Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     

 
Рекомендуем
Новости сайта:
Дата в истории
Новые материалы

 
 
 
 
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых  принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени», проходившей с 30 сентября по 2 октября 2020 года
 
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
 
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
 

 
 
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я. Смотрите новый фильм
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я. Смотрите новый фильм
СВЯТАЯ ЗЕМЛЯ И БИБЛИЯ. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии. См. новый фильм
СВЯТАЯ ЗЕМЛЯ И БИБЛИЯ - Часть 2-я. Переводы Библии и археология. См. новый фильм
СВЯТАЯ ЗЕМЛЯ И БИБЛИЯ  - Часть 1-я Предисловие. Новый проект православного паломнического центра Россия в красках в Иерусалиме. См. новый фильм
 
 
 
Оксана Бабенко (Россия). К вопросу о биографии М.И. Глинки
 
 
 
Главный редактор портала «Россия в красках» в Иерусалиме представил в начале 2019 года новый проект о Святой Земле на своем канале в YouTube «Путешествия с Павлом Платоновым»
 
 
 
 
Владимир Кружков (Россия). Австрийский император Франц Иосиф и Россия: от Николая I до Николая II . 100-летию окончания Первой мировой войны посвящается
 
 
 
 
 
 
Никита Кривошеин (Франция). Неперемолотые эмигранты
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь
 

Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»

 
 
Павел Густерин (Россия). Россиянка в Ширазе: 190 лет спустя…
 
 
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
 
Протоиерей Андрей Кордочкин (Испания). Увековечить память русских моряков на испанской Менорке
Павел Густерин (Россия). Дело генерала Слащева
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Павел Густерин (Россия). О поручике Ржевском замолвите слово
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия).  От Петербургской империи — к Московскому каганату"
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Приплетать волю Божию к убийству человека – кощунство! 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Алла Новикова-Строганова. (Россия).  Отцовский завет Ф.М. Достоевского. (В год 195-летия великого русского православного писателя)
Ксения Кривошеина (Франция).  Шум ленинградского прошлого
Олег Озеров (Россия). Гибель «Красного паши»
Павел Густерин (Россия). О заселении сербами Новороссии
Юрий Кищук (Россия). Невидимые люди
Павел Густерин (Россия). Политика Ивана III на Востоке
Новая рубрика! 
Электронный журнал "Россия в красках"
Вышел осенний номер № 56 журнала "Россия в красках"
Архив номеров 
Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикация из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг. 
Славьте Христа добрыми делами!

Рекомендуем:
Иерусалимское отделение Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО)
Россия и Христианский Восток: история, наука, культура





Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
 

Записки иеромонаха Гедеона о кругосветном путешествии и Русской Америке

Записки иеромонаха Александро-Невской лавры Гедеона (Гавриила Федотова) — участника Первой русской кругосветной экспедиции 1803-1806 гг., пробывшего затем три года в Русской Америке, — до недавнего времени оставались почти неизвестными. Один вариант этих записок, оформленный в виде Донесения Гедеона митрополиту Амвросию, хранится в фонде Синода ЦГИА России. Второй вариант записок (черновик Донесения?) хранился в библиотеке Валаамского монастыря и был опубликован (но не полностью) в качестве одного из приложений в издании этого монастыря в конце XIX в. Однако публикация по линии духовного ведомства была, по-видимому, и в свое время почти неизвестна историкам, а затем оказалась совсем забытой. Ныне это редкое издание является малодоступным для специалистов и широкого круга читателей.

Известные нам два варианта записок (Донесения) подготовлены Гедеоном по возвращении из Русской Америки и Сибири в Петербург в 1809 г. Сличение этих вариантов Донесений (из фонда Синода и библиотеки Валаамского монастыря) показало, что содержание их не вполне идентично.

Донесение из фонда Синода включено в обширное дело (на 385 листах с оборотом, формата 22x32 см), где оно занимает листы 27-83 с оборотами. Текст Донесения сплошной, но по содержанию он может быть подразделен на следующие части.

