|
|||||||||||||||||||||||||||||||
Главная / История России / Веруюшие в оккупации / МИССИОНЕР ПРОТОИЕРЕЙ ИОАНН ЛЕГКИЙ. Псковская миссия в Гдовском крае. Прот. Михаил Женочин. |
|||||||||||||||||||||||||||||||
ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Авторский канал видео путешествий Павла и Ларисы Платоновых - Israel with Paul and Laura на английском языке
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Хранительница последнего очага Кима Филби
Павел Густерин (Россия). Особенности языковой подготовки на профильных факультетах российских вузов
Павел Густерин (Россия). Хронология российско-йеменских отношений
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Павел Платонов (Израиль, Иерусалим). К дню памяти протоиерея Василия Ермакова - 3 февраля 2021 года
Павел Густерин (Россия). Комментарии к «Записке Петра Великого о фортециях»
Юлия Бесстремянная (Россия). Православная музыка и живопись в современных изданиях: опыт Российской государственной библиотеки
Никита Кривошеин (Франция). «Дмитрий Сеземан и его двойной исход». К столетию русского Исхода. Беседа с Никитой Кривошеиным. Анна Кузнецова
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Судьба Радзивилловской (Кёнигсбергской) летописи
Павел Густерин (Россия). Был ли Александр Невский назван в честь Александра Македонского…
Павел Густерин (Россия). О генеалогическом единстве Русского мира на примере внуков Мстислава Удатного
Павел Густерин (Россия). Список мест, связанных с земной жизнью Иисуса Христа, с упоминанием произошедших событий
Павел Густерин (Россия). Обстоятельства совершения советскими войсками рейда по северным районам Афганистана в 1929
Юрий Кищук ( Россия). Время воздержания. И отчуждения?
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
Павел Густерин (Россия). Установление дипломатических отношений между Советской Россией и Афганистаном
Павел Густерин (Россия). Торговые отношения между СССР и арабскими странами в 1920–1930-х годах
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
Галина Бесстремянная (Россия). История православия в Японии и династия японских священнослужителей
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
Павел Густерин (Россия). Академик Мясников об Афанасии Никитине: пародия на науку
Оксана Бабенко (Россия). Надежда Васильевна Туманина - биограф великих русских композиторов
Александр Кан (Великобритания).
Спасение Романовых: иллюзия или упущенные возможности?Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
Айдын Гударзи-Наджафов (Узбекистан). Жизнь без мифов. Великий князь Николай Константинович 1850-1918
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель Ксения Кривошеина. (Франция). Памятники чекистским палачам до сих пор украшают страну"
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Жорж Нива (Франция). Четыре трети нашей жизни. «Сюрреалистический фильм» о русской эмиграции
Олег Гоков (Украина). Российская военная миссия 1877 года в Персию
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых"
Олег Гоков, Сергей Фалько (Украина). Военно-разведывательная миссия Н.Я. Шнеура и В.А. Бодиско по странам Европы, Северной Америки и Азии в 1880–1881 гг.
Оксана Бабенко (Россия). Тень православия в музыке: русское музыкальное общество и столичные консерватории во второй половине XIX века
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Светлана Баконина (Россия). Первый опыт духовного руководства русскими паломниками (из дневника священника, сопровождавшего богомольцев на Святую Землю в 1912 году)
Популярная рубрика
Протоиерей Георгий Митрофанов. "Трагедия России: «запретные» темы истории XX века в церковной проповеди и публицистике" Полемика, отзывы
Проекты ПНПО "Россия в красках": Публикации из архивов:
Русское Александровское подворье близ храма Воскресения. Путь к Александровскому подворью. Извлечение из издания ИППО 1901 г. Храм Воскресения Господня в Иерусалиме и окружающие его святыни
Палестина под властью христианских императоров. (326-636 г.г.) По Альфонсу Курэ. С.Петербург. 1894 год. X. Свв. Савва и Феодосий. XI. Св. Савва и император Анастасий. До 528 г.
