|
||||||||||||||||||||||||
Главная / История России / Культура и искусство: русские имена / ТВОРЧЕСТВО РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ / ИЗВЕСТНЫЕ ИМЕНА / Брюллов Карл Павлович (1799 - 1852) / Гений искусства. 23 декабря 1799 года в Санкт-Петербурге родился Карл Брюллов. Юрий Кищук |
||||||||||||||||||||||||
ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Авторский канал видео путешествий Павла и Ларисы Платоновых - Israel with Paul and Laura на английском языке
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Хранительница последнего очага Кима Филби
Павел Густерин (Россия). Особенности языковой подготовки на профильных факультетах российских вузов
Павел Густерин (Россия). Хронология российско-йеменских отношений
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Павел Платонов (Израиль, Иерусалим). К дню памяти протоиерея Василия Ермакова - 3 февраля 2021 года
Павел Густерин (Россия). Комментарии к «Записке Петра Великого о фортециях»
Юлия Бесстремянная (Россия). Православная музыка и живопись в современных изданиях: опыт Российской государственной библиотеки
Никита Кривошеин (Франция). «Дмитрий Сеземан и его двойной исход». К столетию русского Исхода. Беседа с Никитой Кривошеиным. Анна Кузнецова
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Судьба Радзивилловской (Кёнигсбергской) летописи
Павел Густерин (Россия). Был ли Александр Невский назван в честь Александра Македонского…
Павел Густерин (Россия). О генеалогическом единстве Русского мира на примере внуков Мстислава Удатного
Павел Густерин (Россия). Список мест, связанных с земной жизнью Иисуса Христа, с упоминанием произошедших событий
Павел Густерин (Россия). Обстоятельства совершения советскими войсками рейда по северным районам Афганистана в 1929
Юрий Кищук ( Россия). Время воздержания. И отчуждения?
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
Павел Густерин (Россия). Установление дипломатических отношений между Советской Россией и Афганистаном
Павел Густерин (Россия). Торговые отношения между СССР и арабскими странами в 1920–1930-х годах
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
Галина Бесстремянная (Россия). История православия в Японии и династия японских священнослужителей
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
Павел Густерин (Россия). Академик Мясников об Афанасии Никитине: пародия на науку
Оксана Бабенко (Россия). Надежда Васильевна Туманина - биограф великих русских композиторов
Александр Кан (Великобритания).
Спасение Романовых: иллюзия или упущенные возможности?Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
Айдын Гударзи-Наджафов (Узбекистан). Жизнь без мифов. Великий князь Николай Константинович 1850-1918
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель Ксения Кривошеина. (Франция). Памятники чекистским палачам до сих пор украшают страну"
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Жорж Нива (Франция). Четыре трети нашей жизни. «Сюрреалистический фильм» о русской эмиграции
Олег Гоков (Украина). Российская военная миссия 1877 года в Персию
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых"
Олег Гоков, Сергей Фалько (Украина). Военно-разведывательная миссия Н.Я. Шнеура и В.А. Бодиско по странам Европы, Северной Америки и Азии в 1880–1881 гг.
Оксана Бабенко (Россия). Тень православия в музыке: русское музыкальное общество и столичные консерватории во второй половине XIX века
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Светлана Баконина (Россия). Первый опыт духовного руководства русскими паломниками (из дневника священника, сопровождавшего богомольцев на Святую Землю в 1912 году)
Популярная рубрика
Протоиерей Георгий Митрофанов. "Трагедия России: «запретные» темы истории XX века в церковной проповеди и публицистике" Полемика, отзывы
Проекты ПНПО "Россия в красках": Публикации из архивов:
Русское Александровское подворье близ храма Воскресения. Путь к Александровскому подворью. Извлечение из издания ИППО 1901 г. Храм Воскресения Господня в Иерусалиме и окружающие его святыни
Палестина под властью христианских императоров. (326-636 г.г.) По Альфонсу Курэ. С.Петербург. 1894 год. X. Свв. Савва и Феодосий. XI. Св. Савва и император Анастасий. До 528 г.
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.
