|
||||||||||||||||||||||||
Главная / История России / Культура и искусство: русские имена / ТВОРЧЕСТВО РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ / ИЗВЕСТНЫЕ ИМЕНА / Бенуа Александр Николаевич (1870-1960) / Александр Николаевич Бенуа |
||||||||||||||||||||||||
ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Авторский канал видео путешествий Павла и Ларисы Платоновых - Israel with Paul and Laura на английском языке
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Хранительница последнего очага Кима Филби
Павел Густерин (Россия). Особенности языковой подготовки на профильных факультетах российских вузов
Павел Густерин (Россия). Хронология российско-йеменских отношений
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Павел Платонов (Израиль, Иерусалим). К дню памяти протоиерея Василия Ермакова - 3 февраля 2021 года
Павел Густерин (Россия). Комментарии к «Записке Петра Великого о фортециях»
Юлия Бесстремянная (Россия). Православная музыка и живопись в современных изданиях: опыт Российской государственной библиотеки
Никита Кривошеин (Франция). «Дмитрий Сеземан и его двойной исход». К столетию русского Исхода. Беседа с Никитой Кривошеиным. Анна Кузнецова
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Судьба Радзивилловской (Кёнигсбергской) летописи
Павел Густерин (Россия). Был ли Александр Невский назван в честь Александра Македонского…
Павел Густерин (Россия). О генеалогическом единстве Русского мира на примере внуков Мстислава Удатного
Павел Густерин (Россия). Список мест, связанных с земной жизнью Иисуса Христа, с упоминанием произошедших событий
Павел Густерин (Россия). Обстоятельства совершения советскими войсками рейда по северным районам Афганистана в 1929
Юрий Кищук ( Россия). Время воздержания. И отчуждения?
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
Павел Густерин (Россия). Установление дипломатических отношений между Советской Россией и Афганистаном
Павел Густерин (Россия). Торговые отношения между СССР и арабскими странами в 1920–1930-х годах
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
Галина Бесстремянная (Россия). История православия в Японии и династия японских священнослужителей
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
Павел Густерин (Россия). Академик Мясников об Афанасии Никитине: пародия на науку
Оксана Бабенко (Россия). Надежда Васильевна Туманина - биограф великих русских композиторов
Александр Кан (Великобритания).
Спасение Романовых: иллюзия или упущенные возможности?Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
Айдын Гударзи-Наджафов (Узбекистан). Жизнь без мифов. Великий князь Николай Константинович 1850-1918
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель Ксения Кривошеина. (Франция). Памятники чекистским палачам до сих пор украшают страну"
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Жорж Нива (Франция). Четыре трети нашей жизни. «Сюрреалистический фильм» о русской эмиграции
Олег Гоков (Украина). Российская военная миссия 1877 года в Персию
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых"
Олег Гоков, Сергей Фалько (Украина). Военно-разведывательная миссия Н.Я. Шнеура и В.А. Бодиско по странам Европы, Северной Америки и Азии в 1880–1881 гг.
Оксана Бабенко (Россия). Тень православия в музыке: русское музыкальное общество и столичные консерватории во второй половине XIX века
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Светлана Баконина (Россия). Первый опыт духовного руководства русскими паломниками (из дневника священника, сопровождавшего богомольцев на Святую Землю в 1912 году)
Популярная рубрика
Протоиерей Георгий Митрофанов. "Трагедия России: «запретные» темы истории XX века в церковной проповеди и публицистике" Полемика, отзывы
Проекты ПНПО "Россия в красках": Публикации из архивов:
Русское Александровское подворье близ храма Воскресения. Путь к Александровскому подворью. Извлечение из издания ИППО 1901 г. Храм Воскресения Господня в Иерусалиме и окружающие его святыни
Палестина под властью христианских императоров. (326-636 г.г.) По Альфонсу Курэ. С.Петербург. 1894 год. X. Свв. Савва и Феодосий. XI. Св. Савва и император Анастасий. До 528 г.
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.
Мы на Fasebook
Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках" Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
|
АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ БЕНУА
Александр Николаевич Бенуа родился 21.4(3.5).1870 г. в Петербурге в семье профессора архитектуры и архитектора высочайшего двора Николая Леонтьевича Бенуа, который был сыном Луи-Жюля Benois, выходца из Франции. Дед Александра Николаевича с материнской стороны Альберт Катаринович Кавос, венецианец по происхождению, был строителем Мариинского театра в Санкт-Петербурге и Большого театра в Москве. Александр Бенуа вырос в атмосфере исключительной художественности, он посещал классы Академии художеств, но считал себя автодидактом (самоучкой). В своих воспоминаниях он писал: “Мой интерес к художественным произведениям, естественно приведший меня к “знаточеству”, стал проявляться с очень ранних лет. Скажут, что рожденный и воспитанный в художественной семье, я просто не мог избегнуть такой “семейной заразы”, что я не мог не интересоваться искусством — раз вокруг меня было столько людей, начиная с моего отца, кто знали в нем толк и обладали художественными талантами. Однако среда средой (не мне отрицать ее значение), но все же, несомненно, во мне было заложено нечто, чего не было в других, в той же среде воспитывавшихся, и это заставляло меня по-иному и с большей интенсивностью впитывать в себя всякие впечатления.”
