Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     

 
Рекомендуем
Новости сайта:
Дата в истории
Новые материалы
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я. Смотрите новый фильм
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я. Смотрите новый фильм
СВЯТАЯ ЗЕМЛЯ И БИБЛИЯ. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии. См. новый фильм
СВЯТАЯ ЗЕМЛЯ И БИБЛИЯ - Часть 2-я. Переводы Библии и археология. См. новый фильм
СВЯТАЯ ЗЕМЛЯ И БИБЛИЯ  - Часть 1-я Предисловие. Новый проект православного паломнического центра Россия в красках в Иерусалиме. См. новый фильм
 
 
 
Оксана Бабенко (Россия). К вопросу о биографии М.И. Глинки
 
 
 
Главный редактор портала «Россия в красках» в Иерусалиме представил в начале 2019 года новый проект о Святой Земле на своем канале в YouTube «Путешествия с Павлом Платоновым»
 
 
 
 
Владимир Кружков (Россия). Австрийский император Франц Иосиф и Россия: от Николая I до Николая II . 100-летию окончания Первой мировой войны посвящается
 
 
 
 
 
 
Никита Кривошеин (Франция). Неперемолотые эмигранты
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь
 

Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»

 
 
Павел Густерин (Россия). Россиянка в Ширазе: 190 лет спустя…
 
 
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
 
Протоиерей Андрей Кордочкин (Испания). Увековечить память русских моряков на испанской Менорке
Павел Густерин (Россия). Дело генерала Слащева
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Павел Густерин (Россия). О поручике Ржевском замолвите слово
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия).  От Петербургской империи — к Московскому каганату"
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Приплетать волю Божию к убийству человека – кощунство! 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Алла Новикова-Строганова. (Россия).  Отцовский завет Ф.М. Достоевского. (В год 195-летия великого русского православного писателя)
Ксения Кривошеина (Франция).  Шум ленинградского прошлого
Олег Озеров (Россия). Гибель «Красного паши»
Павел Густерин (Россия). О заселении сербами Новороссии
Юрий Кищук (Россия). Невидимые люди
Павел Густерин (Россия). Политика Ивана III на Востоке
Новая рубрика! 
Электронный журнал "Россия в красках"
Вышел осенний номер № 56 журнала "Россия в красках"
Архив номеров 
Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикация из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг. 
Славьте Христа добрыми делами!

Рекомендуем:
Иерусалимское отделение Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО)
Россия и Христианский Восток: история, наука, культура





Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
 
История Нижегородской ярмарки (продолжение).
 
Новая планировочная структура ярмарки в 1860-1870-е годы.
 
Во второй половине XIX века, в период бурного развития капитализма в России, Нижегородская ярмарка получила дальнейшее развитие. В период 1850 -1860 годов после открытия Николаевской железной дороги стоимость товаров, привозимых на ярмарку увеличилась почти в 3 раза.

Ярмарка чутко реагировала на изменения в международной жизни. О международном признании Нижегородской ярмарки говорит тот факт, что в 1866 году ее посетило посольство США с целью укрепления торговли с Россией.

Росту товарооборота ярмарки способствовало развитие судоходства. В 1876 году число паровых судов увеличилось до 500.

Увеличение привоза на ярмарку товаров обусловило приток на нее огромного количества людей. Так, в 1874 году на ярмарке ежедневно находилось до 256 тыс.человек (для сравнения напомним) что в Н.Новгороде в это время было около 45 тыс.жителей).

По популярности Нижегородская ярмарка была сравнима с крупнейшими международными выставками. К примеру, на Лондонской выставке 1862 года побывало 6,2 млн.человек.

В 1850-е годы были проведены важные градостроительные работы улучшена система дорог, создана регулярная застройка вдоль набережных обводного канала и Оки. Особое внимание уделялось набережной Оки, вдоль которой было проложено Московское шоссе.

Крестовоздвижнеческая часовня.
Крестовоздвижнеческая часовня.
Арх. А.П.Брюллов. 1852 г.
Фото М.П.Дмитриева.
Конец XIX в.
На ней были построены две каменные часовни - Крестовоздвиженская (1852 г.), созданная по проекту петербургского архитектора А.П.Брюллова, и Печерская (1859 г.), спроектированная нижегородским архитектором И.К.Кострюковым и возведенная на средства нижегородского купца Ф.Целованьева.

