Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     

ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых  принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь

Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Популярная рубрика

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикации из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.

Мы на Fasebook

Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
Судьба Сергея Алексеевича достаточно интересна.  Родился в купеческой семье в городе Макарьеве  Костромской губернии. После окончания Московского синодального музыкального училища работал регентом в местном храме. В Гражданскую войну был призван в Красную Армию, но пробыл в ней недолго: отряд, в котором он служил, порубили казаки. От смерти спасла случайность—казаки просто пожалели низкорослого юношу. Взяли в Белую армию пулеметчиком. Впоследствии, в эмиграции, Жаров создал Хор донских казаков, которым руководил с 1923 года до самой смерти в 1986-м. За это время хор с гастролями несколько десятков раз объехал земной шар. Впрочем, из социалистических стран был только в Румынии. Благодаря С. А. Жарову во всем мире появилось множество русских хоров. Порой некоторые состояли из людей, не умеющих даже говорить по-русски. Кстати, и Краснознаменный ансамбль песни и пляски Советской Армии имени А. В. Александрова был создан у нас по образу и подобию Хора донских казаков. Ныне существует два хора Жарова: в Германии и США, которыми руководят его ученики.

Хор донских казаков

"Какой русский не любит быстрой езды?" - воскликнул поэт. "Какой немец не любит хорового пения?" - мог бы воскликнуть ему в ответ германский собрат.

Пожалуй, ни в одной другой стране мира искусство "согласного пения" не котируется столь высоко, как в Германии, собственные хоры существуют при церквях, школах, крупных предприятиях, при домах престарелых и при больницах, в министерствах, судах и пожарных командах. Кстати, хор пожарников берлинского района Кройцберг, на концерте которых как - то довелось побывать автору сиих строк, далеко не так уж плох. Узнав, что я родом из России пожарники, как по команде, захлопали себя по ляжкам "" Ja - ja, Russland! Volga! Donkosaken! ".

И действительно, для многих жителей Германии - как поющих, так и для не поющих, - понятие о России и о российской музыке неразрывно связано с перманентно странствующими по Германии мужскими хорами, выступающими под названиями типа" Ориджинл Дон Козакен "," Козакен фром Вольга "или что - то в таком же духе. Аляповато - лубочные афиши с луковками - маковками - как правило, собора Василия Блаженного, - бородатыми мужиками в высоких меховых шапках и тому подобной развесистой клюквой - появляются на тех же местах, что и цветистые афиши цирков - шапито.

Кто они такие, все эти оригинальные, настоящие, исконно русские волго - донские" козакен "?

" Дон - козакен ": само это слово стало в Германии нарицательным: под ним подразумевается мужской хор, без сопровождения исполняющий русские народные песни и церковную музыку.

Ещё задолго до революции, в конце 19 самом начале 20 веков, в Германию начали наезжать с гастролями хоровые коллективы тогда ещё почти настоящих казаков - немецкие концертные агенты наперебой боролись за право заполучить казачий хор. Мощь голосов, будившая в душах тоску по, пусть неведомым, дальним просторам, врезалась в немецкие сердца раз и навсегда. Уже тогда многие русские песни были переведены на немецкий язык и их взяли на вооружение немецкие хоровые коллективы...

Прошло два десятилетия.

После неудачной попытки оказать сопротивление ленинскому режиму множество казаков эмигрировали: в основном во Францию, Югославию и Германию. Именно тогда в этих странах возникли эмигрантские казачьи хоры, прославившие казаков в 20 веке.

" Хор Уральских казаков "Андрея Шолуха," Хор Донских казаков "генерала Платова," Хор Черноморских казаков "Бориса Ледковского, - добрый десяток коллективов, которые только в своем названии содержали слово" казак ". Разумеется, был среди них и" самый - самый ":" Хор Донских казаков ", основанный в 1920 Сергеем Жаровым в лагере для интернированных белогвардейцев в турецкой деревне Чилингир, что недалеко от Константинополя.

  Никто тогда не мог и предположить, что горстка оборванных и голодных певчих из полковых хоров донского казачьего воинства станет, пожалуй, самым знаменитым хоровым коллективом 20 столетия. В двадцатые и тридцатые годы, казачьи хоры относились к числу наипопуляр нейших эстрадных коллективов Европы, да и, пожалуй, всего мира. Они объездили с гастролями весь Старый и Новый свет, бывали даже в Австралии и Латинской Америке, выступали при дворах иранского падишаха и английской королевы. Гонорары казаков взлетали до баснословных высот, однако, если в городе, где проходили гастроли, имелся православный храм - казаки непременно пели в нём литургию. При этом штаб - квартиры большинства казачьих хоров, в том числе, знаменитых хоров  Ледковского и Жарова, находились в Германии - стране, где их любили, пожалуй, всё же больше всего... Правда, неумеренная любовь к голосистым кумирам порою доставляла проблемы импресарио: так во время концертов чинная немецкая публика принималась порою крушить в экстазе мебель - в будущем подобное будет происходить в Германии лишь в послевоенный период, во время первых концертов королей рок - н - ролла Билла Хейли и Элвиса Пресли.

