|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Главная / История России / Реалии советского времени / ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ / Сталин: известный и неизвестный / Феномен Сталина как невроз характера. Лариса Блинова |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Авторский канал видео путешествий Павла и Ларисы Платоновых - Israel with Paul and Laura на английском языке
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Хранительница последнего очага Кима Филби
Павел Густерин (Россия). Особенности языковой подготовки на профильных факультетах российских вузов
Павел Густерин (Россия). Хронология российско-йеменских отношений
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Павел Платонов (Израиль, Иерусалим). К дню памяти протоиерея Василия Ермакова - 3 февраля 2021 года
Павел Густерин (Россия). Комментарии к «Записке Петра Великого о фортециях»
Юлия Бесстремянная (Россия). Православная музыка и живопись в современных изданиях: опыт Российской государственной библиотеки
Никита Кривошеин (Франция). «Дмитрий Сеземан и его двойной исход». К столетию русского Исхода. Беседа с Никитой Кривошеиным. Анна Кузнецова
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Судьба Радзивилловской (Кёнигсбергской) летописи
Павел Густерин (Россия). Был ли Александр Невский назван в честь Александра Македонского…
Павел Густерин (Россия). О генеалогическом единстве Русского мира на примере внуков Мстислава Удатного
Павел Густерин (Россия). Список мест, связанных с земной жизнью Иисуса Христа, с упоминанием произошедших событий
Павел Густерин (Россия). Обстоятельства совершения советскими войсками рейда по северным районам Афганистана в 1929
Юрий Кищук ( Россия). Время воздержания. И отчуждения?
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
Павел Густерин (Россия). Установление дипломатических отношений между Советской Россией и Афганистаном
Павел Густерин (Россия). Торговые отношения между СССР и арабскими странами в 1920–1930-х годах
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
Галина Бесстремянная (Россия). История православия в Японии и династия японских священнослужителей
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
Павел Густерин (Россия). Академик Мясников об Афанасии Никитине: пародия на науку
Оксана Бабенко (Россия). Надежда Васильевна Туманина - биограф великих русских композиторов
Александр Кан (Великобритания).
Спасение Романовых: иллюзия или упущенные возможности?Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
Айдын Гударзи-Наджафов (Узбекистан). Жизнь без мифов. Великий князь Николай Константинович 1850-1918
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель Ксения Кривошеина. (Франция). Памятники чекистским палачам до сих пор украшают страну"
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Жорж Нива (Франция). Четыре трети нашей жизни. «Сюрреалистический фильм» о русской эмиграции
Олег Гоков (Украина). Российская военная миссия 1877 года в Персию
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых"
Олег Гоков, Сергей Фалько (Украина). Военно-разведывательная миссия Н.Я. Шнеура и В.А. Бодиско по странам Европы, Северной Америки и Азии в 1880–1881 гг.
Оксана Бабенко (Россия). Тень православия в музыке: русское музыкальное общество и столичные консерватории во второй половине XIX века
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Светлана Баконина (Россия). Первый опыт духовного руководства русскими паломниками (из дневника священника, сопровождавшего богомольцев на Святую Землю в 1912 году)
Популярная рубрика
Протоиерей Георгий Митрофанов. "Трагедия России: «запретные» темы истории XX века в церковной проповеди и публицистике" Полемика, отзывы
Проекты ПНПО "Россия в красках": Публикации из архивов:
Русское Александровское подворье близ храма Воскресения. Путь к Александровскому подворью. Извлечение из издания ИППО 1901 г. Храм Воскресения Господня в Иерусалиме и окружающие его святыни
Палестина под властью христианских императоров. (326-636 г.г.) По Альфонсу Курэ. С.Петербург. 1894 год. X. Свв. Савва и Феодосий. XI. Св. Савва и император Анастасий. До 528 г.
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.
Мы на Fasebook
Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках" Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
|
Феномен Сталина как невроз характера
"Режим террора – есть не только материальные действия –
аресты, пытки, казни, но, прежде всего, действие психическое".
Н. Бердяев
Дата 5 марта 1953 года в сердцах миллионов людей осталась как день долгожданного освобождения из тюремных стен, а в сердцах миллионов других – как переломный рубеж в жизни, связанный с огромным горем, вызванным потерей любимого вождя и отца народов. Прошло уже более полувека с тех пор, но до сих пор историки и очевидцы пытаются осмыслить и оценить события той эпохи.
Эпоха перестройки и гласности, пробудила невиданный интерес к подлинным страницам нашей истории, особенно к фигуре Сталина. В центре интереса – недоумение, как могло появиться и существовать явление сталинизма. Одни считают Сталина преступником, тираном, другие – "отцом нации", символом порядка. Сейчас, спустя полтора десятилетия с начала перестройки, народ не ощущает её позитивных результатов. Углубляется раскол общества на бедных и богатых, утеряны прежние идеалы, вера в светлое будущее. Все чаще приходится слышать фразы:: "нужна сильная рука", "при Сталине был порядок". В молодёжной среде даже стали модными организации профашистского и националистического толка.
Сейчас в исторической науке четко наметилась тенденция не просто изучать события и документы, а осмыслить роль в истории непосредственно человека, как обычного, так и выдающегося. Это и обусловило выбор темы – поразмышлять о феномене Сталина и проанализировать его личность средствами психологических теорий. В каких условиях формируются такие личности, как Сталин? Таков ли настоящий лидер? Был ли им Сталин? Как проанализировать личность любого вождя?
Психотерапевт В. И. Гарбузов, выдвигая теорию психологических инстинктов, называет присущий некоторым людям инстинкт доминирования, который определяет характер настоящего лидера. Вот какова характеристика настоящего лидера: "С раннего детства наблюдается стремление к лидерству и наличие качеств истинного лидера: умение организовать игру, поставить цель и проявить волю для ее достижения. При правильном воспитании у такого человека формируется мужественность, логичность мышления, критичность, ответственность, способность прогнозировать, выделить главное, уловить новизну и эффективность идеи. Формируется личность, знающая чего хочет, как этого достичь, настойчивая в достижении цели. Для этого типа характерны: эгоцентризм, но с признанием общественных интересов, готовность к просчитанному риску, но без авантюризма, признание необходимости реформ, но путем эволюции, а не революции, умение разбираться в людях. В контактах характерна ориентация на людей дела и пренебрежение к слабым при готовности покровительствовать им, склонность учитывать интересы всего коллектива, всего народа" [6, с.11].
Чтобы понять, был ли Сталин истинным лидером, проанализируем его характер.
Психологические теории личности
Прежде чем приступить к анализу личности Сталина, изложим основные положения теорий личности, с помощью которых можно рассмотреть формирование характера человека. Подходящими теориями, исходя из цели исследования, представляются теории Э. Эриксона, Э. Фромма, К. Хорни.
Основные положения теории Э. Эриксона
Эрик Эриксон (1902–1994) предположил, что в течение жизни личность проходит психологические стадии развития. Результат развития на каждой возрастной ступени может быть продуктивным, и тогда в человеке развиваются сильные качества, и деструктивным, и в человеке развивается патология, разрушающая чувство самоидентичности. Быть самим собой в глазах своих и значимых других – вот движущая сила развития. Основные стадии жизненного цикла по Эриксону и их описания представлены в таблице. [15]
Полный жизненный цикл по Э. Эриксону
Прим. Курсивом в скобках выделены возрастные границы кризисов. Возраст переходных периодов условный.