В результате пожара 1857 года восточная часть ярмарки сильно пострадала, вследствие чего для этого района в том же году был составлен проект, по которому данная территория разделялась на четкие прямоугольные кварталы. Новый каменный театр, проект которого был утвержден в 1858 году, предполагалось выстроить на большой площади и главным фасадом обратить в сторону обводного канала, а на углу площади было намечено разместить здание цирка, боковым фасадом выходившее на Театральную улицу.

Проект цирка был выполнен в 1859 году известным петербургским архитектором В.П. Львовым. Это был один из первых проектов стационарных цирков в России.

В конце 1850-х годов была предпринята попытка архитектурно-планировочного объединения ярмарки с городом. По указу нижегородского губернатора А.Н. Муравьева в 1861 году на верхней террасе правого берега Оки была построена часовая башня, ориентированная на главную композиционную ось ярмарочного ансамбля. Высота семиярусной башни достигала 50 м, а диаметр циферблата часов, которые можно было видеть с ярмарки на расстоянии 1000 - 1200 метров, составлял 6,5 м. Интересная по своему архитектурному построению и использованию готических мотивов башня, однако, оказалась композиционно изолированной от города.

В 1860 году после неоднократных пожаров был высочайше утвержден новый проект генерального плана ярмарки, выполненный губернским архитектором и инженером Р.Я.Килевейном . По новому плану вся территория ярмарки, расчленялась на четкие прямоугольные кварталы с каменной и деревянной застройкой. Ширина улиц была неодинаковой и зависела от их значимости: наибольшую ширину имели улицы, подходившие к гостиному двору и ориентированные на культовые и общественные сооружения. Самой широкой была улица, являвшаяся продолжением моста через Оку. Важным фактором развития ярмарки стало открытие 1 августа 1862 года Московско-Нижегородской железной дороги. Необходимо отметить, что при этом строительстве одним "из главнейших соображений, руководивших Правительством при утверждении этой дороги было соединение Нижегородской ярмарки и Волжского бассейна с обеими столицами".
 
В 1860-е годы было предпринято и новое культовое строительство. В 1866 году по проекту петербургского архитектора Д.Гущина, утвержденному 17 июня 1865 года, была построена на набережной Оки напротив Главного дома самая крупная на ярмарке часовня - Макарьевская.
 
Макарьевская часовня.
Макарьевская часовня.
Фото М.П.Дмитриева.
Конец XIX века.
Еще в 1858 году ярмарочное купечество изъявило желание построить новый собор в память посещения ярмарки императором Александром II. Это нашло отражение в проектном плане ярмарки 1860 года.

В 1862 году приступили к составлению проекта Александро-Невского собора, и в начале 1864 года он был передан на рассмотрение в Министерство путей сообщения. Автором проекта собора являлся выпускник института гражданских инженеров, губернский архитектор Р.Я.Килевейн.
17 августа 1865 года проект был утвержден в Синоде, но при рассмотрении его в Министерстве путей сообщения было установлено, что "при значительных размерах он (собор) не удовлетворяет условиям прочности". В ноябре проект в целом, в том числе и фасады, был переделан, но с сохранением тех же размеров. Этот переработанный проект 18 ноября 1865 года и был высочайше утвержден.

Но строительство Александро-Невского собора не было начато. Сказалось отсутствие средств для возведения столь огромного здания. Строительство его оценивалось в 200 тысяч рублей. Поэтому комитет по постройке храма 12 мая 1866 года принял такое решение: "... постройка может быть произведена стоимостью вчерне на 100 тысяч рублей, если уменьшить размер этого храма, не нарушая общей пропорции и рисунка...".

В конце 1866 года разработка нового проекта не столь дорогостоящего культового здания была поручена молодому архитектору академику Л.В.Далю, приехавшему в Нижний Новгород в том же году. Л.В.Даль, занимавший должность сверхштатного техника строительного отдела, в начале 1867 года закончил свой оригинальный проект.

