Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / История России / Русская эмиграция / ГОЛОС С ЧУЖБИНЫ / Кто правит в России? (1930). Иван Александрович Ильин.

 
Рекомендуем
Новости сайта:
Дата в истории
Новые материалы

 
 
 
 
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых  принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени», проходившей с 30 сентября по 2 октября 2020 года
 
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
 
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
 

 
 
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я. Смотрите новый фильм
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я. Смотрите новый фильм
СВЯТАЯ ЗЕМЛЯ И БИБЛИЯ. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии. См. новый фильм
СВЯТАЯ ЗЕМЛЯ И БИБЛИЯ - Часть 2-я. Переводы Библии и археология. См. новый фильм
СВЯТАЯ ЗЕМЛЯ И БИБЛИЯ  - Часть 1-я Предисловие. Новый проект православного паломнического центра Россия в красках в Иерусалиме. См. новый фильм
 
 
 
Оксана Бабенко (Россия). К вопросу о биографии М.И. Глинки
 
 
 
Главный редактор портала «Россия в красках» в Иерусалиме представил в начале 2019 года новый проект о Святой Земле на своем канале в YouTube «Путешествия с Павлом Платоновым»
 
 
 
 
Владимир Кружков (Россия). Австрийский император Франц Иосиф и Россия: от Николая I до Николая II . 100-летию окончания Первой мировой войны посвящается
 
 
 
 
 
 
Никита Кривошеин (Франция). Неперемолотые эмигранты
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь
 

Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»

 
 
Павел Густерин (Россия). Россиянка в Ширазе: 190 лет спустя…
 
 
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
 
Протоиерей Андрей Кордочкин (Испания). Увековечить память русских моряков на испанской Менорке
Павел Густерин (Россия). Дело генерала Слащева
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Павел Густерин (Россия). О поручике Ржевском замолвите слово
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия).  От Петербургской империи — к Московскому каганату"
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Приплетать волю Божию к убийству человека – кощунство! 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Алла Новикова-Строганова. (Россия).  Отцовский завет Ф.М. Достоевского. (В год 195-летия великого русского православного писателя)
Ксения Кривошеина (Франция).  Шум ленинградского прошлого
Олег Озеров (Россия). Гибель «Красного паши»
Павел Густерин (Россия). О заселении сербами Новороссии
Юрий Кищук (Россия). Невидимые люди
Павел Густерин (Россия). Политика Ивана III на Востоке
Новая рубрика! 
Электронный журнал "Россия в красках"
Вышел осенний номер № 56 журнала "Россия в красках"
Архив номеров 
Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикация из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг. 
Славьте Христа добрыми делами!

Рекомендуем:
Иерусалимское отделение Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО)
Россия и Христианский Восток: история, наука, культура





Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность

ИЗ ЖУРНАЛА «РУССКИЙ КОЛОКОЛ»:
КТО ПРАВИТ В РОССИИ? (1930)
(Опубликовано в Журнале «Русскiй Мiръ» №1 за 2000г.) 

     В России правят коммунисты. Что это за люди? Каков их умственный и нравственный уровень? Понимают ли они, что они творят? Имеется ли у них хотя бы элементарное чувство ответственности? И если нет, то чего же можно ждать от них? Будет справедливее всего, если мы предоставим самим коммунистам ответить на эти вопросы, не упуская, конечно, из вида, что те нравственные и умственные мерила, которые они прилагают к себе и к своим сторонникам, очень невысоки и соответствуют природе их души и их дела. Это есть суд своих над своими. Действительность может быть только хуже отзывов.

