|
||||||||||||||||||||||||
Главная / История России / Культура и искусство: русские имена / ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / Московский частный театр Ф. А. Корша |
||||||||||||||||||||||||
ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Авторский канал видео путешествий Павла и Ларисы Платоновых - Israel with Paul and Laura на английском языке
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Хранительница последнего очага Кима Филби
Павел Густерин (Россия). Особенности языковой подготовки на профильных факультетах российских вузов
Павел Густерин (Россия). Хронология российско-йеменских отношений
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Павел Платонов (Израиль, Иерусалим). К дню памяти протоиерея Василия Ермакова - 3 февраля 2021 года
Павел Густерин (Россия). Комментарии к «Записке Петра Великого о фортециях»
Юлия Бесстремянная (Россия). Православная музыка и живопись в современных изданиях: опыт Российской государственной библиотеки
Никита Кривошеин (Франция). «Дмитрий Сеземан и его двойной исход». К столетию русского Исхода. Беседа с Никитой Кривошеиным. Анна Кузнецова
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Судьба Радзивилловской (Кёнигсбергской) летописи
Павел Густерин (Россия). Был ли Александр Невский назван в честь Александра Македонского…
Павел Густерин (Россия). О генеалогическом единстве Русского мира на примере внуков Мстислава Удатного
Павел Густерин (Россия). Список мест, связанных с земной жизнью Иисуса Христа, с упоминанием произошедших событий
Павел Густерин (Россия). Обстоятельства совершения советскими войсками рейда по северным районам Афганистана в 1929
Юрий Кищук ( Россия). Время воздержания. И отчуждения?
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
Павел Густерин (Россия). Установление дипломатических отношений между Советской Россией и Афганистаном
Павел Густерин (Россия). Торговые отношения между СССР и арабскими странами в 1920–1930-х годах
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
Галина Бесстремянная (Россия). История православия в Японии и династия японских священнослужителей
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
Павел Густерин (Россия). Академик Мясников об Афанасии Никитине: пародия на науку
Оксана Бабенко (Россия). Надежда Васильевна Туманина - биограф великих русских композиторов
Александр Кан (Великобритания).
Спасение Романовых: иллюзия или упущенные возможности?Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
Айдын Гударзи-Наджафов (Узбекистан). Жизнь без мифов. Великий князь Николай Константинович 1850-1918
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель Ксения Кривошеина. (Франция). Памятники чекистским палачам до сих пор украшают страну"
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Жорж Нива (Франция). Четыре трети нашей жизни. «Сюрреалистический фильм» о русской эмиграции
Олег Гоков (Украина). Российская военная миссия 1877 года в Персию
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых"
Олег Гоков, Сергей Фалько (Украина). Военно-разведывательная миссия Н.Я. Шнеура и В.А. Бодиско по странам Европы, Северной Америки и Азии в 1880–1881 гг.
Оксана Бабенко (Россия). Тень православия в музыке: русское музыкальное общество и столичные консерватории во второй половине XIX века
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Светлана Баконина (Россия). Первый опыт духовного руководства русскими паломниками (из дневника священника, сопровождавшего богомольцев на Святую Землю в 1912 году)
Популярная рубрика
Протоиерей Георгий Митрофанов. "Трагедия России: «запретные» темы истории XX века в церковной проповеди и публицистике" Полемика, отзывы
Проекты ПНПО "Россия в красках": Публикации из архивов:
Русское Александровское подворье близ храма Воскресения. Путь к Александровскому подворью. Извлечение из издания ИППО 1901 г. Храм Воскресения Господня в Иерусалиме и окружающие его святыни
Палестина под властью христианских императоров. (326-636 г.г.) По Альфонсу Курэ. С.Петербург. 1894 год. X. Свв. Савва и Феодосий. XI. Св. Савва и император Анастасий. До 528 г.
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.
