Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / История России / Русская эмиграция / ИЗГНАНЬЕ КАК МИССИЯ / Историческая миссия русской эмиграции. И. Н. Андрушкевич

ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых  принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь

Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Популярная рубрика

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикации из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.

Мы на Fasebook

Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
 
ИСТОРИЧЕСКАЯ  МИССИЯ  РУССКОЙ  ЭМИГРАЦИИ
 
Кадетское электронное письмо № 38. Буэнос-Айрес, июль 2006.
Кадетские корпуса существовали в Югославии и Франции до Второй Мировой войны. Автор является председателем кадетского объединения (бывших выпусников и учеников кадетских корпусов за границей).
 
    В своей известной речи «Миссия Русской эмиграции», произнесенной им в Париже 16 февраля 1924 года, лауреат Нобелевской премии И. А. Бунин сказал:
 
    «В чем наша миссия, чьи мы делегаты? От чьего имени дано нам действовать и представительствовать? Поистине действовали мы, несмотря на все наши человеческие падения и слабости, от имени нашего Божеского образа и подобия. И еще – от имени России: не той, что предала Христа за тридцать сребреников, за разрешение на грабеж и убийство, и погрязла в мерзости всяческих злодеяний и всяческой нравственной проказы, а России другой, подъяремной, страждущей, но все же до конца не покоренной».
 
    В чем же, в конечном итоге, заключалась основная историческая миссия русской эмиграции?
 
    В первую очередь, задача или миссия русской эмиграции имела политический характер, в высоком понимании этого слова. Русская эмиграция свидетельствовала перед всем миром, авторитетно и верно, что отнюдь не весь русский народ согласился с коммунистической диктатурой. Так как многочисленные восстания и гражданское сопротивление в самой России, продолжавшиеся до начала Второй Мировой войны, были тщательно скрываемы советской властью, то лишь Русская эмиграция могла высказывать и подтверждать непримиримость значительной части русского народа по отношению к чужеродной диктатуре, насильно захватившей власть над Россией. Она свидетельствовала об этом, на основании собственных информации и опыта.
 
    Во вторую очередь, миссия эмиграции имела глубокий символически-духовный характер. Русская эмиграция сохраняла полностью более 70-и лет не только само имя России, которое было нагло упразднено «пролетарской» интернациональной диктатурой после Катастрофы 1917 года, но и русскую государственную символику. Во всем мире продолжали повсеместно подыматься русские государственные флаги и русские государственные двуглавые орлы, которые в то время в нашей стране были строжайше запрещены. Русские церкви, русские школы, русские молодежные, общественные и политические организации продолжали неизменно сохранять русскую символику, вплоть до того момента, когда она была частично восстановлена, в немного искаженном виде, в самой России.
 
    В-третьих, Русская белая эмиграция имела своей задачей сохранять в Русском зарубежье те элементы великой русской культуры, которые в России оказались под запретом и даже были изъяты. Русская эмиграция издала многие десятки тысяч книг, брошюр, журналов и газет на русском языке.
 
    Наконец, нельзя забывать еще одну весьма важную задачу эмиграции, которую многие упускают из виду, и даже не сознают ее полностью. Эту задачу можно назвать миссией государственного и национального представительства исторической России, начиная с того момента, когда захватившая власть в России коммунистическая партия ликвидировала и объявила уничтоженными все исторические государственные учреждения России и ее Вооруженных Сил, создав на их месте совершенно новые органы и организации, без исторической преемственности. Эти новые организмы подчеркивали свой интернациональный космополитизм и отрекались от русскости, от России и от её имени.
 
    С юридической точки зрения, конец государственным учреждениям, существовавшим в Российском Государстве до Катастрофы 1917 года, наступил гораздо раньше их формальной отмены и упразднения советской властью. Этот конец наступил с началом Второй великой смуты, в феврале 1917 года, каковое было одновременно и началом самой Катастрофы.
 
    Русская эмиграция фактически явилась историческим продолжением за рубежом одного из двух лагерей, воевавших между собой во время Гражданской войны. Посему она и вывезла в своем составе заграницу многие из структур одного из этих лагерей, как, например, Русскую Армию и Русский Флот. Конечно, во враждебном иностранном мире эти институции не могли долгое время сохранять свои традиционные внешние формы, ибо всегдашние враги России этого решительно не допускали. Таким образом, эти формы пришлось отставить ввиду создавшихся условий. Однако это отнюдь не обозначало отказа от преемственной легитимности, каковую продолжали сохранять возглавители уже де-факто не существующих институций. Больше того, во многих случах были созданы новые институционные формы, именно для сохранения этой легитимности и ее организационных фундаментов.
 
