Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / История России / Реалии советского времени / ПОСЛЕВОЕННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / Под руководством Сергея Королева. Как в СССР испытывалось радиологическое оружие в ракетном и бомбовом исполнении. Витольд Василец

ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых  принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь

Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Популярная рубрика

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикации из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.

Мы на Fasebook

Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
 
ПОД РУКОВОДСТВОМ СЕРГЕЯ КОРОЛЕВА.
КАК В СССР ИСПЫТЫВАЛОСЬ РАДИОЛОГИЧЕСКОЕ ОРУЖИЕ В РАКЕТНОМ И БОМБОВОМ ИСПОЛНЕНИИ
 
В 50-е годы прошлого столетия в Советском Союзе проводились исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию радиологического оружия в ракетном и бомбовом исполнении. В качестве боевого снаряжения предполагалось использовать жидкие боевые радиоактивные вещества (БРВ), представлявшие собой радиоактивные отходы атомной промышленности, растворенные в химически активных кислотах. Мне, как испытателю, было известно, что головные части ракет (ГЧР) и наливные авиабомбы (НАБ), снаряженные БРВ, предназначались для поражения живой силы противника и радиоактивного заражения его боевой техники, сооружений и местности. Полагаю, что читателям газеты "Военно-промышленный курьер" будет небезынтересно узнать, как шли испытания этого оружия.  


К разработке проекта были привлечены ЦНИИ-12 МО СССР (научное руководство проектом и разработка методики оценки боевой эффективности ГЧР и НАБ), НИИ-88 (разработка опытных образцов ГЧР), ГСКБ-47 (разработка опытных образцов НАБ), НИИхиммаш (разработка средств заправки БРВ) и ряд других организаций. Проведение летных испытаний ГЧР и НАБ возлагалось на 71-й полигон ВВС со специально оборудованных самолетов Ту-4 и Ил -28.

Руководителем испытаний ГЧР был С.П. Королев (от НИИ-88), руководителем испытаний НАБ - генерал-майор Б.М. Малютов (от Минобороны СССР). Техническими координаторами испытаний были И.К. Бутко (от 71-го полигона ВВС), М.И. Воскобойников и К.А. Успенский (от ЦНИИ-12 МО), Ф.Д. Козлов (от ГСКБ-47). Испытания опытных образцов ГЧР и НАБ проводились при строгом соблюдении режима секретности, в условиях высокого уровня профессионального риска. Я принимал непосредственное участие в авиационном обеспечении летных испытаний ГЧР и НАБ (на трех этапах их проведения), входя в состав авиагрупп 71-го полигона ВВС в качестве ведущего инженера от Научно-испытательного управления (НИУ), возглавляемого С.М. Куликовым.

Летные испытания опытных образцов ГЧР проводились в 3-м квартале 1953 г. на базе 71-го полигона с самолета Ту-4, дооборудованного ОКБ-156 МАП двумя подкрыльевыми пилонами с бомбодержателями для подвески ГЧР весом до 1500 кг. Пилотировал самолет экипаж, возглавляемый С.В. Серегиным. Испытаниям подвергались две модификации ГЧР, различавшиеся геометрическими обводами корпуса ГЧР. Указанные образцы имели автономную (не связанную с бортом самолета) боевую часть с автоматикой, обеспечивавшей боевое взведение и отстрел пакета кассет, снаряженных БРВ, на заданной высоте над уровнем подстилающей местности (устанавливалась с помощью датчика временного типа). Предполетная заправка кассет БРВ производилась вручную, без применения каких-либо защитных устройств, что приводило к радиоактивному облучению работающего персонала.

Прицельное сбрасывание (далее буду употреблять более известное слово "бомбометание") ГЧР выполнялось с высоты 10 000 м по площадной цели, оборудованной реперными кольями с планшетами для установки съемных фильтров, которые подвергались после оседания на них БРВ лабораторной обработке. Испытания проводились в светлое время суток при погодных условиях, благоприятных для проведения внешнетраекторных измерений координат ГЧР на траектории полета. Основные задачи летных испытаний определялись как проверка работоспособности боевой части ГЧР в реальных условиях применения; экспериментальное уточнение исходных данных, положенных в основу разработки методики оценки боевой эффективности БРВ в конкретном варианте применения; определение кинематических и аэробаллистических характеристик ГЧР в плотных слоях атмосферы.