  1. Описание путешествия от Кронштадта до о. Кадьяк (л. 28-39 об.).
  2. Описание о. Кадьяк и этнографические сведения о его коренном населении (л. 40-54).
  3. Описание деятельности Гедеона на Кадьяке.В текст этой части Донесения включены копии переписки Гедеона с Н. П. Резановым и А. А. Барановым и наставление Гедеона отцу Герману, данное ему при отъезде Гедеона из Америки (л. 54-69 об.).
  4. Описание путешествия Гедеона от Кадьяка до Иркутска (л. 69-83 об.).

В публикации Донесения по варианту из библиотеки Валаамского монастыря описание кругосветного путешествия, обозначенное нами в синодском варианте частью первой, опущено, хотя оно, судя по описанию рукописи во введении к публикации и обзору рукописи в журнале "Православный вестник", имелось и в этом варианте. Публикация начинается с части, обозначенной нами в синодском варианте частью второй (описание о. Кадьяк и этнографические сведения о его коренном населении). Эти части в обоих вариантах Донесения почти совпадают. Но далее в публикации идет отсутствующий в синодском варианте раздел, содержащий подробную характеристику многих сторон жизни Русской Америки. Затем приводятся письма Гедеона правителю Кадьяка И. И. Баннеру, в которых он пытается защищать аборигенов от чрезмерного притеснения со стороны начальства колоний; три письма Гедеона из Америки митрополиту Амвросию, где он подробно останавливается на положении коренных жителей, критикует действия компании и ее служителей, описывает крайне тяжелое положение духовенства в Америке, плачевное состояние церкви в Павловской Гавани на Кадьяке. И эта часть, в которой обличается местное начальство колоний и руководство компании вообще, по-видимому, не случайно отсутствует в варианте Донесения, представленном в Синод. Вероятно, Гедеон был осведомлен о том, что правительство встретило неодобрительно жалобы на компанию некоторых участников Первого русского кругосветного путешествия.

Следующий раздел Донесения в публикации опять совпадает с обозначенной нами частью третьей в синодском варианте (описание деятельности Гедеона на Кадьяке). Сведений о путешествии Гедеона от Кадьяка до Иркутска (т. е. часть четвертая в синодском варианте) также нет в публикации.

Мужчина с алеутского острова Ора. Атлас к Путешествию вокруг света Капитана Крузенштерна. Масловский П.И. Записки Гедеона представляют несомненный интерес описаниями мест, посещенных во время морского путешествия. Но основное содержание записок — история и этнография Русской Америки того раннего периода существования Российско-Американской компании, когда она утверждала свое положение в северо-западной части Северной Америки после окончательного оформления из отдельных купеческих компаний и получения в 1799 г. привилегий от правительства на монопольную эксплуатацию земель, открытых русскими. В записках даются подробные сведения об о. Кадьяк и его окрестностях, о "заведениях" компании, культуре и быте коренных обитателей этих мест — эскимосов конягов (Гедеон называет их кадьякскими алеутами, как это зачастую было принято в те годы в Русской Америке), об их положении (так же как и других коренных жителей Русской Америки) при компании, а также сведения о практической деятельности Гедеона по организации на Кадьяке училища для детей аборигенов, об изучении языка кадьякцев, управлении духовной миссией и, наконец, о попытках облегчения участи коренного населения, эксплуатируемого местным начальством Российско-Американской компании. По богатству исторических и этнографических материалов о Русской Америке, равно как и по свидетельствам о защите коренного населения от злоупотреблений начальства компании, записки Гедеона мало чем уступают трудам посетивших в те годы Русскую Америку морских офицеров Г.И. Давыдова, Ю.Ф. Лисянского, несколько более ранним "Кратким объяснениям... об американском острове Кадьяке..." архимандрита Иоасафа (Болотова), а иногда и превосходят их.

