Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / История России / Русские ученые, инженеры и путешественники / УЧЕНЫЕ-ЭНЦИКЛОПЕДИСТЫ / Ломоносов Михаил Васильевич (1711-1765). Сергей Лабанов

 
Рекомендуем
Новости сайта:
Дата в истории
Новые материалы
 
 
Оксана Бабенко (Россия). К вопросу о биографии М.И. Глинки
 
 
 
Главный редактор портала «Россия в красках» в Иерусалиме представил в начале 2019 года новый проект о Святой Земле на своем канале в YouTube «Путешествия с Павлом Платоновым»
 
 
 
 
Владимир Кружков (Россия). Австрийский император Франц Иосиф и Россия: от Николая I до Николая II . 100-летию окончания Первой мировой войны посвящается
 
 
 
 
 
 
Никита Кривошеин (Франция). Неперемолотые эмигранты
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь
 
Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»

 
 
Павел Густерин (Россия). Россиянка в Ширазе: 190 лет спустя…
 
 
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
 
Протоиерей Андрей Кордочкин (Испания). Увековечить память русских моряков на испанской Менорке
Павел Густерин (Россия). Дело генерала Слащева
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Павел Густерин (Россия). О поручике Ржевском замолвите слово
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия).  От Петербургской империи — к Московскому каганату"
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Приплетать волю Божию к убийству человека – кощунство! 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Алла Новикова-Строганова. (Россия).  Отцовский завет Ф.М. Достоевского. (В год 195-летия великого русского православного писателя)
Ксения Кривошеина (Франция).  Шум ленинградского прошлого
Олег Озеров (Россия). Гибель «Красного паши»
Павел Густерин (Россия). О заселении сербами Новороссии
Юрий Кищук (Россия). Невидимые люди
Павел Густерин (Россия). Политика Ивана III на Востоке
Новая рубрика! 
Электронный журнал "Россия в красках"
Вышел осенний номер № 56 журнала "Россия в красках"
Архив номеров 
Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикация из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг. 
Славьте Христа добрыми делами!

Рекомендуем:
Иерусалимское отделение Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО)
Россия и Христианский Восток: история, наука, культура





Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
 
Ломоносов Михаил Васильевич (1711-1765)
 
19 ноября 2006 года исполнилось 295 лет со дня рождения, выдающегося русского учёного, философа, поэта, художника, общественного деятеля, Михаила Васильевича Ломоносова (1711-1765).

К сожалению, в наше время этой великой личности, достоянию России почти не уделяется внимания. Либеральные СМИ, радио и телевидение как будто бы воды в рот набрали: очень редко можно найти позитивную статью о великом учёном России, основателе русской науки и образования. Редко показывают и ставший культовым девятисерийный художественный фильм о Михаиле Васильевиче.

В течение 19 ноября 2006 года не было показано ни одной передачи или фильма, посвящённой 295-летию со дня его рождения. Был показан 18 ноября на канале «Культура» старый фильм 1956 года, этим и ограничились.

Всю жизнь Михаил Васильевич Ломоносов посвятил достижению рассвета России, которую до сих пор стремятся разрушить либералы-западники. Он всю жизнь боролся с иноземным засильем в жизни родной страны и в науке, а либералы, сами не способные к творчеству и растаптывающие любые ростки самобытной русской мысли, считают своим долгом отыскать очередных «наставников» за рубежом, и для них по сей день пишут проекты постановлений в «вашингтонском обкоме». Многим из власти предержащих и в страшном сне не может присниться, что сказал бы по поводу их деятельности сам Михаил Васильевич.