Однако этот проект, направленный Далем для получения звания профессора архитектуры в Академию художеств, не был одобрен.  Таким образом, авторство окончательного проекта Александро-Невского собора не принадлежит ни Килевейну, ни Далю. Г.В.Барановский, исследователь истории архитектуры второй половины XIX века, основываясь, по-видимому, на записке Килевейна с перечнем его работ, создателем собора считает петербургского архитектора И.С.Вишневского.
 
Александро-Невский собор.
Александро-Невский собор.
Фото М.П.Дмитриева.
Конец XIX века.
Однако никаких архивных материалов, говорящих об участии в проектировании собора этого архитектора, не обнаружено, как и самого подлинного проекта.

В 1867 году Килевейн был назначен производителем работ по возведению собора. Помощником архитектора был Даль, проработавший на постройке собора до начала 1874 года, когда еще не были завершены даже основные каменные работы.. Торжественная церемония закладки Александро-Невского собора состоялась 18 августа 1868 года, а окончание всех работ было осуществлено к открытию ярмарки 1881 года.

Кроме культовых строений, располагавшихся на набережной Оки, на ярмарке была построена в 1869 году по проекту Л.В.Даля недалеко от железнодорожного вокзала еще одна часовня. В начале 1870-х годов оно было перестроено в Александро-Невскую церковь. Одновременно со строительством культовых зданий менялся архитектурный облик и рядовой застройки вокруг гостиного двора. С начала 1870-х годов здесь происходила замена деревянных сооружений каменными зданиями. Причиной послужили огромные пожары 1864 и 1872 годов и указ о переходе вновь построенных каменных зданий в собственность владельцев.

Трактиры были приметными местами на ярмарке. Не случайно сюда приезжали известные на всю Россию рестораторы: Никита Егоров, поварское искусство которого сравнивалось с французским, П.Барбатенков и другие. Несмотря на существование биржи, которая действовала лишь в качестве биржи труда) вся торговля держалась на честном купеческом слове и торговые сделки по-прежнему совершались в трактирах, ресторанах и чайных.
 
Театральная площадь.
Театральная площадь.

Фото М.П.Дмитриева.
Конец XIX века.
Значительные преобразования произошли в районе Театральной улицы, которая получила новое официальное название - Нижегородская. В 1878 году на ней было закончено под руководством и по проекту Килевейна строительство каменного театра на 1600 мест, который назывался Большим театром.

В 1860 - 70-е годы были проведены значительные работы по благоустройству территории ярмарки, из которых самой крупной явилась прокладка водопровода с установкой фонтанов перед Спасским собором и Главным домом. В 1868 году ярмарочное купечество "выразило желание устроить водопровод", и к 1870 году все работы под наблюдением Р.Я.Килевейна и по проекту инженера Н.М.Бруннера были закончены в соответствии с планом) по которому центральный район ярмарки обеспечивался водой. Для этого около Крестовоздвиженской часовни по проекту Килевейна была построена высокая водонапорная башня.

В 1860-е годы нижегородский купец Э.Шмит выполнил освещение ярмарки 650 фонарями, а к 1885 году было введено электрическое освещение зданий, а впоследствии и улиц, устроенное по инициативе инженера Н.В.Рюмина.

Ярмарка в 1860 - 70-е годы представляла собой своеобразный торговый город с высоким уровнем благоустройства и использованием современных достижений строительной техники.
 
Архитектурный ансамбль ярмарки конца XIX - начала XX века.
 
Конец XIX - начало XX века можно охарактеризовать как период экономического расцвета Нижегородской ярмарки. ярмарки, который к концу XIX века стабилизировался в пределах 160-180 млн.рублей, в начале XX века стал возрастать. Наивысшего уровня он достиг в 1909 году, годовой оборот тогда составлял около 200 млн.рублей. Этот период был отмечен дальнейшим уплотнением застройки ярмарки и повышением комфортности проживания и обслуживания ее посетителей.

В 1886 году был утвержден последний план Нижегородской ярмарки, по которому предполагалось осуществить обширное каменное строительство на свободной северо-западной территории, простиравшейся до села Гордеевки. Около армянской церкви проектировался большой прямоугольной формы пруд.