Рассмотрим основные кризисные противоречия на различных возрастных этапах.
1. Доверие – недоверие. Степень доверия, которым ребенок проникается к окружающему миру, к другим людям, самому себе, в значительной степени зависит от проявляемой к нему заботы. Младенец, потребности которого быстро удовлетворяются, которого любят и с ним занимаются, чувствует, что мир уютный, а люди – существа отзывчивые и услужливые. Если же ребенок не получает должного ухода, не встречает любовной заботы, то в нем вырабатывается недоверие – боязливость и подозрительность.
2. Самостоятельность – нерешительность. На этой стадии ребенок осваивает движения, наслаждается и гордится своими способностями, старается делать все сам. Если родители предоставляют ребенку делать то, на что он способен, у ребенка вырабатывается самостоятельность. Если нет, его ругают за неловкость, то у ребенка развиваются нерешительность, чувство вины и стыда, неуверенность в себе.
3. Предприимчивость – чувство вины. На этой стадии дошкольник сам придумывает себе занятия. Изобретательность его проявляется и в речи, и в фантазировании. Если ребенку предоставляется инициатива в выборе моторной деятельности, он получает ответы на свои вопросы, то у него закрепляется в характере предприимчивость. Но если родители показывают ребенку, что его моторная деятельность вредна и нежелательна, что вопросы его назойливы, а игры бестолковы, он чувствует себя виноватым и уносит это чувство вины в дальнейшие стадии жизни.
4. Умелость – неполноценность. В этот период у ребенка развивается способность к дедукции, к организованным играм и регламентированным занятиям, обостряется интерес к тому, как вещи устроены, как их можно освоить, приспособить к чему-нибудь. Возникает энтузиазм к трудовым навыкам. Если ребенка за это поощряют, у него вырабатывается умелость. Если родители видят в трудовой деятельности ребенка только "пачкотню" и "баловство", то они развивают чувство неполноценности. Важную роль играет школа. Отставание в классе развивает чувство неполноценности и наоборот.
5. Идентификация личности – путаница ролей. У подростков появляется интерес к мыслям других людей, новый подход к жизни и новые взгляды на многие вещи. Перед подростком встает задача объединить все свои социальные роли в единое целое, осмыслить, его, связать с прошлым и будущим. Если молодой человек успешно справится с задачей психосоциальной идентификации, то у него появится ощущение того, кто он есть, где находится и куда идет. Обратное справедливо для подростка недоверчивого, стыдливого, неуверенного, исполненного чувства вины и неполноценности.
6. Близость – одиночество. Под близостью понимается не только физическая близость, но и способность заботиться о другом человеке, делиться с ним всем существенным без боязни потерять при этом себя. Это распространяется и на дружбу. Если ни в браке, ни в дружбе человек не достигает близости, то его уделом становится одиночество.
7. Общечеловечность – самопоглощенность. Общечеловечностью Эриксон называет способность человека интересоваться судьбами людей за пределами семейного круга, задумываться над жизнью грядущих поколений. Тот, у кого это чувство сопричастности к человечеству не выработалось, сосредоточивается на себе и на своем комфорте.
8. Цельность – безнадежность. Это период, когда основная работа закончилась, и для человека наступает время размышлений и забав с внуками. Ощущение цельности, осмысленности жизни возникает у того, кто ощущает удовлетворенность от жизни. Если прожитая жизнь кажется цепью упущенных возможностей, человека охватывает отчаяние, тоска при мысли о том, как могла бы сложиться и не сложилась его жизнь [13].
Основные положения теории личности К. Хорни
В основе учения Карен Хорни (1885 – 1952) о сущности неврозов заложено понятие о неврозе характера. Под неврозом в психологии понимается неосознанный внутренний конфликт личности. Хорни описывает неврозы характера, расстройство при которых начинается в детстве и заключается в деформациях характера. Патогенный конфликт спрятан глубоко внутри человека и неведом ему. При неврозах заостряются проблемы, волнующие всех людей и связанные с их взаимоотношениями, которые Хорни подразделяет на следующие группы:
1. отношения любви и расположения человека к другим людям, и с их стороны к нему. У невротиков имеет место неразборчивый голод на одобрение независимо от того, как они относятся к этим людям. Это может скрываться под маской безразличия.
2. отношения, связанные с оценкой Я. Характерные черты – чувства неполноценности и несоответствия, которые могут открыто проявляться или могут быть скрыты за компенсаторными потребностями в самовозвеличивании, за склонностью показывать себя в выгодном свете, производить впечатление даже на себя.
3. отношения, связанные с самоутверждением. В этой сфере у невротиков существуют внутренние запреты на то, чтобы выразить свои желания, высказать мнение, приказать кому-либо, установить контакты. Невротики не могут защитить себя, сказать "нет". Им трудно принять решения, формировать мнения, осознавать собственные желания.
4. отношения, связанные с агрессией. К группе трудностей, связанных с агрессией, относятся действия против кого-либо. Эти расстройства проявляются в двух формах. Одна форма заключается в склонности быть агрессивным, властным, сверхтребовательным, распоряжаться, обманывать, критиковать. При другой форме человеку кажется, что его всегда обманывают, им управляют, бранят или унижают. Он не осознает, что это лишь его собственное искаженное восприятие.
5. отношения, связанные с сексуальностью. У невротиков эти отношения разделяются на два вида: либо навязчивая потребность в сексуальной активности, либо запрет на нее.
В основе сущности человека, по мнению Хорни, лежит основной внутренний конфликт – коренная тревога, подразумевающая переживаемые ребенком чувства одиночества и беспомощности во враждебном мире под воздействием неблагоприятных факторов. Чувства фиксируются и становятся мощным мотивом психической деятельности в дальнейшем. Стремление ослабить тревогу приводит к выбору трех линий движения: навстречу людям – ребенок признает свою беспомощность и пытается завоевать любовь людей, опирается на них, против людей – ребенок принимает враждебность окружающих, и решается на борьбу, хочет одержать верх ради защиты или мести, от людей – ребенок отстраняется от людей и строит свой собственный мир. При этом формируются три типа невротической личности: уступчивый, агрессивный, отстраненный.
Уступчивый тип демонстрирует выраженную потребность в любви и одобрении, потребность в партнере, который должен осуществлять его жизненные ожидания и взять на себя ответственность за все, причем умелое манипулирование становится главной задачей. Уступчивый тип подчиняет себя другим, считает, что другие люди лучше его во всех отношениях. Эгоизм, честолюбие, неразборчивость в средствах, обладание властью вызывают у уступчивого типа отвращение, но тайно могут восхищать как олицетворение "силы". У уступчивого типа агрессивные наклонности глубоко вытеснены, но при внешней предупредительности проявляется отсутствие интереса к людям, пренебрежительное отношение к ним, паразитические или эксплуататорские наклонности, склонность контролировать и манипулировать, потребность превосходства или удовольствие от мстительного торжества. Накопившаяся вытесненная враждебность может проявляться во вспышках гнева разной силы, что самому человеку кажется оправданным. Не понимая, что его требования к другим чрезмерны и эгоистичны, он думает, что с ним обходятся слишком несправедливо.
