Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     

ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых  принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь

Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Популярная рубрика

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикации из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.

Мы на Fasebook

Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
 

Церковная архитектура Санкт-Петербурга

В 1703 году на окраине России, среди «топей и блат», возник уникальный дивный град, задуманный одним человеком, построенный по европейскому образцу и не похожий на другие русские города.

Именно по причине своеобразия Петербург противопоставлен Москве как нечто искусственное — органичному, европейское — русскому, упорядоченное — стихийному. Вывод звучал так: Петербург замыслом, духом, обликом чужд, даже враждебен России, он — город фасадный, надуманный, казенный. Но строили город русские, а проектировали иностранцы, тоже долго прожившие в России. Город явил миру важнейшую грань нашего национального характера — ясное ощущение исторического величия России, а не раздвоенность и противоречивость народного духа.

16 (27) мая 1703 г. в день Пресвятой Троицы Петр I воплотил в жизнь свой дерзкий замысел — основал на завоёванной Балтике город, который открыл бы России выход в Европу. На маленьком островке Заячий царь заложил Петропавловскую крепость, имеющую прежде всего оборонительную цель.

1 апреля 1704 года новгородский архиепископ Иов, в ведении которого находился приневский край, освятил новый храм в новой столице — деревянную церковь Петра и Павла. Первый апостол был чтим на христианском Западе, второй — на Востоке. В 1712 году на месте деревянной церкви состоялась закладка каменного собора. Постройка велась под руководством итальянского архитектора Д. Трезини. В первую очередь была возведена многоярусная колокольня, увенчанная шпилем. Шпиль завершался флюгером в виде фигуры летящего Ангела. Православный собор, построенный в лютеранском стиле, воплотил в себе внутреннее единство христианского мира, православие впервые развернулось к Западной Европе.

В 1722 году в Петропавловском соборе был установлен пышный иконостас, выполненный под руководством выдающегося московского зодчего и скульптора И.П.Зарудного. Образа для иконостаса писали Андрей Матвеев и Михаил Захаров. В 1725 году в соборе был погребен и сам Петр I. Собор и в дальнейшем служил царской усыпальницей.

Среди многочисленных зодчих, работавших при Петре в столице, преобладали мастера, приехавшие из других стран: Италии — Д.Трезини, Джованни-М.Фонтана, Франции — Ж.-Б.Леблон, Германии — Г.Шедель, А.Шлюттер и другие. Характерной чертой памятников архитектуры петровского времени стала их относительная простота, утилитарность, деловитость, скромность декора.

Петербург стал быстро обустраиваться особенно после Полтавской победы, когда царь окончательно уверился в безопасности своего детища. В память об этой победе была заложена деревянная Сампсоньевская церковь, перестроенная в 1740 году в каменный собор.

Через год Петр положил основание Александро-Невскому монастырю, водрузив крест на месте победы святого князя над шведами. В 1715 году по широкомастштабному проекту архитектора Д.Трезини началось возведение кирпичного монастырского комплекса. 30 августа 1724 года в монастырь Петром I были торжественно перенесены святые мощи благоверного князя Александра Невского, прибывшие по воде из Владимира. Двухэтажные монастырские здания, идущие уступами по сторонам монументального собора, были обращены к Неве и к саду на берегу реки. Симметричные служебные корпуса обрамляли монастырский двор. В центре ансамбля высится большой Троицкий собор. Его место было определено уже в проекте Трезини, хотя автором первого здания был не он, а архитектор Т.Швертфегер. Когда постройка была почти готова, по сводам пошли трещины и храм разобрали. Только в 1775 году был утвержден новый проект Троицкого собора архитектора И.Е.Старова. 30 августа 1790 года Троицкий собор был торжественно освящен в присутствии императрицы Екатерины II и кавалеров ордена св. Александра Невского.

Своим внешним видом ранние храмы Петербурга были совсем не похожи на московские — преобладали однокупольные базилики с колокольней над входом, увенчанной тонким шпилем. Иконописцев в столице вытеснил живописец, создававший уже не образа, а религиозные картины, которые демонстрировали выучку и умение мастера, а не его личное благочестие и верность канонам. В Петербург на заработки стекались жители разных стран Европы.

И все же Петербург изначально был столицей православной державы. При дворе благочестия стало меньше, но в народе оно пребывало непоколебимо. Вот почему в Петербурге с его 52 тысячами населения было 45 церквей.

Царствование Елизаветы Петровны было для православия очень благоприятным. Набожная императрица соблюдала посты, любила духовенство, чтение душеполезных книг, церковное пение и хороших проповедников. Петербургская епархия отделилась от Новгородской, и во главе ее стал епископ Санкт-Петербургский и Шлиссельбургский Никодим.