Также намечалось сооружение каменных складов на Сибирской пристани и территории гостиного двора вдоль Бетанкуровского канала и набережной Оки. К важным изменениям, предусмотренным планом, надо отнести расширение зоны, приспособленной для развлечений. Ей отводилось обширное место около Мещерского озера. На ее территории находилось две плошали - Самокатная и Новосамокатная - для увеселительных балаганов. Главным зданием этой зоны должен был стать цирк. По этому плану ярмарка застраивалась до 1917 года.

Самым важным событием 1880 - 90-х годов в развитии ярмарки как архитектурного комплекса явилось строительство новых зданий и реконструкция отдельных старых в районе гостиного двора.

Спасский собор и колокольня.
Спасский собор и колокольня.
Фасады. Проект.
Арх. П.Малиновский, Е. Мичрин. 1901 г.
К середине 1880-х годов Спасский собор и административные корпуса требовали полной перестройки. Вопрос о сохранении классицистического ансамбля в центре ярмарки не ставился, и председатель Московского архитектурного общества Н.В.Никитин высказал мнение о необходимости его разрушения. Основной причиной этого он считал не столько конструктивную неустойчивость здания, сколько несоответствие его архитектурным вкусам данного времени. Но собор было решено не разрушать, и в 1886 - 1889 годах были проведены работы по его укреплению под руководством Килевейна. Благодаря своему инженерному таланту, Килевейну удалось спасти и сохранить это прекрасное творение Монферрана. К сожалению, подобное отношение к зданиям проявлялось не всегда.

Когда в 1899 году угроза разрушения нависла над колокольней при Спасском соборе, его б
лизость потребовала от архитекторов П.П.Малиновского и Е.М.Мичурина создать новую колокольню, стилистически сходную с ним по своей архитектуре.

В 1906 году колокольня была выстроена. Подобная перестройка ожидала и мечеть. Тенденция разрушения целостности архитектурного ансамбля, созданного Бетанкуром в 1824 году, в значительной степени проявилась при перестройке Главного дома. В конце 1880-х годов в докладе комиссии по перестройке Главного дома говорилось, что "никаким ремонтом нельзя достичь того, чтобы дом и флигеля были приспособлены к современным требованиям ярмарки... Сочли более рациональным разобрать существующее здание".

На конкурс было прислано 26 проектов из десяти городов, в том числе 8 проектов из Москвы, 5 - из Петербурга, 6 - из Нижнего Новгорода.

Выбор жюри был остановлен на проектах, выполненных в формах древнерусской архитектуры XVII века. Древнерусский стиль наиболее отвечал вкусам московского купечества, которое было полновластным хозяином на Нижегородской ярмарке.
 
Вид на Главный дом с площади.
Вид на Главный дом с площади.
Фото М.П.Дмитриева. Конец XIX века.
Первую премию получил проект, выполненный архитекторами А.И. фон Гогеном, Г.А.Трамбицким и К.В.Трейманом. Для строительства дома была образована комиссия из числа богатых нижегородских купцов: Н.А.Бугрова, Я.Е.Башкирова, М.П.Курбатова и других. Закладка здания состоялась 22 июня 1889 года. Главным строителем дома был К.В.Трейман, его помощником - ярмарочный архитектор Н.П.Иванов.

Строительство велось около года, и 15 июля 1890 года, в день открытия ярмарки, произошло торжественное освящение нового Главного дома. Перестройка здания обошлась купечеству почти в 500 тысяч рублей. Здание имело грандиозные размеры и входило в число крупнейших пассажей России. Первый этаж занимали 70 крупных магазинов, второй - ярмарочная контора и комитет, отделение госбанка, почта, телеграф, а также ресторан с залом и шестью кабинетами. Центральная часть второго этажа была отдана под зал общественных собраний, который получил название Гербового, поскольку решетка его балкона была украшена гербами губерний Российской империи.