Прежде чем переходить собственно к фигуре М.В. Ломоносова, необходимо понять сущность XVIII века, сильно отличавшегося от предыдущих столетий. Особенностью этого столетия была насильственная, и во многом искусственная, секуляризация русской культуры. Стали появляться новые атрибуты светской культуры, полностью расходившейся с традиционной церковной. Сначала быт самих царей и их приближённых, а затем постепенно и тех слоёв, которые их окружали, стал сильно и быстро меняться. Не только разные технические «удобства жизни», но и в ещё большей степени эстетика Запада пленяли русских людей с необыкновенной силой. Уже в XVII веке у нас заводится театр, а при Петре I, под его прямым наблюдением насаждаются разные формы западного быта (снятие бород, парики, камзол, жабо, короткие штаны до колен с застёжками, бантами и завязками, чулки, высокие причёски и башмаки, подвязки, разрешение женщинам носить мужскую одежду и так далее).

Эти перемены отвечали, конечно, внутренним сдвигам сознания, происходившим в русской душе, — и, прежде всего, той внутренней секуляризации высших слоев, которая создавала потребность своего внешнего выражения. В отличие от Запада, где данный процесс проходил в течение нескольких столетий, в России наличность уже готовой и, на первый взгляд привлекательной модели, казалось, устраняла необходимость самостоятельной выработки нового стиля жизни. Вот почему этот стиль жизни формируется в верхних слоях русского общества с такой скоростью. Уже через несколько десятилетий старый быт в целостности сохранился лишь в провинции, а также у простого народа и старообрядцев.

При этом, менялись не только внешние формы жизни, — вырастала потребность и в новой «идеологии». Всюду вспыхивает жажда светского образования — в данный момент находимого только в Европе. В этот период времени многие русские люди высших сословий были предельно сильно восприимчивы к философской культуре Запада (Франции, Германии и Англии).

В результате этих влияний в русской мысли XVIII века сформировались три течения: вольтерианство, масонство и идея сильного, правового имперского государства (где главным объектом была идея просвещённой, мощной и сильной империи).

У национально-мыслящих поэтов и деятелей России, таких как М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина мы находим элементы секуляризированного консерватизма, соединённого с гуманизмом. Их вдохновляет уже «не святая Русь», а «Великая Россия». Они восхищаются имперским величием России, и относятся к эмпирическому бытию России вне всякого исторического обособления. В этом обращении просматривается своего рода реакция против слепого поклонения Западу и пренебрежительному отношению ко всему русскому, которое так ярко проявилось у вольтерианцев и масонов.

Отсюда рождаются знаменитые слова Ломоносова, что:

«Может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать».

М.В. Ломоносов родился 19 ноября8 ноября 1711 года в семье зажиточного и предприимчивого крестьянина-помора в деревне Денисовка Холмогорского уезда Архангельской губернии. К 12 годам, обучаясь в школе, он наизусть мог воспроизвести многие страницы из «Псалтыри рифмованной» Симеона Полоцкого, «Славянской грамматики» Симеона Полоцкого, «Славянской грамматики» Мелентия Смотрицкого, «Арифметики» Леонтия Магницкого. Названные книги впоследствии сам Ломоносов называл «вратами своей учёности». Действительно, например, «Арифметика» Магницкого была собственно книгой для чтения, она содержала очерки по истории философии, начиная от Пифагора, Платона, Аристотеля и Эпикура, сведения о достопримечательностях природы, о Земле, других планетах Солнечной системы, о всякого рода «загадочных» и «таинственных» явлениях.

Одержимый жаждой познания мира, осенью 1730 года, Ломоносов отправляется в Москву, сопровождая по поручению односельчан-поморцев обоз с рыбой. Зачисленный на учёбу в Славяно-греко-латинскую академию, он «имея один алтын в день жалованья», с «благородной упрямкой» стал «с большим рачением» изучать латинский, греческий, старославянский языки, риторику, философию, поэтику, механику, физику, математику и ифику (этику). В «открытых дискутациях» при академии нередко участвовали учёные, не имевшие прямого отношения к академическому штату: В.Н. Татищев, Ф.А. Головин, Н.Ю. Трубецкой, А.Д. Кантемир и др.