Содержание записок, конечно, связано с обстоятельствами поездки Гедеона в Русскую Америку. Он был направлен Синодом "для обозрения ново-крещенных в американских заведениях христиан". Кругосветное плавание Гедеон совершал на шлюпе "Нева", которым командовал Ю.Ф. Лисянский. На втором судне этой экспедиции, "Надежде", командиром которого был И.Ф. Крузенштерн, возглавлявший и всю экспедицию, направлялся с посольством в Японию Н.П. Резанов — один из учредителей Российско-Американской компании, посетивший после Японии Русскую Америку. И помимо исполнения поручения Синода Гедеон стал в Русской Америке, как он пишет, "ревностным при исполнении важных... предприятий поборником" Резанова. Следует отметить, что благодаря запискам Гедеона, приводимым в них письмам Резанова более отчетливо проступает и фигура последнего как видного деятеля эпохи, камергера двора, сыгравшего значительную роль в организации Соединенной Американской, затем Российско-Американской компании; проясняются его дальнейшие планы в отношении деятельности компании, которые преждевременная смерть помешала осуществить.

Уналашка (1817 г.) На переднем плане алеуты в лодке. Акварель Лисянского. В литературе по Первому русскому кругосветному путешествию и Русской Америке информация о самом Гедеоне весьма скудная. В сочинении Ю.Ф. Лисянского мы встречаем имя Гедеона только в списках экипажа шлюпа "Нева". И. Ф. Крузенштерн и вовсе не упоминает о Гедеоне. И только в "Записках" приказчика Российско-Американской компании Н.И. Коробицына, участника того же плавания на "Неве", несколько раз говорится об отправлении Гедеоном службы во время путешествия. Коробицын называет Гедеона "иеромонахом посольской свиты". Далее он пишет, что Гедеон остался на Кадьяке при находящейся там духовной миссии настоятелем; сообщает, что Гедеон провел перепись алеутов на Кадьяке. И наконец, что "иеромонах Гедеон по предписанию... Резанова для просвещения тамошних народов занялся учением детей алеутских, коих по отбытии нашем с Кодиака во учрежденной тамо школе собрано было уже человек до ста, содержащихся на компанейском счете, из коих, соображая первоначальному их учению, должно ожидать хороших успехов".

И. Вениаминов упоминает Гедеона как "уполномоченного Св. Синода" в связи с историей кадьякской миссии, относя к ее действиям перевод Гедеоном на кадьякский язык "молитвы Господней", исполнение при Гедеоне и после него этой молитвы в церкви ("потом она была оставлена и затеряна совсем").

В обширном труде П.А. Тихменева, посвященном Российско-Американской компании, имя Гедеона не упоминается, а организация училища на Кадьяке и составление словаря "американцев" приписываются одному только Н.П. Резанову. Тихменев основывался при этом, по-видимому, на приводимом в Приложении ко 2-й части его труда письме Резанова директорам компании, присланном из Ново-Архангельска и датированном 6 ноября 1805 г. В этом письме Резанов касается вопроса об училище в колониях и о духовенстве, но лишь совсем бегло упоминает о Гедеоне. Так, он пишет о том, как во время трехнедельного пребывания на Кадьяке привлекал детей "американцев" в училище. Затем описывает, как "распекал" монахов "келейно и в присутствии отца Гедеона". И это все, что есть в письме о Гедеоне. Далее Резанов пишет, что "поручил я дирекцию над училищем" отцу Нектарию, "стыдил, что не знают они [священнослужители] американского языка по сие время... Поручил им собирать словарь... но как всякое дело [им] медведем кажется, то приступил я сам к сочинению словаря сего...". Остается непонятным, почему Резанов в этом письме пишет о поручении "дирекции" над училищем отцу Нектарию, а не Гедеону, тогда как за 5 месяцев до приезда Резанова на Кадьяк именно Гедеон и организовал училище, исполнял обязанности директора и обучал детей кадьякцев, а также сам готовил Нектария для учительской должности. Продолжал директорскую и учительскую деятельность в училище Гедеон и после отъезда Резанова из Кадьяка. Об этом свидетельствуют многочисленные документы и письма самого Резанова, приводимые в записках Гедеона (и находящиеся в подлинниках в том же деле архива Синода).

