Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     

 
Рекомендуем
Новости сайта:
Дата в истории
Новые материалы
 
 
Оксана Бабенко (Россия). К вопросу о биографии М.И. Глинки
 
 
 
Главный редактор портала «Россия в красках» в Иерусалиме представил в начале 2019 года новый проект о Святой Земле на своем канале в YouTube «Путешествия с Павлом Платоновым»
 
 
 
 
Владимир Кружков (Россия). Австрийский император Франц Иосиф и Россия: от Николая I до Николая II . 100-летию окончания Первой мировой войны посвящается
 
 
 
 
 
 
Никита Кривошеин (Франция). Неперемолотые эмигранты
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь
 
Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»

 
 
Павел Густерин (Россия). Россиянка в Ширазе: 190 лет спустя…
 
 
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
 
Протоиерей Андрей Кордочкин (Испания). Увековечить память русских моряков на испанской Менорке
Павел Густерин (Россия). Дело генерала Слащева
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Павел Густерин (Россия). О поручике Ржевском замолвите слово
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия).  От Петербургской империи — к Московскому каганату"
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Приплетать волю Божию к убийству человека – кощунство! 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Алла Новикова-Строганова. (Россия).  Отцовский завет Ф.М. Достоевского. (В год 195-летия великого русского православного писателя)
Ксения Кривошеина (Франция).  Шум ленинградского прошлого
Олег Озеров (Россия). Гибель «Красного паши»
Павел Густерин (Россия). О заселении сербами Новороссии
Юрий Кищук (Россия). Невидимые люди
Павел Густерин (Россия). Политика Ивана III на Востоке
Новая рубрика! 
Электронный журнал "Россия в красках"
Вышел осенний номер № 56 журнала "Россия в красках"
Архив номеров 
Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикация из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг. 
Славьте Христа добрыми делами!

Рекомендуем:
Иерусалимское отделение Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО)
Россия и Христианский Восток: история, наука, культура





Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
 
Архитектура «края белых ночей»

Краем белых ночей называют Вологодчину. В далекой древности необъятные северо-восточные края были заселены финно-угорскими племенами. В XI-XII вв. сюда начали проникать предприимчивые новгородцы. Ушкуйники продвигались по рекам на своих ладьях-ушкуях, облагали данью все новые племена и на берегах рек и озер создавали свои поселения. Поселения обносились деревянными стенами и становились острогами. По-видимому, так возникла и Вологда (что на языке финно-угорских племен означает «светлая», «ясная»).

Первое упоминание о Вологде датируется 1147 г. и описано в житии вологодского чудотворца Герасима. Святой пришел на реку Вологду на «великий лес», но неожиданно застал там деревянную церковь Воскресения на «Ленивой площадке», вокруг которой раскинулся посад.

Древнейшее сооружение, дошедшее до наших дней в Вологде, – Софийский собор, возведенный в 1568-1570 гг. по указу царя Ивана Грозного.

Софийский собор

В 1565 г. царь задумал перенести в северный город свою резиденцию, чтобы находиться вдали от враждебных бояр. Были начаты работы по возведению новой каменной крепости ниже по течению реки от прежнего центра на «Ленивой площадке». По замыслу царя, новый каменный собор был заложен внутри детинца и своей монументальностью должен был соответствовать грандиозной царской резиденции. Свое происхождение он ведет от Успенского собора Московского Кремля, но отличается спокойным величием и особой, присущей только северным постройкам, суровостью форм. План его имеет вид прямоугольника с сильно выступающими полукружиями алтарных апсид. Цоколь очень простой формы, образованный валиком и двумя уступами. Ряд простых лопаток членит гладкие белые стены на отдельные прясла, завершенные полукруглыми закомарами. Узкие окна прорезают стены и еще больше выявляют их толщину. Входы в собор оформлены перспективными порталами, а главный, западный вход украшен крыльцом XVII в. с висячей белокаменной гирькой.