     Вот отзывы Ленина за последние годы его вменяемости ( 1921 -1923). Коммунисты захватили власть в России, совершенно не подготовленные ни к государственному управлению, ни к ведению хозяйства. Это были подпольные "интеллигенты", "старые нелегальщики", "коммунистические литераторы" и "профессиональные журналисты" (Ленин. Собр. соч. Т. 18, ч. 1, с. 56,82), привыкшие разговаривать, писать партийные статьи и сидеть по тюрьмам. "Нас в тюрьмах торговать не учили! А воевать нас в тюрьмах учили? А государством управлять в тюрьмах учили? А примирять различные наркоматы и согласовать их деятельность?.. Нигде нас этому не учили" (т. 18, ч. 1, с. 4). Отсюда всеобщее, повальное неумение вести дела. "Ответственные коммунисты в 99 случаях из 100 не на то приставлены, к чему они сейчас пригодны, не умеют вести свое дело и должны сейчас учиться" (т. 18, ч. 2, с. 53). Необходимо "воспитание нас самих" к "изучению практического опыта", к "деловой проверке" и "деловитому исправлению" (т.18,ч. 1,с. 56). "Буржуазные деятели знают дело лучше, чем наши лучшие коммунисты, имеющие всю власть, все возможности и ни одного шага не умеющие делать со своими правами и со своей властью" (т. 18, ч. 2, с. 40). Именно поэтому буржуазные спецы могут дурачить коммунистов: "если сколько-нибудь опытный саботажник встанет около того или иного коммуниста или у обоих по очереди и поддержит их, - тогда конец. Дело погибло навсегда" (т. 18, ч. 2, с. 45). Поэтому "построить коммунистическое общество руками коммунистов - это ребячья, совершенно ребячья идея"; "управлять хозяйством мы сможем тогда, если коммунисты сумеют построить это хозяйство чужими руками, а сами будут учиться у этой буржуазии и направлять ее по тому пути, по которому хотят" (там же, с. 41 ). Способность коммунистов пугать, мучить, развращать и убивать людей общеизвестна; но управлять и хозяйствовать они не умеют. "Что такое наши заседания и комиссии? Это очень часто игра" (там же, с. 15); "у нас направо и налево махают приказами и декретами и выходит совсем не то, чего хотят" (там же, с. 40); надо "поменьше играть в администрирование" (т. 18, ч. 1, с. 87) и "научиться бороться с волокитой" (ч. 2, с. 15), ибо "волокита и взятки" - это "такая болячка, которую никакими военными победами и никакими политическими преобразованиями нельзя вылечить" (т. 18, ч. 1, с.383). Так же обстоит дело и в ведении хозяйства: "мы доказали с полною ясностью, что хозяйничать мы не умеем"; "ответственные и лучшие коммунисты-хуже рядового капиталистического приказчика" (ч. 2, ce. 28-29); "у всех работников партии профсоюзов достаточного производственного воспитания нет" (там же, с. 56); "на хозяйственной работе нужно... известное скопидомство; а вот скопидомничать-то мы еще не научились" (там же, с. 94); коммунисты "не заботятся о том, чтобы сберечь копейку, которая им дана... а составляют планы на миллиарды и даже триллионы советские" (ч. 2, с. 16); "у нас живую работу заменяют интеллигентским и бюрократическим прожектерством" (ч. 1, с. 86); "до какой степени мы (в торговле) дьявольски неповоротливы, мешковаты!" (ч. 2, с. 36); "а купцы над коммунистами смеются - раньше были главноуговариваюшие, а теперь главноразговаривающие" (там же, с. 37).

     В основе всего этого, по мнению Ленина, лежит личная непорядочность и массовая некультурность коммунистов. "Чтобы вылезти из отчаянной нужды и нищеты, для этого надо быть обдуманным, культурным, порядочным", а этого коммунисты "не умеют" (ч. 2, с. 45). "В чем наша сила и чего нам не хватает?.. Не хватает культурности тому слою коммунистов, который управляет" (там же, с. 39,44,17); "если взять Москву - 4700 ответственных коммунистов - не оказались ли (они) подчиненными чужой культуре, как побежденный свою культуру навязывает завоевателю?". Правда, "культура у побежденных мизерная, ничтожная, но все же она больше, чем у нас, как она ни жалка, ни мизерна, но она больше, чем у наших ответственных работников-коммунистов" (ч. 2, ce. 39-40). "Образование в нашей стране минимальное", - восклицает Ленин (ч. 2, с. 90), - "нам необходимо прежде всего учиться читать, писать и понимать прочитанное" (там же, с. 93). "Мы люди вроде того, как бы полудикие" (ч. 1, с. 382). И затем, приведя, тоном неслыханного открытия, общеизвестную статистику низкой грамотности в России, Ленин заключает: "А мы болтали о пролетарской культуре"... (там же, с. 105).
При этом низком умственном и нравственном уровне коммунисты отличаются крайне повышенным самочувствием: Ленин не раз отмечает "невежественное самомнение" коммунистических "сановников", "интеллигентское самомнение коммунистических литераторов", их пристрастие к "мишуре, торжественному коммунистическому облачению", их "коммунистическое чванство" (т. 18, ч. 1, с. 82,384; ч. 2, с. 37). При всем том Ленин подчеркивает, что хотя среди коммунистов и имеется множество "мазуриков, обюрократившихся, нечестных, нетвердых", таких, "которые внушают отвращение человеку, в поте лица снискивающему себе хлеб" (ч. 1, ce. 360-361), и хотя число таковых измеряется сотнями тысяч (ч. 1, с. 383), все же в общем, это "лучшие представители пролетариата теперь управляют Россией" (там же, с. 356); таким образом, все, что приведено выше, характеризует именно лучших.
 