С.Г. Федорова справедливо указывает на заслуги миссионеров в деле просвещения коренного населения как на положительную сторону деятельности Русской православной церкви на Аляске. Но, основываясь, по-видимому, только на труде П.А. Тихменева, она, в частности, пишет об организации училища на Кадьяке Н.П. Резановым и не упоминает Гедеона даже в связи с кадьякской духовной миссией.

В книгах, где публикуется Донесение Гедеона, и в статье с обзором его нет других данных о Гедеоне, кроме имеющихся в самой рукописи, и даже отмечается, что составители ими не располагают. Но нам все же удалось собрать некоторые сведения о личности Гедеона.

В фонде Синода в деле "о возложении на означенного в американские заведения иеромонаха Гедеона креста" имеется послужной список. Там значится, что Гедеон — сын орловского священника, мирское его имя Гавриил, от роду ему 33 года (т. е., по всей вероятности, он 1770 года рождения), с 1785 г. обучался в Севской семинарии латинскому языку, грамматике и поэзии, а с 1790 г. — в Белоградской (Белгородской) семинарии Курской епархии французскому языку, логике, риторике, географии, истории, арифметике, физике, геометрии, философии и богословию. С 1797 г. определен при Белоградской семинарии учителем французского языка, с 1799 г. — учителем риторики и философии, с 1800 г. "преподавал риторический класс высшего разряда", а с 1802 г. определен также и учителем математики.

Краткая характеристика деятельности Гедеона в Америке и некоторые биографические сведения (хотя фамилия Гедеона не называется) приводятся в статье А. Львова в "Церковных ведомостях" за 1894 г.

В книге С.Г. Рункевича "Александро-Невская лавра" читаем, что иеромонах Гедеон (здесь наконец приводится и его фамилия — Федотов) был "истребован" в 1803 г. митрополитом Амвросием от Преосвященного Курского и назначен учителем Александро-Невской семинарии и соборным иеромонахом Александро-Невской лавры. В том же году отправлен Святейшим Синодом в морскую экспедицию вокруг света. По возвращении из Америки в 1809 г. митрополит Амвросий назначил Гедеона наместником Александро-Невской лавры и архимандритом Троицкого Зеленецкого монастыря Петербургской епархии.

После этого Гедеон был настоятелем Сковородского и Иверского монастырей, в 1821 г. ушел на покой в Коневский монастырь, в 1834 г. "пере-просился ради большего уединения и безмолвия" в Андрусовскую Николаевскую пустынь Олонецкой епархии, где и скончался 1 ноября 1843 г.

Все эти сведения и, конечно, сами записки показывают, что Гедеон был человеком с незаурядными способностями, весьма образованным и ко времени поездки в Америку уже достаточно опытным педагогом. Можно предполагать и какое-то особое расположение и доверие к нему митрополита Амвросия, а затем и Н.П. Резанова.

Возложенная Синодом на Гедеона обязанность по обследованию состояния Кадьякской духовной миссии была вызвана неблагополучным положением, которое складывалось в те годы с деятельностью миссионеров Русской православной церкви на Аляске.

Духовная миссия на Кадьяке начала свою деятельность с сентября 1794 г.

В состав ее входили архимандрит Иоасаф, иеромонахи Ювеналий, Макарий и Афанасий, иеродиаконы Стефан и Нектарий, монахи Герман и Иоасаф, а также два церковнослужителя. Кроме иеромонаха Макария и иеродиакона Стефана, бывших из иноков Коневского монастыря, вся духовная миссия состояла из монашествующих особ Валаамского монастыря.

