|
||||||||||||||||||||||||
Главная / История России / Русская эмиграция / ИЗГНАНЬЕ КАК МИССИЯ / «За веру и верность». Ольга Землякова, Виктор Леонидов |
||||||||||||||||||||||||
ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Авторский канал видео путешествий Павла и Ларисы Платоновых - Israel with Paul and Laura на английском языке
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Хранительница последнего очага Кима Филби
Павел Густерин (Россия). Особенности языковой подготовки на профильных факультетах российских вузов
Павел Густерин (Россия). Хронология российско-йеменских отношений
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Павел Платонов (Израиль, Иерусалим). К дню памяти протоиерея Василия Ермакова - 3 февраля 2021 года
Павел Густерин (Россия). Комментарии к «Записке Петра Великого о фортециях»
Юлия Бесстремянная (Россия). Православная музыка и живопись в современных изданиях: опыт Российской государственной библиотеки
Никита Кривошеин (Франция). «Дмитрий Сеземан и его двойной исход». К столетию русского Исхода. Беседа с Никитой Кривошеиным. Анна Кузнецова
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Судьба Радзивилловской (Кёнигсбергской) летописи
Павел Густерин (Россия). Был ли Александр Невский назван в честь Александра Македонского…
Павел Густерин (Россия). О генеалогическом единстве Русского мира на примере внуков Мстислава Удатного
Павел Густерин (Россия). Список мест, связанных с земной жизнью Иисуса Христа, с упоминанием произошедших событий
Павел Густерин (Россия). Обстоятельства совершения советскими войсками рейда по северным районам Афганистана в 1929
Юрий Кищук ( Россия). Время воздержания. И отчуждения?
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
Павел Густерин (Россия). Установление дипломатических отношений между Советской Россией и Афганистаном
Павел Густерин (Россия). Торговые отношения между СССР и арабскими странами в 1920–1930-х годах
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
Галина Бесстремянная (Россия). История православия в Японии и династия японских священнослужителей
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
Павел Густерин (Россия). Академик Мясников об Афанасии Никитине: пародия на науку
Оксана Бабенко (Россия). Надежда Васильевна Туманина - биограф великих русских композиторов
Александр Кан (Великобритания).
Спасение Романовых: иллюзия или упущенные возможности?Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
Айдын Гударзи-Наджафов (Узбекистан). Жизнь без мифов. Великий князь Николай Константинович 1850-1918
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель Ксения Кривошеина. (Франция). Памятники чекистским палачам до сих пор украшают страну"
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Жорж Нива (Франция). Четыре трети нашей жизни. «Сюрреалистический фильм» о русской эмиграции
Олег Гоков (Украина). Российская военная миссия 1877 года в Персию
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых"
Олег Гоков, Сергей Фалько (Украина). Военно-разведывательная миссия Н.Я. Шнеура и В.А. Бодиско по странам Европы, Северной Америки и Азии в 1880–1881 гг.
Оксана Бабенко (Россия). Тень православия в музыке: русское музыкальное общество и столичные консерватории во второй половине XIX века
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Светлана Баконина (Россия). Первый опыт духовного руководства русскими паломниками (из дневника священника, сопровождавшего богомольцев на Святую Землю в 1912 году)
Популярная рубрика
Протоиерей Георгий Митрофанов. "Трагедия России: «запретные» темы истории XX века в церковной проповеди и публицистике" Полемика, отзывы
Проекты ПНПО "Россия в красках": Публикации из архивов:
Русское Александровское подворье близ храма Воскресения. Путь к Александровскому подворью. Извлечение из издания ИППО 1901 г. Храм Воскресения Господня в Иерусалиме и окружающие его святыни
Палестина под властью христианских императоров. (326-636 г.г.) По Альфонсу Курэ. С.Петербург. 1894 год. X. Свв. Савва и Феодосий. XI. Св. Савва и император Анастасий. До 528 г.
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.
Мы на Fasebook
Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках" Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
|
«За веру и верность»
1954 год. Только что умер Сталин. Но крах системы социализма и Советского Союза в то время никто еще не предрекал. Тем не менее в далеком американском штате Нью – Джерси, на окраине города Лейквуд, собираются русские эмигранты. В основном бывшие офицеры. Инициатором встречи был вахмистр 12-го уланского Белгородского полка, сын крупного ставропольского землевладельца Николай Андреевич Ковур. У этих людей не было сомнений, что когда-нибудь Россия вновь будет свободной, и что необходимо сохранить наследие своей любимой страны и передать его детям и внукам. Результатом собрания стало решение о создании культурно-просветительного и благотворительного общества. О названии не спорили. Конечно «Родина».
