|
||||||||||||||||||||||||
Главная / Журнал / Весна 2008. № 14 / ОБМЕН МНЕНИЯМИ, ИНТЕРВЬЮ / Мрачная будущность нашей свободы. (К 126 летию со дня рождения Ивана Ильина). Юрий Кищук |
||||||||||||||||||||||||
ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Авторский канал видео путешествий Павла и Ларисы Платоновых - Israel with Paul and Laura на английском языке
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Хранительница последнего очага Кима Филби
Павел Густерин (Россия). Особенности языковой подготовки на профильных факультетах российских вузов
Павел Густерин (Россия). Хронология российско-йеменских отношений
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Павел Платонов (Израиль, Иерусалим). К дню памяти протоиерея Василия Ермакова - 3 февраля 2021 года
Павел Густерин (Россия). Комментарии к «Записке Петра Великого о фортециях»
Юлия Бесстремянная (Россия). Православная музыка и живопись в современных изданиях: опыт Российской государственной библиотеки
Никита Кривошеин (Франция). «Дмитрий Сеземан и его двойной исход». К столетию русского Исхода. Беседа с Никитой Кривошеиным. Анна Кузнецова
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Судьба Радзивилловской (Кёнигсбергской) летописи
Павел Густерин (Россия). Был ли Александр Невский назван в честь Александра Македонского…
Павел Густерин (Россия). О генеалогическом единстве Русского мира на примере внуков Мстислава Удатного
Павел Густерин (Россия). Список мест, связанных с земной жизнью Иисуса Христа, с упоминанием произошедших событий
Павел Густерин (Россия). Обстоятельства совершения советскими войсками рейда по северным районам Афганистана в 1929
Юрий Кищук ( Россия). Время воздержания. И отчуждения?
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
Павел Густерин (Россия). Установление дипломатических отношений между Советской Россией и Афганистаном
Павел Густерин (Россия). Торговые отношения между СССР и арабскими странами в 1920–1930-х годах
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
Галина Бесстремянная (Россия). История православия в Японии и династия японских священнослужителей
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
Павел Густерин (Россия). Академик Мясников об Афанасии Никитине: пародия на науку
Оксана Бабенко (Россия). Надежда Васильевна Туманина - биограф великих русских композиторов
Александр Кан (Великобритания).
Спасение Романовых: иллюзия или упущенные возможности?Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
Айдын Гударзи-Наджафов (Узбекистан). Жизнь без мифов. Великий князь Николай Константинович 1850-1918
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель Ксения Кривошеина. (Франция). Памятники чекистским палачам до сих пор украшают страну"
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Жорж Нива (Франция). Четыре трети нашей жизни. «Сюрреалистический фильм» о русской эмиграции
Олег Гоков (Украина). Российская военная миссия 1877 года в Персию
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых"
Олег Гоков, Сергей Фалько (Украина). Военно-разведывательная миссия Н.Я. Шнеура и В.А. Бодиско по странам Европы, Северной Америки и Азии в 1880–1881 гг.
Оксана Бабенко (Россия). Тень православия в музыке: русское музыкальное общество и столичные консерватории во второй половине XIX века
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Светлана Баконина (Россия). Первый опыт духовного руководства русскими паломниками (из дневника священника, сопровождавшего богомольцев на Святую Землю в 1912 году)
Популярная рубрика
Протоиерей Георгий Митрофанов. "Трагедия России: «запретные» темы истории XX века в церковной проповеди и публицистике" Полемика, отзывы
Проекты ПНПО "Россия в красках": Публикации из архивов:
Русское Александровское подворье близ храма Воскресения. Путь к Александровскому подворью. Извлечение из издания ИППО 1901 г. Храм Воскресения Господня в Иерусалиме и окружающие его святыни
Палестина под властью христианских императоров. (326-636 г.г.) По Альфонсу Курэ. С.Петербург. 1894 год. X. Свв. Савва и Феодосий. XI. Св. Савва и император Анастасий. До 528 г.
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.
Мы на Fasebook
Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках" Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
|
Мрачная будущность нашей свободы
(К 126 летию со дня рождения Ивана Ильина)
«К свободе призваны вы, братия,
только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти;
но любовью служите друг другу.
(Гал. 5:13)
«Свобода», - это желанное и манящее своим терпким вкусом слово, для каждого современного человека является его мечтой, тем стилем и образом жизни, которыми он бы хотел всегда существовать и, конечно же, той «атмосферой», в которой бы наш современник желал по своему усмотрению устроить для себя свою жизнь. Сегодня на каждом углу можно услышать призывы к свободе. Нам со всех сторон твердят о том, что вся наша история и всё наше наследие всего лишь красивая легенда, которая на сегодняшний момент нам нужна лишь для того, чтобы восхищаться ей как музейно-архивными материалами, порою даже и красивыми, но отнюдь не поучительными и если даже и бесценными, то только лишь по своей сохранности.