Летным испытаниям ГЧР предшествовала большая подготовительная работа, проведенная 71-м полигоном, которая включала строительство технологического корпуса для хранения емкостей с БРВ и заправку ими объектов испытаний; дооборудование испытательно-монтажного корпуса пневмосистемой и холодным водоснабжением, необходимыми для подготовки ГЧР к испытаниям; оборудование мишенной обстановки по заданию ЦНИИ-12 МО. Основной состав специалистов 71-го полигона ВВС находился на Семипалатинском ядерном полигоне.

Первый летный эксперимент из двадцати, предусмотренных программой испытаний, оказался неудачным: не открылись интерцепторы ГЧР по причине промаха, допущенного разработчиками ГЧР. С.П. Королев поступил весьма мудро: собрал на технической позиции всех участников испытаний - от ведущих конструкторов до старших техников-испытателей - и предложил сообща выяснить истинную причину отказа автоматики ГЧР. Возникли жаркие споры среди разработчиков. И тут представитель 71-го полигона подполковник В.Ф. Борисов скромно высказал свою версию причины отказа ГЧР. Разработчики подняли его на смех. Сергей Павлович, поразмыслив, резко остановил их, публично извинился перед В.Ф. Борисовым и дал указание реализовать его предложение. Все последующие летные испытания ГЧР прошли успешно.

А вот другой случай, также едва не приведший к срыву испытаний. Произошел он в монтажно-испытательном корпусе во время проверки герметичности боевой части ГЧР при погружении ее в вертикально установленную цилиндрическую емкость, заполненную водой. Один из работников, взобравшись по стремянке к верхней обечайке емкости, решил подсветить водную поверхность с помощью переносного светильника, предварительно не проверив состояние его электроизоляции. Достаточно было ему опустить светильник в воду, как тут же, будучи пораженным электрическим током, он по пояс повис головой вниз на обечайке емкости. Сергей Павлович, обычно внешне уравновешенный, мигом обесточил электрическую цепь, быстро поднялся к потерпевшему и осведомился о его состоянии. Никакого разноса за допущенную оплошность не последовало.

Были и другие непредвиденные ситуации, неизбежные в испытательной практике. Сергей Павлович обладал удивительной способностью бесконфликтно их разрешать, чему в немалой степени способствовали его организаторский талант и богатый жизненный опыт.

Летные испытания опытных образцов НАБ проводились в период со 2-го квартала 1953 г. по 3-й квартал 1957 г. на Семипалатинском ядерном полигоне с двух самолетов Ил-28, дооборудованных ОКБ-240 МАП специальными внутрифюзеляжными кассетными бомбодержателями для подвески девяти НАБ и последующей заправки их БРВ; системой залпового сброса всех НАБ (вместе с бомбодержателями) в случае возникновения аварийной ситуации в полете; радиационно-физической защитой рабочих мест экипажа самолета от ионизирующего излучения БРВ при полете с НАБ на борту. Испытаниям подвергались две модификации НАБ калибра 100 кг, одна из которых создавала локальную зону заражения БРВ при наземном взрыве, другая - при воздушном взрыве боевой части, отстреливаемой от корпуса НАБ в момент падения ее на грунтовую поверхность.

Основные задачи летных испытаний формулировались так: проверка безопасности предполетной подготовки НАБ, транспортирования их на борту самолета в полете и выполнения бомбометания, а также безопасности технического обслуживания самолета; определение характеристик зон поражения БРВ, образующихся на местности при взрыве НАБ. Одновременно ставилась задача определения эксплуатационных характеристик автомобильного заправщика К-200 разработки НИИхиммаш, оснащенного управляемым манипулятором для дистанционной заправки БРВ испытываемых образцов НАБ.