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.
Мы на Fasebook
Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках" Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
|
Прот. Михаил Женочин
|
Епископ Иоанн (Лёгкий) родился 29 апреля / 12 мая 1907 года в г. Двинске Витебской губернии в благочестивой духовной семье: его отец Савва и старший брат Иаков были священниками. Окончив Двинскую русскую гимназию и Рижскую Духовную семинарию, Иоанн изучал богословские науки на православном отделении Богословского факультета Рижского университета.
Архиепископом Рижским Иоанном (Поммером), будущим священномучеником, 1/14 сентября 1931 г., в церковное новолетие, он был рукоположен во диакона, а 8/21 сентября, на Рождество Пресвятой Богородицы - во священника. В 1936 г. был назначен в Рижский Свято-Троице-Сергиевский женский монастырь и законоучителем местных школ. В 1936-1944 гг. был членом епархиального совета. В 1941-1944 гг. был членом Псковской Духовной Миссии. В 1944 году вошел в состав Русской Зарубежной Церкви, в которой прослужил ровно 50 лет. В 1946-1949 гг. был синодальным миссионером и наблюдателем за преподаванием Закона Божия в русских школах Германии.
В 1949 году отец Иоанн переехал в США. В 1949-1959 гг. служил священником при Вознесенском кафедральном соборе на Бронксе в Нью- Йорке. В 1959 по 1987гг. был настоятелем собора Архангела Михаила в г. Патерсон, штат Нью-Джерси. В 1949-1987 гг. был членом Епархиального совета. В 1961-1987 гг. (вплоть до своего ухода на покой) отец Иоанн занимал должность благочинного епархии. За свое столь продолжительное и ревностное служение Церкви отец Иоанн был заслуженно награжден всеми возможными для священника наградами. 1/14 января 1989 г. скончалась матушка Екатерина Яковлевна ( урожденная Перминова), после чего о. Иоанн принял а августе 1990 г. монашеский постриг, получив имя рукополагавшего его в священный сан священномученика Иоанна, архиепископа Рижского. 5/28 августа 1990 г. он был хиротонисан во епископа с назначением в Аргентину, где прослужил на этом высоком посту 4 года. Указом Архиерейского Синода владыке Иоанну было определено быть епископом Рокландским . В Чистый Пяток, 25 февраля/10 марта 1995г., мирно скончался. Похоронен на кладбище женского монастыря Ново-Дивеево.
Двинск (Даугавпилс). Собор св. Александра Невского. Разрушен в 1960-х гг. |
На рубеже Северо-Запада, в 270 километрах от С.-Петербурга, расположен один из самых малых и самых древних городов Руси - Гдов. Его таинственная, малоисследованная история хранит великое наследие Чудского побережья, тесно связанное с Невскими берегами... По преданию, Гдов, в просторечии Вдов - удел вдовствующей княгини Ольги. На этой поистине многострадальной земле почти никогда не прекращалась война. Помнит Гдовщина дружины св.Александра Невского и Иоанна Грозного, Петра Первого и героя Бородина графа П.П. Коновницына. Боевые стены Гдовской крепости окружают главную святыню - собор во имя иконы Державной Божией Матери. Это первый храм на Руси, построенный после 1917 года, на фундаменте храма XVI века, взорванного в 1944 году. Погибший храм был в честь покровителя воинов - вмч. Димитрия Солунского. Путник, нашедший дорогу в Гдовскую крепость, проникается видом глубокой таинственной древности и, увидев перед собой жемчужину псковского зодчества, не может поверить, что этот храм построен по древним аналогам совсем недавно. Чудо произошло в городе, где проживает всего 5 тысяч жителей, в большинстве своем «хромающих на обе ноги». Поистине, здесь творится великое в малом. До революции Гдов входил в состав Санкт-Петербургской епархии и духовно окормлялся викарными архиереями, среди которых были такие величайшие столпы Православия, как епископ Кирилл (Смирнов), род. 1863 г. Сотаинник св. прав. отца Иоанна Кронштадтского, кандидат на должность Патриаршего Местоблюстителя, принявший мученическую кончину с митрополитом Петоградским Иосифом (Петровых). 7/20. 1937 г. оба святителя были расстреляны в Чимкентской тюрьме. Ревностный епископ Гдовский Димитрий (Любимов), выпускник С.-Петербургской Духовной академии тоже был умучен безбожниками в ярославской тюрьме в 1935 году.