В последующие годы по решению Синода было учреждено Кадьякское викариатство при Иркутской епархии, и в 1797 г. архимандрита Иоасафа отозвали в Иркутск для посвящения в епископы. Но на обратном пути на Кадьяк (в 1799 г.) он погиб вместе со всей свитой при крушении судна "Феникс". Кадьякское викариатство упразднили.

Введение христианства в Северо-Западной Америке началось еще в 50-х годах XVIII в. с крещения русскими промышленниками алеутов Алеутских о-вов, а позже и кадьякцев.

Снаряжение Синодом целой духовной миссии в Русскую Америку, а затем и попытки учреждения викариатства были результатом деятельности Г.И. Шелихова. "При создании Российско-Американской компании Шелихов и его наследники всячески подчеркивали наличие неограниченных возможностей для распространения "веры Христовой" в русских колониях в Америке. Но даже в начале деятельности духовная миссия столкнулась с противодействием приказчиков компании, а с получением компанией привилегий конфликты между духовенством и компанией усилились. Содержание духовенства дорого обходилось компании, к тому же оно зачастую служило помехой при осуществлении ею эксплуатации коренного населения".

Записки Гедеона показывают столкновение этой духовной миссии на Кадьяке на рубеже и в самом начале XIX в. с правлением колоний тех лет в лице первого Главного правителя Российско-Американской компании каргопольского купца А.А. Баранова и его помощников.

Как известно из литературы, легендарный первый Главный правитель Русской Америки А.А. Баранов, чьими неимоверными трудами и усилиями создавались и расширялись "заведения" компании в Америке, действовал тогда в крайне тяжелой и сложной обстановке. На русские поселения и промысловые партии у берегов Северо-Западной Америки нападали индейцы, провоцируемые американскими и английскими купцами на выступления против русских и на уничтожение их поселений. Все усиливалось и хищничество иностранных судов в пределах Русской Америки. Сложно было внутреннее положение колоний. Жестоко эксплуатируемые простые русские промышленники волновались и даже устраивали заговоры против Баранова и его приспешников. Постоянно не хватало продовольствия и товаров. В этих условиях неповиновение эскимосов конягов и алеутов, ставших главной рабочей силой компании, грозило подрывом самих основ ее существования. Действия же миссионеров, которые "ласковостью, тихостью и кротостью" старались привлекать аборигенов в лоно церкви, шли вразрез с применяемыми компанией жесткими методами управления с использованием подневольного труда коренных жителей.

После отъезда в 1798 г. архимандрита Иоасафа в Иркутск, а затем появления свидетельств гибели у берегов Северо-Западной Америки судна, на котором он возвращался, отношения Баранова с оставшимися четырьмя членами миссии перешли в откровенную войну.

Гедеону, прибывшему на Кадьяк по предписанию Н.П. Резанова, данному в письме от 23 января 1805 г. от кадьякской конторы в духовную миссию, было поручено возглавить ее взамен погибшего Иоасафа.

Гедеон пытался примирить местное начальство и духовенство, т. е., согласно указаниям Резанова, подчинить деятельность церкви интересам компании. Об этом, в частности, писал Резанов Гедеону из Ново-Архангельска на о. Ситха в Кадьяк 11 сентября 1805 г.: "Прошу вас также внушать, чтоб сохранялось повиновение начальству и американцы безропотно исполняли повинности их, доколе не улучшим мы края сего, ибо иначе все может разрушиться, и ежели не будет [набрано] в партовщики [из эксимосов и алеутов] достаточно числа людей, то ножи, под которыми мы здесь ведем жизнь свою, употребятся ко вторичному россиян истреблению". Промысловые партии из Кадьяка и прилегающих мест не только обеспечивали промыслы пушнины и продовольствия, но и были поддержкой Ново-Архангельску, окруженному воинственными племенами индейцев тлинкитов, враждебность и непримиримость которых к русским разжигались американскими торговцами, вооружавшими индейцев против русских огнестрельным оружием (даже пушками) .