Высокое и просторное внутреннее помещение собора разделено на 3 нефа мощными столбами. В отличие от аскетического внешнего облика интерьер поражает красочностью росписей, которые покрывают, как ковром, своды, стены и столбы. Восточная, алтарная часть, отделена высоким иконостасом XVIII в. Собор был расписан в 1686-1688 гг. ярославскими мастерами, которых возглавлял Дмитрий Плеханов. Ко времени исполнения этих работ Плеханов был уже знаменитым мастером, им расписаны многие известные храмы, в том числе Успенский собор Троице-Сергиевой Лавры. Имена 30 художников артели сохранились в летописной надписи, охватывающей внизу три стены собора. Композиционные построения основных сцен «знаменил», то есть прорисовывал контуры, главный мастер – Дмитрий Плеханов. Другие художники исполняли лики, одеяния, архитектурные и пейзажные детали, но, несмотря на это, роспись отличается единством стиля, для которого характерны яркое многоцветие, множество сюжетов и персонажей, стремление к живописному узорочью. К средней паре столбов с восточной стороны прислонены деревянные клиросы. Вдоль северной и южной стен небольшое возвышение, настланное тесом, указывает места захоронения вологодских владык. Полы деревянные (чугунный пол XVIII в. разобран).

После отъезда Ивана Грозного собор 17 лет простоял незавершенным, пустым. Только при сыне Ивана Грозного Федоре вспомнили о забытом храме, небогато украсили и освятили.

В 1613 г. литовцы взяли Вологду и разорили собор, сожгли его деревянный «верх» – кровлю и маковицы. Через 40 лет главы сделали уже другими, большими, чем прежде, и покрыли «белым железом».

В 1860 г. вокруг собора построили каменную ограду с железной решеткой, и архитектор Шилдкнехт перестроил старую колокольню, она стала более высокой, с золоченой маковицей. Сохранились колокола XVII века с характерными названиями: Часовой, Водовоз, Большой лебедь.

Воскресенский собор

Почти рядом с собором, немного западнее, расположен обнесенный высокими стенами Архиерейский дом. В юго-восточном углу ограды стоит меньший по размеру собор – Воскресенский. Теплый Воскресенский собор был построен в 1772-1776 гг. при вологодском епископе Иосифе Золотом, развернувшем бурное строительство в Кремле. Строил его вологодский архитектор Златицкий в стиле барокко. Это двухэтажное здание в плане овальной формы с четырьмя полукруглыми приделами и длинным алтарем. Покрыт храм большим куполом с окнами – люкарнами, – по сторонам которого стоят маленькие главки четырех приделов.

Основные здания Архиерейского дома, построенные в XVII-XVIII вв., образуют очертания буквы П, т.е. четырехугольника, незавершенного с южной стороны. Восточная линия состоит из трех зданий: Экономического и Безымянного корпусов и бывшей Воздвиженской надвратной церкви. Церковь эта соединяется крытыми переходами с северной линией, состоящей из большого Симоновского корпуса. К его западному торцу примыкают две небольшие постройки – Гаврииловский и Иринеевский корпуса. Западную линию буквы П вместе с маленьким Гаврииловским корпусом составляет большой и пышный барочный Иосифовский корпус, в котором в течение полутораста лет жили вологодские архиереи.

Кроме Софийского собора и Архиерейского дома во второй половине XVII в. в Вологде разворачивается интенсивное строительство. В вологодских церквах того времени много черт Московского, Ярославского и Ростовского стилей. Хотя нельзя не отметить и чисто вологодские особенности: вертикальная направленность основных объемов, массивность луковых глав, сдержанность декора при обычном трехчастном делении фасадов, подклеты, двухстолпная система покрытий, несимметричность планов и поставленные сбоку от входа шатровые колокольни. Стены зданий обычно белились.

Колокольня Владимирской церкви.

К шедеврам русской архитектуры следует отнести шатровую колокольню Владимирской церкви (1684-1689 гг.). Высокий шатер прорезан украшенными кокошниками – люкарнами. Ниже шатра идет массивный высокий восьмерик, который покоится на невысоком четверике. В размерах всех частей церкви заложены пропорции золотого сечения.