Агрессивный тип считает, что все люди настроены враждебно и не признает, что это не так. Для него жизнь – борьба всех против всех. Он неохотно допускает исключения из этого правила. Его истинное отношение к другим часто скрыто за маской приятного и хорошего человека. Этот "фасад" представляет собой смесь притворства, искренних чувств и невротических наклонностей. Желание заставить других считать себя славным малым может сочетаться с долей действительной доброжелательности, пока никто не возражает, что он командует. Все направлено на то, чтобы становиться все более несгибаемым, твердым, жестким и неуступчивым или казаться таковым. Ему невыносима сама мысль, признаться, что он испытывает какой-либо страх, и он его решительно контролирует. Для него мир – арена, где выживают лишь наиболее приспособленные, а сильные уничтожают слабых. Отсюда вытекает его главная потребность управлять другими. Вариации в способах управления бесконечны – прямое проявление власти, косвенное манипулирование под видом сверхзаботливости, власть человека, "стоящего за троном". Он нуждается в ощущении превосходства, в успехе, престиже – любой форме признания. Сильно выражена потребность эксплуатировать других, стремление перехитрить кого-то и использовать в своих целях. Сам человек считает, что все действуют так же, просто нужно делать это успешнее других. Все чувства он считает, "жалкой сентиментальностью".
Агрессивный тип делает все возможное, чтобы быть хорошим борцом. Он проявляет живость и остроту в споре и с готовностью вступит в него ради доказательства, что он прав. Он плохо переносит проигрыш и, безусловно, хочет победы. Он в любом случае с готовностью обвиняет других, хотя понимает, что другой может быть прав. Признать ошибку в том случае, когда это не является абсолютно необходимым, представляется непростительным проявлением слабости или глупостью.
Поскольку агрессивным типом движет стремление к утверждению себя как самого сильного, самого проницательного или пользующегося всеобщей любовью человека, он пытается развить в себе необходимые умения. Энергия и ум, которые он вкладывает в свою работу, могут создавать ему репутацию усердного работника, но его поглощенность интересами работы обманчива. Работа является лишь средством достижения цели. Он не любит того, что делает, и не получает от этого никакого удовольствия, что согласуется с его попыткой вообще исключить чувства из своей жизни. Агрессивный тип производит впечатление человека лишенного внутренних запретов. Но их немало, они лежат в эмоциональной сфере и относятся к его способности дружить, любить, испытывать бескорыстное наслаждение, что он отбрасывает как пустую трату времени. Такое удушение всех чувств с одной стороны позволяет ему функционировать подобно машине, неустанно работая на то, что принесет еще больше власти и престижа. Чувства здесь могли бы помешать. С другой стороны, эмоциональная обедненность ослабляет его творческие силы.
Он чувствует себя сильным, честным и реалистичным человеком, и все это так, но лишь с его точки зрения. Безжалостность для него является силой, отсутствие заботы о других – честностью, а преследование своих целей любыми средствами – реализмом. Его система ценностей строится на основе философии джунглей. Сила дает право. Отбрось гуманность и жалость. Хотя провозглашать вслух он будет все, что угодно, лишь бы добиться своего.
Наиболее очевидная особенность отстраненного типа – отчуждение от людей. Невротическая отстраненность – это не просто желание побыть одному, возникающее время от времени, а невыносимое напряжение при общении с людьми. Одиночество становится средством избежать его. В действительности отчуждение у этого типа не больше, чем при других неврозах. Общее, что объединяет людей отстраненного типа, заключается в другом. Это способность смотреть на себя и мир с неким объективным интересом, как если бы человек смотрел на произведение искусства. Ключевым моментом здесь является внутренняя потребность устанавливать эмоциональную дистанцию, отделяющую от людей. Точнее, это решимость никоим образом не допустить эмоциональной вовлеченности в дела других, хотя внешне кажется, что они могут "ладить" с людьми. Особо следует подчеркнуть потребность ощущать свое превосходство. Ведь нельзя вынести одиночества, если не обладаешь особой силой воли и ума и не ощущаешь своей уникальной значимости.
Другим вариантом невротического поведения является создание идеализированного образа – желаемого образа себя. Он всегда является лестным. Чем менее реалистичен образ, тем сильнее жажда подтверждения. Это бессознательный феномен. В отличие от подлинных идеалов, он статичен. Это не цель, а фиксированная идея, заменяющая реальную уверенность в себе, поэтому невротик раздувает ощущение своей значимости. Чувствуя себя слабым, невротик жаждет превзойти других, испытывая потребность в торжестве над поражением других, в мстительном триумфе Стремление стать идолом придает его жизни смысл, иначе существование стало бы абсолютно бессмысленным. В этом проявляется защитная функция образа, которая еще состоит и в отрицании внутреннего конфликта. Образ должен быть непоколебимым, поэтому невротик не терпит малейшей критики. Иначе он испытает чудовищный страх быть разорванным на части внутренним конфликтом [13].
Основные положения теории Э. Фромма
Эрих Фромм (1900-1980), изучая проблему взаимоотношений человека и общества, сделал вывод о том, что человек, обретя свободу во времена Ренессанса, утратил чувство защищенности, принадлежности к своему классу. Получив свободу, человек получил не только возможность совершенствования, продвижения наверх, но и ответственность за свою судьбу. При этом усилилась зависимость от других: как оценят, примут или не примут, то есть появилась психологическая зависимость. Давление ответственности оказалось невыносимым. Люди стали бежать от свободы. Когда у индивида нарушаются связи с обществом, дававшие уверенность, перед ним открываются два пути. Один путь ведет его к позитивной свободе, он может связать себя с миром через любовь и труд, через проявление своих способностей и обрести единство с миром, не отказываясь при этом от независимости и целостности Я. Другой путь – отказ от свободы, что никогда не возвращает человека в единство с миром. Фромм выделил 4 психологических механизма бегства от свободы: мазохизм – стремление подчинять себя другим, садизм – стремление иметь полную власть над людьми, деструктивизм – стремление к разрушению, конформизм – полное согласие с социальными нормами.
Характер человека, в котором преобладают садистско-мазохистские побуждения, Фромм предложил назвать термином авторитарный характер, он присущ не только невротикам. Наиболее частые формы проявления мазохистских тенденций – это чувство собственной неполноценности, которые могут ощущаться как патологические, но могут выступать под масками любви или верности, осознанием подлинных недостатков, принятием страданий как необходимости. Противоположными являются садистские наклонности. В отношении садиста к объекту есть один фактор – зависимость от объекта. Садист внешне кажется очень сильным, властным, тем не менее, ему нужен принадлежащий ему человек, ибо его ощущение силы зависит от того, что он чей-то владыка. Садист испытывает чувство "любви" и благодарности к своим объектам. Он может думать, что хочет властвовать над ними потому, что их любит. Но он "любит" их потому, что они в его власти.