Гдов. Димитриевский собор. Фото 1900-х гг. |
Особенное заступничество у Престола Божия имеют гдовичи от священномученика митрополита Санкт-Петербургского и Гдовского Вениамина, в честь которого устроен в соборе южный придел. К началу Второй Мировой войны в Гдове из шести православных церквей города и более сорока в уезде действовала только одна - церковь cвятителя Афанасия Александрийского. Все остальные были закрыты, а священнослужители репрессированы. Территория псковского края была оккупирована германскими дивизиями уже в первые дни войны, и уже в августе 1941 года здесь стала действовать «Православная миссия в освобожденных областях России», известная в истории как Псковская Православная Миссия. Ее организатором был митрополит Литовский и Виленский Сергий (Воскресенский). Владыке Сергию удалось провести мудрую политику, заняв, с одной стороны, резкую антикоммунистическую позицию, импонирующую немцам, с другой, сохранить верность Московской Патриархии. Первые 15 священников-миссионеров во главе с протоиереем Кириллом Зайцем прибыли из Риги во Псков, который со всей огромной областью был, по воспоминаниям прот. Алексия Ионова, превращен в церковную пустыню. Первоочередной задачей было открытие уцелевших храмов, врачевание духовных ран и восстановление церковной жизни. В Гдовский район был направлен зам. начальника миссии священник Иоанн Лёгкий, ставший благочинным Гдовского округа. Дорога в 130 километров, разделяющая Гдов от Пскова, была пройдена на лошадях в течение двух недель. На всем пути останавливались возле церквей, которые все были закрыты или разрушены. Там, где церкви еще можно было восстанавливать, народ брался с горячим энтузиазмом. Отец Иоанн вспоминал : «Настроение у населения было такое высокое, что часто думалось, да были ли здесь гонения? И казалось, что сам воздух был насыщен религиозным подъемом. Молодежь быстро вернулась к вере. Обычно причащение после Богослужения продолжалось дольше, чем сама служба, - причащалось по 500-600 человек.
Благословенная грамота Митрополита Сергия миссионеру священнику Иоанну Легкому. Архив И. и Г. Легких. Публикуется впервые |
Гдовское духовенство (1942 ? г.) Архив автора. Публикуется впервые |
Служить приходилось с 6 утра и до 8 часов вечера. Много крестили детей до 16-летнего возраста. Одновременно приводили по 25-30 и даже 100 детей. С августа по ноябрь 1941 года отец Иоанн лично крестил 3,5 тыс. человек. Девушки, певшие в хоре, приходили в другие приходы, не имевшие своих хоров, делая иногда пешком по 25-30 верст. То же усердие наблюдалось при уборке и ремонте церквей. Во время проповеди народ вздыхал и плакал, а в конце проповеди вслух благодарил проповедника. Указом Митрополита Сергия от 27 января 1942 года за № 144 член Православной миссии священник Иоанн Лёгкий назначается к служению в Гдовский Свято-Афанасьевский храм. Построенный в 1885 году на месте бывшего женского Свято-Иоанновского монастыря, этот большой, светлый, теплый пятикупольный храм был одним из самых любимых для гдовичей и единственным на Псковщине незакрытым во время господствующего атеизма. Там служили прот. Владимир Ирадионов из Петергофа и протодиакон Феодор Иванович Юдин. Зимой 1944 года он будет так же, как и крепостной собор, взорван при загадочных обстоятельствах...
