|
||||||||||||||||||||||||
Главная / История России / Русская эмиграция / ИЗГНАНЬЕ КАК МИССИЯ / Молодежное христианское движение в эмиграции (1974). Николай Михайлович Зернов, Милица Владимировна Зернова. |
||||||||||||||||||||||||
ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Авторский канал видео путешествий Павла и Ларисы Платоновых - Israel with Paul and Laura на английском языке
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Хранительница последнего очага Кима Филби
Павел Густерин (Россия). Особенности языковой подготовки на профильных факультетах российских вузов
Павел Густерин (Россия). Хронология российско-йеменских отношений
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Павел Платонов (Израиль, Иерусалим). К дню памяти протоиерея Василия Ермакова - 3 февраля 2021 года
Павел Густерин (Россия). Комментарии к «Записке Петра Великого о фортециях»
Юлия Бесстремянная (Россия). Православная музыка и живопись в современных изданиях: опыт Российской государственной библиотеки
Никита Кривошеин (Франция). «Дмитрий Сеземан и его двойной исход». К столетию русского Исхода. Беседа с Никитой Кривошеиным. Анна Кузнецова
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Судьба Радзивилловской (Кёнигсбергской) летописи
Павел Густерин (Россия). Был ли Александр Невский назван в честь Александра Македонского…
Павел Густерин (Россия). О генеалогическом единстве Русского мира на примере внуков Мстислава Удатного
Павел Густерин (Россия). Список мест, связанных с земной жизнью Иисуса Христа, с упоминанием произошедших событий
Павел Густерин (Россия). Обстоятельства совершения советскими войсками рейда по северным районам Афганистана в 1929
Юрий Кищук ( Россия). Время воздержания. И отчуждения?
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
Павел Густерин (Россия). Установление дипломатических отношений между Советской Россией и Афганистаном
Павел Густерин (Россия). Торговые отношения между СССР и арабскими странами в 1920–1930-х годах
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
Галина Бесстремянная (Россия). История православия в Японии и династия японских священнослужителей
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
Павел Густерин (Россия). Академик Мясников об Афанасии Никитине: пародия на науку
Оксана Бабенко (Россия). Надежда Васильевна Туманина - биограф великих русских композиторов
Александр Кан (Великобритания).
Спасение Романовых: иллюзия или упущенные возможности?Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
Айдын Гударзи-Наджафов (Узбекистан). Жизнь без мифов. Великий князь Николай Константинович 1850-1918
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель Ксения Кривошеина. (Франция). Памятники чекистским палачам до сих пор украшают страну"
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Жорж Нива (Франция). Четыре трети нашей жизни. «Сюрреалистический фильм» о русской эмиграции
Олег Гоков (Украина). Российская военная миссия 1877 года в Персию
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых"
Олег Гоков, Сергей Фалько (Украина). Военно-разведывательная миссия Н.Я. Шнеура и В.А. Бодиско по странам Европы, Северной Америки и Азии в 1880–1881 гг.
Оксана Бабенко (Россия). Тень православия в музыке: русское музыкальное общество и столичные консерватории во второй половине XIX века
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Светлана Баконина (Россия). Первый опыт духовного руководства русскими паломниками (из дневника священника, сопровождавшего богомольцев на Святую Землю в 1912 году)
Популярная рубрика
Протоиерей Георгий Митрофанов. "Трагедия России: «запретные» темы истории XX века в церковной проповеди и публицистике" Полемика, отзывы
Проекты ПНПО "Россия в красках": Публикации из архивов:
Русское Александровское подворье близ храма Воскресения. Путь к Александровскому подворью. Извлечение из издания ИППО 1901 г. Храм Воскресения Господня в Иерусалиме и окружающие его святыни
Палестина под властью христианских императоров. (326-636 г.г.) По Альфонсу Курэ. С.Петербург. 1894 год. X. Свв. Савва и Феодосий. XI. Св. Савва и император Анастасий. До 528 г.
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.