И мазохистские и садистские стремления помогают индивиду избавиться от невыносимого чувства одиночества и бессилия. Психологически обе тенденции происходят от одной основной причины – неспособности вынести изоляцию и слабость собственной личности. Общая цель садизма и мазохизма – симбиоз, при котором каждая сторона теряет целостность своего Я, и обе они становятся в полную зависимость друг от друга, в одном случае, растворяясь во внешней силе, в другом – разрастаясь за счет включения в себя другого человека, приобретая при этом силу и уверенность, которых не было у самого. Поэтому хотя внешне мазохистские и садистские наклонности кажутся взаимоисключающими, на самом деле они всегда связаны и перемешаны между собой, так как в их основе лежит одна и та же потребность. В обоих случаях индивидуальность и свобода бывают утрачены.
Садизму присуща жажда власти. Миллионы людей считают власть признаком силы. Кажется, что если в моей власти убить человека, то я "сильнее" его. Но психологически жажда власти коренится в слабости. Это неспособность личности выстоять в одиночку и жить своей силой, отчаянная попытка приобрести заменитель силы. Власть – это господство над кем-то, сила – способность к свершению, потенция. Пока человек силен, то есть способен реализоваться на основе свободы и целостности своего Я, господство над другими ему не нужно. Власть – это извращение силы.
Авторитарная личность восхищается сильной властью и подчиняется ей, но хочет и сам быть властью, чтобы другие подчинялись ему. Власть вызывает любовь, а бессильные, на его взгляд, люди или организации – презрение. Авторитарная личность ощущает тем большую ярость, чем беспомощнее жертва. Такой характер определяет "человеческую базу" фашизма.
Говоря об авторитарном характере, уточним термин "авторитет" и "власть". Власть – не качество, которое человек "имеет", а результат межличностных взаимоотношений, при этом один человек смотрит на другого как на высшего. Есть принципиальная разница между теми отношениями, которые можно определить как рациональный авторитет и теми, которые можно назвать подавляющей властью. В первом случае превосходство является условием помощи низшему, подчиненный становится сильнее и ближе к руководителю, при этом цели высшего и низшего примерно совпадают, во втором случае – условием эксплуатации низшего, при этом цели антагонистичны. Угнетающая власть сопровождается ненавистью со стороны низших или слепым повиновением, обожанием. Это смягчает чувство унижения: если мой господин так хорош, мне нечего стыдиться в моем подчиненном положении. При рациональном авторитете эти чувства изживаются.
У авторитарной личности есть особенность – тенденция сопротивляться власти, даже если она действует в его интересах и не применяет репрессивных мер. Иногда люди борются против одной власти, если считают ее недостаточно сильной, и совершенно подчиняются другой. Кажется,. что протест людей, у которых мятежность преобладает, основан на крайней независимости, будто внутренняя сила и целостность толкают их на борьбу с силами, ограничивающими их свободу. Но борьба авторитарного характера против власти является бравадой, попыткой утвердить себя, преодолеть чувство бессилия. Мечта подчиниться, осознанная или нет, сохраняется. Такой характер никогда не "революционер", а "бунтовщик". Поэтому множество людей и политических движений порой изумляют необъяснимостью перехода от "радикализма" к крайнему авторитаризму.
Авторитарная личность любит условия, ограничивающие свободу, любит слово "судьба". По воле судьбы происходят войны, так суждено, что одни люди управляют другими. Авторитарный характер может обладать и активностью, и смелостью, и верой, но эти качества основаны на преодолении чувства бессилия, поэтому его активность означает действия во имя чего-то большего, чем его Я. Он обретает силу к действию, опираясь на высшую силу. Это возможно во имя Бога, во имя прошлого, долга, идеи, но никогда во имя будущего, того, что еще не имеет силы – это безумие или преступление. Чудо творчества не вмещается в его понятия. В философии человека с авторитарным характером нет понятия равенства, он может пользоваться словом "равенство" ради своей выгоды, но он не способен это понятие осмыслить, его мир состоит из высших и низших.
Третий механизм бегства от свободы – деструктивизм (разрушительность). Целью является не активный или пассивный симбиоз, а уничтожение объекта. Но корни те же – бессилие и изоляция индивида. Я могу избавиться от чувства собственного бессилия, разрушая мир, чтобы он не разрушил меня, я окажусь в еще большем одиночестве, но это будет блестящее одиночество, и ничто извне не будет мне угрожать. Вероятно, уровень разрушительности в индивиде пропорционален той степени, до какой ограничено его естественное развитие и проявление всех его возможностей. У жизни своя собственная динамика: человек должен расти, должен проявить себя, должен прожить свою жизнь. Если эта тенденция подавляется, энергия, направленная к жизни, подвергается распаду и превращается в энергию разрушения. Чем больше проявляется стремление к жизни, чем полнее она реализуется, тем меньше разрушительность, и наоборот. Разрушительность – результат непрожитой жизни. Условия, подавляющие жизнь, вызывают страсть к разрушениям.
Еще один механизм, важный в социальном плане – конформизм, при котором индивид перестает быть собой, полностью усваивает тип личности, предлагаемый ему общественным шаблоном, становится таким, как все. Отказавшись от своего Я и превратившись в робота, подобного миллионам других таких же роботов, человек уже не ощущает тревоги и одиночества [13].
Психологический портрет Сталина
Счастье – это иметь врага, найти врага и его уничтожить.
приписывается Сталину по одной из легенд
Для анализа личности Иосифа Сталина (Джугашвили) с помощью изложенных теорий необходимо составить его психологический портрет, изучить условия формирования и становления его характера и убеждений, особенности взаимоотношений с родными людьми и соратниками в различные периоды жизни и истории. В качестве источников биографических фактов была использована наиболее аргументированная книга Л. Троцкого "Сталин". Для объективности исследования были изучены взгляды на сталинизм, изложенные в работах А. Авторханова, Д. Боффа, Т. Кауля, А. Антонова-Овсеенко, Д. Волкогонова, В. Суворова, Р. Медведева, М. Семиряги, краткая биография Сталина, изданная под его руководством, воспоминания С. Аллилуевой.
Семья и школа (1879 – 1899). Огромную роль в формировании характера, установок и взглядов человека, как видно из теорий, играет ситуация детства.
Семья жила в страшной нищете. Глава семьи, пропивающий заработок, был сурового нрава, матери и сыну доставались жестокие побои. Сосо научился хитрить, избегая встреч с отцом, смерть которого дала ему свободу. И. Иремашвили заключает, что вражду к отцу и жажду мести он начал переносить на всех, кто имел или мог иметь власть над ним. "С юности мщение стало для него целью, которой подчинялись все его усилия" [14, c.27]. Об отношениях с матерью существуют разные мнения. Иремашвили говорит о горячей привязанности к матери. По мнению Аллилуевой "отец любил и уважал свою мать. Она колотила его, когда он был маленьким, как колотила и его отца. Ее строгость и решительность восхищали отца. Но он был плохим сыном" [2, с.145]. Суварин пишет, грузины "знали Сосо жестоким, нечувствительным, относившимся без уважения к матери и приводят в доказательство достаточно щекотливые факты" [14, с.27]. Однозначно, отношение Сталина к матери, судя по тому, что с 1903 года они виделись всего 4-5 раз, и умерла (1937 г.) она в нищете, даже с большой натяжкой не назовешь теплым.
