|
||||||||||||||||||||||||
Главная / История России / Монархия и монархи / ПРАВЛЕНИЕ ПАВЛА I (1796-1801) / Семейный портрет на фоне Михайловского замка… Елена Кальницкая |
||||||||||||||||||||||||
ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Авторский канал видео путешествий Павла и Ларисы Платоновых - Israel with Paul and Laura на английском языке
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Хранительница последнего очага Кима Филби
Павел Густерин (Россия). Особенности языковой подготовки на профильных факультетах российских вузов
Павел Густерин (Россия). Хронология российско-йеменских отношений
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Павел Платонов (Израиль, Иерусалим). К дню памяти протоиерея Василия Ермакова - 3 февраля 2021 года
Павел Густерин (Россия). Комментарии к «Записке Петра Великого о фортециях»
Юлия Бесстремянная (Россия). Православная музыка и живопись в современных изданиях: опыт Российской государственной библиотеки
Никита Кривошеин (Франция). «Дмитрий Сеземан и его двойной исход». К столетию русского Исхода. Беседа с Никитой Кривошеиным. Анна Кузнецова
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Судьба Радзивилловской (Кёнигсбергской) летописи
Павел Густерин (Россия). Был ли Александр Невский назван в честь Александра Македонского…
Павел Густерин (Россия). О генеалогическом единстве Русского мира на примере внуков Мстислава Удатного
Павел Густерин (Россия). Список мест, связанных с земной жизнью Иисуса Христа, с упоминанием произошедших событий
Павел Густерин (Россия). Обстоятельства совершения советскими войсками рейда по северным районам Афганистана в 1929
Юрий Кищук ( Россия). Время воздержания. И отчуждения?
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
Павел Густерин (Россия). Установление дипломатических отношений между Советской Россией и Афганистаном
Павел Густерин (Россия). Торговые отношения между СССР и арабскими странами в 1920–1930-х годах
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
Галина Бесстремянная (Россия). История православия в Японии и династия японских священнослужителей
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
Павел Густерин (Россия). Академик Мясников об Афанасии Никитине: пародия на науку
Оксана Бабенко (Россия). Надежда Васильевна Туманина - биограф великих русских композиторов
Александр Кан (Великобритания).
Спасение Романовых: иллюзия или упущенные возможности?Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
Айдын Гударзи-Наджафов (Узбекистан). Жизнь без мифов. Великий князь Николай Константинович 1850-1918
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель Ксения Кривошеина. (Франция). Памятники чекистским палачам до сих пор украшают страну"
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Жорж Нива (Франция). Четыре трети нашей жизни. «Сюрреалистический фильм» о русской эмиграции
Олег Гоков (Украина). Российская военная миссия 1877 года в Персию
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых"
Олег Гоков, Сергей Фалько (Украина). Военно-разведывательная миссия Н.Я. Шнеура и В.А. Бодиско по странам Европы, Северной Америки и Азии в 1880–1881 гг.
Оксана Бабенко (Россия). Тень православия в музыке: русское музыкальное общество и столичные консерватории во второй половине XIX века
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Светлана Баконина (Россия). Первый опыт духовного руководства русскими паломниками (из дневника священника, сопровождавшего богомольцев на Святую Землю в 1912 году)
Популярная рубрика
Протоиерей Георгий Митрофанов. "Трагедия России: «запретные» темы истории XX века в церковной проповеди и публицистике" Полемика, отзывы
Проекты ПНПО "Россия в красках": Публикации из архивов:
Русское Александровское подворье близ храма Воскресения. Путь к Александровскому подворью. Извлечение из издания ИППО 1901 г. Храм Воскресения Господня в Иерусалиме и окружающие его святыни
Палестина под властью христианских императоров. (326-636 г.г.) По Альфонсу Курэ. С.Петербург. 1894 год. X. Свв. Савва и Феодосий. XI. Св. Савва и император Анастасий. До 528 г.
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.
Мы на Fasebook
Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках" Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
|
Семейный портрет на фоне Михайловского замка…
«Все счастливые семьи одинаковы.