Наряду с богатым архитектурным обликом здание имело техническое оснащение и благоустройство, соответствовавшие самым высоким требованиям того времени. Помещения его освещали 500 электрических ламп и 15 больших фонарей. Для этого рядом с Главным домом было построено здание электрической станции, впоследствии обслуживавшей всю ярмарку. Имелись телефон, водопровод, канализация, проезды к зданию были замощены, вокруг него были разбиты скверы с газонами, а площадь перед главным входом украшал чугунный фонтан, установленный в 1869 году.

В это же время на берегу Бетанкуровского канала было закончено строительство около 20 каменных мануфактурных складов в соответствии с планом ярмарки 1886 года.

В 1880 - 90-е годы на ярмарке было предпринято каменное строительство народных столовых ( деревянные постройки их существовали с 1871 года). Наиболее архитектурно оформленным являлось здание двухэтажной столовой, выстроенное в 1894 году на набережной Оки между Макарьевской и Крестовоздвиженской часовнями. К интересным архитектурным сооружениям относились также многочисленные пожарные депо.

В 1888 году в соответствии с последним планом ярмарки завершилось строительство каменного цирка. Поставленный в конце Нижегородской улицы, он вместе со зданием театра являлся основным местом культурного развлечения публики. Цирк, именовавшийся цирком братьев А.А. и П.А. Никитиных, состоял из основного зала на 1000 зрителей, имевшего план в форме круга диаметром 42 метра, и прямоугольного выступающего объема, в котором размещались подсобные помещения (архитектор Н.П.Иванов).

Блиновский пассаж.
Блиновский пассаж.
Фото М.П.Дмитриева. Конец XIX века.
В связи с развитием капиталистических форм торговли в 1880 - 90-е годы на ярмарке были открыты отделения восьми крупнейших банков России: Государственного, Сибирского торгового, Казанского купеческого, Волжско-Камского коммерческого, Московского торгового, Московского торгово-промышленного товарищества, Московского купеческого и Московского Азовского.

На ярмарку прибывало огромное количество людей, и поэтому интенсивное развитие получила сеть гостиниц и зданий гостиничного типа.

В период проведения ярмарки Рождественская улица и Окская набережная становились как бы частью огромного ярмарочного организма.
На Рождественской улице, на всем ее протяжении, сложилась сплошная линия гостиниц, ресторанов, и т. д., а в начале XX века на этой улице был образован деловой центр с многочисленными пароходными и нотариальными конторами и крупными, престижными зданиями банков.

Одним из наиболее значительных сооружений на Рождественской улице стал доходный дом купцов Блиновых, так называемый Блиновский пассаж, выстроенный Килевейном в 1878 году по проекту петербургского архитектора А.К.Бруни. Громадный объем этого здания вместил в себя многие магазины и склады, конторы, гостиницу, ресторан, телеграф, в том числе и пассаж, примыкавший к зданию сo стороны откоса.
 
 
Козьмодемьянская церковь.
Козьмодемьянская церковь на Рождественской улице.
Фото М.П.Дмитриева.
Конец XIX века.
Важнейшими планировочными элементами являлись пристани. На ярмарке главной пристанью оставалась Сибирская. Если до конца XIX века она была застроена деревянными складами и конторами, то в 1905 году на ней были построены каменные громадные склады и вся ее территория была приведена в образцовый порядок. Сибирская пристань была разделена на участки, на которых размещались конторы крупнейших пароходных обществ страны. К концу XIX века ярмарку обслуживали не только пристани, находившиеся на ее территории, но и пристани, расположенные на городских набережных Оки и Волги. Такое положение способствовало объединению ярмарки с городом и созданию единого крупного экономически развитого центов.Проведение в Нижнем Новгороде Всероссийской торгово-промышленной и художественной выставки 1896 года способствовало появлению на ярмарке новых зданий и сооружений. Выставочные павильоны разместились на обширной территории недалеко от ярмарки и вблизи от железнодорожного вокзала.

Для связи города и ярмарки с территорией выставки была проведена электрическая железная дорога и построен новый понтонный мост.