     Понятно, что основная затея коммунистов: передать всю политическую, хозяйственную, культурную и общественную жизнь страны в ведение диктаторски настроенных чиновников - затея противоестественная и нелепая сама по себе - получает особенно нелепый и гибельный характер вследствие такого качества партийно-человеческого материала. В своих трех предсмертных речах Дзержинский особенно ярко охарактеризовал вырастающий из всего этого бюрократизм, бесхозяйственность и мертвящую механичность коммунистического управления.

     Протоколы коммунистических съездов, газеты и журналы, мемуары и письма самих коммунистов всецело подтверждают оценку, данную Лениным и Дзержинским.

    Коммунисты необразованны, малограмотны, некультурны. "Общий теоретический уровень этой основной массы членов нашей партии чрезвычайно низок" (Зеленский. Стенограмма XI съезда Ком. Партии. С. 361,397; Рязанов, XIV, 691""); таков же "уровень политической подготовки" (Резолюция XI съезда. С. 525). "Товарищи не знают азбуки коммунизма" (Зиновьев, XI, 363); но это еще полбеды: среди них множество просто безграмотных, что Троцкий приравнивает к "духовной вшивости" (XI, 262). Количество политически неграмотных коммунистов исчисляется в 50-70% всего партийного состава (Ногин, XII, 69; Сталин, XIII, 125,132; Гнутенко, XIII, 194); у комсомольцев - до 67% (Бухарин, XIII, 549). Количество совсем безграмотных достигает в деревенском комсомоле 80-90% (Бухарин, XTV, 823; ср.: Зиновьев, XI, 448); однако и грамотный комсомол не учится и "поголовно совершенно ничего не читает" (Бухарин. XIII, 549).

     Плохо обстоит дело и на верхах партии. На партийных съездах, где присутствует обычно весь партийный верх ( 1000-1500 человек), преобладает масса с низшим образованием: напр., на XIII съезде было 66,8% делегатов с низшим образованием; 17,9% - со средним; 6,5% - с высшим (Каганович, XIII, 558). При этом делегаты, конечно, были склонны преувеличивать, а не преуменьшать свой стаж. Отсюда понятны эти вечные жалобы на "катастрофический недостаток квалифицированных сил" (Резолюция ХШ, 715; ср. : Курский, XTV, 92 и др.); ибо "для того, чтобы руководить той или другой губернией, величиной почти в целую европейскую страну, тут нужны крупные силы, крупные руководители" (Зиновьев, XTV, 461 ), а где их взять, когда даже в рабочем профессиональном движении коммунистические организаторы "смыслят меньше, чем некоторое животное в тех апельсинах, которых так мало в советской России" (Рязанов, XI, 234). Поистине, "нужна высокая квалификация для того, чтобы руководить миллионами" (Бухарин, XTV, 821 ), а у коммунистов, с самого начала лишенных "культурных и технических сил" (Орджоникидзе, XV, 396), уровень все падает и падает, ибо старшее поколение, чему-то с грехом пополам учившееся в дореволюционной России, сходит со сцены, а комсомольская "смена" растет невежественная и карьеристически настроенная: "скорее получить место", "быть забронированной", получить "целый ряд добавочных развлечений" - вот их желания (Бухарин, XIII, 549). И Крупская-Ленина, несомненно, права, утверждая, что "от вступления в комсомол парень не делается всеведущим" (XIII, 486). Вот почему "укреплять теоретический уровень" в партии некому (Зеленский, XI, 398); вот почему "коммунисты, работающие в наших учреждениях", "никоим образом" "не могут пользоваться авторитетом среди рабочих", "они не могут быть руководителями и поднимать общекультурный уровень наших ячеек" (Зеленский, XI, 399); вот откуда эти безграмотные приказы, идущие из сталинского секретариата Центрального Комитета партии (Ногин, XI, 60); отсюда же и безграмотность в советской прессе (Яковлев, XI, 376). Таковы же и самые видные коммунисты, за исключением нескольких людей. "Невежественные вы люди!" - кричит Рязанов Томскому, не вынесши его развязно преподносимых грубых ошибок (XTV, 798). Вот правая рука Сталина, Орджоникидзе, не умеющий отличить гражданского права от уголовного (Крыленко XV, 546); вот председатель московского Совета Угланов едет революционизировать Германию, но читать по-немецки не умеет (Угланов, XV, 722)... Все эти вожди подписывают доклады спецов и хозяйственников не читая: "Мы не знаем, что делаем, а знают это другие и бумага в наших портфелях" (Дзержинский, речь 9 июля 1926 г., с. 34); "наши ответственные работники, в том числе и наркомы-слишком много подписывают чужого и очень мало вносят своего" (Рыжов, XV, 1044); они говорят на съездах по шпаргалкам, которые накануне выпрашивают у спецов, "чтобы несколько ориентироваться" (Кржижановский, ХШ, 417), и, руководя хозяйственными организациями, они "в большинстве случаев не имеют технического образования", чем и "вносят в дело полную безответственность" (Рыков, XV, 1043).