Каждая несчастливая несчастлива по-своему».
Лев Толстой Личности российских монархов в летописи Истории сохранились в сложных и изменяющихся во времени образах. Их биографии кажутся известными в подробностях, но каждое новое прочтение дневников, переписки и мемуаров перерисовывать известные портреты на фоне времени. Жизненный путь любого венценосца традиционно рассматривается в особом «репрезентативном» аспекте, который достаточно далек от аспекта человеческого - будничного. В биографиях российских правителей вопросы их личной жизни, в частности - жизни семейной, всегда оставались в тени, и редко затрагивались историками. Понимая сложность поставленной проблемы, сделаем попытку проникнуть в суть явления, в целом плохо подающегося стороннему анализу, которое назовем МИР СЕМЬИ императора Павла I.
Начало супружеской жизни великокняжеской четы биографы описывали восторженно. Между тем, оно было далеко не идиллическим: в сердце Павла Петровича не заживала рана, нанесенная смертью первой жены, великой княгини Натальи Алексеевны, и ее раскрывшимся увлечением «лучшим другом» - Андреем Разумовским. Шестнадцатилетняя Вюртембергская принцесса несла в душе горький осадок неприкрытого «торга» за ее руку между принцем Гессен-Дармштадским и русским двором.
Однако все условности были соблюдены: «Я нашел свою невесту такову, какову только желать мысленно себе мог», - признавался Павел Петрович матери. «Богу известно, каким счастьем представляется для меня вскоре принадлежать Вам», - заверяла жениха будущая Мария Федоровна. Окружающим казалось, что великий князь получил идеальную подругу. Ее миловидность, доброжелательность и желание угождать мужу и свекрови быстро делали свое дело: наследник выглядел влюбленным и счастливым. Екатерина не могла нарадоваться на юную пару; ее отношения с сыном заметно улучшились. Достоинства его молодой супруги были налицо: домашнее образование в духе передовых идей Руссо гармонично сочеталось со строгим воспитанием, культивировавшим порядок и экономию. Две самые близкие Павлу женщины оказались разительно непохожи. Первые восторги невесткой быстро остыли, и постепенно Екатерина увидела, что она стремится стать твердой опорой мужу, по ее мнению неоцененному. В душе императрицы, не испытавшей подобного чувства в собственном браке, зародилась глухое раздражение. Мария Федоровна старалась изо всех сил, не замечая, что ее немецкие добродетели воспринимаются в России не так. как на родине; не чувствовала, что неукоснительное подчинение чужой воле рождают внутреннее сопротивление. Начиная с 1777 года, Мария Федоровна неустанно увеличивала численность династии. Но ее надежды на формирование семьи в «монбельярском» понимании не оправдались. Рождение первенцев–сыновей, решив проблему престолонаследия, обернулось унижением молодых супругов, которые, по мнению царственной бабки, могли только «портить детей» и мешать их воспитанию. После знаменательного путешествия по Европе «малый двор» опять ждала горечь разъединения с детьми и растущее неудовольствие друг другом. Шел шестой год их брака - идиллия закончилась… Не объединило супругов строительство Павловска – Павлу по сердцу была суровая Гатчина. Их не связывала общность литературных вкусов. Павел Петрович был одержим идеями масонства и мистицизма - Мария Федоровна не желала слышать о них. Не сблизил интерес к искусству: их пристрастия были абсолютно разными. Великая княгиня предпочитала сентиментальную живопись Греза и Ротари - Павла влекли «бури» Верне, батальные сцены и портреты кумиров. Художественные увлечения Марии Федоровны были, скорее, талантливым рукомеслом, нежели творчеством.