Семья была не единственным фактором, формировавшим жесткую, своевольную и мстительную личность мальчика. Дети из зажиточных семей показывали Сосо, что он им не чета. В 11 лет после смерти отца Сосо устроили в духовное училище, где отношения между учителями и учениками были очень строгими. Иосиф проявлял большое рвение в учебе, запоминал урок со слов учителя, что говорит об исключительном внимании. В то время священнический сан был венцом честолюбия для Сосо. По окончании, получив похвальный лист, что было редкостью для его происхождения, был зачислен в семинарию на всем готовом, где рвение его к учебе исчезло, но ему долго удавалось скрывать свой внутренний разрыв с богословием за внешней благопристойностью.
Учеба не могла не сказаться на интеллекте, чувствах и мировоззрении. Религиозное образование способствовало формированию у Сталина догматического мышления. Он любил к новым ситуациям применять старые рецепты, был склонен жестко канонизировать положения марксистской теории, приходя часто к ошибочным выводам, без способности их творческого применения. Сталин стремился любое знание систематизировать, что свойственно "катехизисному мышлению", создающее впечатление, что это человек "организованного" ума. У него отсутствовала самокритика. "Влияние религиозного образования сказалось не на содержании его взглядов, а на методологии мышления" [5, с.39].
Как формировалось мировоззрение Джугашвили-подростка? В возрасте 15 лет он вошел в тайный социалистический кружок, где стоял за самые насильственные действия. "Крайние политические взгляды явились продуктом его личной воли к власти, физически и духовно владевшего им беспощадного честолюбия" [14, с.42]. Что касается формирования дружеских отношений, важных по Эриксону в период подростничества, то современники отмечают, что Сосо отличался горячей любовью к природе, но не чувствовал привязанности к ее живым существам. "Для радостей или горестей товарищей Сосо знал только саркастическую усмешку" [14, с.32]. Он был хорошим другом только для тех, кто подчинялся его властной воле. Страх перед его грубым гневом и злобным издевательством доставлял ему сторонников, бедных духовно и склонных к драке. Тайный кружок стал ареной, где Иосиф испытывал себя и других. Он не заботился о нахождении истины, только победа и торжество имели цену. В борьбе за господство Коба со своим высокомерием и ядовитым цинизмом, внес склоку в общество друзей, кружок распался. Он видел во всем только отрицательную сторону и совсем не верил в идеальные побуждения или качества людей. Эта черта, обнаружившаяся в молодые годы, когда весь мир покрыт пленкой идеализма, пройдет через всю его жизнь. Сталин будет оставаться на заднем плане в периоды исторического подъема, пробуждающего лучшие качества бескорыстия и героизма. А его циническое неверие в людей найдет простор в эпоху реакции, кристаллизующая эгоизм и вероломство.
Грузины созревают рано. В 20 лет Иосиф вышел из семинарии взрослым человеком, без диплома и профессии, но с ненавистью против всякой власти.
Путь к вершине (1899 – 1924). Дооктябрьская биография Сталина вся умещалась между семью арестами и пятью побегами из царских тюрем и ссылок. Подполье еще больше ожесточило его. Все, знавшие тогда Сталина, отмечали его редкое самообладание, выдержку и невозмутимость. Он поражал беспринципностью, хитростью и необычайной жестокостью. Даже в мелочах проявлялось его необычайное честолюбие. Семена черствости и жестокости, посеянные в детстве, прорастали все глубже. Замкнутость и холодность превратились в бесчувственность и беспощадность. Но позже Сталин научится носить маску спокойного, приветливого человека с проницательными глазами.
Никакими достижениями, успехами политического свойства этот период жизни отмечен не был. В политике Сталин: продвигался вперед медленно, неуверенно, ощупью. "Отсутствие популярности рано начало сверлить его душу. Он жадно искал ее, но не умел найти" [14, c. 84]. Коба искал власти над людьми, которые в большинстве казались ему слабее. Но в нем не было качеств, которые привлекают. Зато он был богаче других холодной настойчивостью и практической сметкой. Он не повиновался импульсам, а подчинял их расчету, что давало ему преимущество среди молодых революционеров, торопливых и наивных. Коба натравливает своих соперников, опорочивает их, плетет интриги против каждого, кто превосходит его или кажется ему помехой на пути. Его честолюбие было окрашено завистью и недоброжелательством. Его настойчивость шла об руку с мстительностью. "Уже из школы он вынес способность подмечать слабые стороны людей и без жалости играть на них. Он рано понял выгоды холодной выдержки, осторожности и хитрости, которая переходила в коварство" [14, с. 86]. Цель своей жизни он видел в низвержении сильных мира, ненависть к которым была несоизмеримо больше, чем симпатия к угнетенным.
Политический провинциализм Кобы наглядно сказался в отсутствии отношений с заграничным центром, роль которого в революционном движении была доминирующей. К началу революции 1905 года в подполье сложились "аппаратные навыки", наметился тип молодого бюрократа, "комитетчика", что очень соответствовало натуре Сталина и очень его привлекало. Но в 1905 году Коба стоял спиной к комитетам и к революции, к которым он не знал, как подойти. Он никогда не был оратором, в нем не было жилки агитатора. Он с трудом выжимал из себя банальные фразы, не мог создать живую связь между собой и аудиторией, пробудить в ней лучшую часть ее самой. Не загораясь сам, он не мог зажечь других. Холодной злобы недостаточно, чтобы овладеть душою масс. Массы его не признали, хотя в то время всякий, кто говорил о ненависти к строю, находил благодарных слушателей. Этого он не мог снести. Грубый в отношении к другим, Коба в тоже время, крайне обидчив и капризен. Почувствовав себя обойденным, он склонен оборачиваться спиной к людям, как и к событиям, забиваться в угол, угрюмо сосать трубку и мечтать о реванше. В 1905 году он отошел с обидой в тень и стал чем-то вроде редактора. Литературными способностями он не отличался. Более яркие фигуры оттесняют его даже на кавказской арене. В 1917 году он в скромной редакции петербургской "Правды" пишет тусклые комментарии к ярким событиям. Этого революционера подлинное восстание масс каждый раз выбивает из колеи. Революция ломает привычные аппараты и возводит новые, менее покорные. Она основана на импровизации, смелой инициативе, вдохновении масс и требует того же от вождей, что недоступно Кобе. Все же в 1905 году он участвует в Таммерфорской конференции, где выступает и знакомится с Лениным. Кобе 26 лет.
Из поездок за границу, Сталин вынес презрение к эмиграции и жгучую ненависть к интеллигенции. Он не мог на равных участвовать в дискуссиях, ощущал себя чужим среди остроумных собеседников.
В этот период времени Сталин был женат на глубоко религиозной грузинке, воспитанной в традиции служить мужу как полубогу. Он не искал в жене друга, понимающего его взгляды. Его тиранической натуре нужна была покорная жена. Ее ранняя смерть была первым личным ударом. "Он утратил последний остаток человеческих чувств" [14, с.130]. Таким он вступил в период реакции, когда в Грузии развернулась партизанская война. Коба никаких прямых действий не осуществлял. Сражались другие.