Аттестат, выданный Гедеону при отъезде из Кадьяка А. А. Барановым, говорит именно о такой примиренческой миссии Гедеона. Но, судя по тому, каким гневом и возмущением по поводу жестокого обращения с коренными жителями дышат его письма митрополиту Амвросию, А.А. Баранову и И.И. Баннеру, колониальное начальство не нашло в нем союзника.

Как известно, открытие и освоение Алеутских о-вов и Аляски с 40-х годов XVIII в. русскими купцами и промышленниками составляли по своей исторической значимости важные звенья эпохи Великих географических открытий России. Русское освоение Алеутских о-вов и Аляски по своему отношению к коренным жителям отличалось в лучшую сторону от крайне жестокой испанской колонизации Америки, а затем и англо-французской уже хотя бы тем, что русские никогда не стремились к геноциду, им было присуще гуманное отношение к аборигенам. Однако прибыль частных купеческих компаний, а затем и Российско-Американской компании обеспечивалась, конечно, эксплуатацией не только природных ресурсов осваиваемых территорий, но и его коренного населения, так же как и простых русских промышленников.

Торгово-промысловое освоение русскими Аляски имело и прогрессивные для своего времени черты: сравнительно демократический характер освоения, введение более передовых способов производства, земледелия, скотоводства, господствовавших в метрополии, тенденции к развитию многоотраслевого хозяйства, а также стремление к просвещению коренного населения, установлению с ним добрососедских отношений.

Мы полагаем, что среди прогрессивных черт должна быть особо отмечена присутствовавшая в истории Русской Америки тенденция защиты коренного населения от чрезмерной эксплуатации сначала частными компаниями, а затем и Российско-Американской компанией. И по мере изучения большего числа документальных материалов все значительнее представляется роль передовых представителей интеллигенции той эпохи в лице военных моряков, отдельных служащих компании, миссионеров и других лиц, посещавших Русскую Америку, в практической деятельности по улучшению положения коренных жителей и в научной — по изучению их этнографии и языков. Гуманизм, уважение к самобытной культуре алеутов, эскимосов и индейцев, отношение к ним как к равным себе народам, искреннее желание помочь им — все это нашло отражение в описаниях путешествий таких прославленных отечественных мореплавателей и ученых, как Г.А. Сарычев, Г.И. Давыдов, Ю.Ф. Лисянский, И.Ф. Крузенштерн, В.М. Головнин, Ф.П.Литке, Ф.А.Врангель, в этнографических и лингвистических работах миссионера и признанного просветителя алеутов И. Вениаминова, в замечательном труде Л.А. Загоскина и во многих других публикациях русских исследователей и путешественников XIX в.

Следствием обличений местного начальства, какие мы встречаем, в частности, у Гедеона, было то, что после смены в январе 1818 г. на посту Главного правителя колоний А. А. Баранова впредь назначались на этот пост сроком на пять лет только заслуженные морские офицеры с безупречной репутацией, в большинстве своем ученые и исследователи.

Именно такие прогрессивные тенденции и были характерны в те еще самые первые годы существования Российско-Американской компании для деятельности Гедеона в Русской Америке, как об этом свидетельствуют его записки. В копиях писем Гедеона митрополиту Амвросию и в описаниях положения коренных жителей мы находим факты, изобличающие местное начальство и их приближенных из числа русских промышленников в чрезмерных притеснениях и жестокостях по отношению к местному населению. Позиция Гедеона по этому вопросу особенно четко видна в одном из его писем, адресованных А.А. Баранову, где он приводит слова Н.П. Резанова, "что разврат и буйство допущены в Кадьяке послаблением начальства и что он к строгим мерам приступить должен, чтобы искоренить навсегда зло сие". Но, как известно, Резанов не доехал до Петербурга, он умер в пути (судя по всему, в Русской Америке до отъезда Гедеона об этом еще не были осведомлены). И может быть, еще и потому Донесение Гедеона в Синод уже не содержит той наиболее обличительной части в адрес начальства колоний, которая присутствует в его рукописи из библиотеки Валаамского монастыря.

