Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / История России / Страницы истории Руси / ОБРАЗОВАНИЕ И КУЛЬТУРА / Остромирово Eвангелие - уникальный книжный памятник

ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых  принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь

Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Популярная рубрика

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикации из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.

Мы на Fasebook

Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
 
Остромирово Eвангелие - уникальный книжный памятник
 
12 мая 1057 г. мастер книжного дела ГРИГОРИЙ заканчивает длившийся более полугода труд (Григорий начал писать его осенью 1056 года). По заказу приближенного киевского князя Изяслава Ярославича ИОСИФА, управлявшего Новогородской землей, он переписал Евангелие. В историю рукопись вошла под названием "Остромирова Евангелия", так как до крещения Иосиф звался ОСТРОМИРОМ. Это древнейшая из сохранившихся до нашего времени восточнославянских рукописных книг. Ее 294 листа украшены прекрасными заставками, тремя большими миниатюрами, изображающими евангелистов Иоанна, Луку и Марка.

Евангелист Иоанн с учеником ПрохоромЕвангелист ЛукаЕвангелист Марк

Основной текст "Остромирова Евангелия" выполнен одним стилем и одним почерком, то есть почерком писца-каллиграфа диакона Григория. Именно он выбирал для книги высокосортный, белый и тонкий, пергамент, именно он определял пропорции полей и текста, размера и рисунка букв единственного тогда письма - устава. Но первые 23 страницы написаны в совершенно ином стиле. Однозначного объяснения этому пока нет. Именно первые страницы являются более характерными для русской разговорной речи, нежели вся книга, которая более выдержана в рамках церковнославянского языка. Но она интересна тем, что является первой восточнославянской рукописью, то есть в ней хорошо заметно влияние русского разговорного языка на церковнославянский.

Оформление книги поражает своей красотой, яркостью цвета, изумительным орнаментом. Праздничность" книги подчеркивается разнообразием разрисованных инициалов одних и тех же букв. Так, например, инициал буква "В" повторяется 135 раз, но каждый из них отличается от других! Кроме того, книга снабжена тремя большими миниатюрами, изображающими евангелистов Иоанна, Луку и Марка. Считается, что эти миниатюры написал художник-грек, поскольку выполнены они техникой инкрустированной эмали, употреблявшейся тогда исключительно в Византии.

Cтраница Остромирова ЕвангелияCтраница Остромирова ЕвангелияCтраница Остромирова Евангелия

Насколько прекрасна книга, настолько удивительна и ее судьба. Остромир вскоре во главе новгородского ополчения отправится "на Чудь" и погибнет в бою. Предполагают, что творение Григория после этого оказалось в новгородском Софийском соборе, где пролежало несколько столетий. В начале XVIII века книга упоминается в описи Воскресенской дворцовой церкви Московского Кремля, где она хранилась в "большом сундуке". Вероятно, что в Москву он попала после разгрома Новгорода в 1570 войском ИВАНА ГРОЗНОГО. Поздней осенью 1720 ПЁТР I приказал доставить ее в столицу. Но царь вскоре умер, и "Остромирово Евангелие" потерялось. Лишь через восемьдесят с лишним лет личный секретарь императрицы ЕКАТЕРИНЫ II Я.А. ДРУЖИНИН, разбирая после ее смерти личные вещи покойной, обнаружил рукопись. "При осмотре, произведенном мною хранящегося в гардеробе покойной государыни Екатерины II платья, - рассказывал потом Дружинин, - нашел я в прошлом 1805 г. сие Евангелие. Оно нигде в описи и в приходе не записано и потому неизвестно, давно ли и от кого туда зашло. Вероятно, поднесено было Ея Величеству и отдано для хранения в комнаты ее, а потом сдано в гардероб. Камердинеры и гардеробские помощники оставили его без уважения, и оно забыто". Вот так едва не пропала древнейшая русская книга. С тех пор она хранилась в Петербургской Публичной библиотеке (ныне Государственная Публичная библиотека имени М.Е. Салтыкова-Щедрина. А в середине прошлого века для книги был сооружен роскошный переплет-оклад, украшенный драгоценными камнями. Из-за этого книга чуть было вновь не пропала уже в советское время. В 1932 в Отделе рукописей библиотеки испортился водопровод. Человек, пришедший чинить его, увидел серебряный оклад, разбил стекло витрины, содрал оклад, а книгу забросил в шкаф. В тот же день преступника нашли, а Евангелие решили больше не переплетать.
 
Заставки из "Остромирова Евангелия"

Заставки византийского стиля. Коричневый фон в оригинале исполнен золотом.
 
Заставка из Остромирова Евангелия


Заставка из Остромирова Евангелия


Заставка из Остромирова Евангелия


[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com