В тюрьмах и ссылках. Кобу "можно было всегда видеть в обществе головорезов, шантажистов, среди грабителей-маузеристов" [14, с.170]. Ему нравились люди реального "дела". И на политику он смотрел, как на "дело", которое надо уметь "обделать". Он и не комплексовал по поводу недостаточности интеллекта и теоретических знаний, которые он не повышал за годы, проведенные в тюрьмах и ссылках. Он просто ждал, что-то читал, немного писал, но в основном, ловил рыбу и ставил капканы на зайцев. Иногда писал на волю, предлагая себя для дела. Нехватка людей для работы вынудила обратить внимание на кандидатуру Сталина для выборов в ЦК. Оставаясь в тени, был нужным по части конспиративных вопросов, организации текущих дел. Он организует переход Ленина на нелегальное положение, осуществляет связь вождя с ЦК. Ленин ему доверяет. Сталину 38 лет.
В это время он знакомится с Надей Аллилуевой, которой всего 16 лет. Этого черствого человека влечет к наивному ребенку, в чьих глазах он выглядит романтично.
После революции Сталин вошел в правительство, где внимательно наблюдает за всеми, цепко схватывает события. В гражданской войне роль Сталина более заметна. Он всегда в штабах. Не обладая оперативными, тактическими познаниями, он проявляет диктаторские замашки, прибегая к арестам, расстрелам. Как руководитель Сталин сформировался в эти годы, поверил во всемогущество насилия, почувствовал власть, понял ее механизм. Выполняя свои обязанности, он внимательно присматривался к авторитетным товарищам из ЦК. Он видел, что они отличались большой интеллектуальностью, теоретической подготовленностью, высокой эрудицией. Он втирался к ним в доверие, о каждом "собирал информацию", вычислял конкурентов, искал покровителей. Это помогло ему в 1922 году стать генсеком, хотя для партии, для народа был по-прежнему одним из многих. В руководстве его качества стали проявляться более рельефно Сталин спрятал свои чувства очень глубоко. Даже гнев его видели немногие. Он принимал самые жестокие решения спокойно. Многие из окружения Ленина долго не могли "раскусить" Сталина, зато он "раскусил" всех. Истинное лицо Сталина удалось узнать лишь Ленину, но поздно. Когда Сталин узнал содержание "Письма к съезду", он сделал вид, что понял свои ошибки. Во время болезни вождя Сталин никого к нему не подпускал, создав устойчивое представление у народа, что рядом с вождем всегда был Сталин, его соратник и продолжатель. После смерти вождя он произнес на его могиле речь, где коротко провозглашались идеи Ленина, которые он клялся выполнить.
Таким образом, в 45 лет самые дерзкие честолюбивые мечты Сталина осуществились.
Власть (1924 – 1953). Итак, в руках Сталина сосредоточилась огромная власть. Как же он воспользуется своей властью? Рассмотрим это очень кратко.
1. Идеология. От идей ленинизма Сталин начал отходить уже в 20-е годы. Не обладая необходимыми знаниями, он их и не понимал до конца. В сталинской концепции социализма все элементы были связаны механически, жестко. История партии была переписана, ленинские идеи извращены, теория марксизма-ленинизма спрессовывалась в обобщенные формулировки, имеющие характер официальной доктрины, которую изучали в партийных школах по всей стране, и от которой нельзя было отходить.
2. Экономика. В экономических вопросах основным методом управления было насилие. Не признавались ни гибкость, ни объективные законы, ни человеческий фактор (сворачивание нэпа, насильственность и непродуманность коллективизации и раскулачивания, гигантомания в индустриализации). Компетентные кадры были отстранены, развернулась широкая компания по выдвижению на ответственные посты рабочих-коммунистов. Эти люди были некомпетентны, но преданы партии и лично Сталину за выдвижение.
3. Репрессии. Главной заботой стало упрочение своего положения, для чего Сталин физически устранил всех политических конкурентов, хозяйственных и военных руководителей. Народу объяснили, что материальное положение не улучшается потому, что страна наводнена "врагами внутренними" и осаждена "врагами внешними". Причину неудач он усматривал не в своей некомпетентности, а в том, что враги "расползлись и укрылись, накинув маску рабочих и крестьян, причем кое-кто из них пролез даже в партию" [4, с.405]. Врагов и вредителей "оказалось много" – миллионы. Беспределу находилось оправдание. Сталин психологически умело прикрывал свои промахи различными лозунгами. Это качество Гегель называл пробабилизмом – личность, совершающая нравственно неблаговидный проступок, старается для себя оправдать его и представить добрым. В психологии это называется рационализацией – один из видов психологической защиты. Сначала он жестокостью защищал интересы ленинизма, затем диктатуру пролетариата, мировую революцию. Поняв вред коллективизации, он говорит о перегибах на местах. В печати выступает о нарушениях, допущенных при арестах, и опять выглядит, как заступник. Тяготы индустриализации и неумелого планирования прикрываются энтузиазмом масс, мечтающих о светлом социалистическом будущем в одной отдельно взятой стране.
4. Национальная политика. Сталин преследовал в национальной политике ту же цель, что и Ленин – ассимиляцию нерусских народов, но в форсированном порядке, больше полагаясь на аргументы насилия. А. Авторханов считает, что большевики боролись против интеллектуально-духовной элиты всех народов, препятствующей большевизации, с тем, чтобы, изолировав ее политически, подготовить ее физическую изоляцию. С 1923 года по инициативе Сталина пошла цепная реакция чисток в республиках и депортация народностей, дикий вандализм против национально-исторических и духовно-религиозных памятников. Начались волнения по всей стране. Положение стало настолько серьезным, что Сталин впервые за много лет вынужден был обратиться к этому вопросу на ХVI съезде, призывая на словах уважительно относиться к национальным культурам внутри СССР, то есть опять выглядит, как заступник.
5. Внешняя политика. Внешняя политика исходила из тезиса о наличии угрозы со стороны капиталистического окружения. Хотя из непосредственных соседей, никто в конце 30-х годов не собирался воевать против СССР. Возможно, версия В. Суворова о том, что истинной причиной ВОВ является отчаянная попытка Гитлера предотвратить нападение Сталина на Германию, ослабленную войной в Европе, более чем правдоподобна, исходя из психологического портрета Сталина, хотя и не поддерживается официальными историками. Уже ранее в действиях советского руководства имели место агрессивные проявления (Финляндия, Балтия, Катынь, Харьков и др.) В целом внешнеполитическая позиция носила весьма противоречивый, неоднозначный и в стратегическом плане недальновидный характер. Существование секретных советско-германских протоколов показывает, что она была и безнравственной [1]. После разгрома фашизма странам, попавшим в зону советского влияния, был навязан социализм, проводились огромные чистки местных жителей, ставилась "сверхзадача – очистить Европу от всех, кто не приемлет сталинский новый порядок" [3, с.520].