  С приходом нацистов к власти казачьему расцвету в Германии пришел конец: участники хоров сочли за благо вовремя переселиться в США, некоторое время по Германии еще скитались поддельные хоры Жарова и Ледковского, но потом исчезли и они...

  Война кончилось, и в пятидесятые годы, годы экономического чуда, Германия, как никогда радостно принимавшая после многолетней диеты всех иностранных артистов, вспомнила и о своих прежних любимцах - Донских Казаках. Старая любовь вспыхнула новым пламенем... Сергея Жарова, или как его называют в Германии - Сергей" Ярофф "- немцы любят примерно также, как и Марлен Дитрих или Святослава Рихтера. О нём сняты фильмы, написаны статьи и книги, выпущены многочисленные пластинки и компакт - диски. Об актуальной популярности говорит, к примеру, неплохой немецко - русский сайт в Интернете.

  Гастролями хора Жарова  заведовало концертное агентство" Отто Хофнер ". Его нынешний руководитель, Еберхард Бауер - Хофнер, вспоминает:

- 25 лет назад наше агентство организовало для хора " Дон Козакен "под управлением Сергея Жарова турне по всей Европе. Я был тогда ещё маленьким мальчиком, мой отец - Отто Хофнер - к тому времени уже много лет работал с Сергеем Жаровым и с его хором. Во время Того памятного турне мы все очень подружились с Жаровым и его семьей, которая тогда жила в Америке. Когда я сейчас об этом вспоминаю - у меня мурашки по коже. С Жаровым было невероятно приятно общаться. Он был небольшого роста, но вместе с тем - грандиозным человеком и очень - очень скромным. Он будто и сейчас стоит передо мной - маленький Наполеон, как его называли. Он был, кстати, большим почитателем Бонапарта.

  Из - за слабого притока новых казачьих сил в шестидесятые и семидесятые годы певчими в многочисленных" казацких "хорах были всевозможные восточноевропейские певцы - болгары, поляки, сербы - и просто немцы. Так, именно в таком хоре началась одна из самых странных" немецко - казацких "карьер - карьера берлинского певца Рольфа Рипперта, который, назвавшись Иванов Ребровым, отпустив бороду и украсив грудь большим золотым крестом, стал одним из самых знаменитых" русаков "европейской эстрады. Однако вернемся к" Донским казакам ". Жаровский хор был распущен в 1979 году, а несколькими годами позже, в 1985, умер и сам Сергей Жаров.

  Еще во второй половине восьмидесятых годов, с началом перестройки, моды на все русское и падением железного занавеса на возделанные Жаровым европейские поля ринулись армии его не совсем бескорыстных последователей. В восьмидесятых - девяностых годах возникло примерно пять десятков хоров, называющих себя" Don Kosaken ". По вполне понятным причинам, им стало тесно в одной маленькой Европе.

Говорит руководитель одного из хоров " Don Kosaken "- Ваня Хлибка, имевший счастье много лет работать в хоре самого Жарова.

- Я ничего не имею против конкуренции - они имеют право на жизнь, мы тоже. Но я считаю не совсем корректным то, что это имя -" Don Kosaken "- эксплуатируется людьми, которые Жарова никогда в жизни не видели, и не знают, что он хотел, или как он понимал эту музыку. Некоторые концертные агентства одновременно отправляют на гастроли до пяти хоров под именем" Don Kosaken Chor ". Публика сбивается с толку, и однажды может так случится, что люди и вовсе перестанут ходить на" Don Kosaken ", потому что они говорят:" Мы не понимаем, какой хор настоящий, а какой - нет. Я считаю это несправедливым.

Что же получается, каждый, кто хочет, может назвать себя "Don Kosaken Chor"? А как обстоят дела с правами на это имя?

- На это имя есть права, их имеют господин Бауер - Хофнер - агентство "Отто Хофнер". Однако проблема в том, что имя "Don Kosaken Chor" состоит из трех слов: слово "Дон" нельзя защитить, так как это река, "Козакен" - это казаки, и "хор" - это хор. Это означает, что в принципе имя "Don Kosaken Chor" по сегодняшним правилам в Германии на 100 процентов защитить нельзя.

  Более Того, многие коллективы повадились добавлять к имени "Don Kosaken" слово "original". Одним из первых так назвал свою группу Ваня Хлибка: "Original Don Kosaken Solisten Vanja Hlibka". На то у него действительно было некоторое, по крайней мере, моральное право: ведь он и другой солист - Георгий Тимченко - действительно много лет пропели у Жарова. Наименование стало предметом судебного разбирательства. Процесс начался по вине хора  - конкурента, который был заявлен в афише как "Original Don Kosaken". Похоже, его руководитель - Максим Ковалев - изменил свое мнение.

- Мы называемся сегодня "Maxim Kowalew Don Kosaken", так, как я всегда хотел назвать этот хор. Для нас на самом деле всё равно, как мы называемся. Мы - Don Kosaken, и слово Original нам, по сути, и не нужно.