Любовь супруги (или видимость любви?), выражавшаяся нарочито-пылкими откровениями, разжигавшими на первых порах самолюбие цесаревича, теперь раздражала его своей чрезмерностью. Для императрицы Екатерины сын и невестка постепенно превратились в «тяжелый обоз», который мешал ей двигаться вперед на пути воспитания внуков. К моменту пышного празднования в 1786 году в Павловске десятилетнего юбилея супружеской жизни, из нее ушло все доброе и созидательное. Однако это мало кого смущало, являясь нормой династического брака. Постепенно разлад в великокняжеской семье стал заметен окружающим. «Павел, находя в своей жене классическую красоту, неутомимую снисходительность, присущие ей как покорной супруге и нежной матери, преисполнился к ней отвращения…», «его приверженность … превратилась в отчуждение», - свидетельствовал современник. В свете считали, что основную роль в семейной драме сыграли отношения Павла к Нелидовой. Однако, ни дружественная привязанность к ней, ни - впоследствии - «любовь времен рыцарства» к княжне А.П. Лопухиной не являлись причиной расстройства многолетнего брака. Мария Федоровна вполне примирилась с Нелидовой и даже заключила с ней союз, чтобы вместе благотворно влиять на императора… С годами мелочная домашняя опека Марии Федоровны продолжала усиливаться. «Его (Павла Петровича – Е.К.) супруга, великая княгиня, хотя любила его, но своими стараниями влиять на него только больше раздражала его. Она окружила его интригами, которые льстили его самолюбию, уничтожали доброту его характера», - свидетельствовала В.Н. Головина. Мария Федоровна была манерна: ее эмоции часто всегда носили показной характер. В ее поведении постоянно чувствовалась фальшь: она во всем была театральна. В 1791 году 32-летняя Мария Федоровна кокетливо подписывала свои письма - «великий князь и его старуха-жена». Жизнь «малого двора» была достаточно унылой: Павел не любил комфорта и роскоши, не умел пользоваться радостями жизни. Во время утомительных вечерних собраний приближенные «провожали время в пустых разговорах». Домашний быт был однообразен – и это при наличии в доме детей и блестяще образованной молодежи! Нравственная связь между супругами рухнула окончательно, когда после кончины Екатерины Павел узнал, что Мария Федоровна была в курсе планов матери об отстранении его от трона. Быт семьи мало изменился и семейный климат не улучшился после восшествия на престол. Появление на свет малышей, которые теперь всецело принадлежали родителям, тоже ничего не изменило, хотя Павел был волен обращаться с ними, как хотел - «брал их на руки, танцевал с ними вокруг комнаты, словом, делал все, что нежный и любящий отец делает со своими детьми».
Павел I Петрович
Портрет работы Степана Щукина
На их долю почти не выпало любви и нежности. Николай Павлович с горечью вспоминал: «Моим детям было лучше, чем нам, которых учили только креститься в известное время обедни, да говорить наизусть разные молитвы, не заботясь о том, что делается в наших душах». Так не были ли игрой былые страсти Марии Федоровны по поводу разлуки со старшими детьми? К концу царствования Павла отношения в семье обострились настолько, что императрица оказалась в опальном положении отвергнутой жены, опасаясь лишь полного разрыва и его последствий. После рождения Михаила Павловича по запрету медиков августейшее семейство прекратило интимные отношения. Соблюдались только условности света, и Мария Федоровна умоляла мужа: «Я ограничиваюсь лишь единственной просьбой относиться ко мне вежливо при публике». Для семейного благополучия не имело никакого значения отсутствие у Марии Федоровны политических взглядов и широкого государственного ума. Гораздо важнее, что она не обладала житейским умом мудрой домоправительницы и матери семейства. В итоге - красивая, образованная, молодая императрица, самостоятельно распоряжавшаяся делами и капиталом, потерпела полный крах своей семейной жизни. Она была слишком правильна, а потому – слишком скучна. Отношения между людьми трансформируются с годами. Любой длительный брак проходит разные стадии. На смену страсти приходят дружба, понимание, общность взглядов. Ничего этого не случилось в отношениях императора Павла I и его супруги. Близкая ко двору М. С. Муханова в своих записках горько