6. Личная жизнь. В период господства на троне Сталина постиг в личной жизни удар – самоубийство жены Надежды. В расцвете лет, имея двух маленьких детей, без причины не кончают жизнь самоубийством. Только непосильное давление может вынудить человека так поступить. Из воспоминаний дочери: "Последнее время перед смертью мама была необыкновенно грустной, раздражительной. Она была женщиной умной и внутренне бесконечно правдивой, она поняла, что отец – не тот новый человек, каким ей казался в юности, и ее постигло страшное, опустошающее разочарование" [2, с.99-110]. "Смерть мамы страшно ударила его, опустошила. Он был потрясен, потому что он не понимал: за что? Почему ему нанесли такой ужасный удар в спину? Он понимал, что самоубийца всегда думает наказать кого-то. Это он понял, он не мог осознать – почему? За что его так наказали? Он искал других виноватых, на кого переложить всю эту тяжесть"[2, с.130,180].
Что касается жизни своих детей, то ей Сталин мало интересовался и многим был недоволен. Он так довел своими придирками сына Яшу, что пытался покончить собой, но только ранил себя, в чем отец нашел повод для насмешек. Из своих восьми внуков Сталин знал и видел только троих. После смерти жены рядом с ним воцарился Берия, который безукоризненно выполнял все поручения вождя, подстрекал против неугодных людей и почти изолировал Сталина от мира. Действовал его же методами. "Этот знал слабые струны отца – уязвлённое самолюбие, опустошённость, душевное одиночество, и лил масло в огонь, раздувал его, сколько мог, и тут же льстил с чисто восточным бесстыдством" [2, с.130].
Из воспоминаний дочери: "Он всюду видел врагов. Это было уже патологией, эта была мания преследования" [2, с.183]. "Отец с возрастом стал томиться одиночеством. Он был уже так изолирован от всех, так вознесён – не с кем было молвить слово" [2, с. 179].
7. Культ личности. Официально считается, что культ личности начался в 1929 году с восхвалений вождя в связи с его 50-летием, приобретая все более исступленный характер. У истоков всего этого стоял сам Сталин. Вся старая большевистская гвардия была уничтожена. На съездах партии не было и тени дискуссий, зарождался свой церемониал приветствия вождя. Сам он избегал лишних публичных выступлений, что тоже способствовало мифологизации его образа. Оставшись на посту генсека, вопреки требованию Ленина, Сталин не просто сохранил "необъятную власть", но еще больше закрепил свое влияние, породив иллюзию своей незаменимости, назначая на руководящую работу лично преданных ему людей, найдя идеальных помощников для реализации своих разрушительных тенденций.
Психологический анализ личности Сталина
При рассмотрении личности вождя по теории Эриксона многие важнейшие эпизоды раннего детства недоступны для анализа. О результатах прохождения ранних возрастных стадий можно судить по их проявлениям в дальнейшей жизни. Видимо, жестокое детство заложило базисное недоверие к миру, к людям. Сосо рано понял, что в жизни может надеяться только на себя. Школьный возраст (6-12 лет) был упущен для школы и ничего не может сообщить о занятиях ребенка. Во всяком случае, о приобретении каких-то практических, хозяйственных навыков нигде не сообщается. Но, можно с уверенностью сказать, что в стадии возраста игры не были сформированы такие качества, как личная инициативность, предприимчивость, т.к. в переломные, неопределенные моменты наступало состояние заторможенности, выжидания, с жаждой реванша. Сталин мог думать и действовать более эффективно в заданных рамках, лучше чужими руками. Он никогда по-настоящему не работал, ничего не мог делать профессионально, ручная умелость не проявлялась.
Обучение в школе пришлось уже на возраст подростка. Возможно, на первых порах обучения, учитывая определенные старания Сосо, в нем были заложены черты воли, целеустремленности, компетентности, но, скорее всего, это было не наличие настоящих качеств, а результат компенсации негативных последствий детства. У него не сформировалась истинная познавательная активность, он даже в ссылках не стремился повышать свой политический и экономический кругозор, не говоря об общекультурном и интеллектуальном уровне, всегда презирал и завидовал людям, которые превосходили его в этом. Это доказывает, что его успехи в школе были обусловлены жаждой одобрения, а не стремлением к знаниям, он пытался доказать себе и другим, что достоин лучшей участи и поверил, что сможет ее добиться, что и породило необыкновенные амбиции, несгибаемую волю для достижения своих целей. Но выдающимся учеником Джугашвили так и не стал и всю жизнь мучился завистью к товарищам по партии, которые превосходили его по интеллекту, ораторским способностям, умению общаться с массами. Хотя память у него была достаточно развита, он мог цитировать большие отрывки из произведений Маркса, Ленина, производя впечатление на малограмотных новичков, но осмыслить эти труды по-настоящему не мог. Умению строить близкие взаимоотношения он тоже не научился. У него почти не было близких друзей, таких, к которым бы он сохранил теплые чувства на всю жизнь. Он старался эмоционально не вовлекаться в общение, сторонился людей, но научился наблюдать и разбираться в людях, выявлять их сильные и слабые стороны, манипулировать ими для достижения своих целей. Кроме того, научился мастерски скрывать свои чувства и отношения, обладал актерским даром не показывать своих замыслов, умел рассчитать и исподтишка выжидать выгодный момент для удара. В подростковый период сформировались отрицательные новообразования возраста – застенчивость, негативизм, протест. Кризисное противоречие периода ранней зрелости, характеризующееся формированием чувства близости было разрешено деструктивно. Даже в ссылках и тюрьмах он не приобрел настоящих друзей. Попытка обрести хотя бы видимость близости в браке закончилась трагедией, жена рано умерла, оставив грудного ребенка, воспитанием, которого он не занимался. Жену он выбрал психологически слабую, покорную, отношения в браке, возможно, были построены на невротической основе, по садомазохистскому типу.
В первой половине периода взрослости, в котором формируются черты милосердия, заботы о людях, заметно проявляется внутренняя отверженность от людей, Сталин больше любит природу, чем общение с людьми. Во время подготовки восстания он избегал личного общения с народом, в гражданскую войну никогда не был в окопах, в лазаретах, только в штабах. Основной метод взаимодействия с людьми он видел в насилии, коварстве – с нижестоящими, лести – с вышестоящими. К власти Сталин пришел в 45 лет, будучи в кризисе середины жизни, поэтому его энергия по самоутверждению была удесятеренной. Через 5 лет он стал уже "непотопляемым". Период с 45 до 74 лет охватывает 2 стадии развития – вторую половину периода взрослости и период старости, в которые проявились все отрицательные стороны извращенной натуры вождя, повлекшие за собой репрессии, самоубийство жены, воцарение Берия. Оба периода были пройдены деструктивно. Период взрослости был закончен формированием чувства отверженности вместо заботы и милосердия, а период старости вместо мудрости завершился формированием чувства одиночества и тоски.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что ни один из периодов по Эриксону, не был пройден Сталиным с положительным исходом. Можно предположить, что описываемые современниками воля, целеустремленность, на самом деле являются навязчивостью, застреванием на какой-то цели или идее. Иначе, в периоды ссылок, тюрем, революций проявлялись бы черты истинного лидера и такие качества деятельной натуры как решительность, приверженность революционной идее, стремление совершенствоваться и разрабатывать теорию нового строя. Сталина же иногда заносило в круги, далекие от большевизма. Он просто выбирал, где выгоднее с точки зрения захвата власти.