Мы на Fasebook
Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках" Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
|
МОЛОДЁЖНОЕ ХРИСТИАНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В ЭМИГРАЦИИ (1974)
(Опубликовано в Журнале «Русскiй Мiръ» №6 за 2002г.) Русское Христианское Студенческое Движение за рубежом – явление необычайное. Оно возникло на стыке двух эпох. Им заканчивается период долгих блужданий русской интеллигенции вне церковной ограды и начинается ее работа под покровом Православия. Движение оказалось первым удачным опытом плодотворного сотрудничества между профессорами, студенческой молодежью и инославными друзьями Русской Церкви, основанном на соборной ответственности за общее дело. Оно нашло в Евхаристии источник своей жизненности и построило всю свою деятельность на сознании ценности духовной свободы и интеллектуальной честности. Оно создало миссионерски направленную автономную организацию мирян, чего не удавалось осуществить русским православным в течение всей их предыдущей истории. Движение родилось в результате встречи трех несродных групп, которые, вступив в общение, дополнили и обогатили друг друга. Самая интеллектуально-значительная среди них состояла из выдающихся представителей религиозного и философского возрождения, уцелевших в буре революции и чудом оказавшихся за границей. Вернувшись в Церковь в расцвете своих блестящих дарований, после долгой и упорной борьбы с истиной христианства, они внесли в ее жизнь мощную, творческую струю. Они стояли на высоте европейской образованности, но после всесторонних изысканий пришли к выводу, что христианство нашло свое наиболее гармоническое выражение не на Западе, а в православной традиции, в особенности в его русском истолковании. Они были последователями Достоевского и Владимира Соловьева, воспринявшими все лучшее в учении славянофилов. Но они не были шовинистами, наоборот, они искали сотрудничества с инославными, веря в возможность сближения христианского Востока и Запада.
Непримиримые противники насилия, они проповедовали свободу как необходимое условие для построения правильного социального и экономического строя. Это были представители последнего поколения богоборческой интеллигенции, которые поняли тщету попыток установить братство и справедливость путем уничтожения всех несогласных.
Сама задача преобразования общества оставалась в центре их внимания, но дорога, ведущая к этой цели, открылась им озаренной светом христианского учения о Боге и человеке. Они учили об оцерковлении жизни как задаче, стоящей перед православной Россией. Вторая группа состояла из бывших участников Белого Движения. Они обрели веру в огне и испытаниях гражданской войны и красного террора. Многие из них резко отталкивались от старших представителей интеллигенции, считая их виновниками крушения империи, допустившими Ленина прийти к власти. У них не было ни знаний, ни культуры вождей религиозного возрождения, революция застала их на пороге университетского образования. Оказавшись в Европе, они устремились в высшие школы Балкан и западной Европы, геройски преодолевая лишения и препятствия. Движение зародилось в их среде, они стали собираться небольшими группами, живя надеждой вернуться на родину, из которой глухо доносились все более мрачные вести. Они искали "единое на потребу", и их поиски приводили их к вратам Православной Церкви, которая открывалась им во всем своем богатстве и полноте. Их путь был не путь философских и идеологических исканий, а путь молитвы и служения. Их любовь к Церкви во всей ее земной уязвимости была трепетна и властна. Они не смущались ни тяжкими грехами расколов, ни ограниченностью человеческих истолкований, обретя жемчужину знания божественной природы Церкви. Стремление осуществить завет соборности, глубоко лежащий во всей истории русской церкви, было главной силой роста Движения. Его члены горели верой и хотели открыть врата Церкви своим соратникам и сверстникам. Православие помогло им найти общий язык с профессорами.