С 1885 по 1890 г. Александр Николаевич учится в “Майской гимназии” в Санкт-Петербурге, в которой он сближается с Д. В. Философовым, К. Андреевичем С. и В. Ф. Нувелем. В 1890 г. к ним присоединяются С. П. Дягилев, двоюродный брат Философова, музыковед А. П. Нурок и художник Лев Бакст. Через несколько лет кружок был преобразован в редакцию художественного журнала “Мир искусства” (1898 — 1904).
В 1887 году Александр Бенуа, посещает вечерние классы Академии Художеств.
В 1893 г. Бенуа увлекается копированием старинных голландцев в Эрмитаже.
По окончании университета в 1894 г. Александр Бенуа женится на Анне Карловне Кинд.
В 1893 г. Бенуа заявил о себе как талантливый искусствовед, написав художественную историческую статью о русском искусстве для третьего тома “Die Geschichte der Malerel im XIX Jahrhundert” (“История живописи XIX столетия” Р. Мутера), вышедшего в 1894 г. За этим последовали “История русской живописи” (1901 — 1902), “Русская школа живописи” (1904), “Русский музей императора Александра III” (1906), “Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны” (1911), “Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа” (1910), “История живописи всех времен и народов” (1912 — 1917, осталась незаконченной).
С 1895 г. по 1899 г. Бенуа состоит хранителем собрания, пожертвованного кн. M. К. Тенишевой Русскому музею в Санкт-Петербурге.
В 1897 г., возвратившись из Франции, создал серию акварелей “Последние прогулки Людовика XIV”, которая принесла ему известность как художнику.
С его именем связано возникновение в 1898 г. объединения “Мир искусства”, одним из основателей и идейным руководителем которого он был. Александр Николаевич становится вместе с С. Дягилевым редактором журнала “Мир искусства” и принимает непосредственное участие в выставках созданного им общества общества.
В 1900 г. в течение нескольких месяцев преподает историю стилей в Училище барона Штиглица.
Бенуа был одновременно и художником и теоретиком искусства, его перу принадлежат многие книги, посвященные истории живописи и культуры вообще. В своей первой книге “История русской живописи в XIX веке” (1900 — 1902) и в статьях начала 1900-х гг. искусствовед подверг критике академическое искусство, эстетику Н. Г. Чернышевского и гражданственность живописи передвижников. Главным критерием оценки произведений искусства Бенуа считал их “художественность”. Он был страстным пропагандистом классического наследия и инициатором создания ряда искусствоведческих изданий и музеев. С 1901 — 1903 г.г. Александр Бенуа написал множество статей по живописи, архитектуре, музыке, театру и т. д., помещенных в основанном им в 1901 г. художественно-историческом сборнике “Художественные сокровища России; в журналах “Мир искусства”, “Московский еженедельник”, “Старые годы”, “Золотое руно”. С 1904 г публикуется в газетах: “Слово”, “Русь” и “Речь”.
В 1911 году увидел свет его “Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа”; с 1910 по 1917 гг. — серийное издание “Истории живописи всех времен и народов”.
Капитальными трудами А. Бенуа являются “Русская школа живописи”, “Царское Село” и “Всеобщая история живописи”, которые выходили в 1904, в 1910 и в 1911 г. Последнее издание осталось незаконченным из-за изменившихся вследствие войны и революции условий жизни.
Александр Бенуа принял ближайшее участие в организации крупнейших выставок: “Русского портрета” в Санкт-Петербурге 1902 и 1905 гг., “Русского искусства” в Париже в 1906 г., исторической архитектуры в Санкт-Петербурге в 1911 г., “Старых Годов” в Санкт-Петербурге в 1908 г., большой “Русской выставки” в Брюсселе в 1928 г. и др.
Свои работы Александр Бенуа представлял на выставках Общества акварелистов (с 1891 г.), “Мира искусства” (с 1897 г.), “Современное искусство” (1903), “Салона” С. Маковского, Международной в Риме (1911), “Русского искусства” в Белграде (1930) и в Праге (1935) и др. Выставки, посвященные творчеству Александра Бенуа, состоялись в Париже в 1926 г. и в Комо в 1955 г.
Первым выступлением художника в театре стала декорация к опере А Танеева “Месть Амура” в Придворном театре Эрмитажа 1900 г.