Анализируя характер Сталина в свете теории личности К. Хорни, можно говорить о неврозе характера, связанном с нарушением отношений любви, так как он всегда был болезненно чувствителен к вниманию и одобрению со стороны других людей; отношений, связанных с оценкой Я, так как скрытое чувство неполноценности проявлялось в чувстве зависти к тем, кто лучше, и компенсаторной потребности в самовозвеличивании; отношений, связанных с агрессией, которые проявлялись в склонности быть агрессивным, властным, сверхтребовательным, грубым, распоряжаться, обманывать, и неосознавании своего оскорбительного поведения. Главной линией избавления от коренной тревоги бессознательно было выбрано движение против людей, которое характеризуется недоверием к людям, борьбой, бунтом против них, ради собственной защиты или мести. В ход шли интриги, коварство, устранение конкурентов любыми способами вплоть до физической расправы, но руками других. На основе этого механизма сформировался агрессивный тип невротической личности, который считает, что мир – это арена, где слабых уничтожают.
У Сталина были заметны черты отчужденности, но является ли она чертой общей для всех неврозов или ее можно выделить как отдельный тип невротической личности, сказать трудно. Возможно, потребность в возвеличивании, породившая культ личности, является проявлением черт отстраненного типа личности, а может быть, порождена проявлением идеализированного образа или потребности в признании у агрессивного типа. Это очень похоже на идеализированный образ, т.к. он был статичным, фиксированным Он не видел у себя никаких недостатков, никаких ошибок, никто не мог изменить его замыслов.
При анализе по теории Э. Фромма проявляются черты механизма бегства от свободы по садомазохистскому типу – поглотить окружающих, особенно близких, подавить, заставить служить, манипулируя или угрожая, и черты деструктивного механизма – "непослушные" люди физически уничтожаются, при этом все это прикрывается благородными лозунгами. Внутреннее бессилие у Сталина всегда проявляется заторможенностью в переломные моменты и апатией во время ссылок и в тюрьмах. Его активность, обретает силу лишь, опираясь на высшую силу. Во имя идеи. При этом ему чуждо творческое преобразование мира. Садизм проявляется жаждой власти, которая коренится в слабости. Он возводит громадный административно-командный аппарат, преданный лично ему. Когда наконец-то все самые дерзкие грезы исполнились, стало возможно всему миру отомстить за все лишения и унижения своей жизни. Его манило обладание ВЛАСТЬЮ, которая его очаровывала и которую он использовал для реализации своих невротических комплексов, разрушая мир. Его мучили чувства обиды, зависти и желание всем отомстить за свою неполноценность.
Своеобразие сталинского мышления, возможно, было результатом не только религиозного обучения и отсутствия опыта профессиональной деятельности, но и проявлением мышления авторитарной личности, не способной к творчеству и действующей в рамках. Его навязчивость и негибкость мышления не давали ему проявить себя в переломные моменты истории, как это свойственно настоящим вождям, лидерам и полководцам. Так в момент начала войны он испытал полный паралич умственной деятельности, пока его окружение не взяло инициативу на себя. Он не обладал прогностическими способностями, не мог реально оценить время, нужное для выполнения какого-то решения и приказа. Не будучи военным, хозяйственником, он считал, что все результаты появляются не в результате труда, через определенное время, а мгновенно, как только он подписал приказ.
Садистские тенденции проявлялись по отношению к родным. Он их как бы "любит", поэтому расстроен смертью покорной первой жены, которая поддерживала садомазохистский симбиоз и обескуражен самоубийством второй жены, которая не стала играть по его правилам, расстроен гибелью сына Яши, хотя всю жизнь над ним издевался. А разве не садизм – наблюдать, как ведут себя сотрудники, жены которых томятся в лагерях?
По отношению к остальному миру он проявлял черты деструктивизма – разрушал мир, чтобы он не разрушил его. Так как деструктивизм – результат непрожитой жизни, неудивительно, что он проявился у Сталина, который до 40 лет ничем не проявил себя – ни счастливого детства, ни образования, ни профессии, ни заслуг, ни признания. Видимо, ошибочно думать, что он попал под влияние Берия. У Берия детство и юность очень похожи на сталинские. Скорее всего, Сталин очень хорошо понимал этого человека, они дополняли друг друга, поддерживая невротические комплексы друг друга.
Исходя из результатов анализа фактов биографии, особенностей поведения и характера Иосифа Виссарионовича Джугашвили (Сталина) в свете психологических теорий личности Э. Эриксона, Э. Фромма, К. Хорни можно сделать вывод о том, что Сталин был не истинным лидером, а личностью с невротической деформацией характера, что влияло самым отрицательным образом на его политические взгляды и решения и так пагубно отразилось на судьбах миллионов людей на протяжении многих десятилетий. Таким образом, в чем-то удачное стечение обстоятельств, подняло на самый верх невротическую личность, которая, оказывается, способна разрушить целый мир, и ничто, кроме смерти, не могло ее остановить.
1 марта 2006 г.
© Лариса Блинова
При перепечатке материала - ссылка на сайт "Россия в красках" и адрес http://ricolor.org/ обязательна Литература
1. Авторханов А. Империя Кремля/советский тип колониализма. – Вильнюс: АО ИМОИ и фирма INPA, 1990.
2. Аллилуева С. И. Двадцать писем другу (репринтное воспроизведение издания 1967 г.). – М.: Книга, 1990.
3. Антонов-Овсеенко А. Берия. – М.: ООО "Фирма "Издательство АСТ", 1999.
4. Боффа Д. История Советского Союза / монография. – М.: Международные отношения, 1990.
5. Волкогонов Д.А. Триумф и трагедия/Политический портрет И. В. Сталина.– В 2-х кн. – М.:АПН, 1989.
6. Гарбузов В. И. Практическая психотерапия, или как вернуть ребёнку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье. – Санкт–Петербург: АО "Сфера", 1994.
7. Иосиф Виссарионович Сталин / Краткая Биография. / Сост. Александров Г. Ф. Галактионов М. Р. и др. 2-е изд. – М.: Государственное издательство политической литературы, 1950.
8. Кауль Т. Н. От Сталина до Горбачёва и далее.– М.: Прогресс, 1991.
9. Медведев Р. А. Они Окружали Сталина.– М.: Политиздат, 1990.
10. Переписка на исторические темы: Диалог ведёт читатель / Сост. В. А. Иванов. – М.: Политиздат, 1989.
11. Семиряга М. И. Тайны Сталинской дипломатии. 1939-1941.– М.: Высшая Школа, 1992.
12. Суворов В. Ледокол. Кто начал вторую мировую войну? повесть-документ. – М.: "Новое время", 1999.
13. Теории личности в западно-европейской и американской психологии. Хрестоматия по психологии личности / Редактор-составитель Райгородский Д. Я. – Самара: Издательский Дом "БАХРАХ", 1996.
14. Троцкий Л. Д. Сталин. В 2 т. / Под ред. Ю. Фельштинского. – М.: "Терра - Terra" – Политиздат, 1990.
15. Цукерман Г. А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. – М.: Интерпракс, 1994.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com |