Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     

 
Рекомендуем
Новости сайта:
Дата в истории
Новые материалы
 
 
Оксана Бабенко (Россия). К вопросу о биографии М.И. Глинки
 
 
 
Главный редактор портала «Россия в красках» в Иерусалиме представил в начале 2019 года новый проект о Святой Земле на своем канале в YouTube «Путешествия с Павлом Платоновым»
 
 
 
 
Владимир Кружков (Россия). Австрийский император Франц Иосиф и Россия: от Николая I до Николая II . 100-летию окончания Первой мировой войны посвящается
 
 
 
 
 
 
Никита Кривошеин (Франция). Неперемолотые эмигранты
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь
 
Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»

 
 
Павел Густерин (Россия). Россиянка в Ширазе: 190 лет спустя…
 
 
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
 
Протоиерей Андрей Кордочкин (Испания). Увековечить память русских моряков на испанской Менорке
Павел Густерин (Россия). Дело генерала Слащева
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Павел Густерин (Россия). О поручике Ржевском замолвите слово
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия).  От Петербургской империи — к Московскому каганату"
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Приплетать волю Божию к убийству человека – кощунство! 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Алла Новикова-Строганова. (Россия).  Отцовский завет Ф.М. Достоевского. (В год 195-летия великого русского православного писателя)
Ксения Кривошеина (Франция).  Шум ленинградского прошлого
Олег Озеров (Россия). Гибель «Красного паши»
Павел Густерин (Россия). О заселении сербами Новороссии
Юрий Кищук (Россия). Невидимые люди
Павел Густерин (Россия). Политика Ивана III на Востоке
Новая рубрика! 
Электронный журнал "Россия в красках"
Вышел осенний номер № 56 журнала "Россия в красках"
Архив номеров 
Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикация из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг. 
Славьте Христа добрыми делами!

Рекомендуем:
Иерусалимское отделение Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО)
Россия и Христианский Восток: история, наука, культура





Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
 
Художник и промышленность
 
6 января 1876 года барон Александр Людвигович Штиглиц пожертвовал один миллион рублей — колоссальную по тому времени сумму — на устройство в Петербурге «училища прикладного рисования по примеру существующей в Москве строгановской школы»1. Это не было сиюминутной прихотью богатого мецената. Известный финансист и промышленник, видный общественный деятель барон Штиглиц одним из первых в России осознал, что русской промышленности необходимы образованные художники, которые обеспечили бы качественным отечественным товарам возможность конкурировать на международном рынке. И подтверждением правильности этого поступка барона Штиглица служит благодарственный рескрипт крупных петербургских заводчиков и фабрикантов, владельцев мастерских и фирм, которым они не замедлили откликнуться на деяние своего коллеги: «…Руководившая Вашим щедрым пожертвованием мысль: дать возможность к развитию в русской молодежи понимания изящного и любви к нему, встречена нами, и, вероятно, всем русским обществом, искренним пожеланием, чтобы учреждаемая Вами школа вызвала из среды народа много талантов, которые без нее могли бы остаться не пробужденными и незамеченными»2
 
За четверть века до этого значительного для русской промышленности события 1851 году в Лондоне открыласьПервая Всемирная промышленная выставка, которую британцы до сих пор называют просто «Великая». Восемнадцать стран Европы, Азии, Африки и Америки представили на ней около пятнадцати тысяч экспонатов, наглядно продемонстрировавших как достижения в области науки и техники, так и явные признаки упадка художественного вкуса в изделиях промышленного производства. Выставка имела огромный успех. Однако наряду с восторженными отзывами раздавались и критические замечания. На основе анализа ее экспозиции известный немецкий архитектор и теоретик искусства Готфрид Земпер написал статью «Наука, промышленность и искусство» с подзаголовком «Предложения по улучшению вкуса народа в связи с Всемирной промышленной выставкой в Лондоне» (1852), в которой предложил пути преодоления отчужденности художника от продукции массового промышленного производства. Выход из кризиса многие (Д.Рескин и У.Моррис — в Англии, К.Тромонин — в России, и др.) видели в переосмыслении и реорганизации системы обучения художников, способных работать в современной промышленности. Земпер и его единомышленники считали, что одним из главных направлений подготовки таких специалистов должно быть изучение памятников художественных ремесел прошлых эпох. Осуществить это, по мнению ученого, можно было путем соединения художественно-промышленных учебных заведений и музейных собраний произведений прикладного искусства, представлявших различные отрасли и исторические периоды. В 1852 году в Лондоне во дворце Мальборо-хаус был открыт первый музей подобного типа, получивший через пять лет название «Южно-Кенсингтонский музей», но с 1899 года более известный как Музей Виктории и Альберта. При этом музее начали работать Школа искусств, Национальный художественный педагогический институт и специальная библиотека. Следуя примеру английского правительства, реформу художественного образования проводят во Франции, Германии, Австрии, Венгрии. 
 