Приблизительно в 1690 г. построена церковь Константина и Елены. Это одна из наиболее роскошных и выразительных церквей Вологды. Все детали говорят о высоком мастерстве строителей. У подножия замечательного по форме пятиглавия уютно разместились расположенные в три яруса кокошники. Прекрасное крыльцо напоминает о древнерусских сказочных теремах. Восьмерик изящной колокольни, по заветам старины, доведен до земли. Церковь являет собой яркий пример перехода от древнерусского зодчества к «московскому барокко».

Церковь Константина и Елены.

Начало XVIII в. ознаменовалось повсеместным переходом архитектуры провинциальных городов к новому стилю барокко, причем старое московское барокко умело сочеталось с молодым петербургским. Вологда получает «регулярный» план застройки города. Расчленяются фасады зданий. Неизменные церковные кубы членятся колонками, пилястрами, лопатками. В колокольнях доминирует ярусная схема. Уменьшающиеся кверху ярусы поддерживают колонны, наверху ставятся золоченые кресты с цепями, вызывающие в памяти парусную оснастку кораблей. Усложняется декор фасадов. Междуэтажные пояски, наличники, фризы, карнизы украшаются многоцветной керамикой. Стены зданий теряют монументальность, приобретают сходство с фарфоровыми изделиями.

Церковь Сретения.

Прекрасное впечатление производит построенная в 1731-1735 гг. против кремля на левом берегу церковь Сретения. Очень изящен ее насыщенный изразцами декор – узенькие лопатки, наличники, пояски, фризы. Церковь легкая, нарядная, принадлежит к лучшим памятникам Вологды XVIII века.

В конце XVIII в. барочные формы в архитектуре вытеснены классицизмом. Одной из первых классических построек была возведенная в 1780 г. церковь Варлаама Хутынского. На фасаде умело применена система ордеров: ротонда ионического стиля у входа, вазы на кровле, коринфская колоннада, в верхнем ярусе колокольни. Много гражданских построек также было построено в классическом стиле.

Церковь Варлаама Хутынского.

В двух километрах северо-восточнее Вологды, в излучине реки расположен Спасо-Прилуцкий монастырь – один из крупнейших монастырей Севера, великолепный архитектурный ансамбль древней Руси. Основал обитель в 1371 г. Дмитрий Прилуцкий – видный деятель Русской Церкви второй половины XIV в., друг и сподвижник Сергия Радонежского. Так же, как и преп. Сергий, Дмитрий Прилуцкий был убежденным сторонником объединения русских земель вокруг Москвы. В XIV-XV вв. монастырь был оплотом Москвы на Севере. В XVI в. Спасо-Прилуцкую обитель посещали Василий III и его сын Иван IV. В это время были построены большой соборный храм всемилостивого Спаса, трапезная палата с церковью Введения и надвратная церковь.

Спасо-Преображенский собор в Прилуках.

Древнейшее каменное здание Прилук – Спасо-Преображенский собор. Он построен в 1537-1542 гг., т.е. на 30 лет раньше вологодского Софийского собора. Поставленный на довольно высокий подклет, окруженный с трех сторон галереями с открытыми аркадами, четырехстолпный храм с пятью массивными световыми барабанами, увенчанными шлемами, царил над деревянным (первоначально) монастырем и был виден чуть ли не из центра Вологды. Вся строительная система храма построена по модулю (мерная сажень – 152 см.). В 1811 г., после пожара, переделали покрытие собора и исказили форму его маковиц.

Просторный интерьер Прилуцкого храма привлекает внимание своей величественной красотой. Обилие света, возвышенные пропорции, светлое, свободное пространство между широко расставленными столбами – все это производит чарующее впечатление. Внутреннее убранство храма не сохранилось. Известно, что из этого собора происходит великолепная икона «Дмитрий Прилуцкий с житием» прославленного иконописца Дионисия, хранящаяся в Вологодском музее.

Спасо-Прилуцкий монастырь – один из самых красивых монастырей Севера. Он неотделим от окружающего пейзажа. Очертаниями стен он вторит рельефу, как бы вырастая из земли-матери, и лишь мощные башни противостоят природе.

Дальше наш путь пойдет на Север, в Кирилло-Белозерский монастырь…
Вологда. Церковь Иоанна Златоуста

Дорога из Вологды в Кириллов стелется вдоль берега огромного Кубенского озера. Здесь издревле пролегал большой, оживленный тракт, связывавший Москву с Белоозером, Онегой и Белым морем.