Несмотря на некоторое замедление строительства ярмарки в начале XX века, в это время разрабатывались проекты, которые закладывали основы для ее дальнейшего экономического развития, а также лучшего ее благоустройства. Эти проекты оказались неосуществленными. К наиболее крупным замыслам относились: сооружение постоянного металлического моста через Оку для соединения ярмарки с железной дорогой южного и восточного направлений, создание гавани в Мещерском озере, строительство ночлежного дома на 1000 человек и новой мечети. Значительные работы намечались в 1908 - 1910 гг. по инженерному благоустройству, в том числе проведение канализационной сети на всей территории ярмарки. Предусматривалась биологическая очистка сточных вод.

Вид с Главного дома на песчаный остров и мост.
Вид с Главного дома на песчаный остров и мост.
Фото М.П.Дмитриева. Конец XIX века.
Композиция ярмарки, сложившаяся к концу XIX века, строилась на сочетании трех основных планировочных линий. Роль композиционного центра по-прежнему сохранялась за первоначальным ядром ярмарки. Постройка Александро-Невского собора послужила причиной создания второй композиционной оси, которая проходила по Александро-Невской улице вдоль набережной Оки. Новый собор был главной доминантой среди всех вертикалей на ярмарочной территории. Третья композиционная линия проходила по Нижегородской улице, ориентированной на окский мост - единственный вход на ярмарку сос стороны города.
 

Значительные изменения произошли в районе Китайских рядов, которые с двух сторон завершались пластичными объемами армянской церкви и мечети. Культовые строения теперь стояли на площадях и были окружены двух- и трехэжтажными каменными зданиями.

Вид на сквер по 1-й Сибирской улице.
Вид на сквер по 1-й Сибирской улице.
Фото М.П.Дмитриева.
Конец XIX века.

Необходимо отметить, что озеленению ярмарочной территории придавалось большое значение. Скверы существовали перед Главным домом (к Спасскому собору вел широкий бульвар, ограниченный двумя рядами высоких тополей), на Пушной набережной, к западу от Главного дома, около цирка, а также на 1-й Сибирской улице. Так в конце XIX века выглядела Нижегородская ярмарка, которая являлась чутким регулятором экономического благополучия в стране.

Роль Нижегородской ярмарки в культурной жизни страны.
 
Стечение на ярмарку огромного количества людей и удаленность ее от центра города сделали необходимым создание развлекательных и зрелищных сооружений. Значительную роль в культурной жизни ярмарки играл театр, котором до конца 30-х годов XIX века выступала крепостная труппа князя Шаховского - основателя нижегородского театра. Как отмечает современник, "...все лучшие артисты обеих столиц, особенно Москвы, ежегодно посещали ярмарку, начиная со Щепкина, Шумского, Мартынова и других". Драматург А.Н.Островский, посетивший ярмарку в 1845 году, писал, что ярмарочный театр не уступает московскому.

В 1840 - 1850-е годы наблюдался особый подъем концертной деятельности. Концерты проходили в зале Главного дома. Там в 1855 году концертировал молодой нижегородец - композитор М.А.Балакирев, в программу которого входили сочинения М.И.Глинки.
 
Максим Петрович  Дмитриев.
Максим Петрович Дмитриев.
(1958 - 1948),
нижегородский
фотограф
Во второй половине XIX века общественно-культурная жизнь Нижегородской ярмарки активно входит в общий процесс развития культуры России. С 1860-х годов становится традицией выступление здесь не отдельных артистов, а гастрольных, особенно оперных и балетных трупп. В 1868 году зрители слушали оперы "Севильский цирюльник". "Риголетто", "Фауст" в исполнении итальянских певцов.

Зрелищно-развлекательная зона занимала значительную территорию по Нижегородской улице, которая в народе называлась "веселая самокатная".

Но центр развлекательной зоны был в районе цирка, где располагались "азиатский" квартал, сад для гуляний и две Самокатные площади. На площадях сосредоточились балаганные зрелища, и здесь вырос целый городок временных сооружений с расписными фасадами и заманивающей рекламой. В различных павильонах были собраны всевозможные развлечения и чудеса-новинки культуры: механические и электрические театры - первые русские кинотеатры.

Трудно переоценить значение Нижегородской ярмарки в деле популяризации фотографии в России. С ярмаркой была связана деятельность замечательных мастеров фотографии второй половины XIX - начала XX века: А.С.Муренко, К.И.Иванова, А.О Карелина и М.П.Дмитриева.