С осени 1734 года Ломоносов продолжил учёбу в Киево — Могилянской академии главным образом с целью углубить знания латинского языка, истории философии и естествознания, а в декабре 1735 года был направлен в Петербургскую Академию наук и включён в число учащихся, готовящихся к поездке за рубеж, в Германию. С начала 1736 года в составе группы русских студентов в университете г. Марбурга он слушал лекции Х. Вольфа, а в 1739 году был переведён во Фрейбургский университет для обучения минералогии, горному делу, химии.

М.В.Ломоносов вступил на научное и общественное поприще в эпоху утраты завоеваний великой державы, созданной Петром I. В эпоху, когда фактическим правителем Российской Империи оказался бывший конюх немец Бирон. Затем императором был провозглашён младенец Иван Антонович, за которого правила его мать Анна Леопольдовна. У руля власти оказались немцы, нередко абсолютно чуждые России, не любившие и не понимавшие ее, руководствовавшиеся в своей деятельности лишь личными, корыстными интересами. Достояние и сокровища великой страны разворовывались. Наши богатства, «лес и сало» (по выражению А.С. Пушкина), вывозились за границу в обмен главным образом на предметы роскоши для новой паразитической элиты. Созданный великими усилиями и трудами флот оказался ненужным и гнил. Армия, годами не получавшая денег, постепенно разваливалась. Чиновники на местах творили произвол, год от года усиливался крепостной гнёт, народ стонал под бременем невыносимых налогов.

Однако вскоре после того как Ломоносов вернулся Германии, где он завершал образование, произошёл очередной дворцовый переворот, приведший на трон дочь Петра I Елизавету Петровну, который вызвал резкий подъём патриотических чувств в стране. К сожалению, это переворот мало что изменил в жизни простых людей из низших сословий. Иноземных искателей счастья и чинов сменили отечественные, среди которых так и не оказалось ни одного государственно и патриотически мыслящего деятеля страны, способного осмыслить тот вызов Истории, перед которым оказалась Россия. Эту миссию в полной мере и исполнил Михаил Васильевич Ломоносов.

О заслугах Ломоносова на научном и общественном поприще написано много, но до сих пор не сказано главного. Великий русский учёный, не имея никой реальной власти, совершил не менее важный подвиг, взвалив на свои могучие плечи бремя выработки программы национального освобождения и социально-экономического прогресса. Для достижения этой цели он использовал все доступные ему средства: наставления императрицам, публичные выступления, докладные записки, свое влияние на фаворитов императрицы. При этом, он в полной мере видел ничтожность тех, кто хотел наставлять и направлять, знал, что большинство его предложений не будет ими понято.Но Ломоносов работал на будущее, понимая, что только таким способом можно попытаться провести в жизнь необходимые для страны решения.

Иными словами, он сам был готов к подвигу ради истины и России и не разу не сошёл с избранного им пути. Однако, несмотря ни на какие препятствия. он не раз добивался своего, и верховная власть прислушивалась к его советам, а в период возвышения граф И.И. Шувалова Ломоносов как бы стал негласным министром просвещения России. Михаил Васильевич как бы делал из правителей (точнее, правительниц) своих помощников, невзирая но, что те не всегда оказывались подходящими для выполнения этой миссии.

То, что Ломоносов оказался в этой роли, произошло как бы само собой. Он оказался фактически единственным человеком в стране в это время, который смог предложить целостную программу, охватывающую как неотложные задачи, так и дальние цели. Так получилось, что его личные устремления в полной мере совпали с насущными потребностями развития России.

Ломоносов провёл своего рода полную инвентаризацию страны, уяснил себе её истинные потребности, уяснил себе какими человеческими, природными, интеллектуальными, финансовыми ресурсами располагает Россия, а затем стал, как бы подтягивать их до требуемого уровня, одновременно усиливая и остальные звенья.