Посреди Кубенского озера, на маленьком каменистом островке возвышается похожая на колокольню церковь. Это все, что осталось от Спасо-Каменского монастыря, одного из древнейших на Севере. Монастырь на острове основал в 1260 году князь Глеб Василькович, первый из князей Белоозерских. Предание рассказывает, что князь, плывя из Белоозера в Великий Устюг, был застигнут на озере сильной бурей и его челн был прибит к маленькому островку, называемому Каменным. В честь своего спасения князь Глеб построил здесь храм, а потом и монастырь. В 1481 г. на средства князя Андрея Меньшого в монастыре был построен первый на Севере каменный храм – Спасо-Преображенский собор. Строили его ростовские зодчие, а «кирпич возили из Твери». К 1543-1549 гг. относится Успенская Церковь и колокольня с трапезной палатой, построенная на вклад царя Василия III. К прямоугольной двухэтажной трапезной с востока примыкает трехъярусный столп церкви. Семигранный, переходящий вверху в восьмерик столп увенчан барабаном с главой. Нижний ярус является подклетным, средний, с окнами, служил церковью, а в третьем – с открытыми арками – висели колокола. В 1930-х годах монастырь был разрушен. Успенская церковь одиноко и печально стоит теперь посреди острова.

В месте впадения Северо-Двинского канала в Сиверское озеро стоит город Кириллов, выросший в 1775 г. из монастырской слободы. А намного раньше, в 1397 г. на этом месте монахом московского Симонова монастыря преподобным Кириллом был основан один из крупнейших северных монастырей – Кирилло-Белозерский. Словно сказочный град Китеж, монастырь медленно поднимается из тихих вод озера, вырастая в фантастический город-кремль.

Ученик и последователь Сергия Радонежского, Кирилл был выходцем из древнего боярского рода Вельяминовых, а в Симоновом монастыре имел сан архимандрита. Спустя 30 лет вместе с иноком Ферапонтом, незадолго до этого побывавшим там, он уходит на Север. Попав в Белоозерье, они взошли на гору Мауру и увидели прекрасные дали – леса, луга, озера. Решив остаться в этих краях, Кирилл остановил свой выбор на небольшом пригорке у Сиверского озера, в месте «уединенном, тесном и безмолвном». Ферапонт, ища место «гладкое и просторное», основывает свою обитель в 19 км северо-восточнее Кириллова.

Через несколько лет на этих местах были образованы монастыри Кирилло-Белозерский и Ферапонтов.

Кириллов монастырь. Успенский собор

Архитектурный ансамбль Кирилло-Белозерского монастыря отличается целостностью и стилистическим единством. Древнейшее сооружение монастыря – Успенский собор был построен в 1497 г. двадцатью ростовскими мастерами во главе с Прохором Ростовским. Собор по своей композиции относится к четырехстолпному крестовокупольному типу, распространенному в XV в. Здание не имеет подклета, из-за чего его объем приобретает массивность и приземистость. Его мощная глава на широком барабане сильно сдвинута к востоку. Обычно барабан водружали над центром основного объема, не принимая во внимание апсиды, здесь же барабан был водружен посредине всего здания, включая три апсиды. Успенский собор сохранился до наших дней в перестроенном в XVIII в. виде. Здание украшают кирпичные пояса, охватывающие верхние части стен, апсид и барабана. В поясах применялись поребрик и нишки, бегунец и керамические рельефные плитки. В XVI в. была пристроена церковь Епифания. Наконец, к южной стене Успенского собора в 1785 г. был пристроен придельный храм Кирилла. Все храмы строились «по образцам» друг друга, поэтому и составили один ансамбль.

Кириллов монастырь. Церковь Преображения

Внутри Успенский собор расписан в 1641 г. артелью во главе с костромичом Любимом Агеевым. До этого имя мастера упоминается среди художников, расписывавших Успенский собор в Москве. Тонко выписанные выразительные лики, манера письма одеяний, красочный орнамент и архитектурные детали – все говорит о высоком профессионализме исполнения. Иконостас состоит из 5 ярусов: местного, деисусного, праздничного, пророческого и праотеческого. Оригиналы икон находятся в экспозиции Кирилловского музея.