Мы на Fasebook
Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках" Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
|
Московский частный театр Ф. А. Корша
11 сентября 1882 года в Москве спектаклем «Ревизор» Н. В. Гоголя открылся первый в России частный театр Ф. А. Корша (Русский Драматический театр) Театр Ф. А. Корша был создан на основе Пушкинского театра или «Театра близ памятника Пушкину» под руководством актрисы Малого театра Анны Алексеевны Бренко. Театр Бренко существовал с 1879 года в обход существовавшей тогда монополии императорских театров. Он имел блестящую труппу, классический репертуар и составлял конкуренцию Малому театру. Однако неопытность Бренко как антрепренера привела ее театр к финансовому краху. В 1882 году ведущие актеры во главе с М. И. Писаревым и В. Н. Андреевым-Бурлаком на правах товарищества создали Русский драматический театр и пригласили распорядителем Федора Адамовича Корша. Федор Адамович Корш по образованию был юристом. В 1874 году он закончил юридический факультет Московского университета. Какое-то время занимался адвокатской практикой в Москве, но затем из-за жесткой столичной конкуренции обратился с ходатайством о получении свидетельства на право хождения по чужим делам при Вологодском окружном суде. В скором времени он удостоился звания присяжного поверенного и вел дела самостоятельно.
Интересна история приобщения будущего антрепренера, драматурга и переводчика к театральному искусству. Как сообщает в своих «Записках» известный актер Ю. М. Юрьев, впервые Корш имел дело с театром «в качестве арендодателя вешалки для верхнего платья при Пушкинском театре». Вот так причудливо проявился в жизни известный афоризм К. С. Станиславского: начав со сдачи в аренду театрального гардероба, цепкий предприниматель быстро превратился в крупного театрального деятеля. Итак, в 1882 году Коршу было поручено коммерческое руководство вновь созданным Русским драматическим театром с обязательным условием соблюдать художественные принципы бывшего Пушкинского театра Бренко. Уже через год Корш стал единоличным руководителем театра. Первоочередной задачей, вставшей перед ним, была задача выживания театра в условиях отсутствия государственных дотаций, субсидий Московской городской Думы и финансовой поддержки меценатов. Надо сказать, что сегодня в этом отношении опыт антрепренерской деятельности Корша необычайно актуален. Корш сосредоточил свои усилия на двух направлениях: репертуарная политика и расширение зрительской аудитории. Введением дешевых билетов на утренние спектакли и в праздничные дни он привлек к театру молодежь. Строго выдержанная линия репертуара способствовала тому, что юношество могло видеть по утрам прекрасные постановки по произведениям русской и зарубежной классики (в первую очередь пьесы А. Н. Островского). В утренних спектаклях были заняты те же знаменитые актеры, что и вечером, поэтому качество постановки утренников оставалось таким же высоким. И. М. Москвин вспоминал, что в молодости он был «отравлен» театром благодаря Коршу, который «за 20 копеек давал возможность посмотреть первоклассную труппу во главе с В. Н. Давыдовым». Кроме того, формируя аудиторию утренних спектаклей, театр расширял и зрительский круг вечерних.
В репертуаре вечерних спектаклей Корш сначала сделал акцент на фарсовой комедии с ярко выраженной любовной интригой, рассчитанной на неискушенного зрителя. Литераторы Д. А. Мансфельд, А. Ф. Крюковский, Н. И. Мясницкий, С. Ф. Разсохин поставляли комедии с однотипными конфликтами и штампованными персонажами. Появилось даже понятие «коршевской пьесы», т.е. драматургии, строившейся по принципу «больше забавного и смешного». В начале 1890-х Корш сместил акцент в репертуаре на западноевропейские переводные новинки. «Гвоздь» последнего театрального европейского сезона непременно появлялся вскоре у Корша. Бывая за границей на премьерах модных пьес, Корш и его переводчики стенографировали текст спектакля, а потом переводили его, причем нередко декорации и костюмы европейской постановки полностью «калькировались». В связи с этим у Корша случались неприятности и судебные тяжбы с авторами, зачастую еще не успевшими опубликовать пьесу на родине, когда она уже была поставлена в России. Своеобразной рекламой стали «Пятницы» в театре Корша. Еженедельные пятничные премьеры, которые ставились с 3-4 репетиций, стали неотъемлемой частью московской театральной жизни. Столичные театралы знали: что бы ни случилось, как часы, в пятницу у Корша новый спектакль. Конечно, из-за такой спешки неизбежными были и провалы, но зато удачные постановки шли годами. Кроме того, в целях рекламы Корш устраивал в фойе театра художественные выставки, музыкальные вечера, обязательно давал рекламу в прессе.