    Символическим примером такого сохранения старых русских военных структур, при сохранении легитимной передачи командования, были русские военные учебные заведения заграницей, которые просуществовали столько лет вне русской территории, при сохранении русской государственной символики, русского мировоззрения и вообще русских традиций. Затем, после закрытия последнего русского кадетского корпуса заграницей, Кадетские съезды восстановили традиционное представительство этих учреждений, на основе казачье-вечевых принципов. Так же и казачьи войска, оказавшиеся заграницей, стройно и твердо сохраняли легитимную атаманскую преемственность, и частично сохраняют ее до наших дней.
 
    Однако самым важным и значительным вкладом Русской эмиграции в сохранение и спасение подлинных учреждений русского народа была Русская Православная Церковь Заграницей. Как известно, она была создана во время Катастрофы верховной властью Русской Православной Церкви, с личного благословения Святейшего Патриарха Тихона. Большая группа титулярных епископов Русской Православной Церкви, во главе с первым кандидатом на патриарший трон, получившим наибольшее количество голосов на Соборе 1918 года, образовали соборне эту свободную часть РПЦ. После смерти ее первого Главы, Митрополита Антония, ее возглавил Митрополит Анастасий, бывший секретарем Поместного Собора РПЦ в 1918 году. В ее среде были выдающиеся иерархи, обладавшие вселенским авторитетом. Однако главной силой этой свободной части РПЦ был не её состав и не её такое блестящее возглавление, а её поистине соборный строй, впервые возрожденный в таком размахе после первых веков Христианства. Сегодня нельзя забывать, что РПЦЗ тогда была канонически признана другими Православными Поместными Церквями, и в первую очередь Сербской Православной Церковью. Сегодня эти факты, и следующие за ними их канонические и юридические последствия, никак невозможно объявить не бывшими.
 
    Одновременно в самой России в течение всего этого первого периода эмиграции продолжались массовые убийства и заточения епископов и вообще священнослужителей РПЦ. К моменту Второй Мировой войны на территории России оставалось на свободе всего лишь около десяти архиереев, гораздо меньше, чем в Зарубежной Руси. Таким образом, уже в силу самого этого факта, выбор Патриарха в 1943 году одними лишь выжившими епископами на территории под коммунистической властью отнюдь никак не мог быть полноценным соборным каноническим актом, ибо в этом акте приняло участие меньшинство епископов РПЦ. Кроме того, некоторые из этих епископов тем временем подпали под анафему Святейшего Патрарха Тихона богоборческой власти и всем вступающим с нею в какое-либо общение: «Властью, данной нам от Бога, запрещаем вам приступать к Тайнам Христовым. Анафематствуем вас, заклинаем верующих чад Православной Церкви с таковыми извергами рода человеческого вступать в какое-либо общение».
 
    Канонический характер этой анафемы был специфическим в том отношении, что подпадавшие под нее делали это сами, по своей собственной инициативе, так что сама по себе анафема распространялась на них автоматически, «ипсо факто», без необходимости какой бы то ни было формальной констатации. Очевидно, что находившиеся по своей собственной воле под такой анафемой Святейшего Патриарха Тихона никак не могли быть полноценными и полноправными и полностью легитимными членами соборных органов РПЦ, а тем паче её полностью легитимными возглавителями.
 
    Именно в этом и заключалась самая трансцендентная миссия Русского Зарубежья. Самим фактом своего существования и полноценного сохранения в своей среде Церкви Христовой она делала в конечном итоге канонически неполноценными любые манипуляции для полного захвата всей Русской Церкви неканоническими искажениями и повреждениями. Анафема РПЦЗ лично Владимиру Ульянову, в дополнение к анафеме Патриарха Тихона, сегодня может быть умалчиваема, но, несмотря на это, она стала общепризнанной, в процессе обоюдного признания двух частей РПЦ. Искажения и повреждения происходят часто в истории чисто механически, в силу самих исторических процессов, но это отнюдь не означает легитимности таких процессов. Однако, остается открытой возможность для будущих исправлений бывших погрешностей и повреждений.
 