Кирилло-Белозерский монастырь – это целый город за мощными крепостными стенами, площадью около 10 га. Он состоит из большого Успенского монастыря с Успенским собором в центре, малого Ивановского монастыря, главное сооружение которого – церковь Иоанна Предтечи (1534 г.) и Нового города. На территории Нового города сейчас находятся два памятника русского деревянного зодчества – церковь Ризположения из села Бородавы (1485 г.) и мельница из деревни Горки.

Сильное впечатление производят стены и башни монастыря. К концу XVII века Кирилло-Белозерский монастырь превратился в одну из самых надежно укрепленных крепостей Древней Руси. Каждая из 10 башен имеет свою архитектуру, стены высотой около 10 метров состоят из трех ярусов – нижнего закрытого и двух верхних – открытых арочных галерей.

Ферапонтов монастырь. Собор Рождества Богородицы

Ферапонтов монастырь находится в 19 км от Кириллова. Он стоит на холме среди двух озер – Бородаевского и Паского, – связанных между собой маленькой речкой Паской. Основал монастырь в 1398 г. монах Ферапонт, выходец из рода бояр Поскочиных. XV век – время расцвета Ферапонтова монастыря. К концу столетия он стал видным духовно-просветительским центром. В 1490 г. был построен собор Рождества Богоматери. Это был второй после собора Спасо-Каменного монастыря каменный храм на русском Севере. Собор очень гармоничен по своим пропорциям. Он поставлен на высокий подклет, отчего стал легким и стройным. Это крестовокупольный четырехстолпный храм с тремя апсидами на востоке. Стены традиционно разделены лопатками на три части, завершавшиеся килевидными закомарами. Современные глава и покрытие были сделаны в XVIII-XIX вв. Ферапонтов монастырь не имел каменных стен и поэтому в 1614 г. был разорен польско-литовскими отрядами. Новый подъем в жизни обители был связан с заточением в нем патриарха Никона с 1666-1676 гг.

Но более всего прославился монастырь росписями Рождественского собора, выполненными известнейшим иконописцем конца XV – начала XVI вв. Дионисием. Им же были написаны иконы для иконостаса. Поражает удивительная сохранность росписи. Техника фрески по влажной основе требовала от художника большого мастерства. На стену наносился слой известкового грунта, по которому процарапывалась острым инструментом графья. Затем краской выполняли рисунок, и все нужно было успеть завершить до того, пока не высохнет штукатурный левкас. Исправления здесь почти невозможны. Детальные проработки ликов и одеяний выполнялись уже по сухому красочному слою темперой. На голубом фоне все фигуры и сцены кажутся невесомыми, как бы парящими в воздухе. В них не чувствуется ни объема, ни веса. Так художник стремится подчеркнуть особую одухотворенность образов, отрывая их от материального и земного. «Все духовное – материализуется, все материальное – одухотворяется». Краски Дионисия очень светлые, что приводит к необычной мягкости и нежности росписи. Палитра ферапонтовской росписи поражает богатством и многоцветием. Если в фресках Андрея Рублева можно насчитать 6 основных тонов, то у Дионисия их 40. Для приготовления красок использовались местные разноцветные камни – розовые, пурпурные, вишневые, зеленые и др. Стенопись Рождественского храма Ферапонтова монастыря – лебединая песнь Дионисия. Престарелый художник больше не принимал участия в крупных работах. Вся живопись производит впечатление изысканности и утонченности. Сохранилась даже портальная наружная фреска. Вероятно, в древности часто расписывали фасады зданий, но такие росписи почти нигде не сохранились.

