|
||||||||||||||||||||||||
Главная / История России / Веруюшие в оккупации / ХРИСТОС - ЛОЗА, МЫ - ВЕТВИ. Прот. Кирилл Зайц. ДУХА НЕ УГАШАЙТЕ 1927. ВЕРОТЕРПИМОСТЬ |
||||||||||||||||||||||||
ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Авторский канал видео путешествий Павла и Ларисы Платоновых - Israel with Paul and Laura на английском языке
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Хранительница последнего очага Кима Филби
Павел Густерин (Россия). Особенности языковой подготовки на профильных факультетах российских вузов
Павел Густерин (Россия). Хронология российско-йеменских отношений
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Павел Платонов (Израиль, Иерусалим). К дню памяти протоиерея Василия Ермакова - 3 февраля 2021 года
Павел Густерин (Россия). Комментарии к «Записке Петра Великого о фортециях»
Юлия Бесстремянная (Россия). Православная музыка и живопись в современных изданиях: опыт Российской государственной библиотеки
Никита Кривошеин (Франция). «Дмитрий Сеземан и его двойной исход». К столетию русского Исхода. Беседа с Никитой Кривошеиным. Анна Кузнецова
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Судьба Радзивилловской (Кёнигсбергской) летописи
Павел Густерин (Россия). Был ли Александр Невский назван в честь Александра Македонского…
Павел Густерин (Россия). О генеалогическом единстве Русского мира на примере внуков Мстислава Удатного
Павел Густерин (Россия). Список мест, связанных с земной жизнью Иисуса Христа, с упоминанием произошедших событий
Павел Густерин (Россия). Обстоятельства совершения советскими войсками рейда по северным районам Афганистана в 1929
Юрий Кищук ( Россия). Время воздержания. И отчуждения?
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
Павел Густерин (Россия). Установление дипломатических отношений между Советской Россией и Афганистаном
Павел Густерин (Россия). Торговые отношения между СССР и арабскими странами в 1920–1930-х годах
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
Галина Бесстремянная (Россия). История православия в Японии и династия японских священнослужителей
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
Павел Густерин (Россия). Академик Мясников об Афанасии Никитине: пародия на науку
Оксана Бабенко (Россия). Надежда Васильевна Туманина - биограф великих русских композиторов
Александр Кан (Великобритания).
Спасение Романовых: иллюзия или упущенные возможности?Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
Айдын Гударзи-Наджафов (Узбекистан). Жизнь без мифов. Великий князь Николай Константинович 1850-1918
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель Ксения Кривошеина. (Франция). Памятники чекистским палачам до сих пор украшают страну"
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Жорж Нива (Франция). Четыре трети нашей жизни. «Сюрреалистический фильм» о русской эмиграции
Олег Гоков (Украина). Российская военная миссия 1877 года в Персию
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых"
Олег Гоков, Сергей Фалько (Украина). Военно-разведывательная миссия Н.Я. Шнеура и В.А. Бодиско по странам Европы, Северной Америки и Азии в 1880–1881 гг.
Оксана Бабенко (Россия). Тень православия в музыке: русское музыкальное общество и столичные консерватории во второй половине XIX века
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Светлана Баконина (Россия). Первый опыт духовного руководства русскими паломниками (из дневника священника, сопровождавшего богомольцев на Святую Землю в 1912 году)
Популярная рубрика
Протоиерей Георгий Митрофанов. "Трагедия России: «запретные» темы истории XX века в церковной проповеди и публицистике" Полемика, отзывы
Проекты ПНПО "Россия в красках": Публикации из архивов:
Русское Александровское подворье близ храма Воскресения. Путь к Александровскому подворью. Извлечение из издания ИППО 1901 г. Храм Воскресения Господня в Иерусалиме и окружающие его святыни
Палестина под властью христианских императоров. (326-636 г.г.) По Альфонсу Курэ. С.Петербург. 1894 год. X. Свв. Савва и Феодосий. XI. Св. Савва и император Анастасий. До 528 г.
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.