    В заключение, миссию Русской эмиграции можно резюмировать в двух определениях: она была свидетелем русскости в мире и сохраняла некую толику подлинных русских дрожжей для будущего.
 
    Если исходить из предположения, что основной период Русской эмиграции закончился вскоре после коллапса коммунистической системы в России, то становится уместным вопрос о том, с какими из своих вышеотмеченных задач Русская эмиграция справилась удачно, а с какими не справилась.
 
    Несомненно, что самым удачным результатом восьмидесятилетней Русской политической эмиграции (от эвакуации из Крыма в 1920 до закрытия РОВС-а в 2000 году) было построение ею на всех материках и почти во всех странах мира русских православных храмов, начиная с самых скромных и кончая большими и красивыми храмами, как в городе Сан-Франциско. Сколько таких храмов было построено Эмиграцией, трудно сказать, но, во всяком случае, речь идет о многих десятках русских православных храмов. Таким образом, Русская эмиграция показала всей вселенной не только красоту и молитвенный уют русских храмов, но и в высшей степени действенную организацию, осуществленную в чрезвычайно трудных юридических и материальных условиях. С постепенным переходом и перерастанием Русской эмиграции в Русскую диаспору, оба эти колоссальные актива постепенно тоже переходят в пользование Русской диаспоры, а в перспективе также и Всея Руси. В этом отношении, преувеличивая, можно даже сказать, что весь мир в какой-то мере стал Россией, ибо во всем мире сегодня имеются русские структуры. Другим несомненным успехом Русской эмиграции был ее чрезвычайно высокий вклад во вселенскую культуру всего мира. В этом отношении Русская эмиграция продолжила более чем на полвека славный двухсотлетний имперский период русской истории. Хотя иностранный мир не любит особенно говорить об этом, однако культурные люди в мире знают об этом вкладе.
 
    Другим очень важным результатом самого факта существования Русской эмиграции было ее косвенное и подспудное положительное влияние на исторические процессы в самой России. На самом деле эта «индукция мутаций в России», в коммунистическом стане, началась уже во времена Гражданской войны.
 
    В «Кадетском письме» № 44, цитируется С. А. Якимович, предыдущий председатель Кадетского Объединения в Аргентине:
 
    «Долгое вооруженное сопротивление коммунизму многих русских людей, и в первую очередь военных, вызвало цепь глубоких мутаций в злодейских структурах интернационального коммунизма, подброшенного в Россию её врагами. Интернациональные злодеи, прибывшие из-за границы в Россию во время спровоцированной Первой Мировой войны, с иностранными паспортами и деньгами в кармане, никак не могли противостоять русским воинам, даже с помощью злодейских элементов из нерусских нацменьшинств из самой России. Сатанинская хитрость интернациональных злодеев им подсказывала, что, для борьбы с русскими, им надо силой и обманом мобилизовать и привлечь в свои ряды русские массы, иначе ничего не выйдет. Таким образом, "Красная армия" была вынуждена перекраситься сперва в "Рабоче-крестьянскую красную армию", а затем в "Советскую". Только так можно было победить, ибо с одним лишь интернациональным сбродом русские воины тогда бы так или иначе справились. Однако, это была пиррова победа коммунистов, ибо включение ими в свое собственное обозначение имени Креста Господня, содержащегося в имени русского крестьянина, было символическим осиновым колом в замыслы врагов России».
 
    В конечном итоге, именно эти индукционные линии вызвали и усилили процессы мутаций в СССР, которые в тяжелые времена Второй Мировой войны привели к вынужденному отбою Сталина и к возвращению ранее одиозных погон, орденов и знаков отличия в Вооруженные Силы СССР, призывов к памяти великих русских полководцев и к восстановлению средних военно-учебных заведений, «по типу кадетских корпусов».
 
    Также и временное прекращение жесточайших гонений на Русскую Православную Церковь в разгар Второй Мировой войны, несомненно, было вызвано тоже и возрождением по другую сторону фронта православных приходов, не без некоторой помощи и РПЦЗ. Например, к моменту спешного своза в Москву немногих выживших епископов гонимой Русской Православной Церкви, по приказу Сталина, в 1943 году, по ту сторону фронта было больше действующих храмов и приходов, чем под коммунистами. РПЦЗ послала тогда для этих стихийно открывавшихся в России храмов две тысячи антиминсов, без которых нельзя служить Литургию. Нельзя забывать, что послевоенная РПЦ состояла также и из этих приходов.
 