В период проведения ярмарки выпускались газеты "Нижегородский ярмарочный справочный листок" (1865 -1872 гг.) и "Нижегородская почта" (1883 -1903 гг.), в которых печатались новости дня и разные рекламные объявления. В конце XIX - начале XX века было издано много иллюстрированных календарей, путеводителей, художественных альбомов и открыток с видами Нижегородской ярмарки. В их издании главная роль принадлежит нижегородцу В.И.Виноградову.

Развитию культурной жизни на Нижегородской ярмарке во многом способствовало купечество, в среде которого были распространены меценатство и благотворительность. Такими купцами были Третьяковы, Морозовы, Боткины, Рябушинские и другие. Можно сказать, купечество на рубеже XIX - XX веков способствовало не только расцвету культурной жизни на ярмарке, но и обеспечивало благополучие всей русской культуры.
 
Судьба Нижегородской ярмарки в XX веке. 

В советское время ярмарка проводилась в 1922 - 1929 гг. В это время она имела еще достаточно большие обороты: с 1922-го но 1928 год товарооборот вырос почти в десять раз - с 31 млн.рублей до 300 млн. рублей. Нижегородская ярмарка налаживала свои международные связи, приобрела всесоюзный характер и старта единственным в своем роде центральным рынком по торговле кустарными изделиями. Во главе ярмарки стоял С.В.Малышев - председатель ярмарочного комитета, которого также называли "красным купцом".

С годами лицо ярмарки постепенно менялось, и одним из характерных для рахвития процессов стало быстрое превращение прежней товарной ярмарки в ярмарку-выставку образцов. Это позволяло наглядно сравнивать качественные достижения различных районов, содействовать более широкому производству товаров лучшего качества и использованию опыта передовых регионов.

Прогнозы ярмарочного комитета в 1928 году были оптимистическими: "В ближайшие годы задача всей нашей советской торговли поставить ярмарку на рельсы торговли по образцам".

На ярмарке получили широкое развитие все секторы торговли, и в особенности секторы кустарных товаров, местной промышленности и стран Востока.

В ярмарке 1928 года приняло участие более 2500 различных фирм. Не было ни одного района СССР, который бы не был представлен на всесоюзном торжище. Торговлю вели страны Востока: Персия, Китай, Афганистан, Турция, Монголия и Ирак. О масштабе ярмарки в это время говорит тот факт, что выставку промкооперации с 1 августа по 17 сентября посетило более 350 человек. (? возможно, опечатка, прим. "России в красках")
 
Разрушенные Китайские ряды
Вид на разрушенные Китайские ряды и пустующие корпуса около Спасского собора.
Фото М.П.Дмитриева. Конец XIX века.
 
В 1929 году на ней работала 171 торговая фирма, в том числе 34 государственных, 19 кооперативных, 18 иностранных фирм и 6 акционерных обществ. Это был последний год проведения ярмарки. В советское время она уже не достигала уровня своего дореволюционного развития и не охватывала всех торговых помещений, сосредотачиваясь в отдельных рядах вблизи Главного дома. В 1920-е годы началось разрушение ярмарочных зданий.

6 февраля 1930 года было принято правительственное постановление о ликвидации Нижегородской ярмарки. Закрытие ярмарки стало одной из последних акций по уничтожению нэпа. Ярмарка была ликвидирована как социально враждебное явление.

Вскоре после этого развернулась кампания за переименование Нижнего Новгорода. В 1930-е годы город утратил не только славу крупнейшего торгового центра страны, но и свое историческое имя.

В 1920 - 30-е годы ярмарочные здания в основном были приспособлены под жилые помещения, и вскоре здесь образовался район трущоб. Многочисленные культовые постройки) за исключением двух соборов, были разрушены. В 1940 -50-е годы ярмарка стала своеобразной "каменоломней" для вновь возводимых жилых зданий города, а Главный дом был административным зданием. В 1970-е годы он был реконструирован, и в нем разместился "Детский мир". На месте гостиного двора и Бетанкуровско-го канала были возведены многоэтажные жилые дома. С 1970-х годов район Главного дома находится в зоне крупной реконструкции в связи с осуществлением замысла перенесения городского центра из исторической части города на левый берег Оки. Таким образом, архитектурный ансамбль ярмарки полностью утратил свое пространственное построение.