Мы на Fasebook
Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках" Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
|
Прот. Кирилл Зайц
ХРИСТОС - ЛОЗА, МЫ - ВЕТВИ
Как ветвь не может приносить плода сама Жизнь, в единственно верном значении этого слова, - в Иисусе Христе, и только в Нем. В прежние времена как-то не думалось об этом, теперь же, в переживаемое нами время, необходимо возможно чаще напоминать об этом и себе самому, и другим. Это обязанность каждого верующаго человека. Присмотритесь к тому, что творится кругом и прислушайтесь, о чем говорят! С одной стороны, очевидно, о «жизни» вовсе не заботятся. Потеряно понятие о том, какой она должна быть, к чему обязывает. Живут лишь кое-как, жизнью животных, живут настоящим днем, удовлетворяя свои физические потребности, не думая о будущем, о вечности, которая для каждого из нас наступит чрезвычайно скоро. С другой стороны, многие ищут «жизни», не удовлетворяются привычным провождением времени, ищут всюду и везде, но только не там, где она есть. Как бы намеренно не хотят они видеть Источника жизни; ища Его, удаляются от Него, и с каким-то отчаянием, ожесточением силятся оторвать от Него и тех, кто с младенчества своего были уже привиты к Нему. Прислушайтесь к вопросам, которые раздаются и как бы стоном стоят над обычною житейскою сутолокою. Куда идти? Что делать? Во что веровать? Где мир душевный? Где покой? Что делать с гнетущею меня тоскою, как прогнать ее? И беспрерывно отовсюду слышатся эти вопросы. И кто же эти вопрошающие, кто эти тоскующие? Ведь это в большинстве те, кто раньше в изобилии черпали жизненные соки из Источника вечной жизни; это те, кто когда-то жили со Христом и во Христе, кто от Него получал силы и жизнеспособность, как получают ветви жизненные соки от своего дерева. Опомнитесь вопрошающие, опомнитесь ищущие: Господь - Лоза, мы - ветви! Господь - жизнь и Источник жизни, а мы - в Нем, мы в жизни! Какой чудный союз Бога с человеком для оживления человека! Чудное общение Божества с человечеством во Христе, в христианстве, в Церкви Христовой!.. Человечество ведь давно тосковало, давно порывалось таинственно к Бесконечному, Вечному, к Богу Живому, к Единому Неумирающему, к Свету Невечернему, к Свету Незаходимому!.. И когда этот Бесконечный явился, когда этот Свет воссиял, вы вновь затосковали, вновь бросаете в пространство душу раздирающие вопросы?! Ведь на ваши вопросы ответ дан давно, притом ответ, не допускающий никаких недоразумений, ответ вполне удовлетворяющий колеблемый сомнениями ум и мятущуюся душу человеческую. Миллионы подобных вам в Церкви нашли мир душевный среди смятений, покой среди бурь житейских, утешение и радость среди скорбей и страданий… Сюда спешите и вы! Стремитесь ко Христу! Нигде, помимо Христа, не найдете покоя, не найдете разрешения недоуменных вопросов, не утолите мучительной жажды своей. Нет жизни без Христа, нет жизни в тех, кто от Него отошел, как нет жизни в оторванном от дерева листе, в оторванной ветке... Перед нами зеленеющее дерево. Каждая веточка, каждый листок живет, развивается... Сорвался листок, сорвалась ветка, обломилась, отделилась от дерева, и пусть в первое мгновение они еще сохраняют свою свежесть, пусть еще зеленеют и, по-видимому, живут, но... мы уже знаем их судьбу, их жребий нам известен: они увянут, засохнут, истлеют, и ничто уже их не спасет, не оживит. Перед нами, как зеленеющее дерево, - Христос Господь (Я есть Лоза); перед нами Его, Им же основанная Церковь, спасающая, оживляющая. Отошел кто-либо от Него, оторвался от Церкви, по маловерию ли, по ожесточенности, малодушию, легковерию,.. и их судьбу мы уже знаем, их жребий нам уже известен: без благодати, без жизненных соков, без связи со стволом и корнями, они увянут, засохнут, погибнут для здешней духовно-благодатной жизни, а также и для загробной блаженно-вечной жизни!.. К вам обращение мое, Вы - ищущие, мятущиеся, сомневающиеся, тоскующие! Вникните в слова Господа Иисуса Христа, остановитесь на них с серьезным вниманием, неужели не перевернут они вашего миросозерцания, и неужели не дадут другого направления вашим скорбным мыслям, бесцельным исканиям? «Я семь Лоза», - сильно и убедительно раздаются слова Господни, - «Лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня - не можете делать ничего!» Держитесь за эту «Лозу», держитесь за Христа! И все засияет в тебе; весь проникнешься ты сознанием, что живешь, наконец, настоящей жизнью, тою жизнью, которая одна дает уверенность в достижении блаженной вечности! И удивишься ты, как могут люди с тревогою вопрошать о смысле жизни, непонятно будет для тебя и значение столь обычных в наши дни слов «тоска», «отчаяние»! В Иисусе Христе радость, мир, покой; в Нем - жизнь, и в Нем одном лишь она, ибо он один о Себе мог изречь на все времена мощное слово Свое: «Я - путь, Я - истина, Я - жизнь!» 