Примирение этих двух групп придало Движению духовную глубину и возможность всестороннего развития. Часть этой молодежи стала последователями своих выдающихся учителей. Они смогли продолжить в своих писаниях идеи последних и ознакомить с ними западный мир. Третья группа была представлена протестантами. Большинство из них были иностранцы, связавшие свою судьбу с Россией. Они содействовали установлению связи Движения с различными экуменическими организациями, которые оказали ему материальную помощь в первоначальной стадии его развития. Они познакомили членов Движения с различными западными методами студенческой работы и значительно расширили их горизонты... Главным вкладом Движения в сокровищницу русской культуры был сам факт его возникновения. В годы, когда над Россией царило кровавое знамя большевизма с его лозунгами беспощадной борьбы с христианским благовеетием, когда тысячи оголтелых агитаторов вопили на митингах, что Бога выдумали попы, что Христос был жалким обманщиком и что только безграмотные бабы могли оставаться в церкви, в эти страшные годы одержимости и массового отступничества группа высокообразованных русских профессоров и студентов, включавшая специалистов по всем отраслям знания, не только встала на защиту христианства, но и всецело отождествила себя с Православной Церковью, со всем тем, чему учила она русских людей в течение их тысячелетней истории. Члены Движения нашли истину, и она освободила их от страха и неуверенности. Они готовы дать ответ о том, во что они веруют, и атеистам, и людям других религий. В их лице в первый раз голос Православия зазвучал на Западе во всей своей силе и сразу привлек к себе внимание представителей других вероисповеданий. Строгий запрет на литературу, издающуюся Движением, наложенный советскими бюрократами, показывает, насколько она кажется опасной в их глазах и как бессильны атеисты опровергнуть доводы христианских апологетов. Другим достижением Движения было создание жизненной организации. Его члены не только исповедывали свою веру, но они также сумели соединиться для ее распространения среди разнообразных кругов русского рассеяния. Оно включает в свои ряды лиц разных политических убеждений и разного уровня образования. Принадлежность к Церкви сделала возможным их дружное сотрудничество. До второй мировой войны Движение проникло в Прибалтийские республики и в Прикарпатскую Русь, где нашло отзвук среди рабочей и крестьянской молодежи. Оно явило пример широкого объединения русских людей под покровом Православия. С самого начала оно было независимо. Оставаясь глубоко церковным, оно не было подчинено иерархии. Наконец, Движение нашло способы успешной миссионерской работы среди молодежи. Его открытием были литургические съезды и юношеские лагеря и колонии. Съезды Движения сочетали богословские лекции и семинары, свободное обсуждение любых вопросов с гонениями монастырского характера, с ежедневными богослужениями, оканчивающимися исповедью и причастием. Эти съезды, с их общей трапезой, с атмосферой равенства и близости, с их оживленными беседами, были совершенно новым явлением для русской церковной жизни. Их участники образовывали дружную семью, яркую и неповторимую. Великаны духа и мысли – О. С. Булгаков, А. В. Карташов, Н. А. Бердяев со всей плеядой духовенства и профессоров сливались с молодежью всех возрастов, поражая ее своими взлетами и одновременно питаясь ее всецелой отданностью Церкви и горячностью веры. Как в первые годы Движения, так и теперь на съездах мы учимся жить и мыслить в Церкви. Мы уезжаем с них обогащенными новым опытом "оцерковления всей жизни", слово "соборность" приобретает для нас конкретный смысл. Съезды, подобные движенческим, несомненно смогут стать самым действенным способом обращения в христианство людей, воспитанных в безбожии и материализме. Подводя итоги всему сказанному, можно охарактеризовать Движение двумя словами – героизм и пророчество. Его члены подняли хоругвь православной культуры в самый страшный и соблазнительный период русской истории. Они, не щадя своих сил, самоотверженно отдавали себя на служение Церкви, уповая на конечную победу истины над ложью и клеветой. Они остаются непоколебимыми в своей вере, что Православие не исчезнет и что его свет воссияет над русской землей...
Движение, как и вся наша эпоха, парадоксально. Его корни уходят в отеческое предание, но оно само устремлено в будущее. Оно не мечтает вернуться в прошлое, но его члены убеждены, что без любви и понимания того, чем жили ушедшие поколения, без сознания преемства ни отдельный человек, ни общество не могут подлинно творить. Оно знает, что все лучшее, что создал русский народ, родилось под сенью Православия, и только на этой веками освященной основе он сможет строить свое единство. Этой верой вдохновлялись и продолжают вдохновляться члены Движения, и они хотят делиться еще со своими братьями и сестрами на родине. Впервые опубликовано в Вестнике Русского Студенческого Христианского Движения № 111, 1974 г.
В России публикуется впервые. Биографическая справка: Зёрнов Николай Михайлович (1898 - 1980)
Знаменитый русский публицист и просветитель. С 1921г. в эмиграции. Один из инициаторов создания Русского Студенческого Христианского Движения за рубежом. Долгое время выступал с лекциями в Парижском Свято-Сергиевском православном богословском институте. В конце двадцатых продолжил богословскую работу в Оксфорде, став со временем доктором философии (1932 г.) и доктором богословия (1966 г.) Оксфордского университета, а также профессором богословия нескольких университетов в США.
Зёрнова Милица Владимировна (урождённая Лаврова) (1899 - 1994) Публицист и общественный деятель. Супруга Н.М.Зернова. С 1921г. в эмиграции. Занималась иконописью и богословием, принимала активное участие в организации Русского Студенческого Христианского Движения за рубежом.
По материалам сайта "Русского исторического общества"
|
|||||||||||||||||||||||
© 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com |