Гдов. Молебен в одном из храмов Гдовского уезда. 1942–1943 гг. Архив автора. Публикуется впервые |
8 июля 1942 года о. Иоанн назначается благочинным гдовского округа. Удостоверение, подписанное прот. Кириллом Зайцем, вверяет в его ведение православные приходы Серёдкинского, Полновского, Гдовского, Сланцевского и Осьминского районов. Таким образом, апостольское служение 35-летнего пастыря охватывает более 40 церквей и десятки тысяч горожан и селян. Не жалея сил и здоровья, постоянно подвергая свою жизнь смертельной опасности, нужно было сотни верст пройти, проехать на лошадях от прихода к приходу, чтобы совершить богослужение, духовно наставить, укрепить, поддержать, благовествовать Слово Божие. В разъездах по пустынной и лесной местности в дождь и снег можно было легко погибнуть и от житейских трудностей военного времени, и от рук оккупантов, оказывавших лишь внешнее, временное покровительство, и от так называемых «наших» партизан, многие из которых с радостью всадили бы пулю в человека с крестом. Тревожилось сердце пастыря и за оставленную в Риге семью, благочестивую матушку Екатерину и двух малолетних дочерей Ираиду и Галину, молившихся за своего батюшку, идущего с проповедью по дорогам войны. Ради Господа и людей нужно было резко изменить жизнь, оставить относительно благополучное служение в Риге и терпеливо нести бремя истерзанных гдовских приходов. Спустя 50 лет дочь отца Иоанна Ираида Лёгкая в благополучной Америке напишет стихотворение, навеянное рассказами отца:
Белые церкви Севера
Тонут в сырой земле,
Белые церкви Севера
Стонут под гнетом лет.
Святые светлые камни
Вопиют к небесам
О поруганных православящих,
О поруганных телесах,
О живыми в землю закопанных,
О прибитых живыми к кресту,
О расстрелянных, об утопленных,
О святых, которых не чтут...
О народе, морившем в крысятниках
Своих пастырей и отцов,
Почитавшим вместо Распятия
Палачей, лжецов, подлецов.
Белые церкви Севера
Вопиют к небесам
Об ославленных,
Уничтоженных,
Несломившихся под ношею
Имена их Ты знаешь Сам.
Вознесение 23/10 мая 1996 года.
Гдов. Богомольцы у руин Афанасьевской церкви. Взорвана 8 февраля 1944 г. Архив автора. Публикуется впервые |
Гдов. Димитриевский собор. Взорван 8 февраля 1944 г. Архив автора. Публикуется впервые |
В 1997 году младшая дочь Владыки Иоанна, Галина, проживающая в США, в буквальном смысле по стопам отца, из Пскова приехала в Гдов. В воскресенье вечером, когда я в соборе проводил занятия с гдовскими ребятишками, она набожно переступила порог нашего возрожденного храма. Проникновенно чутко оценила и нашу работу, и нашу заботу. Гуляя по крепости, я рассказывал ей, как чудом построен наш собор, взорванный со всем комплексом знаний, где находился прежде дом причта. Удивительно, что рядом с храмом в крепостных стенах все свое детство и юность провела матушка о. Иоанна Кронштадтского Елизавета, так как ее отец, протоиерей Константин Несвицкий, был настоятелем гдовского собора в период с 1832 по 1845 годы. Так удивительно переплетались судьбы людей и времен. Галина Ивановна, наследовавшая доброту своего отца, стала продолжательницей и его миссии, помогая нам всеми своими силами и возможностями. Уже сегодня в крепости рядом с собором еще без тепла и окон, но уже под крышей стоит трехэтажное здание, приготовленное служить духовному просвещению и трудолюбию детей древнего Гдова. Ираида и Галина Лёгкие подарили Гдовскому собору евхаристические сосуды, требные Евангелия, покровцы и другие вещи, хранящие тепло владыкиных рук. Главным богатством Владыки Иоанна были духовные книги. Он, урезая себя в самом необходимом, собирал их всю свою жизнь. Дети вспоминали, как, проживая в изгнании, отец, получая иногда 10 долларов в месяц, умудрялся обязательно купить книгу. Когда наступила его мирная кончина, многие православные люди в Америке мечтали получить наследие о. Иоанна, но дочери решили иначе. Весь этот духовный клад - около тысячи томов весом в 1 тонну, был передан в дар Псковскому Духовному училищу, ибо из Пскова, как духовного центра, распространилась Псковская миссия до гдовского края. Семена, брошенные Владыкой Иоанном, дают всходы и поныне. Духовный сын Владыки Иоанна протоиерей Георгий Ларин рассказывает: «Познакомившись с владыкой, я понял, что вне Церкви его ничего не интересовало. Он был весь поглощен своим служением.