Вытегра. Церковь Сретения

Невдалеке от Кириллова, на левом берегу Шексны расположен Воскресенский Горицкий монастырь. Княгиня Ефросинья, жена Андрея Старицкого, младшего сына Ивана III, основала этот монастырь в 1544 г. В этом же году был построен каменный собор Воскресения. Массивный четверик его, приподнятый на подклетье, имеет три апсиды. Ранее храм традиционно завершали кокошники и две главы. Декор фасадов тот же, что и у предыдущих храмов – лопатки и узорчатые пояса на барабане, апсидах и стенах. Северо-восточный придел храма не имеет апсиды, что необычно, а северо-западный пристроен позже, в 1611 г. Он увенчан кокошниками и двумя главками. В правление Ивана IV Ефросинья организовала заговор против великокняжеской власти. В 1563 г. она была насильно пострижена в монахини и сослана в свою обитель, а через шесть лет после второго доноса – утоплена в реке Шексне.

Город Белозерск, что на северо-западе от Кириллова, впервые упоминается в летописях в 862 г. под названием Белоозеро. Первоначально город находился на северном берегу озера, но в 60-е годы XIV в. он переносится на 20 км на запад на новое место, где существует и поныне. Когда-то этот город был центром Белозерского княжества, но при Иване III оно прекращает свое существование, и Белозерск становится одним из северных форпостов Москвы. В центре Белозерского кремля высится величественный Преображенский собор (1668-1678 гг.). Здания по своей архитектуре статичные и массивные. Широкий куб несет пять тяжелых луковичных глав. Декоративное убранство фасадов скупое. Более нарядны барабаны глав. Они имеют поясок с колонками и орнаментальный пояс наверху. В Преображенском соборе сохранился пышный, барочный иконостас XVIII века, обильно украшенный резьбой и скульптурой.

Необычайно притягательна по своей выразительности деревянная церковь Ильи Пророка, находящаяся к западу от кремля. Она поставлена в 1790-1796 гг. и относится к типу ярусных храмов. На крупный нижний четверик поставлены еще один четверик и восьмерик. Все сооружение увенчано стройной главой на цилиндрическом барабане. Композицию дополняют пятигранный алтарь с востока и трапезная с запада.

Северная земля до сих пор хранит великое множество своеобразных памятников культуры. В живописи Севера не прижилась византийская традиция аскетизма. В архитектуре новгородские, тверские, ростовские и московские традиции были переработаны, и из них исчезли остатки иноземных влияний.

Искусство русского Севера отразило представления о красоте только своего народа. И тем оно ценно.

На восточной окраине Вологодской области находится крупный художественный центр Северной Руси - Великий Устюг. Город возник в XI-XII веках, у слияния рек Сухоны и Юга, и носил название Гледен. В XV в. город был разорен отрядами Василия Косого и вятчан, и оставшиеся жители переселились выше по течению р. Сухоны на противоположный берег. Каждого путешественника, подъезжавшего к Устюгу водой, встречала торжественная цепь приходских церквей, расположенных вдоль рек Сухоны и Двины. Подступы к самому городу охраняли два монастыря: Троице-Гледенский с юга и Яиковский-Филипповский - с северо-запада. Эти комплексы отмечали два основных крутых изгиба реки, откуда взгляду открывался весь город в его величии и многообразии. Благодаря выгодному географическому положению Великий Устюг в XVI-XVII вв. стал средоточием северо-восточной торговли русского государства. Сюда стекались товары с разных стран: пушнина и рыба из Сибири и с Печоры, заморские ткани, металлы, посуда и вина с запада через Архангельский порт, соль из Поморья и Усолья, хлеб из Поволжья. Торговые связи способствовали приращению капитала устюжских купцов, часть которого направлялась на строительство и украшение города, на возведение новых храмов. С середины и до конца XVII века более половины старых устюжских деревянных храмов было заменено на каменные. В формах этих построек нашли свое отображение новые требования того времени, обусловленные реформой Патриарха Никона, запретившей применение шатров для храмового зодчества и требовавшей пятиглавия.

Первым устюжским каменным храмом этого канонического типа был главный собор города - Успенский, построенный на месте 20-стенного пятишатрового деревянного здания в 1622 г. Через 9 лет собор сгорел, и на его месте в 1668 году был построен новый храм. Это был типичный для своего времени четырехстолпный трехнефный крестовокупольный храм с пятью главами на световых барабанах. В нем не было ни подклета, ни галереи, ни симметрично расположенных приделов, и лишь в 1680 году с юга к нему была пристроена теплая церковь Космы и Дамиана. Восточная пара внутренних столбов была объединена со стенами, разделяющими алтарную пристройку, в результате чего план храма превратился в двухстолпный. Внешний вид был строгий и величественный, стены были без украшений, расчленены простыми лопатками и прорезаны глубокими оконными проемами. С восточной стороны к основному объему примыкала алтарная пристройка с тремя сильно развитыми апсидами. Успенский храм Великого Устюга повторял основные приемы московского Успенского собора, являвшегося образцом для главных храмов русских городов в течение нескольких столетий.

