождением России, с постепенным переходом от «смутного времени» к созданию гражданского мира. На этом поле, как мне кажется, и следует, наконец-то, обрести то, что в миру называется национальной идеей».
В этих словах – завещание Святейшего Патриарха Алексия всем нам.
__________________
Николай Головкин - член Союза писателей России.
Прислано автором порталу "Россия в красках"
9 декабря 2008 г.
|
|||||||||||||||||||||||
© 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com |