  Придется возразить Максиму Ковалеву, который, кстати, начинал свою "казачью" карьеру в ансамбле у Вани Хлибка. Кому как не Ковалеву знать, что заявленное на афише имя "Original Don Kosaken" - половина успеха!

  Итак, суд постановил: впредь никто не имеет право называть себя "Original Don Kosaken". Однако вернемся из зала суда в концертный зал. Похоже, публику вся эта тяжба нисколько не смущает:

- Да, в настоящее время существует много различных хоров под именем "Don Kosaken". Но, должен заметить, певцы, которые приезжают из России, все примерно одинаково хорошо образованы. Конечно, есть различия, потому что у всех разные голоса. Но эти различия лишь в нюансах, оттенках. Меня восхищает, прежде всего, то, в каком диапазоне они поют. От самых высоких нот до самых низких. Это зачаровывает.

Что нужно ещё для того, чтобы называть себя "Don Kosaken"? Конечно, обязательный репертуар: без "Колокольчика", "Калинки" и "Стеньки Разина", а также без ставшего обязательным номером программы - гимна Бортнянского "Коль славен наш господь в Сионе", причем желательно на немецком языке, хор "Don Kosaken" абсолютно немыслим. Но это, пожалуй, единственное произведение на немецком. Незнакомый язык публику ни сколько не отталкивает. Напротив:

- Я знаю почти все тексты наизусть, на русском языке. У меня есть дома пластинки.

  Впрочем, иностранным язык является не только для публики. Певцами новых казачьих хоров становятся не только русские, украинцы или белорусы, но и болгары, чехи - да кто угодно - лишь бы глотка была луженой. Казачьей родословной похвастаться могут не многие. Хотя некоторые были посвящены в казаки, как, например голландец Марсель Верхоев - с 1996 года руководитель "Хора донских казаков России", который, кстати, тоже раньше назывался "Original Don Kosaken Chor Russland". Этот хор действительно состоит целиком из певцов родом из бывшего СССР, но и среди них казаков далеко не 100 процентов, да и те не донские, а московские.

  Кстати, примечателен тот факт, что руководители хоров, как правило - западные граждане: голландец Верхоев, или наполовину немцы Ваня Хлибка или Максим Ковалев.

Но вот составить хор из нынешних эмигрантов, или музыкантов, проживающих в Европе - оказывается нерентабельно:

- После того, как пал железный занавес, нет никаких проблем пригласить певцов из Восточной Европы, из России. У них также есть интерес здесь работать, они очень хорошо зарабатывают.

   Что же ещё отличает "Don Kosaken"? Ну, конечно, внешний вид. Помимо галифе, гимнастерки и сапог желательно на голове иметь папаху, или на худой конец фуражку, а в руках нагайку. И, что немаловажно, с голой физиономией появляться на сцене - это моветон - изволь отрастить усы. Ну, а что если не растут, или растут, но светлые, издали их не видать? Тогда придется, как в старые добрые времена, фабрить, рисовать или клеить искусственные.

Что ж, возможно из всех выше названных и неназванных "новых" казачьих хоровых коллективов и выкристаллизуется самый - самый, который и войдет в историю 21 столетия. А пока публика с трудом отличает хор Максима Ковалева от хора Марселя Верхоева или ансамбля солистов Вани Хлибка.

- Я была четыре раза на концертах "Don Kosaken". Я их отличаю лишь по составу - бывает, что выступает 9 певцов, или, как сегодня, 16. Но это всегда - восхитительно. Я люблю эту музыку.

- Недавно мы были на концерте хора "Уральские Донские Казаки". Нам всё нравится. Это же одна традиция. Русская душа!

Да, кстати, встретила я на этих концертах и немало соотечественников:

- Я, честно говоря, здесь, в Германии, значительно чаще посещаю какие - то концерты, связанные с русской культурой, чем я посещал в России, в Москве. Наверное, какой - то элемент ностальгии есть.

- Я тоже думаю, что, наверное, здесь мы больше ходим на разные мероприятия, поскольку, когда живешь у себя, то вроде особо и не ценишь. А здесь пользуешься любой возможностью. Мне очень понравилось!

В России западные казачьи коллективы практически не выступают - не выгодно. Так что хотите послушать "Don Kosaken" - приезжайте в Германию!

Тем более что на днях в Кёльне вновь появились красно - черно - золотистые афиши с до боли знакомыми куполами собора Василия Блаженного: не иначе как очередные казаки пожаловали! Ну, конечно, скоро Рождество, а значит, немцы будут вновь и вновь с восторгом слушать баллады о Стеньке Разине и двенадцати разбойниках, всхлипывать под "Вечерний звон" и на "бис" требовать "Калинку". Карина Кардашева, Анастасия Рахманова, журнал Уик - энд на "Немецкой волне"
 
 
По материалам сайта http://www.rkb.vrn.ru/Kasak/ctati/Garow.htm#top
 
 
 

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com