Обобщенная характеристика условий проведения летных испытаний НАБ иллюстрируется данными, приведенными в таблице. Самолеты базировались на грунтовом аэродроме полигона, взлетно-посадочная полоса которого была армирована табельными металлическими плитами. Полеты проводились в светлое время суток при управлении с центрального (в районе аэродрома) и выносного (в районе расположения целей для бомбометания) командных пунктов (радиосвязь - по УКВ-каналу). Бомбометания выполнялись с высоты 3000 м по площадным целям. Они представляли собой на первом и втором этапах испытаний полевые сооружения различного типа (траншеи, ходы сообщения, землянки и т.п.), уровни радиоактивного заражения которых БРВ измеряли дозиметристы Семипалатинского полигона, облаченные в защитные костюмы Л-I; на третьем и четвертом этапах испытаний - это равнинные участки местности площадью порядка трех гектаров, оборудованные реперными кольями с планшетами для установки съемных фильтров, на которые оседал жидкий имитатор БРВ из облака взрыва НАБ (выбор "точек" прицеливания и обозначение их белыми полотнищами входили в компетенцию расчета выносного командного пункта).

Испытания НАБ на первом и втором этапах были технологически невозможны без значительного радиоактивного облучения летно-технического состава и персонала НИУ, производившего предполетную подготовку бомб, а также полевых дозиметристов. Указанное обстоятельство вынудило заказчика проекта создания радиологического оружия принять решение о замене жидких БРВ их малоактивным имитатором со сходными физико-техническими свойствами. Потребовалась разработка методики пересчета зон заражения, образующихся при использовании указанного имитатора, на зоны, эквивалентные применению БРВ в сопоставимых условиях. Указанная методика была создана ЦНИИ-12 МО и экспериментально выверена на третьем этапе летных испытаний НАБ.

Серьезным казусом второго этапа летных испытаний НАБ стала разгерметизация в бомбоотсеке самолета, пилотируемого М.И. Лошаковым, одной из четырех остающихся на борту НАБ после успешного бомбометания пятью аналогичными образцами. Последовавшее вслед за этим растекание БРВ по нижней обшивке фюзеляжа самолета привело к резкому возрастанию уровня радиации в кабине стрелка-радиста, о чем было доложено экипажем на центральный командный пункт. Находясь на выносном пункте управления, я передал на борт самолета закодированную команду на залповый сброс содержимого бомбоотсека. Командир экипажа принял решение продолжить выполнение задания в штатном режиме. Так мог поступить только мужественный летчик-испытатель, каковым по праву был Михаил Лошаков.

Предпринятые после посадки самолета многократные попытки произвести его дезактивацию успехом не увенчались. Самолет пришлось списать, оставив его для "самодезактивации" на Семипалатинском полигоне. Единственная правдоподобная версия случившегося, высказанная представителем НИИхиммаш Юшкиным (имя и отчество его я не помню), сводилась к технологическому браку заправочного клапана злополучного образца НАБ. Все последующие этапы летных испытаний НАБ, отличавшиеся большой насыщенностью и интенсивностью их проведения, были завершены без каких-либо происшествий. Зато обсуждение результатов указанных испытаний сопровождалось жаркими спорами между техническими координаторами испытаний в части оценки безопасности обращения с НАБ и их боевой эффективности.

В 3-м квартале 1958 г., в соответствии с решением на высшем уровне, все работы в рамках проекта по созданию радиологического оружия были повсеместно прекращены. Находящаяся на Семипалатинском полигоне техника и имущество для работы с БРВ начали передаваться на Новоземельский полигон. Анализируя состоявшееся решение о прекращении работ с БРВ с позиций сегодняшнего дня, правомерно полагать, что его принятию могли способствовать два обстоятельства. Во-первых, сомнительность боевой эффективности ГЧР и НАБ с БРВ, а также самой допустимости применения радиологического оружия вообще. Во-вторых, опасность радиационного поражения личного состава при подготовке образцов радиологического оружия к применению и транспортировке их на борту самолета.

Витольд ВАСИЛЕЦ
полковник в отставке, ветеран подразделений особого риска
Военно-промышленный курьер №6 (172)
14 - 20 февраля 2007 года

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com