К настоящему времени на территории ярмарки сохранились крупные градостроительные доминанты: Спасский и Александре-Невский соборы, Главный дом. Основная ткань застройки практически полностью утрачена. Исключение составляет Советская улица (бывшая Московская), почти полностью сохранившая свой первоначальный облик. В районе Спасского собора, а также улиц Керченской и Стрелки сохранились отдельные корпуса, которые входили в структуру старой квартальной застройки. Техническое состояние этих зданий вполне удовлетворительное.

Наибольшую архитектурную ценность представляют Спасский и Александро-Невский соборы, Главный дом, которые являются памятниками архитектуры и которые в результате восстановления могли бы стать основой архитектурного ансамбля будущей ярмарки. В настоящее время завершается восстановление шатров Александро-Невского собора по проекту архитекторов О.Е.Сундиевой и И.С.Агафоновой.
 
 
Современный вид ярмарки.
 
Весной 1990 года была проведена рекламная компания "Пролог", цель которой состояла в привлечении внимания к идее возрождения Нижегородской ярмарки. Спустя полгода была создана дирекция ярмарки во главе с В.В.Бессарабом. В следующем году ярмарка приобрела большой экономический размах, объем ее сделок достиг одного миллиарда рублей. Главное место в ее работе стали занимать деловые связи, биржевые сделки, промышленные выставки и оптовая продажа товаров по образцам. Важное место отводилось внешнеэкономической деятельности. К наиболее значительным ее результатам следует отнести презентацию ярмарки в Нью-Йорке, получение права проведения экспортно-импортных операций, выход на уровень международных контактов (Дюссельдорфская, Эссенская, Лейпцигская ярмарки).

5 ноября 1991 года состоялось официальное учреждение Всероссийского акционерного общества (ВАО) "Нижегородская ярмарка". Учредителями его выступили Министерство внешнеэкономических связей РСФСР, Центральный Банк России, около 40 нижегородских организаций, в том числе административно-управленческие структуры города и области, ведущие производственные объединения.

"Нижегородская ярмарка" имеет многопрофильную структуру, в состав которой входят создаваемые с привлечением крупного иностранного капитала банк, выставочный комплекс международного класса, страховая компания, бизнес-центр, туристический центр и т.д. В настоящее время представительства Нижегородской ярмарки открыты во многих городах России и других государств СНГ: в Москве, Хабаровске, Петербурге, Минске, Таллине и других. При активном участии дирекции ярмарки в Н.Новгороде создана товарная биржа. Наиболее активной областью деятельности ярмарки являются организация и проведение выставок, культурные программы. Функционирует "Ярмарочный торговый двор" как комплекс розничной торговли.

Макет ярмарки. 1991 г.
Макет ярмарки.
Проект югославских фирм
1991 г.
С 1991 года ярмарка начинает обретать свое историческое место. Теперь ее центр выставочной деятельности (в скором времени и все административные службы) разместился в Главном ярмарочном доме, где для этих целей приспособлен обширный зал пассажа. Впервые с момента закрытия ярмарки в 1929 году для посетителей открыт отреставрированный (проект арх.Е.И.Генкиной, В.Н.Игнатьева, В.М.Пузанова) Гербовый зал, издавна служивший для торжественных встреч и парадных церемоний.

В ближайшей перспективе намечено новое обширное строительство и реконструкция ярмарочной зоны, включающей Главный ярмарочный дом, гостиницу, биржу и другие торгово-выставочные сооружения.

Торгово-деловая деятельность ярмарки не исключает ее праздничного народного характера с обилием художественных выставок, аукционов, продажей изделий народных промыслов, концертными и благотворительными программами.

Таким образом, постепенно складывается новый облик Нижегородской ямарки, а с ней и новый облик Нижнего Новгорода.

Официальный сайт Нижегородской ярмарки: www.yarmarka.ru

 
 
Страница подготовлена по материалам книги: Сергей Шумилкин. "Нижегородская ярмарка".

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com