     Моральный уровень коммунистов значительно ниже умственного. Может ли быть иначе, если при партийных чистках и проверках за "чуждым", "хотя бы и честным" элементом "охотятся" "больше, чем за жуликом"? (Шкирятов, XI, 334). Это означает, что честных людей терпят в коммунистической партии лишь постольку, поскольку их душевный уровень позволяет им быть фанатическими коммунистами. В коммунисты соответственно идут или люди духовно и хозяйственно слепые, или же без совести. "Мы с вами, товарищи, ребята стрелянные" (Ларин, ХП,101;ср.:Х1У,508); "шкуры у нас дубленые" (Каменев, XIY, 245). Эти люди отличаются "неумением работать, чванством, грубостью, хамством, некультурностью" (Вардин, XI, 401 ); обычно это "командиры, диктаторы, стремящиеся создать себе карьеру, накопить политический капитал" (Сахат-Мурадов, XIV, 606); "мы вое себя чувствуем руководителями, обязательно руководителями, на мелкую работу!" (Афанасьев, XV, 442); они изо всех сил держатся за свои взятые с боя места (Беленький, ХП, 108); и когда перед XIV съездом Зиновьев имел неосторожность сказать, что "народная масса в наши дни мечтает о равенстве" (Угланов, XIV. 194), то коммунисты, прежде всего, испугались за свои оклады (Калинин, XIV, 319), квартиры и автомобили (Зиновьев, XTV, 443). "Хищения, злоупотребления и бесхозяйственность" этих людей в "госаппарате" Куйбышев не взялся описывать: "вышло бы слишком много" (ХШ, ЗОЗ): одни обогащают своих родственников (Куйбышев, ХШ, 305), другие поддерживают связи с шайками бандитов и налетчиков (Молотов, XV, 1084); бывают такие случаи, что в центральном органе, заведующем внешней торговлей, "вычищаются" за злоупотребления все коммунисты (Сталин,ХШ,121). Они проповедуют "насчет изъятия" церковных ценностей, а сами "напяливают на себя", и "цепочки" у них "блестят" (Кутузов, XI, 407). Словом, это люди, которые, по выражению, Иоффе (записка, написанная перед самоубийством), "на все способны" (Ярославский, XV, 356)...

     Вся эта оценка отчетливее всего выражена у Красина, их исконного сотрудника, кассира и посла. "Болтунами они были и болтунами остались, а когда дело шло не о том, чтобы произносить речи и громить статьями, а что-то создать, эти строгие вожди мирового пролетариата только и пригодились на то, чтобы совершенно без надобности, бессмысленно и жестоко проливать кровь (своих сограждан)" (письмо от 11 июля 1917 г.). "Так велико невежество на верхах, так плохо ведутся дела, что теряю всякую надежду" (письмо от 21 сентября 1922 г.). "Небольшая группа лошаков и идиотов уничтожила все, что я сделал, точно мальчик, смахнувший всю ткань паука (письмо от 8 октября 1922 года). "До октябрьской революции никто из них не был известен ни как выдающийся писатель, ни как экономист или ученый или что-либо другое в умственном и художественном мире" (письмо без числа). "Все переживаемые нами трудности проистекают из того факта, что компартия состоит на 10% из убежденных идеалистов, готовых умереть за ее идеалы, но не способных жить для них, и на 90% из подхалимов, вступивших в партию только с целью устроиться" (заявление в Центр. Комитет коммунистической партии).

     Справедливость требует прибавить, что если есть среди коммунистов "убежденные идеалисты", то убеждения их несут унижение и гибель всему человечеству, а "идеализм" их свиреп и аморален. Но бороться за мировую власть они умеют не только на словах.
Статья была опубликована в журнале "Наши задачи" в 1949 г.
 
 
 

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com