замечала: «О семейной жизни Марии Федоровны лучше не вспоминать…» . Это обстоятельство во многом объясняет последнюю волю императрицы уничтожить после ее смерти записки и дневники, которые велись с 1770-х годов: о ее мыслях и чувствах не суждено было узнать никому… На протяжении сорока дней пребывания в стенах Михайловского замка, атмосфера императорской была полна взаимной неприязни, доходившей до ненависти. В ходе трагических событий 11 марта 1801 года императрица потребовала присяги не сыну, а ей самой. Острота столкновения была обусловлена не одномоментным порывом: скорее всего, желание царствовать зрело в душе немецкой принцессы на протяжении долгих лет… Обстоятельства оказались сильнее: намерение возврата к женскому правлению не было подкреплено политическими силами, что быстро отрезвило Марию Федоровну. Она облачилась в глубокий траур, чтобы до конца дней успешно играть роль безутешной вдовы императора Павла I… Тайные и явные семейные конфликты не были секретом для взрослых и маленьких детей августейшей четы, и разлад между родителями наложил отпечаток на их характеры. Не познав в полной мере тепла общения и радости дружбы в родительском доме, они не сумели – каждый по-своему - построить мир своих собственных семей или создать видимость этого мира. Почти все «Павловичи» и «Павловны» - Александр, Константин, Александра, Елена, Мария, Михаил - не были счастливы в браке… Мелочными придирками Мария Федоровна изводила невесток. Нелегкой была судьба дочерей Павла, предрешенная с момента рождения. Семья прилагала все усилия для выбора достойных женихов - но девочки от этого не становились счастливыми и лишь старались приспосабливаться к жизненным ситуациям. «Мне бы хотелось назвать всех их, хотя бы народилось их десять, именем Марии, - говорила Екатерина о наследницах. – Тогда, мне кажется, они будут держать себя прямо, заботиться о своем стане и цвете лица, есть за четверых, благоразумно выбирать книги для чтения и напоследок из них выйдут отличные гражданки для какой угодно страны». Разве не встает за этими словами весьма насмешливый портрет невестки? С течением времени, беды и потери изменили характер Марии Федоровны: она пережила мужа и пятерых из десяти детей. Отношения в семье стали теплее и сердечнее, на ее долю выпало уважение и почитание. Современник замечал, что вдовствующую императрицу «можно было бы пожалеть как жену, если бы с некоторого момента любовь ее прекрасного семейства не осчастливила ее вполне…». Взгляды ее постепенно менялись, и это привело к созидательным занятиям благотворительной и образовательной деятельностью на пользу России, послужило основой для формирования идиллического образа императрицы-благодетельницы, который прочно вошел в историю. О семейных отношениях Павла I, противоречиво оцененных современниками, биографы писали мало, сглаживая «острые углы». Однако любой исторический портрет не может быть написан черными или белыми красками – он всегда состоит из полутонов… Поэтому, традиционно умалчивая о сложностях отношений в августейшем семействе, невозможно ни на шаг приблизиться к раскрытию и пониманию многих вопросов истории ХIX столетия, на протяжении которого Россией правили потомки императора Павла. Умные, талантливые, образованные, начитанные - они росли в семье, где было мало любви... Но очень жаль, что попытка уйти от сложившихся стереотипов, сделала рассказ о многолетнем союзе императора Павла I и его супруги императрицы Марии Федоровны столь печальным… Елена Кальницкая Источники и литература
Сборник РИО. СПб., 1880. Т. 27.
Шильдер Н.К. Император Павел Первый. Историко-биографический очерк. СПб., 1901. [Гейкинг К.Г.] Дни императора Павла. Записки курляндского дворянина. СПб., 1907. [Головина В.Н.] Записки графини Варвары Николаевны Головиной. Под редакцией и с примечаниями Е.С. Шумигорского. СПб., 1900. Шумигорский Е.С. Екатерина Ивановна Нелидова, СПб,. 1989. Из записок М.С. Мухановой // Русский архив. 1878. Кн.1. Кобеко Д.Ф. Цесаревич Павел Петрович (1754-1796). Историческое исследование/Предисловие Е.Я.Кальницкой. СПб., 2001. Масон Ш. Секретные записки о России времени царствования Екатерины II и Павла I. М.. 1996. |
|||||||||||||||||||||||
© 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com |