В архитектуре утилитарный «петровский» стиль сменил новый стиль — елизаветинское барокко. Было восстановлено пятиглавие — традиционное завершение русских церквей, храмы строились все более обширными, в три придела, богато украшались. Новый стиль соответствовал величию Российской Империи и ее столицы, а также национальному духу с его тягой к размаху и монументальности. Главным мастером петербургского барокко был Растрелли. Его устремленный к небу пятиглавый собор Смольного монастыря является мировым шедевром. Заложенный 30 октября 1748 года собор Воскресения Словущего (Смольный) был готов вчерне уже через 9 лет, но начавшаяся Семилетняя война замедлила работы. Затем монастырь был упразднен и собор остался неосвященный. Только при Николае I был объявлен конкурс на окончание творения Растрелли, которое было поручено произвести В.П.Стасову. Здание стоило казне два миллиона рублей и вмещало шесть тысяч человек. Собор расписывали видные художники А.Г.Венецианов, П.В.Басин и другие. Владелец стекольного завода в Гусь-Хрустальном Ю.С.Нечаев-Мальцев подарил собору хрустальную алтарную преграду, а ее перила отлили из золоченой бронзы.

Всего в царствование «петровой дщери» в Петербурге было построено или перестроено 40 церквей. То были — Троицкий собор в пустыни, воинские церкви — Преображенская и Никольский собор морских служителей, многие приходские храмы.

Ночью 25 января 1741 года цесаревна Елизавета Петровна приехала со своими приближенными в Преображенский полк и в съезжей избе обратилась с краткой речью, прося о поддержке ее прав на престол. Отсюда вместе с офицерами и гренадерами полка она отправилась в Зимний дворец, где произвела бескровный государственный переворот. Через две недели, посетив полк уже императрицей, Елизавета в память об этом событии повелела выстроить на месте съезжей избы трехпридельный храм и сама заложила его 9 июня 1743 года. Работами руководил сначала М.Г.Земцов, а после его смерти П.А.Трезини, немного изменивший проект. Иконостас для собора был вырезан по эскизу Б.Растрелли, образа написаны И.Л.Колокольниковым. В 1796 году храм стал собором всей гвардии.

Одним из лучших памятников барокко в Петербурге является собор свт. Николая Чудотворца (морской), заложенный 15 июля 1753 года по указу Елизаветы Петровны и построенный по проекту С.И.Чевакинского. Бело-голубой с золочеными куполами и стройной колокольней собор состоит из верхнего и нижнего храмов. Интерьер собора уникален, другие образцы этого стиля в городе почти все уничтожены. Екатерина II подарила собору 10 икон, украшенных драгоценными камнями. На них были изображены святые, в дни которых русский флот одержал победу над турками. Собор стал памятником морской славы России.

С воцарением Екатерины Великой, у которой разум преобладал над чувством, положение Православной Церкви осложнилось. Благочестие Екатерины было «по долгу службы» — она ходила в Сергиеву Лавру, участвовала в крестном ходе в Александро-Невский монастырь, ездила к киевским угодникам, но при этом считала, что простой народ невежественен, а церковная власть должна ей подчиняться безусловно. Противник этого курса митрополит Арсений (Мациевич) был осужден, лишен сана и заточен в тюрьму в Ревеле.

При Екатерине Петербург рос и благоустраивался. Закладывались новые храмы: Андреевский и Троицкий соборы, Ильинская церковь на Пороховых и Рождественская на Песках, достраивались ранее начатые: Владимирский собор и церковь Владимирской Божией Матери.

В это время произошел переход от барокко к классицизму, который, начиная с 1770-х годов, стал в Петербурге господствующим стилем. В нем И.Е.Старов выстроил Троицкий собор Александро-Невского монастыря. Ордерная система, портик, крупный купол надолго будут определять внешний вид многих столичных храмов. Внутренний вид тоже теряет барочную пышность и делается строгим и архитектоничным. В целом в образованном обществе Санкт-Петербурга чувствовалось пренебрежение к духовным нуждам. И в то же время в столице жила и почиталась простыми людьми и купечеством Блаженная Ксения, у которой очень много общего было с прежними русскими юродивыми.

В пятилетнее правление императора Павла I церковное строительство не остановилось, хотя его и тормозило возведение Михайловского замка. Спешно был завершен Исаакиевский собор, выстроены Знаменская церковь и Сергиевский собор по проекту Ф.И.Демерцова, устроены домовые храмы в Сенате, в Морском корпусе, в Екатерининском институте и других учреждениях, начата постройка Покровской церкви по плану И.Е.Старова. Павел вдвое увеличил расходы на духовное ведомство. В 1797 году Александро-Невский монастырь по императорскому указу стал Лаврой.

О. Соболева
 
 

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com