В результате поздних переделок Успенский собор изменился до неузнаваемости. Он раздался вширь, на месте древних закомар разместились поздние барочные украшения, вместо круглых барабанов появились плохо скомпонованные двухъ-ярусные восьмерики, а к основному храму примкнули безвкусные пристройки крылец.

Колокольня Успенского собора - сооружение весьма сложное, составленное из двух объемов: прямоугольного и восьмиугольного. Можно предположить, что построена она была около 1680 г. вместе со строительством каменной церкви - придела Космы и Дамиана. Первоначально нижний ярус представлял собой открытую галерею, которая связывала колокольню с новым приделом собора. Восьмерик завершался арками звона и традиционным кирпичным шатром. Прямоугольная колокольня имела открытую площадку, наподобие звонниц псково-новгородского типа. В 80-х годах XVIII века колокольня была перестроена. Восьмигранный объем получил завершение в виде ярусного, увенчанного шпилем, восьмерика с часами, а на второй колокольне для установки крупнейшего в Устюге колокола по имени «Варлаам» была возведена перекрытая надстройка.

Вторым по значению сооружением устюжского соборного ансамбля является Прокопьевский собор (1668 г.). Он построен «иждивением» купца Афанасия Гусельникова на месте пятишатрового деревянного храма XV в. История донесла до нас имя строителя собора Петра Котельникова, что бывает очень редко.

Завершает перечень местных храмов соборного типа собор Иоанна Устюжского (1663 г.). Этот кубический пятиглавый храм с галереей и размещенной в углу колокольней представляет собой наиболее скромный вариант такого сооружения. Он также был перестроен и до нас дошел уже в формах XIX в.

Таким образом, храмы Великого Устюга наглядно иллюстрируют общую эволюцию устюжского каменного зодчества, которое прошло путь от строгого и монументального Успенского собора к более сложным и парадным композициям. К концу XVII в. основным типом храмового сооружения становится небольшой приходской храм, очень нарядный и «изукрашенный».

Таким храмом конца XVII в. является церковь Спасо-Преображенская. Она была построена как соборная церковь одноименного монастыря и после его упразднения превратилась в приходскую. Традиционно церковь имеет форму куба, увенчанного пятиглавием. Но главный объем освобожден от несущих столбов и перекрыт четырехлотковым сомкнутым сводом. При этом угловые барабаны поставлены прямо на свод и из световых превратились в декоративные.

В древности, во времена противоборства между Москвой и Новгородом, устюжане выступали на стороне московских великих князей. Кроме того, они сражались с двинянами и вятчанами, с черемисой и казанскими татарами, ходили на вогуличей и на «югру», на Пермь и даже на шведов через Мурманский Нос. Но военное счастье переменчиво. Не раз и Устюг подвергался разорению, и защищать его были призваны прежде всего монастыри. Древнейший из устюжских монастырей - Михаило-Архангельский. Монастырь был основан на невысоком холме среди заболоченной долины у семи небольших озер монахом Киприяном в 1212 г. Первый собор Архангела Михаила сгорел в начале XVII в. Новый, каменный собор представляет собой величественный кубический объем, увенчанный традиционным пятиглавием. В основу общей композиции положена четырехстолпная трехнефная крестовокупольная система. Собор несколько вытянутый с востока на запад, с примыкающей алтарной пристройкой. Внутри основного помещения расположены четыре несущие столба, соединенные друг с другом и со стенами здания подпружными арками. Эти арки являются основой всего перекрытия. На его закрестьях установлены четыре угловых барабана, которые, подобно центральному барабану, - световые - имеют округлую форму и перекрыты куполом. С севера и с юга к главному объему храма примыкают два симметрично расположенных придела, объединенные просторной папертью. Все сооружение поднято на высокий подклет, придающий ему величественность и парадность.