Гдов. Восстановленный собор Державной иконы Божией Матери и вмч. Димитрия Солунского. 1990-е гг. |
Владыка Иоанн обладал прекрасной памятью и обширными познаниями во всех церковных вопросах: богослужебных, святоотеческих и бытовых. Искренне любя людей, он глубоко переживал, когда в ответ на его заботы о них он встречал иногда непонимание и даже грубость. Батюшка был незаурядным проповедником. Никогда не забудется его доклад на одном из пастырских совещаний о покаянии, во время которого у большинства выступали слезы. Владыка будто предчувствовал наступающую свою кончину. 20 февраля/5 марта 1995 года в Прощенное Воскресенье он прибыл на вечерню в собор Архистратига Михаила в г. Патерсоне, в котором нес крест послушания настоятеля прихода 28 лет, попросил у всех прощения и призвал к взаимной любви. На следующий день владыка служил в своем храме Покрова Пресвятой Богородицы в Наяке. Выходя из церкви, многие обратили внимание на то, как он необыкновенно низко всем кланялся, как бы прощаясь со всеми. В Чистый Пяток, 25 февраля/10 марта, Владыка мирно почил о Господе.
Гдов. Строящееся здание церковно-приходского дома и школы в крепости, сооруженное на пожертвования дочерей о. Иоанна Легкого Галины и Ираиды Легких. 2001 г. |
Перед моим взором молниеносно проходит сонм святителей Божиих, которых я знал. Их свыше 70-ти. Из этого числа более 50-ти мне довелось сослужить, исполнять их поручения, слышать их наставления и просить их указаний и советов.
Невозможно сейчас перечислить их всех поименно, но на воспоминании некоторых из них побуждает сердце мое остановиться.
Возведшим меня на священническое служение был умученный приснопамятный Архиепископ Рижский и Латвийский Иоанн, ставший священномучеником. Его назначил в 1921 году на Рижскую кафедру Святейший Патриарх-Исповедник Тихон, сказавший ему: «Ты - муж борьбы» и давший ему автономное право управлять Латвийской церковью, поскольку она находилась в самостоятельном государстве.
Приснопамятный Владыка Иоанн рукоположил меня во иepeя 1/14 ceнтября 1931 года с назначением в Коплавский приход б. Курляндской гyб. В 1934 году тот же Владыка назначил меня вторым священником в Двинский Александро-Невский собор, где я в отроческие и юношеские годы был прислужником и чтецом и в трудные времена помогал священникам при отправлении служб и треб. Памятен мне этот собор тем, что в былые времена настоятелем его был протоиерей о. Петр Беллавин, родственник Св.Патриарха Тихона. Грустно памятен он мне и тем, что известный законоучитель Двинской женской гимназии, второй священник этого собора протоиерей о. Феодор Румянцев в 1919 году был расстрелян. Я видел его лежащим в гробу. Вспоминается мне и убиенный в1918 году протоиерей о. Петр Цитович, на отпевании которого я был. С грустью я вспоминаю этот собор сейчас потому, что его уже нет. Лет 25 тому назад он снесен с лица земли. То же сделала безбожная власть и с Двинской Успенской церковью. В обоих этих храмах я неоднократно служил.
Преемник Владыки Иоанна митрополит Августин, мой законоучитель, назначил меня в 1936 году на должность священника Рижского женского Св. Троице-Сергиевского монастыря.