После смерти Петра I, который все силы страны направил на победоносное завершение войны, постройку новой столицы и проведение реформ в европейском духе, экономика России, оказалась в полном упадке, а население России сократилось почти на треть. Не хватало рабочих рук для возникших заводов и мануфактур, по причине малолюдства не обрабатывалась значительная часть земли. В этих условиях, по мнению Ломоносова, самым главным делом было «сохранение и размножение российского народа, в чём состоит величество, могущество и богатство всего государства, а не в общинности, тщетной без обитателей... Умножается народ, и доходы прирастают». И он, разобрав все стороны российской жизни, предлагает меры для сокращения смертности и болезней. С начала 40-х годов Ломоносов углубился в проблемы самых различных отраслей знания – естественнонаучного, философского, культуроведческого, производственно-хозяйственного. Он создаёт целый цикл трудов, в котором шаг за шагом формирует многостороннюю систему понятий широкого теоретического значения.

В 1757 году Ломоносов стал членом Академической канцелярии и подключился к управлению академическими делами. В 1758 году ему было поручено управление академической гимназией, университетом и географическим департаментом. Основной задачей Географического департамента было составление «Атласа Российского». Ломоносов разработал обширный план получения как физико-географических, так и экономико-географических данных для составления «Атласа» с помощью организации географических экспедиций, а также обработки ответов на специальные анкеты, разосланные в различные пункты страны. Для нужд мореходства и научных исследований требовались новые приборы, и Ломоносов создаёт ряд собственных оптических и механических приборов, превосходящие зарубежные аналоги, в частности, телескоп и термометр.

С этими работами тесно связан, вполне актуальный для сегодняшнего дня трактат «О сохранении и размножении российского народа» (1761). В нём Михаил Васильевич предложил ряд законодательных и общественных мероприятий, направленных на увеличение народонаселения России путём повышения рождаемости, сохранения родившихся и привлечения иностранцев в русское подданство.

В «Рассуждениях о большой точности морского пути» (1759) Ломоносов предложил ряд новых приборов и методов для определения долготы и широты места. В этом сочинении он впервые внёс предложение об организации Международной мореплавательной академии для совместного решения наиболее важных научно-технических проблем мореплавания. Ломоносов исследовал морские льды и дал их первую классификацию. Он неоднократно подчёркивал политическую и хозяйственную важность для России освоения Северного морского пути. В 1762-63 гг. написал «Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию», а в 1764 – «прибавление» к этой работе «О северном мореплавании на Восток по Сибирскому океану», сопроводив его «примерной» инструкцией «морским командующим офицерам». Он предвидел, что «России могущество будет прирастать Сибирью».

В области русской словесности существенная заслуга Ломоносова – усовершенствование русского литературного, прозаического и стихотворного языка. Михаил Васильевич написал грамматику русского языка (1755) и первую риторику на русском языке, дал красочные образцы красноречия и поэзии в разных родах и формах (оды императорам и императрицам от Петра I до Елизаветы Петровны и Екатерины II), духовные стихи, переложения псалмов, похвальные надписи, послания вельможам и императрицам, трагедии: «Тамира и Селим», «Демофонт», поэму «Пётр Великий».

Но деятельность Ломоносова сопровождались непрерывной борьбой с академической канцелярией, с господствовавшей там немецкой партией (Шуммахер, Тауберт и т.д.), масонскими интригами Г.Н. Теплова и других «вольных каменщиков» в академии. Михаил Васильевич часто жаловался на «неприятелей наук российских, которые не дают возрасти свободно насаждению Петра Великого».

Отвечая на запросы своего времени, а нередко и опережая их, Ломоносов изучал грозовые явления, колебательные движения в различных средах, природу тепловой энергии Солнца, причины северного сияния и многие другие практические важные научные проблемы. Такие феномены, как электричество и магнетизм, он объяснял движением частиц, опираясь на создаваемую при этом теорию атмосферного «грозового электричества». Природу света, полагал он, составляют процессы, близкие к электромагнитным.

Естественнонаучные представления Ломоносова в значительной мере опираются на его «корпускулярную философию», представляющую собой своеобразное единство философских, методологических и практических идей. Атомы Ломоносов называл «нечувствительными частицами» и характеризовал их как материальные (вещественные), обладающие движением и протяжённостью. Он предлагал различать как бы «два уровня» этих частиц, две их формы: элементы – мельчайшие неделимые первочастицы и корпускулы – делимые в силу того, что они являются ассоциациями элементов. Следует отметить, что это различение элемента и корпускулы можно назвать предвосхищением позднейшего открытия атома и молекулы. Истоки своих атомистических представлений Ломоносов усматривал в учениях Х. Вольфа, Р. Бойля, И. Ньютона.