С 1896 по 1899 г. и с 1905 по 1907 г. Бенуа живет в Париже и в Версале (летом в Бретани и Нормандии); с 1908 по 1913 г. — в окрестностях Лугано. Лето 1900, 1901, 1902 гг. посвящает изучению окрестностей в Санкт-Петербурга. Александр Бенуа совершает поездки по Франции, Италии, Германии, Австрии, Бельгии, Голландии, Швейцарии, Испании и др.
Творчество Бенуа-художника было, в основном, посвящено двум темам: “Франция эпохи “короля-солнца” и “Петербург XVIII – начала XIX в.”, будучи увлечен которыми Бенуа создал особый вид исторической живописи, типичной для “Мира искусства”. К этим темам он обращался как в своих исторических картинах, так и в пейзажных работах, выполненных с натуры в Петербурге и окрестных дворцах и во Франции, в Версале, где он часто и подолгу бывал (серия "Последние прогулки Людовика XIV", 1897 — 98; "Версальская серия", 1905 — 06). Этим же темам художник уделял много внимания в своих театральных и книжных работах.
Его первой иллюстрированной книгой стал “Медный Всадник” Пушкина, появившийся в “Мире искусства” в 1904 г. и вновь изданный в 1923 г., отличающийся графическим изяществом иллюстраций, созвучных пушкинским строкам.
В 1905 году художник выпустил книгу “Азбука в картинах Александра Бенуа. В 1899, 1911 гг. увидели свет иллюстрации Бенуа к “Пиковой даме”. С 1906 г. Александр Бенуа — действительный член Парижского Осеннего Салона.
Александр Бенуа является реформатором русской театрально-декорационной живописи. Как театральный декоратор и режиссер Александр Бенуа работает для многих театров. Его первой постановкой является опера Р. Вагнера “Гибель богов” в Мариинском театре 1903 г. Его первый балет (либретто, декорации и костюмы) “Павильон Армиды” Н. Н. Черепнина, созданный в 1907 г. был дан в Париже в 1909 г., в Риме в 1911 г.
Увлечение художника балетом привело к тому, что по его инициативе была организована частная балетная труппа С. Дягилева “Русские сезоны”, которая начала свои выступления в Париже в 1909 г.. Бенуа занял в труппе пост директора по художественной части и оформил несколько спектаклей в 1908, 1910, 1911, 1924 гг. Для балета И. Стравинского “Петрушка” (1911) Бенуа написал либретто, а его декорации к этому спектаклю стали одним из высших достижений художника.
В 1913 — 15 гг. А. Бенуа вместе с К. Станиславским и В. Немировичем-Данченко руководил Московским Художественным театром, был его заведующим художественной частью и режиссёром (“Мольеровский спектакль”, “Locandier'y” [“Хозяйка гостиницы” (итал.).] Гольдони и “Пушкинский спектакль”).
С 1919 г. Бенуа был режиссёром и художником Академического театра оперы и балета ("Пиковая дама" П. И. Чайковского, 1921) и Большого драматического театра ("Слуга двух господ" К. Гольдони, 1921) в Петрограде. Работы Бенуа-декоратора отличаются тонким чувством стиля, художественной цельностью, тщательной продуманностью декораций и костюмов.
С 1912 по 1917 г. Александр Бенуа был вице-председателем “Общества защиты памятников искусства”, с 1918 г. — членом Коллегии по делам музеев при Народном Комиссариате; в 1918 — 1926 гг. — заведующим картинной галереей в Государственном Эрмитаже, в качестве которого произвел полную и более рациональную перегруппировку музейных ценностей; принимал непосредственное участие в реорганизации и сохранении дворцов и Русского музея.
В 1923 году Бенуа работает в Александринском театре, с 1919 по 1926 г. в Большом Драматическом театре в Петрограде.
В 1926 г. художник эмигрировал во Францию, в Париж, где работал главным образом над эскизами декораций и костюмов для спектаклей в театрах Франции, Италии и других стран: сотрудничал с “Гранд-опера” (1924, 1927, 1928 — 1934), с театром “Французской Комедии”, с театром Колон в Буэнос-Айресе (1932) и с лондонским Ковент-Гарден (1957). Особенно много оперных и балетных постановок Александр Бенуа создал для Миланского театра “Скала” (с 1930 по 1956 г.).
В 1934 г. Бенуа написал книгу мемуаров “Мои воспоминания”. В 1955 — “Александр Бенуа размышляет...” (статьи и письма 1917-1960 гг.).
Умер Александр Николаевич Бенуа 9 февраля 1960 г. в Париже.
Наибольшее количество его произведений находится в Русском музее в Санкт-Петербурге и в Третьяковской галерее в Москве.
За свои художественные заслуги награжден орденами Почетного Легиона (в 1906 кавалер, в 1916 офицер), офицерским крестом Corona d'Italia (1911) и орденом св. Владимира.
Источник Живопись для вас |
|||||||||||||||||||||||
© 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com |