1923 ДУХА НЕ УГАШАЙТЕНесомненно каждый из нас уверен, что он обладает истинным сокровищем веры. Эта уверенность заставляет дорожить этим сокровищам, беречь его от повреждения и расхищения. Свою веру, веру Православную, мы выставляем, как единую истинную, прямым путем ведущую человека ко спасению. Мы дорожим ею, любим ее, ревнуем по ней. Когда мы встречаем противника нашей веры, иначе мыслящего, иначе чувствующего, мы выслушиваем его спокойно, терпеливо - мы уважаем искренние убеждения другого, хотя бы эти убеждения, на наш взгляд, были далеки от истины; это основное правило нравственных отношений. Но мы требуем, чтобы и к нашей святыне, к нашим убеждениям относились с уважением. Но многие, к удивлению, из православных же, совершенно неправильно оценивают ревностное отношени к религиозным убеждениям, к мужественному отстаиванию истин св. Православия. Это, говорят, - фанатизм. Неужели горячее чувство обиды за родную, дорогую истину, когда эту истину попирают, не уважают, неужели это недостойное дело фанатизма? Несомненно нет. Это не фанатизм, а твердость убеждения, ревность по вере. Обратимся к Евангелию. Вот Тот, «Кто в Своей кротости льна курящегося не угасил и трости надломленной не переломил» (Мф. 12, 19-20), но какое острое обличительное слово Он изрек ученику Свому, когда это нужно было: «Отойди от Меня, сатана, ты Мне соблазн» (Мф. 10, 23)! Не обличал ли Он в праведном гневе Своем книжников и фарисеев, называя их «змеями и порождениями ехидны» (Мф. 23, 33)? Не брал ли Он в руки бича для двукратного изгнания из храма того, чему там не подобало быть (Мф. 21, 12)? Кто сказал: «огонь пришел Я низвесть на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся» (Лк. 12. 49)? А мы боимся сильной горячей защиты веры, боимся, чтобы кто-нибудь не сказал: они фанатики. И в то же время нас не беспокоит подчас преступное равнодушие к вере, несмотря на то, что равнодушие уже есть действительная измена Богу. Враги веры и Церкви Православной учитывают этот страх малодушных людей, и эти названия постоянно применяются к тем лицам, которые часто посещают святой храм и богослужения, которые дома выдерживают церковный уклад жизни, которые соблюдают посты, которых интересуют беседы о предметах религиозных, и ко всякому, кто так или иначе выражает свое усердие к вере и Церкви. Это, говорят, крайности в религии, а крайностей в религии почему-то боятся. Не крайности в религии должны внушать страх, а неправильности. Религия Православно-христианская несомненно дает нам действительное общение с нашим Спасителем и Господом, а если так, то может ли быть и разговор о «крайности» этого общения? Можно ли бояться усиления этого общения? Разве можно бояться, что в нас усилится совершеннейшее добро? Не видим ли мы полных выразителей этих «крайностей» в лице Самого Господа Христа, святых апостолов, святых мучеников, святых подвижников, всех праведных угодников Божиих? Равнодушное, легкомысленное отношение к вере - это есть то душевное настроение, которое на богословском языке называется «теплохладностью». Не высоко нравственное достоинство этого настроения. В слове Божием имеется строгое слово, относящееся к подобным людям - «Ангелу Лаодикийской церкви написал: так говорит Аминь свидетель верный и истинный, начало создания Божия: знаю твои дела: ты ни холоден, ни горяч; о если бы ты был холоден или горяч! Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Откр. 3, 14-16). Пора же отбросить эту теплохладость! Посмотрите - разные христианские общества стали простирать из заграницы свои руки к Православной Церкви, в ней одной усматривают сохранившуюся неповрежденно истину Христову. А сами дети Православной Церкви боятся показаться «горячими защитниками веры», боятся быть ревнителями Православия из-за ложного взгляда на ревность по вере. Теперь именно, в дни гонений на веру Христову мы должны стряхнуть с себя равнодушие и теплохладность. Ныне прямой долг каждого православного христианина все свои силы употребить на защиту св. Церкви, на охранение достоинства имени Христова! Апостол и к нам взывает: «Духа не угашайте!» 