В своих исследованиях явлений природы Ломоносов сочетал эмпирические методы с теоретическими, естественнонаучные подходы с мировоззренческими. Факты, явления, считал Ломоносов, становятся предметом наблюдения, изучения и должны рассматриваться исходя из их натуры, реальных причин их существования. Исходными для него была природа и её «основоположения». В познании закономерностей, причин явлений должны принимать участие как органы чувств, так и разум.

В то же время, будучи религиозным человеком по своей натуре, Ломоносов отвергает стеснение одной сферы деятельности другой и настойчиво проводит идею мира между наукой и религией. «Неверно рассуждает математик, — замечает он,- если захочет циркулем измерить Божию волю, но не прав и богослов, если он думает, что на Псалтыре можно научиться астрономии или химии». Ломоносову были чужды, и даже противны антирелигиозные выступления деятелей французского Просвещения (Вольтера, Дидро, Руссо, Ламетри), и наоборот, он с большим уважением относился к тем учёным (как, например, Ньютон), которые признавали бытие Божие.

Крупный научный успех ожидал Ломоносова в 1761 году. В этот год весь научный мир Европы наблюдал прохождение Венеры по диску Солнца. Ломоносов следил за этим явлением у себя в домашней обсерватории. В результате он первым в мире установил, что Венера окружена плотной воздушной атмосферой. После этого в 1761-63 гг. Михаил Васильевич занимался усовершенствованием ньютонианского и грегорианского телескопов, фотометрией звёзд, конструировал астроновагиционные приборы.

Исторические сочинения Ломоносова вдохновлялись первыми попытками нашего национального самосознания, определения места России в мире, но в то же самое время, он искал национальный идеал вне церковной идеологии. Здесь, в самом Ломоносове, явно просматривалась та двойственность, характерная для всего XVIII века, заключающаяся, с одной стороны, что он стоял за светскую жизнь, с другой же стороны он, исследуя саму русскую жизнь, находил полное удовлетворение своему чувству родины.

Улучшить жизнь общества, по Ломоносову, можно лишь посредством просвещения, совершенствования нравов и установившихся общественных форм. Для России, по мнению ученого, естественная форма бытия это — самодержавие. Именно благодаря самодержавию, считал он, Россия «усилилась… умножилась, укрепилась, прославилась». Историю Ломоносов понимал как процесс органический, где всякая предшествующая фаза связана с последующей. История – не «вымышленное повествование», а достоверное, основанное на конкретных источниках изучение опыта «праотцев наших», включающее в себя исследование летописей, историко-географические сведения, статистику, демографию и многое другое. Исторические и философские понятия отражают, по Ломоносову, изменения, происходящие в мире, отсюда необходим их периодический пересмотр.

В «Российской грамматике» (1755), Ломоносов доказывал, что русский язык, сочетающий «великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка», не менее других языков приспособлен к тому, чтобы отражать «тончайшие философские воображения и рассуждения».

В многогранной и в чем-то противоречивой фигуре Ломоносова, мы имеем дело с новой для русских людей религиозно-философской позицией, в которой свобода мысли не мешает искреннему религиозному чувству. Правда важным моментом является то, что это религиозное чувство становится уже по существу внецерковным.

Для исследований Ломоносова характерна теснейшая связь теоретических вопросов с практическими, умение ориентировать научный поиск в нужном направлении. Он требовал, чтобы науки отвечали на важнейшие вопросы хозяйства страны, потребности населения в области культуры, на запросы армии, торговли, мореплавания, кораблестроения, земледелия.