Практическая деятельность Гедеона в Русской Америке позволяет отнести его к числу наиболее передовых миссионеров, которые несли аборигенам далекого края не только православную религию, но и просвещение, начатки более высокой культуры. Замечательна в этом отношении работа Гедеона по организации училища для детей аборигенов, подготовке учителей для него, а также руководство в составлении словаря и грамматики кадьякского языка.

Поручение Н.П. Резановым Гедеону, связанное с организацией училища на Кадьяке, было вызвано упадком, в который пришла школа для детей местных жителей, основанная на Кадьяке еще Г.И. Шелиховым в 1784-1786 гг. Архимандрит Иоасаф с прибытием духовной миссии на Кадьяк вновь устроил школу в доме миссии, где обучалось 15 детей. Учителем при ней был иеродиакон Нектарий. В 1802 г. эта школа перешла в ведение компании, и учителем стал русский промышленник Юдин. Но как правильно объясняет упадок школьного дела в данный период П.А. Тихменев, "главный недостаток школы заключается в неимении в колонии лиц, способных к учительской обязанности". Здесь и оказались нужными педагогические навыки и образование Гедеона.

Из записок Гедеона, прилагаемых писем и документов мы узнаем, что в марте 1805 г. им было открыто на Кадьяке двухклассное Российско-Американское училище. В первом классе ученики обучались чтению, письму и краткому катехизису; во втором — арифметике, грамматике, географии, священной и светской истории. Училище имело вначале 50 учеников, а затем в нем обучалось до 100 человек "разных племен". Ко времени отъезда Гедеона лучшие из его учеников (и подготовленные им) "заступили" на преподавательские места. Им же Гедеон поручил составление словаря и краткой грамматики кадьякского языка, начатое под его руководством.

Хотя все начинания Гедеона, мало поддерживаемые начальством колоний, после его отъезда стали приходить в упадок, они не остались совершенно бесследными. Училище, хотя и с небольшим числом учеников, существовало на Кадьяке до 1825 г. (когда оно было переведено в Ново-Архангельск и только часть его осталась на Кадьяке). О результатах обучения на Кадьяке в те годы Ф.П. Врангель писал в 1831 г.: "...и теперь в колониях из служащих-креолов некоторые бухгалтеры и содержатели магазинов — ученики того времени".

В дальнейшем центром школьного образования в Русской Америке стал Ново-Архангельск, где это училище со временем было преобразовано в обще колониальное. С 1833 г. помощник Главного правителя капитан-лейтенант А.К. Этолин стал заведовать училищем и в нем усилилось преподавание мореходных наук. Кроме этого училища в Ново-Архангельске существовала еще школа для мальчиков и школа для девочек; в 1841 г. открыто духовное училище, преобразованное в 1845 г. в семинарию. Наиболее способных учеников-креолов отправляли для продолжения образования в Кронштадтское штурманское училище, Медико-хирургическую академию, а также для обучения всевозможным ремеслам и мастерствам. Такие известные исследователи Аляски, как А.И. Климовский, А.Ф. Кашеваров, Ф.П. Колмаков, П.В. Малахов, креолы по происхождению, обучались сначала в Ново-Архангельске, а затем в Кронштадтском штурманском училище. В последующие годы появились школы для детей аборигенов на о. Уналашка (основана И. Вениаминовым в 1825 г.) и на о. Атха Алеутских о-вов, на о-ве Беринга, затем в Нушагакской и Квихпакской миссиях.

Школьное образование в Русской Америке — это безусловно прогрессивное для своего времени явление. "Компания Гудзонова залива не предпринимала на протяжении всего своего существования никаких попыток создать на своей территории даже подобие культурных центров. В сравнении с ней можно оценить деятельность Российско-Американской компании в области просвещения. Русские начиная с 80-х годов XVIII столетия создали в своих далеких американских колониях первые школы, которые с переменным успехом развивались в течение первой четверти XIX в. и достигли своего наиболее высокого уровня в 40-50-х годах XIX в.