В уставе было записано: «Основная цель общества «Родина» – объединение всех выходцев из России и их потомках на принципах: взаимопомощи, общности духовных и культурных интересов без различия расы, национальности, происхождения и религии, помня, что в единении – сила!». Одной из задач, зафиксированных в основополагающих документах, стало собирание реликвий русской истории и культуры, по тем или иным причинам оказавшихся за границей. И что самое поразительное: основатели общества решили (и зафиксировали это в уставе), что когда Россия станет свободной, то ценности эти должны быть переданы на Родину. Спустя сорок три года это пожелание сбудется. Усилиями Музея Вооруженных Сил и Российского Фонда Культуры, где главную роль в труднейшей организации передачи огромной коллекции сыграла Директор Дирекции Президентских Программ Российского Фонда Культуры Елена Николаевна Чавчавадзе, собрание «Родины» теперь возвращено в Россию и хранится в коллекциях Центрального музея Вооруженных Сил и Российского Фонда Культуры. Но вернемся в пятидесятые годы. В 1956-м, всего через два года после организации общества, Николай Ковур открывал большое здание « Родины». С просторными залами, сценой, библиотекой, помещениями под выставки. Рядом с собором Святого Александра Невского, также выстроенном в середине XX века. В своей речи Николай Андреевич много говорил о значении события, о том, что появился еще один островок России за ее пределами, за границами страны, которую они так любили. Фрагмент его выступления: «Родина» – малый осколок Родины – России. Родина – сколько тепла таится в этом слове. Я не помню, кто сказал: «Истина, Мать и Родина произносятся только чистыми устами». Поэтому прошу помогать, оберегать, а, если нужно, и защищать ее». Почти сразу же в новом здании заработала русская школа, при которой был создан «Кружок русской культуры». Фактически это был развернутый факультативный курс. Затем было объявлено о создании спортивного клуба « Витязь». Естественно, начала складываться библиотека. Работали театральные, художественные студии. « Родина» щедро предоставляла свои помещения для съездов русских кадетов, Общества военных инвалидов, Георгиевских кавалеров. Беспрерывным потоком шли благотворительные вечера в пользу больных и престарелых соотечественников. Наверное, всего вышеперечисленного вполне достаточно для того, чтобы низко поклониться людям, сумевшим отстоять свою страну и свою культуру на чужой земле. Но «Родина» была не только общеобразовательным и духовным центром. Лейквуд на долгие годы превратился в один из главных музеев русской эмиграции. Начало ему положил человек неистощимой энергии, настоящий подвижник – Всеволод Павлович Стеллецкий. Первыми экспонатами музея стали погоны Крымского и Владикавказского корпусов, ассигнация достоинством в сто рублей, десятикопеечные монеты и портреты Корнилова и Деникина. А дальше хлынул поток даров. Одно за другим «Родина» приняла собрания Музея Николаевского кавалерийского училища – знаменитого военно-учебного корпуса, который в свое время заканчивал Лермонтов, Музея русской конницы, Музея Константиновского артиллерийского училища, лейб-гвардии Семеновского, Измайловского и Павловского полков, Музея морского объединения. Ведь гвардейцы офицеры и солдаты Белой Армии, уходя из России, забирали с собой знамена, штандарты, наградные серебряные трубы и литавры, ордена, оружие, полковые иконы. То, что сохраняло ту Россию, за которую они воевали. Это было их наградой « За веру и верность». Перечислить всех. кто помог становлению собрания, просто невозможно. Здесь можно вспомнить и князя С.С. Белозерского, и председателя Союза георгиевских кавалеров генерала В.Г. Харжевского, и многих, многих других. Прошло еще несколько лет, и 12 ноября 1967 года княжна Вера Константиновна перерезала ленточку на торжественном открытии Исторического музея, в котором большой раздел был посвящен истории русского императорского дома. Это была особая и святая тема. Слишком многое связывало русских изгнанников с воспоминаниями о последнем императоре и его семье. Очень многие, покинув Россию, осознавали, что их отношение к царской власти было по меньшей мере несправедливым, и что, вольно или невольно, отвергая монаршее правление, они явились виновниками русской катастрофы. Естественно, память о монаршем правлении особенно сохранилась в военных кругах русского зарубежья. В историческом музее общества «Родина» хранились и автографы царя – миротворца Александра III, и рескрипты последнего русского императора, и коллекция пасхальных яиц, сделанных по заказу