Вспоминается полный энергии, несколько своенравный, одаренный митрополит Литовский, экзарх Латвии и Эстонии Сергий, которого в Москве называли малым Сергием, в отличие от заместителя местоблюстителя Патриаршего Престола Митрополита Сергия, которого в свою очередь называли старым Сергием.
Благодарственная грамота прот. Иоанну Легкому от прихода гдовской Афанасиевской церкви. 1942 г. Архив семьи Легких. Публикуется впервые |
Экзарх митрополит Сергий в 1941 году основал Псковскую Духовную миссию, членом которой был и я. Накануне Преображения Господня мы прибыли в знаменитый Псков и сразу же направились в кафедральный собор. Собор был переполнен. Богомольцы подходили к целованию иконы и елеопомазанию. В самый праздник мне было предложено проповедовать. Скоро я был направлен в Гдов. От Пскова до Гдова и Гатчины я посетил до 50-ти приходов. Через год меня назначили помощником начальника Миссии, и моим местопребыванием стал знаменитый Псков.
Вспоминается, как посетил Псков экзарх Ceprий. В конце одной из трапез экзарх вводит меня в архиерейские покои и неожиданно спрашивает меня: «Вы знаете, кто был Митрополит Антоний?», имея в виду Блаженнейшего Митрополита Антония, основателя нашей Зарубежной Церкви, и тут же отвечает: «Это отец Церкви... Я помню, - продолжал он, - как на заседаниях Поместного Собора Митрополит Антоний восклицал: «Нам нужен Патриарх!».
Это мне было очень радостно слышать, потому что я былъ почитателем Владыки Антония и сторонником Русской Зарубежной Церкви.
Архангело-Михайловский собор в Патерсоне, где служил протоиерей Иоанн Легкий |
В 1943 г. меня возводят в сан протоиерея и назначают ключарем Рижского кафедрального собора.
В 1944 г., весной, Экзарх направляется из Вильно в Ригу для возглавления торжеств престольного праздника придела собора (свв. жен-мироносиц). Около Ковно настигает митрополита военная машина и убивает его и его спутников.
В этом же году меня увозят из Риги и пароходом направляют в Германию. В начале 1945 г. я посещаю Владыку Митрополита Анастасия и скоро вхожу в состав Русской Зарубежной Церкви, Синод которой в 1946 г. назначает меня синодальным миссионером и по представлению Владыки-Митрополита Анастасия в 1948 г. награждает меня крестом с украшениями.
Пребывание в Псковской Духовной миссии и в ограде Зарубежной Церкви - две важнейшие вехи в моем священническом служении. На просторах многострадальной Родины приходилось служить в переполненных храмах, часто проповедовать, проводить беседы, много крестить, совершать множество треб, приходить в храм рано утром и выходить поздно вечером, а порой и около полуночи. Много раз приходилось быть свидетелем слез, рыданий и страданий многострадального, но верного Богу русского народа. Нередко случалось задавать самому ceбе вопрос: «Я ли учу, или многострадальные люди pyccкиe своей пламенной молитвой и благочестием наставляют меня?». Думается, что я учусь здесь.
Гдов. Иконостас Димитриевского собора. Фото 1900-х гг. |
Когда Господь направил стопы мои к Зарубежной Церкви, и я стал жить ее дыханием и ее жизнью, я стал чувствовать, что две части Русской Церкви сливаются воедино. Массы беженцев вливаются в Зарубежную Церковь, и расселяясь по всему миру, умеют узнавать Зарубежную Церковь, где находят пристанище и покой. Огромное влияние оказала на меня Зарубежная Церковь и ее вожди. И теперь мы видим, что к ее омофору устремляется исстрадавшаяся подъяремная Русь.
Мне пришлось послужить Церкви Христовой в Германии пять лет и в Америке 41 год. Вот, вкратце сказать, мой пастырский путь.
Источник. Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 2002 г. выпуск 26-27.