Россия тоже не осталась в стороне от новых художественных идей и культурных процессов. Именно поэтому в 1860 году в Москве «Школа рисования в отношении к искусствам и ремеслам», созданная графом С.Г.Строгановым в 1825 году, была реорганизована в Строгановское училище технического рисования. В специальных классах преподавали курс эстетики, в котором, как писал директор Училища В.И.Бутовский, давались «краткие понятия о началах изящного в художестве с очерком истории искусства — для ознакомления учеников с различными стилями»3. В.И.Бутовский, человек широко образованный, принадлежавший к либеральной интеллигенции, ориентировал преподавательскую деятельность на поиски самобытного художественного стиля, обращенного к национальным истокам. Изданный в 1870 году альбом рисунков, выполненный учениками В.И.Бутовского, «История русского орнамента с Xпо XVIстолетие по древним рукописям», вызвал большой интерес на Всероссийской промышленной выставке, которая открылась в Петербурге в том же году. В 1873 году к Училищу пришло и международное признание. Работы учеников на Всемирной промышленной выставке в Вене были отмечены Почетным дипломом. 
 
В Петербурге художественно-промышленное направление осваивает Рисовальная школа Общества поощрения художеств, при которой вскоре открылся первый в России «музей, подобный Кенсингтонскому». Создателем этого музея был известный писатель, художественный критик и секретарь Общества поощрения художеств Д.В.Григорович. В последней трети XIXвека русская промышленность требовала все больше квалифицированных специалистов, в том числе и с художественным образованием. Недостаток художественно-промышленных учебных заведений ощущался особо остро в центральной части России. Ремесленные школы и училища (художественно-ремесленная учебная мастерская золото-серебряного дела в селе Большое Красное Костромской губернии, Тульская художественно-ремесленная мастерская, Иваново-Вознесенская школа колористов и др.), возникавшие в местах традиционных художественных промыслов, по сути «работали сами на себя», готовя кадры для местной промышленности. Воскресные и вечерние классы черчения и рисования, такие как Лиговские и Малоохтинские в Петербурге, курсы технических знаний в Симферополе, были ориентированы главным образом на повышениехудожественной подготовки уже работающих взрослых — рисовальщиков, десинаторов4, резчиков, ювелиров, печатников, десятников на строительстве5. При этом профессиональный «голод» сильнее ощущался в столице, где были сосредоточены самые разнообразные предприятия, создающие предметы декоративного убранства — мебель, светильники, зеркала, драпировочные и обивочные ткани, обои, изделия из фарфора и стекла, художественные изделия из металла. 
 
Таким образом, создание Санкт-Петербургского Центрального Училища технического рисования было подготовлено временем и дальновидный промышленник Александр Людвигович Штиглиц это хорошо понимал. 
 
Александром IIв рескрипте, адресованном Штиглицу и подписанном 9 января 1876 года, писал: «С удовольствием изъявляю согласие на принятие этого значительного пожертвования и на присвоение предлагаемому Вами учебному заведению наименования «Училище технического рисования барона Штиглица». Мне приятно выразить вам особенное благоволение Мое за этот подвиг просвещенной благотворительности вашей. Всеблагий Господь да дарует вам возможность узреть плоды доброго дела, вами предпринимаемого, которые навсегда послужат прочным воспоминаниям о полезной деятельности вашей»6. 
 
 
 Галина Власова
Фото Ирина Туминине, Владимир Теребенин
  
 
Примечания

  1РГИА (Российский государственный исторический архив). Ф.790. Оп. I. Д.6.Л.25. Прошение А.Л.Штиглица на имя Александра IIот 6 января 1876 года.

 2РГИА. Ф.790. Оп.I. Д.4. Л.2.

 3Бутовский В. О приложении эстетического образования к промышленности в Европе и в России, в особенности. СПб., 1870. С. 43-45.

 4Десинатор — специалист в области жаккардового (узорного) ткачества.

 5Степанов М. Среднее и низшее художественно-промышленное образование в дореволюционной России: Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. М., 1971. С.11.

 6РГИА. Ф.790. Оп.1. Д.20. Л.38.

 

увеличить Преподаватели и воспитанники Училища на Итальянской лестнице Большого выставочного зала музея (в центре — М.Е.Месмахер). Фото 1896 года



увеличить Фрагмент фасада музея Училища



увеличить Чаша с изображением сражения. Италия, Урбино. 1530-е годы. Майолика. ГЭ



Источник Наше наследие 


[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com