семьи Николая II. Материалы были фантастической ценности – чего стоили, например, записки, которые великие княжны посылали «на волю» из заточения или подлинные письма последней русской императрицы. Или альбом генерала Александра Сыробоярского с фотографиями Александры Федоровны и ее дочерей во время работы в военном госпитале в годы первой мировой войны. Сыробоярский, будучи раненным, находился на излечении в Царскосельском госпитале. Александра Федоровна связала ему шерстяные гетры, ныне хранящиеся в Музее Вооруженных Сил в Москве. Александр Васильевич Сыробоярский, в конце своей трудной жизни оказавшийся в США хранил как самую драгоценную реликвию, свою «Скорбную памятку» – небольшой альбом, куда им вклеивались фотографии императрицы, великих княжон, Царскосельского госпиталя. Или другой альбом – свод фотографий, сделанных во время расследования обстоятельств казни царской семьи, проводившегося по поручению Колчака Николаем Соколовым. Посетителей встречали парадные портреты российских императоров. Например, портрет Александра I в мундире Лейб-гвардии Преображенского полка – когда-то упраздненном Павлом I , темно- зеленом с красным воротником и обшлагами, с золотым екатерининским шитьем на воротнике и обшлагах. Однако этот портрет значительно отличался от других. Знаменитый коллекционер и составитель «Словаря русских иллюстрированных портретов» Дмитрий Александрович Ровинский называл такие изображения, висевшие во многих присутственных местах, портретами по типу Волкова – Аткинсона. На другом парадном портрете был изображен в полный рост Николай II в мундире лейб – гвардии Гусарского полка. В музее «Родины» автора так и не установили. Однако, после передачи собрания « Родины» Российскому Фонду Культуры, во время атрибуции была обнаружена подпись: «Н. Шильдер». Академик живописи Николай Густавович Шильдер (1828–1898), – один из первых мастеров, чьи произведения были приобретены Павлом Михайловичем Третьяковым. Автор довольно известных, хотя и несколько прямолинейных работ «Искушение» и «Насильственный брак», посвященных жизни простых людей, он в то же время писал портреты государственных деятелей, запечатлев в конце жизни и облик последнего русского императора в гусарском мундире. Изображение другого государя – Николая I – в полный рост выполнено неизвестным художником с оригинала, созданного прусским придворным живписцем Францем Крюгером, с удовольствием откликавшегося на заказы российского двора. Создавая музей русской истории, культуры и военной славы, его организаторы не могли не напомнить о царе-освободителе – Александре II. Его парадный портрет в коронационном одеянии, созданный неизвестным мастером, также занимал видное место в экспозиции исторического музея «Родины». Огромное внимание А.П. Стеллецкий уделял собиранию изобразительного материала. В коллекции, перешедшей от «Родины» Российскому Фонду Культуры сохранилось письмо Марины Александровны Гершельман, жившей в Буэнос-Айресе. Вот что она писала 22 декабря 1979 года Всеволоду Павловичу: «…Надеюсь, что этот посмертный дар моего отца – Лейб-гвардии Конной Артиллерии полковника Александра Сергеевича Гершельмана встретит интерес среди посетителей Вашего музея. При собирании, главным образом, гравюр, касающихся Императорской России, мой отец мечтал о том, что этот материал когда-нибудь попадет в освобожденную Россию. Дал бы Бог, чтобы его мечте было суждено сбыться в скором времени». Сегодня мы можем сказать: мечты, казавшиеся такими прекраснодушными, сбылись. Сотни гравюр, подаренные эмигрантами со всего мира и хранившимися в обществе «Родина», находятся теперь в России. И в их числе – такие эталонные вещи, как изображение Екатерины Великой в аллегорическом образе Минервы, выполненное со скульптуры великого мастера XVIII века Михаила Козловского, как литография с оригинала Джорджа Доу, запечатлевшая Николая I с императрицей Александрой Федоровной и сыном – великим князем Константином Николаевичем во время прогулки на катере по Неве. Особенно многочисленная часть коллекции – медали с изображением российских государей. Сегодня мы соединяем разорванные звенья нашей истории. И огромные возможности для этого предоставляет русское наследие, сохраненное нашими соотечественниками на «чужих берегах». Статья подготовлена в рамках проекта Российского фонда фундаментальных исследований и Дирекции Президентских программ Российского Фонда Культуры (Грант № 05-06-80395-а).
Ольга Землякова, Виктор Леонидов
Журнал Русское искусство |
|||||||||||||||||||||||
© 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com |