    В этом смысле, Русская эмиграция сыграла роль своего рода «засадного полка» России в её страшной борьбе с «транскультуризацией», то есть с попыткой её духовно и культурно «перепрограммировать», дабы её можно было, так обезличенную, включить в новый мировой порядок.
 
    Однако в чем Русская эмиграция в конечном итоге потерпела неудачу –- это в сохранении русских постоянных средних учебных заведений. В частности, в кадетской среде вот уже много лет раздается много горьких упреков по отношению к самим себе, в том смысле, что не удалось воссоздать после Второй Мировой войны Русские кадетские корпуса. Конечно, для этого было немало причин, однако в этом тоже была, несомненно, некая историческая логика. Ведь весь педагогический пафос и блеск русских военных учебных заведений в первые четверть века Русской эмиграции были в первую очередь результатом и прямым последствием исключительного и чрезвычайно высокого служения русских военных воспитателей и педагогов, эвакуировавшихся из России в начале 20-х годов, вместе с Русской Армией. Без них было бы абсолютно невозможно повторить неповторимое блестящее качество этих учебных заведений. Этих воспитателей и педагогов с большой буквы создала великая Имперская Россия в апогее своей славы и могущества, и они, в свою очередь, создали русские учебные заведения в эмиграции. Россия им еще должна поставить надлежащий памятник. Но сама эмиграция создать таких педагогов на чужбине не могла.
 
    Приблизительно то же самое можно сказать и про политическо-организационные структуры Русской эмиграции. Иногда можно слышать упреки, что она никогда не сумела создать своего центрального представительства. Однако нельзя забывать, что Русская эмиграция не была политической партией или группой партий, а огромной и сложной частью русского народа, имевшей весьма сложные культурные и бытовые структуры, не вписывающиеся ни в какие схемы.
 
    Эмиграция все-таки донесла свои факелы до России и пережила крах коммунизма. На этом она закончила главный этап своего исторического бытия. К сожалению, сам коммунизм не был окончательно ликвидирован как идеологическое наследие в пост-советской России, и его ядовитый остаток продолжает и дальше губительно действовать. Одновременно, многие наследники коммунистических главарей сумели молниеносно перекраситься и стать новыми «демократами». Однако, Русская эмиграция не была политически признана и не были устранены причины ее дискриминации. Декрет Ленина от 15 декабря 1921 года, незаконно лишивший миллионы русских людей их гражданства, до сих пор не отменен, несмотря на его несовместимость с международным правом. (В некоторых странах, как, например, в Германии, их конституции запрещают лишать гражданства собственных граждан).
 
    Остатки русской эмиграции не смогли полноправно включиться в процессы на Родине. Они слились с сильно увеличившейся русской диаспорой, образовав Зарубежную Русь, взявшую на себя многие функции эмиграции. Так, сегодня Вся Русь состоит из РФ, Руси Украинной и Руси Зарубежной. +
 
    («Кадетское письмо, печатанное» № 48).
 
И. Н. Андрушкевич
 Буэнос-Айрес, июль 2006 г.

Примечания
[П1] Украинная Русь состоит из Малороссии, Белоруссии, частей Литвы и вообще Прибалтики, и частей других новых республик. Во всех этих окраинах живет от 25 до 35 миллионов "этнических" русских. В нашей Летописи упоминаются многие разные "Украини", еще до того, когда впервые это слово было применено по отношению к Малороссии, в 1667 году. У меня есть давно написанная статья на эту тему. Когда будет время, пошлю.  
Привет, И. А. 7 июля 2006 г. Буенос-Айрес.
[П2] Кадетское электронное письмо. № 38. Июль 2006.
Электронный вестник «Объединения Кадет Российских Кадетских Корпусов в Аргентине». Выходит периодически, на правах рукописи. Электронный адрес: kadetpismo@hotmail.com
Почтовый адрес: ADEC, Casilla de correo 51, 1653 Villa Bаllester. Argentina.
И. Н. Андрушкевич (Буэнос-Айрес, 2004 г.) (БА-01)
 
Источник:
Духовный листок «Дорога домой. Выпуск ДД-65.5р - [07июл06]
Храм всех Святых в Земле Российской просиявших (АНМ),
г. Бурлингейм, штат Калифорния
Church of all Russian Saints (AM),
744 El Camino Real, Burlingame, California 94010-5005
эл. стр.:
http://www.dorogadomoj.com/

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com