Мы на Fasebook
Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках" Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
|
Гений
искусства
23 декабря 1799 года в Санкт-Петербурге
родился Карл Брюллов
Cлучается порой, что даже о каких-то
великих людях мы судим только лишь по их известным творениям. Восхищаясь
бессмертными произведениями писателей, художников и музыкантов, обыватель даже
и не подозревает порой о существующей неприметной грани творчества всемирно
известного человека. Так наверное многим из нас известно имя русского художника
Карла Павловича Брюллова. Во многих домах можно встретить удачную или же не
очень копию его картины «Всадница», написанной художником в 1832 году по
просьбе графини Юлии Павловны Самойловой. Не менее известен и великий труд
художника «Последний день Помпеи»
(1830—1833), получивший всемирное признание ценителей, критиков и просто людей
интересующихся искусством. Многие в величии этого творения склонны видеть в
большей степени драматизм действия, романтические эффекты освещения и
скульптурную, классически совершенную пластику фигур. Но не у многих из нас,
при взгляде на это полотно, возникнет мысль о нравственной и религиозной
составляющих картины. Наш взгляд сегодня настолько «замылен» заботой о
временных благах и страхом потерять их, что мы и на этой картине видим лишь
безумный страх людей теряющих «в мгновение ока» всё, - дома, накопленные богатства
и т. д. Так ли всё просто и однозначно? Чтобы рассуждать о каком-либо
аспекте творчества художника, конечно же необходимо по меньшей мере знать
основные вехи его жизни и творчества. Не занимаясь дотошным копированием данных
из энциклопедий и словарей, хочется всё же обратить внимание на религиозность
Брюллова, отражение которой можно проследить в его творчестве буквального с
совсем ещё юношеских творений. Так в 1821 году он закончил петербургскую
Академию художеств и в качестве выпускной работы написал картину «Явление
Аврааму трёх ангелов у дуба Мамврийского», за которую получил большую золотую
медаль и право на пенсионерскую поездку за границей. Увидеть эту картину можно
в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. Затем взрослея и видимо более философски взглянув на мир, он
постепенно подходит к написанию главной своей картины.
Прежде всего, нужно наверное сказать, о
том своеобразном существующем взгляде на гибель древнего города Помпеи, как на
наказание Божие за грехи людские. Соответственно этому мнению, некоторыми из
нас картина Брюллова «Последний день
Помпеи» воспринимается не иначе как, - «праведное наказание грешников за их
злые деяния». Мы, во-первых в это время будто бы забываем о милосердии и любви
Божией ко всем людям, а во-вторых стараемся каким-то образом не замечать совсем
другие черты этого произведения. Эта картина скорее может служить нам
напоминанием о необходимости непрестанного бодрствования и трезвения! И, несомненно,
она буквально кричит нам о христианской любви. Это сыновья, которые выносят на
своих руках родного отца. Несмотря на риск, они не пытаются спастись сами:
лучше они умрут, чем бросят старика и спасутся сами. В это время, позади них
молодой Плиний помогает встать упавшей матери. Видим мы и родителей, прикрывающих
детей собственными телами. Но, не только о любви эта картина, наравне с этим
благородным чувством Брюллов обращает наше внимание и на людей сердца которых
покинула эта добродетель. Присмотревшись, можно заметить на заднем плане жреца,
пытающегося унести с собой золото. Даже перед смертью он продолжает
руководствоваться жаждой наживы.
Несомненно при внимательном рассмотрении
эта картина своей масштабностью и целой палитрой всевозможных образов во многих
зрителей вселяет неожиданно возникающий вдруг из глубин души страх. Можно с
большой долей уверенности допустить, что всё же не только лишь это вселяющееся
чувство входило в задумки автора. Работая над картиной до полнейшего
изнеможения, Брюллов хотел изобразить в большей мере различное восприятие людьми
приближающихся ужасных событий. Наше
внимание привлекают и еще три персонажа – женщины склонившие колени в молитве.
Осознавая, что самостоятельно спастись невозможно, они надеются на помощь Бога.