«Свободный» взгляд на саму историю сегодня принимает порою окраску сарказма, издевательства и даже пошлости. Возьмем, к примеру, недавно вдруг появившихся «историков», которые без нашей на то просьбы безвозмездно решили нам помочь «свободно» взглянуть на «преданья старины глубокой». Появившиеся на прилавках книжных магазинов современные «историко-исследовательские» романы, ни у кого не вызывают и тени опасения и, например, любая домохозяйка может купить сегодня книгу и прочитать обо всех «подробностях» жизни знаменитого императора, графа или полководца. Попытка объяснить человеку не историчность и надуманность, а порою и откровенную фальшь подобного фолианта, вызовет у него только лишь усмешку. «Это свободный эксперимент автора» - скажут Вам в ответ. Действительно, если на миг остановиться и задуматься над тем как мы живём и кем являемся в современном мире, то можно открыто сказать о том, что XXI век сделал нас участниками и «создателями» небывалых до того «свободных экспериментов». Но дело здесь в том, что риск подобных опытов ни кем не учитывается, а о последствиях мы не хотим даже задуматься, ведь уже это может подвергнуть нашу «бесценную» свободу какому-то умалению и обнищанию, а мы на это никогда не пойдём.
Человек, не стеснённый никакими рамками, гордый и самоуверенный и целеустремлённый в своих и только своих стремлениях, – вот идеальный образ, сложившийся в наше время. Если в далекой и не очень древности наши предки ломали голову над тем, как сохранить и приумножить им накопленное доброе для последующих поколений, то теперь зачастую вообще отвергается преемственность порою вместе с таким важным элементом как полноценная семейная жизнь. Нет, конечно же семьи в нашем привычном понимании существуют и поныне, но почти совсем утратился тот духовный стержень, на котором у наших предков строилась семья. Живя в потребительском обществе, мы привыкли, порою и не замечая того, мыслить «потребительски». Наша мнимая свобода, соединившись с ненасытной жаждой потребления, породила в наш мир много страшных, поистине ужасных вещей. Семья теперь стала восприниматься скорее как традиционная форма сожительства мужчины и женщины, наравне с которой, кстати, легально существуют и не традиционные. Жить молодой семьёй некоторое время «для себя» стало плотно укоренившимся повсеместно правилом, осуждая которое, человек рискует быть определён обществом как «неполноценный». Наконец, стоит ли говорить о том, что просто огромное количество регистрирующихся официально пар по истечение некоторого времени совместной жизни, как бы в порядке вещей, прерывают свои отношения, спокойно заявляя о том, что «не сошлись характерами».
Порою жертвами таких «свободных» отношений в семье становятся дети. Не задумываясь фактически о подрастающем поколении, но в то же время крича о нем, мы своими «свободными экспериментами» разрушаем, срубаем на корню нажитое и неисправимо калечим и уничтожаем будущее. Можно сваливать все свои проблемы на экологию, загрязнённую атмосферу, глобальное потепление, но главный их корень в той безрассудности, с которой мы относимся к своему главному и определяющему в будущем «фактору», к своим детям. Если раньше воспитание детей воспринималось как ответственное и нелёгкое дело, требующее огромных усилий воли, ума, сердца и чувств; то теперь многими из молодых родителей как ответственный шаг воспринимается вообще решимость «завести ребёнка». Мнимая ироничность, а по сути плачевность даже в определении тех слов которыми современные пары пользуются, говоря о тайне появления новой жизни подчас повергает в ужас. Но теперь, к сожалению, нет и сознания той ответственности, которая ложится на родителей, не только и не столько в плане заботы о телесном здоровье ребёнка, а сколько в плане беспокойства о его нежной и ранимой душе.
Не многим из наших современников приходило на ум искать ответы на мучащие сегодня нас вопросы в огромнейшем историческом наследии педагогов, писателей, философов предшествующих веков. Но если нам удастся решиться на такое исследование, то, скорее всего, мы будем удивленны практически неизменностью этих вопросов людей сегодня и несколько столетий назад. Говорить о некоторой преемственности, мне кажется, здесь более чем не уместно, просто наши предшественники и мы сами не хотим порою пользоваться опытом предыдущих поколений, от чего и ставим задачи, решённые уже давно нашими учеными предками, но кажущиеся нам абсолютно новыми. Так теме взаимоотношений «свободы» и «семьи» было посвящено исследование известного православного философа, правоведа и публициста Ивана Александровича Ильина, жившего на переломе двух столетий XIX и XX. А к кому же ещё обратиться для разрешения вопросов свободы как не к человеку, сочетавшему в своём мировоззрении два различных взгляда на сущность свободы – взгляд философа и правоведа.