В результате такой политики театр Корша вскоре приобрел финансовую стабильность и завоевал доверие московской публики. Первые три сезона театр Корша обитал в Камергерском переулке, в том самом доме, где в 1902 году, обосновался Московский Художественный театр. Однако уже в 1885 году благодаря благотворительной помощи купцов братьев Бахрушиных в Богословском переулке (в настоящее время Петровский переулок) открылось новое здание театра (архитектор М. Н. Чичагов) со сценой, оборудованной по последнему слову техники, и зрительным залом, освещенным электричеством (в Большом и Малом театрах зрители еще дышали газом). Теперь Корш мог себе позволить постановки серьезной драматургии. В его театре впервые были поставлены пьесы А. П. Чехова («Иванов»; 1887), Л. Н. Толстого («Власть тьмы»; 1895), Г. Ибсена («Нора» и «Доктор Штокман»;1891-1892) и другие. На сцене театра также шли пьесы Л. Андреева, М. Ю. Лермонтова, Ф. Писемского, У. Шекспира, Ф. Шиллера, Мольера.
Одним из самых больших достижений театра Корша был высокий уровень исполнительского мастерства. Спектакли театра традиционно славились сильным актерским составом. В разные годы на его сцене играли многие известные и выдающиеся русские актеры: М. М. Блюменталь-Тамарина, Н. М. Радин, В. О. Топорков, И. П. Киселевский, В. Н. Давыдов, П. Ф. Солонин, И. М. Москвин, А. А. Остужев, А. Б. Яворская, И. М. Шувалов, К. Н. и А. М. Яковлевы, П. В. Самойлов, М. А. Потоцкая, В. А. Кригер, Е. М. Грановская и др.
С появлением Московского Художественного театра (1898), отвлекшего значительную часть интеллигентной публики, Корш почувствовал непрочность собственных позиций. Чутко улавливая театральную моду, он понял, что пришло время режиссерского театра. В 1900 году Корш пригласил в свой театр выдающегося режиссера Н. Н. Синельникова, который осуществил несколько значительных работ, в том числе постановку пьесы С. А. Найденова «Дети Ванюшина» (1901), отмеченную К. С. Станиславским. Антреприза Ф. А. Корша, благодаря гибкости мышления и уникальности мастерства компромисса ее создателя, стала примером самой длительной частной антрепризы в России. В канун 1917 года Федор Адамович продал свое детище, а сам уехал за границу. Позже он оказался на Кавказе, откуда вернулся в подмосковное Голицыно. Там он скончался 28 октября 1923 года.
После революции театр перешел к новому владельцу - М. М. Шлуглейту. В сезон 1925 - 1926 гг. он был включен в сеть государственных театров Моссовета и получил название «Комедия» (бывш. Корш). В 1932 году, ровно через полвека после своего основания, театр был закрыт, а в его здании, как это уже было в истории, вновь разместился Московский художественный академический театр, открывший здесь свой филиал. Наиболее крупные актеры вошли в труппы Малого театра и МХАТ.
В настоящее время здание бывшего театра Корша принадлежит Государственному Театру Наций, который в своей деятельности наследует многие традиции своего выдающегося предшественника. Как считает историк театра Татьяна Шах-Азизова: «История коршевского театра, одного из ранних и самых стойких русских частных театров, богата и поучительна, особенно в наше время, когда этот тип театра, перемахнув полувековую полосу запрета и забвения, пытается возродиться». При подготовке статьи использованы материалы и изображения с сайтов http://www.krugosvet.ru (Энциклопедия «Кругосвет»), http://www.teatp.ru («Театральная Москва»), http://gra.litsa.ru (Общественно-правовой журнал «Российский адвокат»), http://www.all-photo.ru/empire (Российская Империя в фотографиях).
|
|||||||||||||||||||||||
© 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com |