Но кому именно они молятся? Может быть, напуганные, они просят помощи у всех
известных божеств? Рядом мы видим христианского священника с крестом на груди,
держащий в одной руке факел а в другой кадило, в испуге он обращает свой взор
на рушащиеся статуи языческих богов. И один из наиболее эмоциональных
персонажей – молодой юноша, который держит на руках погибшую любимую. Смерть
ему уже безразлична, он потерял желание жить, и ожидает смерти как избавления
от страданий. Присутствует на картине и сам автор. Может быть, этим творец хотел
сказать, что привычный мир близок к гибели? И нам, людям, возможно стоит
задуматься как мы живем, и правильно расставить приоритеты.
Необходимо отметить, что как о картине
«Последний день Помпеи», так и о всем творчестве Брюллова положительно и
возвышенно высказывались не только специалисты в области художественного
искусства, но и не менее знаменитые современники художника. «И стал «Последний день Помпеи» для
русской кисти первый день», - писал
восхищаясь Е. А. Баратынский. Об этой значимой работе великого Брюллова
восторженно писали А. С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, В.А. Жуковский, В. Г.
Белинский, А.А. Фет. Н. В. Гоголь посвящает ей одноименную восторженную статью
(1834), назвав ее "полным, всемирным созданием", где "все
отразилось", — отразилось в образе "сильных кризисов, чувствуемых
целой массой". «В России тогда, — писал А.И. Герцен, — был лишь один
живописец, пользовавшийся широкой известностью, Брюллов». Был конечно и И. С.
Тургенев, который порицал в творчестве Брюллова декоративность и отвлеченный романтизм.
По его определению, Брюллов писал «трескучие картины с эффектами, но без поэзии
и без содержания…».
«Нельзя
пройти сии развалины, не почувствовав в себе какого-то совершенно нового
чувства, заставляющего все забыть, кроме ужасного происшествия с сим городом»,
- писал Брюллов после посещения Помпей. Это то чувство любви к ближнему не
сразу осознанное великим художником, было им блистательно выражено в картине. И
мы конечно же можем с уверенностью сказать о том, что с самого детства Карлу
Павловичу были свойственны глубокие религиозные чувства, которые быть может он
просто не стремился открыто проявлять. Благодаря этой в глубине его души
теплящейся веры, он возможно не озлобился в детстве, будучи понуждаем своим
отцом к рисованию во время своей болезни. И хотя, многие специалисты в области
искусства склонны думать, что библейские сюжеты нередко были для Брюллова
только предлогом для изображения человеческих страданий и страстей, все таки
хотелось бы здесь допустить мысль о ошибочности подобных смелых умозаключений.
Потому как чем, если не сохранившейся в его душе любовью ко Христу сможем мы объяснить, ту красоту и
неповторимую возвышенность в изображении фигур апостолов, евангелистов
написанных великим художником уже практически в окончании своей сравнительно
недолгой жизни, когда его пригласили участвовать в росписи Исаакиевского
собора. Ему было предложено расписать плафон большого купола. Карл Павлович с
большим интересом приступил к работе над эскизами. К 1848 году они были
завершены, и он приступил к самой живописи. Однако тяжёлая работа в сыром
недостроенном соборе подорвала и без того слабое здоровье живописца, дав
осложнения на сердце и обострив ревматизм, поэтому уже в феврале художник
просил об освобождении от работ.
Карл
Павлович Брюллов скончался 11 (23) июня 1852 года в местечке Манциана под
Римом, где лечился минеральными водами. И вот уже прошло два с лишним столетия
с тех пор как на мировом художественном небосклоне взошла яркая звезда
художника Брюллова. Но, до сих пор в энциклопедической и исторической
литературе о этом великом человеке мы можем найти сведения о том, что он
никогда не был религиозным человеком.
Думается теперь настало время для того чтобы всё же несколько глубже
рассмотреть наименее изученную сторону в многогранном творчестве великого
живописца. Ведь несомненно, что самая великая его картина свидетельствует нам о
христианской любви, нравственных идеалах и заботе о ближних.
Материал прислан автором порталу "Россия в красках" 11 декабря 2014 года |
|||||||||||||||||||||||
© 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com |