Поразительна одинаковость «свободных» воззрений современников Ильина и нашего общества. Дело в том, что уже тогда институт семьи обесценивался народом и превращался в «древнюю традицию». «Семья является первичным лоном человеческой культуры» - писал Иван Ильин к своим современникам. «Мы все слагаемся в этом лоне, со всеми нашими возможностями, чувствами и хотениями; и каждый из нас остается в течение всей своей жизни духовным представителем своей отечески-материнской семьи или как бы живым символом ее семейственного духа. Здесь пробуждаются и начинают развертываться дремлющие силы личной души; здесь ребенок научается любить (кого и как?), верить (во что?) и жертвовать (чему и чем?); здесь слагаются первые основы его характера; здесь открываются в душе ребенка главные источники его будущего счастья и несчастья; здесь ребенок становится маленьким человеком, из которого впоследствии разовьется великая личность или, может быть, низкий проходимец...».
Конечно, можно сказать о том, что несмотря на авторитетность философа он не жил в наше время, а следовательно и не знал тех реальностей, которыми мы окружены. Но позвольте, а не актуальны ли сегодня другие его слова: «Половая потребность, инстинктивные влечения создают не брак, а всего только биологическое сочетание (спаривание); из такого сочетания возникает не семья, а элементарное рядом жительство рождающих и рожденных (родителей и детей)». Как часто нам пытаются сегодня навязать, будто бы человеку естественно удовлетворять свои любые потребности, пусть даже и не устремлённые ввысь. Нам громогласно вещают «врачи» и псевдо психологи о том, что не удовлетворение «потребностей» может привести к тяжелой психологической травме и дисфункции буквально всего организма. Но никто из них не говорит нам о том, что «… "похоть плоти" - есть нечто неустойчивое и самовольное; она тянет к безответственным изменам, к капризным новшествам и приключениям; у нее так сказать, "короткое дыхание", едва достаточное для простого деторождения и совершенно не соответствующего задаче воспитания» - об этом не боялся говорить Ильин, понимая, что этим он фактически приговаривает себя и свои труды к гонениям со стороны революционной власти.
Ну а в наше время, когда нет уж революций, эти слова всё равно могут вызвать бурю негативных эмоций. Дело в том, что прикрываясь и в этом вопросе свободой, люди будут защищать в первую очередь самих себя от воплей своей же души к покаянию, ведь человеку кажется легче заставить замолчать совесть, чем отказавшись от титула «свободного повелителя мира», пойти сложным, но спасительным путём покаяния.
Конечно же, тяжело и порою даже кажется немыслимо трудно остановиться нам на пути «безграничной» свободы, остановиться для того, чтобы все свои силы употребить для единственной цели – воспитания наших детей. Оно же требует от родителей всех тех нравственных качеств, приобретя которые мы обретём по настоящему свободу в Боге, которой и научим наших детей. Если же наше общество продолжит и далее взращивать и взгревать свой эгоцентризм, пользуясь при этом оправданием «свободы», то, к сожалению, через некоторое время на нашей планете появятся страшные бессердечные существа с исковерканной и изломанной душой, которые, пользуясь нашим же «оправданием», истребят нас, но уже не морально, а физически. Но страшнее физической смерти от бездушного человека для нас будет наказание Божие за то упоение мнимой свободой, в котором мы забыли о своих детях.
Именно от этого страшного и зловещего небрежения душой своей и детской и пытается нас отвратить Иван Ильин: «Именно семья дарит человеку два священных первообраза, которые он носит в себе всю жизнь и в живом отношении к которым растет его душа и крепнет его дух: первообраз чистой матери, несущей любовь, милость и защиту, и первообраз благого отца, дарующего питание, справедливость и разумение. Горе человеку, в душе которого нет места этим зиждительным и ведущим первообразам, этим ведущим символам и в то же время творческим источникам духовной любви и духовной веры! Ибо силы его души, не пробужденные и не взлелеянные этими благими, ангелоподобными образами, могут остаться в пожизненной скованности и мертвости. Суровой и мрачной стала бы судьба человечества, если бы однажды в душах людей до конца иссякли эти священные источники. Тогда жизнь превратилась бы в пустыню, деяния людей стали бы злодеяниями, а культура погибла бы в океане нового варварства».
15 марта 2008
© Юрий Кищук
|
|||||||||||||||||||||||
© 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com |