Большую научную ценность представляет этнографическая часть записок Гедеона — описание эскимосов конягов. Здесь Гедеон показал себя наблюдательным и образованным исследователем, сумевшим подметить многие подробности культуры и быта островитян. Этот раздел чрезвычайно интересен как одно из ранних наблюдений над жизнью кадьякцев в результате тесного трехлетнего контакта с ними. Гедеон с истинным уважением к самобытной культуре островитян, их человеческому достоинству, без оттенка высокомерия характеризует культуру аборигенов Кадьяка, отмечая положительные черты ее и самих кадьякцев.

Описание Гедеона, пожалуй, лучшее из всех имеющихся источников по этой теме. Здесь подробно описаны жилища рядовых обитателей селений: конструкция, убранство. Характеризуются большие общественные жилища глав селений — кажимы, в которых проходили "игрушки" (обряды-празднества). Обстоятельно излагается статус вождей (тоенов): наследственность их власти, обычаи, сопровождавшие передачу этой должности, и т. д. Описываются воинское снаряжение кадьякцев, подробности церемониала перед отправлением в военный поход, войны, которые вели до прихода русских кадьякцы. Особенно подробно рассказано об "игрушках". Эти обряды-празднества островитяне устраивали обычно после окончания промыслового сезона и перед началом следующего, а также и в других случаях. Останавливается Гедеон и на обычаях, связанных с рождением, воспитанием детей, браком, а также смертью, говорит о болезнях и способах лечения, перечисляет лечебные травы и коренья, описывает способы лечения кровопусканием и др.

Характеризуя нормы поведения островитян, Гедеон отдает должное тем положительным правилам, которые существовали в их быту: помощь нуждающимся, "учтивость", отсутствие воровства и т. п., отмечает природный ум кадьякцев, их остроумие и находчивость.

Подробно рассказывает Гедеон о морской охоте кадьякцев на бобров и китов, а также способы охоты на нерп у берега и др.

Характеризует Гедеон и торговый обмен, существовавший между кадьякцами и соседними племенами: эскимосами п-ова Аляска, эскимосами чугачами, а также индейцами кенайцами. Описывает физический тип островитян, традиционные украшения лица различными вставками и подвесками, татуировкой. И наконец, останавливается на преданиях о заселении этих островов, космогонических представлениях.

В предисловии к публикации Валаамского монастыря отмечается: "В рукописи иеромонаха Гедеона мы находим относительно кадьякцев нечто подобное тому, что Высокопреосвященный Иннокентий [И. Вениаминов] оставил в наследие науке относительно алеутов в своих "Записках об островах Уналашкинского отдела".

И действительно, результаты пребывания на Кадьяке Гедеона непосредственно созвучны с миссионерской и научной деятельностью И. Вениаминова на Алеутских о-вах и в Русской Америке. Мы видим здесь большое сходство научных, исследовательских и гуманистических традиций. Вениаминов с большим успехом продолжил работу по просвещению коренного населения и изучению культуры и языка аборигенов Америки, к чему еще в самом начале XIX в. был причастен и Гедеон.

Большой интерес американских и канадских ученых к русским источникам по истории и этнографии Аляски способствовал публикации переводов многих из них в зарубежных изданиях. В 1977 г. опубликован и перевод на английский язык записок Гедеона из упомянутого выше издания Валаамского монастыря 1894 г.

В основу данной публикации положено Донесение Гедеона (автограф), хранящееся в фонде Синода, но все разночтения с уже опубликованным вариантом рукописи выверены, дополнения внесены в текст, что каждый раз отмечается в подстрочных примечаниях. Таким образом, предлагаемый текст впервые представляет записки Гедеона в полном объеме.

 
 

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com