1927 ВЕРОТЕРПИМОСТЬЧто такое веротерпимость? В настоящее время чрезвычайно важно установить точное понятие о веротерпимости. Это слово слишком часто употребляется в рассуждениях об отношениях православных к другим вероисповеданиям. Веротерпимость отожествляется с понятием о безразличии в вере, с индиферентизмом. Часто слышим характерное выражение этого безразличия в словах: «Все веры хороши», «Бог-то у всех один, - не все равно ли как кто Ему молится», «В какой вере родился, в такой и умри», и пр. Это мы наблюдаем, именно, у детей истинной Православной Церкви, в то время как религиозные заблуждения, неверие и безбожие с особой силой, в нынешний век «пресловутых свобод», обрушивается на Св. Церковь Православную. Эти нападки на религию оправдываются в интеллигентной среде различными софизмами, различными хлесткими фразами, ссылками на «справедливость» и пр. Говорят: «Для блага народа никакой религии не нужно». «Все веры одинаково хороши, держаться одной веры в ущерб другим является деянием безнравственным». «Даже верования диких племен должны быть предоставлены естественному ходу их развития», «Все следует делать во имя культуры, во имя веротерпимости, во имя свободы совести, во имя свободы естественного развития народа на почве религиозного безразличия», и во всех этих и подобных рассуждениях заманчивым является слово «веротерпимость». Необходимо поэтому иметь ясное представление, ясное понятие о том, что подразумевать под словом «веротерпимость». Итак, что же такое веротерпимость? Покойный священномученик митрополит Владимир так говорит о веротерпимости: «Это не есть своего рода доброта: это ограничение ревности истинноверующих, один из видов христианского благоразумия. Веротерпимость, как показывает словопроизводство, есть терпение или допущение другой какой-либо религии рядом со своей. Следовательно, прежде надлежит узнать и полюбить свою веру и потом уже стремиться к распространению ее, как высшего блага, и между другими, - потом уже с кротостью и терпением относиться к тем, которые нашей веры не ценят и не принимают. Вот что означает понятие о веротерпимости с церковной точки зрения». Это опредление веротерпимости далеко от понятия многих современных общественных деятелей и интеллигентных людей, по рождению православных. У них понятие искалечено, спутано. «Зачем выставлять свою веру истинною? Зачем разжигать религиозные страсти? Предоставьте свободно верить каждому, кто как хочет, и будет все хорошо,..» Но такое понимание, по слову Апостола, есть «прикрытие зла». Слово «веротерпимость» красиво, завлекательно, но оно, неправильно понимаемое, не есть христианское. Кто убежден в спасительности христианства, те не могут ратовать за веротерпимость. Это равносильно отказу от борьбы со злом. Равнодушие ко всем вероисповеданиям возможно лишь тогда, когда не будешь любить своей Церкви. И, к сожалению, слова о веротерпимости во многих прикрывают лишь боязнь духа времени, боязнь прослыть фанатиками, людьми отсталыми и реакционерами в худом смысле слова. Не «веротерпимость» мы должны развивать в себе, а ревность о благе св. Церкви, иначе мы впадаем в страшный грех небрежения о пользе святой Церкви. Разве отражение пастырями своего стада от нападения хищных волков будет противно христианству? Проповедуя веротерпимость с современным понятием о ней, мы делаем беззащитными от нападения врагов тех, кто искренно любит свою веру. Ревность по вере, любовь ко святому Православию должна быть и в устах и в сердцах каждого православного христианина в эти дни гонений, а не «веротерпимость». Никого не должно смущать то, что ревнителей веры Православной будут называть отсталыми или фанатиками. Твердо держаться незыблемых истин Православного христианства - не есть отсталость: мы обязаны проповедывать вечные, вечно юные, а не старые идеалы; христианство и христианские идеалы не старятся. Нельзя закрывать глаза и на то, что те, кто больше всего ратуют за «веротерпимость», являются всегда самыми ярыми гонителями по отношению к тем, кто не согласен с их убеждениями. Об этом громко говорят события в России, где так недавно в одну из основ освободительного движения ставилась веротерпимость. Мы не можем, конечно, уничтожить различия в религиозных убеждениях. Относясь любовно к каждому человеку, ценя искренность убеждений в каждом, не допуская и мысли о фанатизме, мы высоко должны держать знамя своего Православия. Не туманное понятие о веротерпимости должно лечь в основу нашей деятельности как православных христиан, а ясное, убежденное исповедание своего Св. Православия, ревность по своей вере. «Ревность по доме Твоем снедает Меня» (Лк. 2,17), - эти пророческие слова св. Апостолы отнесли к Иисусу Христу, когда Он изгонял торгующих из храма. Ревность по правде, по Православию должна «снедать» каждого Православного христианина. Источник. Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 2002 г. выпуск 26-27. |
|||||||||||||||||||||||
© 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com |