Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     

ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых  принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь

Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Популярная рубрика

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикации из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.

Мы на Fasebook

Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
 
ИКОНОПИСЕЦ – АНДРЕЙ РУБЛЕВ
 
 
     Имя Андрея Рублева известно ныне не только каждому русскому, но и всем людям земли, имеющим хоть какое-то представление о России и ее культуре. Его «Троица», как и «Слово о полку Игореве», храм Василия Блаженного, поэзия Пушкина и музыка Чайковского, стала духовным и художественным символом, предельно емким выражением русского гения.
 
     Условным годом рождения Рублева принято считать 1360-й (в 1960 г. ЮНЕСКО отметило его 600-летний юбилей). Мы знакомимся с ним в 1405 г., как с «чернецом», то есть иноком. А значит, столь привычное и любимое всеми имя «Андрей» было дано ему при пострижении, а до того изографа звали иначе, возможно: Александр, Алексей, Афанасий. Известно нам его отечество: Иванович. Оно сохранилось на одной из икон в очень поздней копии с автографической записью мастера. Забота Рублева о сбережении для потомства своего отечества и фамилии («прозвища»), свидетельствует о его происхождении не из низших слоев народа, а из боярской или дворянской среды, для которой было наиболее естественно культивирование памяти предков.
 
     Краски Рублева - вызывают у созерцающих ощущение праздника, долгожданного торжества истины - мира и любви. «Троица» Рублева - это по ее высшему духовному замыслу гениальная похвала Сергию Радонежскому, которого современники называли «всей нашей земле Русской наставником и учителем». Без Сергия и выпестованного им культа Троицы вряд ли могло появиться на свет вдохновенное творение живописца. Икона очень понравилась Ивану Грозному, и он, после успешного окончания войны с Казанью, обложил «Троицу» драгоценным золотым окладом тончайшей работы и дивной красоты самоцветами. Грозный брал с собой икону в поход и связывал с ней сопутствовавшую ему удачу. В 1564 царь в Троице-Сергиевом монастыре, испрашивал благословения и помощи неслыханной до этого государственной реформе. В последний раз Грозный был у «Троице», семь лет спустя, когда спасался от нежданного набега крымцев Девлет-Гирея.

 

     В приходорасходных книгах Троице-Сергиева монастыря XVII века, восходящих к записям ризных книг, предшествовавшего столетия, вклады Грозного, а среди них значится и «образ... Троицы златом обложен», перечислены суммарно, без уточнения времени и обстоятельств вкладов. При Годунове «Троица» на короткое время снова вернулась в Москву. Очевидно, это было связано с событиями венчания Бориса на царство. В 1598 год для иконы, которую стали называть чудотворной, был создан новый, еще более роскошный оклад с бесценными изумрудами. Одновременно изготовили копию в размере подлинника, на который переложили оклад Грозного. После чего «Троица» Рублева была торжественно, при участии нового царя и царицы, бояр и духовенства, под усиленной охраной окончательно перенесена в Лавру и поставлена там в новом Серебряном киоте. Здесь «Троица» «пережила» знаменитую 16-месячную осаду монастыря польскими интервентами и «тушинцами», когда ядра, влетев в алтарные окна и пробив иконостас, прыгали внутри храма. Со времени появления иконы в монастырском соборе к ней постоянно совершали подношения. Например, Грозный прислал «ливонскую» цепочку, первый царь из династии Романовых - новые цаты, Елизавета Петровна закрыла ее глухой серебряной позолоченной ризой, скрыв от глаз самое главное - живопись. Такова история иконы, которая в настоящее время находится в Третьяковской галерее, а в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры находится копия. «Троица» самая совершенная из сохранившихся икон Андрея Рублева. Это образ - результат долгих и нелегких раздумий над предназначением. Взяв за основу византийскую иконографическую схему, Рублев подверг ее радикальному переосмыслению. У него нет как такового библейского рассказа о явлении трех юношей-странников праотцу Аврааму и его жене Саре у дубровы Мамвре. Следовательно, нет бега времени. Вечность не мерцает сквозь завесу «сегодняшности», а как бы непосредственно предстает перед человеком. Странники не общаются с Авраамом, а пребывают в неслышной беседе. Перед ними не пиршественный стол, а священная трапеза. Едва ли не единственному среди живописцев Средневековья Рублеву удалось решить почти неразрешимую творческую задачу - показать Троицу как триединство. Три ангела Рублева едины, связаны единым ритмом, круговым движением. Индивидуальность каждой ипостаси мастер выражает жестом, положением в иконном пространстве, цветом одежды. Каждый получает от созерцания «Троицы» то, к чему готов. Один, любуясь ляпис-лазурью на гиматии среднего ангела, видит чарующее цветовое пятно, другой ощущает дыхание неба…
 
     Андрей Рублев скончался в ночь на 28 января 1430 года, «на память Игнатия Богоносца» и похоронен под соборной колокольней Спасского собора Андроникова монастыря в Москве, где уже долгие годы монашествовал и входил в число соборных старцев. С именем Рублева связан самый высокий взлет в истории древнерусского изобразительного искусства. Рублев был тем гениальным мастером, который создал собственный оригинальный стиль, бесконечно совершенный, глубоко русский по своей сущности и художественному выражению, но впитавший и многие достижения мировой, в первую очередь византийской, христианской культуры. Этот человек пришел на Русь на все времена. Мы знаем имя и фамилию гениального живописца. Но если бы они не дошли до нас, его бы назвали по его лучшему произведению. Епифаний Премудрый писал о Сергии, что тот создал Троицкий монастырь, «дабы взиранием на Пресвятую Троицу побеждался страх ненавистной розни мира сего». Именно такова глубинная идея, заложенная в величайшем творении Рублева. Его «Троица» с давних времен стала символом русского единства и сплочения, которое невозможно разрушить. Вот почему эта икона так нужна нам сейчас. А ее создателя, при всех прочих заслугах и деяниях правильнее всего называть иконописцем Святой Троицы.
 
Из работы доктора исторических наук В. А. Плугина
 
 
 
 
Другие статьи по теме

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com