В северо-западном углу собора находится колокольня. Это самая ранняя из сохранившихся устюжских колоколен. На монументальном четверике стоит открытый восьмерик звона, увенчанный неизменным шатром. Общая композиция фасадов строга и сдержанна. Фасады разбиты простыми лопатками, никаких украшений. Арочная галерея паперти смягчает общее впечатление суровости, но, к сожалению, она была испорчена поздними переделками.

В числе выдающихся ансамблей Великого Устюга - Троице-Гледенский монастырь, расположенный в четырех километрах от города на правом берегу реки Сухоны, где некогда стоял древний город Гледен. Возник монастырь во второй половине XIII в. В 1438 г. Гледен был разрушен вятчанами, пострадал и Троице-Гледенский монастырь, но был быстро восстановлен. Напротив главных западных ворот здесь разместилось центральное сооружение всего ансамбля - пятиглавый Троицкий собор, окруженный двухэтажными крытыми галереями паперти. Собор был завершен в 1659 г., то есть через шесть лет после собора Михаило-Архангельского монастыря. Притом строители были, по-видимому, те же. Композиция Троицкого собора повторяет конструктивные и художественные приемы Михаило-Архангельского собора, хотя и уступает ему по масштабам. Главная особенность Троицкого собора - колокольня, размещенная над главным западным входом. Нижний четверик колокольни превратился в низкий цоколь, на нем стоит высокий стройный восьмерик, завершенный арками звона. И все сооружение венчает каменный шатер.

С высоты птичьего полета Великий Устюг напоминает один большой монастырь, настолько часто в нем размещены храмы. Даже советские путеводители отмечали то чувство духовного обогащения, которое испытывали путешественники, побывавшие в этом городе, являющемся ярким олицетворением русского национального гения и символом нашей высокой культуры.

Одним из самых удаленных церковных центров Северной Руси являются Двинские земли (Заволочье) - нынешняя Архангельская область со своей столицей в Сольвычегодске. Крупные монастыри появились в этом крае поздно - в XVI в. После Никоновского раскола сюда бежало множество крестьян из центральных земель в надежде укрыться от произвола властей. В XVIII-XIX вв. роль монастырей как культурных центров падает, и ярко вспыхивает совершенно особый очаг, связанный со знаменитой фамилией Строгановых. Выходцы из поморских крестьян, купцы и промышленники Никита Григорьевич и Максим Яковлевич Строгановы основали в конце XVI - начале XVII в. столицу своей приуральской «империи» в Соли-Вычегодской. Строгановы возвели здесь свои хоромы и прекрасные каменные храмы, такие как Благовещенский собор (1560-1584 гг.) и Введенский собор (1688-1693 гг.).

Храмы были богато украшены каменной резьбой, притом она не мешала, а, наоборот, повышала художественную ценность сооружения. Так возник новый стиль в русской архитектуре - строгановское барокко. Классические колонны и арки не казались чуждыми на мелко расчлененных фасадах, а большие окна придавали легкости крупным по объему сооружениям. Для украшения храмов Строгановы пригласили мастеров из ведущих художественных центров России, создали иконописные и золотошвейные мастерские. В иконописной «горнице» Строгановых работали такие мастера, как Прокопий Чирин, Никифор, Назарий и Истома Савины, Стефан Астафьев. Их иконы отличаются виртуозным «мелким» письмом. Трудно себе представить более прекрасное по детальной проработке произведение искусства, чем царские врата в иконостасе Благовещенского собора в Сольвычегодске.

Сейчас Вологодская земля похожа на большую строительную площадку. Везде, где живут люди и сохранились развалины старых церквей, идут восстановительные работы, и начинаются они сверху, с золотой маковки. Монастыри, в которых раньше находились музеи, медленно и трудно, здание за зданием, передаются Церкви. И снова звучат под холодным небом молитвы, наполняя смыслом полузабытое название русского Севера - Северная Фиваида.

О. Соболева по книге В. П. Выголова «В краю белых ночей»

 

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com