Заботясь о развитии науки, культуры и просвещения, Ломоносов занимался вопросами образования, повышения грамотности населения. Его «Риторика» сыграла большую роль в восприятии принципа историзма лингвистикой как науки о языке, его форме и структуре построения. Он создал ряд работ в области языкознания, издал новую грамматику русского языка, высказал много интересных идей по вопросам литературы, искусства, придавал большое значение изучению истории России с древнейших времён.

Кроме того, следует отметить важность просветительской, общественной деятельности Ломоносова. Он оказал большое влияние на развитие книжного дела в России. Его исторической заслугой было основание совместно с графом И.И. Шуваловым в 1755 году Московского университета, ныне носящего его имя. Во всей многогранной деятельности Ломоносова им руководила глубокая любовь к Отечеству, а сам был примером и образцом служения своей стране.

Во вступлении к «Древней Российской истории» Ломоносов пишет: «…Народ российский от времён, глубокою древностию сокровенных, до нынешнему веку толь многое видел в счастии своём перемены, что ежели кто междоусобные и отвне нанесённые войны рассудит, в великое удивление придёт, что по толь многих разделённых, утеснениях и нестроениях не токмо не расточился, но и на высочайший степень величества, могущества и славы достигнул. Извне угры, печенеги, половцы, татарские орды, поляки, шведы, турки; изнутрь домашние несогласия не могли так утомить России, чтобы сил своих невобновила. Каждому несчастию последовало благополучие большее прежнего, каждому упадку — высшее восстановление; и к ободрению утомлённого народа некоторым Божественным промыслом воздвигнуты были добрые государи».

Влияние Ломоносова на развитие научного и философского знания в России общепризнанно – от Пушкина, назвавшего «его первым университетом» и В.Г. Белинского, сравнившего его с Петром Великим, — до Г.Г. Шпета, назвавшего Ломоносова «первым русским учёным в европейском смысле» и В.В. Зеньковского, сказавшего: «Ломоносов был гениальным учёным, различные учения и открытия которого далеко опередили его время».

Смерть Елизаветы Петровны, свержение Петра III, многое изменили в жизни учёного. Уехал за границу И.И. Шувалов, и Ломоносов остался без своего покровителя перед лицом многочисленных недоброжелателей. Расстроенный и больной, он пишет Екатерине II прошение об отставке. Екатерина подписывает это прошение, но через две недели отменяет своё решение. Ломоносов остался в Академии, а в конце 1763 года был произведён в статские советники с окладом 1800 рублей в год.

В марте 1765 года Ломоносов сильно простудился, ему становилось всё хуже и хуже, и 4 (15) апреля этого года учёный умер. Он был похоронен при огромном стечении народа на Лазаревском кладбище Александра-Невской лавры в Петербурге..

Сергей Лабанов
1 декабря 2006 г.
 
Используемая литература:
 
1) Русская философия. Словарь. – М.:1995.
2) Русский патриотизм. Словарь. – М.:2002.
3) Русское мировоззрение. Словарь. – М.:2004.
4) Русская литература. Словарь. – М.:2003.
5) История русской философии. // Под ред. М.А. Маслина. – М.:2001.
6) П.С. Шкуринов. Философия России XVIII века. – М.:1992.
7) Зеньковский В.В. История русской философии. Т.1-2. – Р.:1991.
8) С.А. Левицкий. Очерки по истории русской философии. Т.1-2. – М.:1996.
9) Шпет Г.Г. Сочинения. – М.:1990
10) История государства Российского. Жизнеописание. XVIIIвек. – М.:1996.
11) Ломоносов М.В. Избранные произведения. – Л.:1986.
12) Ломоносов М.В. Полн. собр. соч. Т.1-11.- М.:1950-1986.
13) Ломоносов М.В. Записки по русской истории. –М.:2003.
14) Е. Лебедев. Ломоносов. (Серия ЖЗЛ). –М.:1990.
15) М. Антонов. Ломоносов – это наше всё. «Молодая гвардия», №9.2002. С.200-230.                                                           
 
 
Источник Правая.ру
 
    
     Другие материалы по теме:

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com