Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     

ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых  принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь

Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Популярная рубрика

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикации из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.

Мы на Fasebook

Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
 
Место дуэли М. Ю. Лермонтова (гора Машук)

Малые архитектурные формы. Место дуэли М. Ю. ЛермонтоваНа северо-западном склоне Машука у окружной дороги находится печальный памятник, в окрестностях того места, где погиб великий поэт России.
 
Поединок поручика М. Ю. Лермонтова с майором Н. С. Мартыновым на склоне Машука состоялся ненастным вечером 15 июля 1841 года. Роковой выстрел оборвал «целую бездну гениальных творений», и молодой поэт замертво пал на землю, оросив ее своей горячей кровью. Следственная комиссия приезжала на место поединка, но никак его не отметило. Спустя долгие годы почитателям поэта пришлось разыскивать его вновь. В 1878 г. пятигорские фотографы А. К. Энгель и Г. И. Раев положили придорожный камень на поляне, где, по словам старожилов, произошла дуэль. По распоряжению большого почитателя Лермонтова, контрагента КМВ А. М. Байкова, 15 июля 1881 г. здесь был установлен скромный обелиск из машукского камня высотой в аршин (70 см). Скупая надпись на нем гласила «Михаил Юрьевич Лермонтов. 15 июля 1841». Позднее некая В. Козлова начертала на обелиске свое признание в любви к поэту. Стали появляться первые проекты памятника.
 
Малые архитектурные формы. Место дуэли М. Ю. ЛермонтоваВ июне 1901 г., в канун 60-летия гибели поэта, местная Комиссия по чествованию памяти М. Ю. Лермонтова решила соорудить недорогой временный памятник на месте дуэли по проекту главного архитектора КМВ И. И. Байкова. За три недели вокруг первоначального обелиска установили дощатое оштукатуренное сооружение в виде высокой полукруглой ограды, состоящей из пятиметровой тумбы и прямоугольных столбов, украшенных лепными венками и рельефами. На тумбе стоял гипсовый бюст поэта, изваянный скульптором Л. К. Шодким. На концах ограды были установлены металлические жертвенники с венками. На памятнике имелась надпись: «Здесь погиб на поединке Михаил Юрьевич Лермонтов. 15 июля 1841 года. 1901 г.». Сооружение, производившее впечатление мавзолея со священным алтарем, было открыто 15 июля 1901 г. В этот день здесь ежегодно стала проводиться гражданская панихида. Надеялись вскоре собрать достаточную сумму пожертвований и повторить этот памятник из бетона, камня и металла. Через пять лет деревянный памятник обветшал, а холодной зимой 1907 г. неизвестные варвары разрушили его. К очередному юбилею (15 июля) по рисунку ваятеля Л. Шодкого был поставлен новый дощатый постамент в виде пятиметрового обелиска с прежним бюстом наверху. Это временное сооружение стали разбирать по окончании сезона и собирать в начале лета. Управление Вод вместе с Пятигорской городской думой продолжало искать возможность возведения постоянного памятника Лермонтову на месте дуэли, сбор средств на который шел очень медленно.
 
Малые архитектурные формы. Место дуэли М. Ю. ЛермонтоваВ начале 1914 г., в канун 100-летия со дня рождения Лермонтова, министерство, управлявшее Кавказскими Водами, выделило средства для сооружения в Пятигорске постоянного монумента на месте дуэли и пригласило скульптора Б. М. Микешина, по проекту которого тогда в Петербурге возводился лермонтовский памятник у Кавалерийского училища. Согласно договору с Дирекцией Вод скульптор обязался сдать монумент в июле 1914 г. Но по вине подрядчиков новый памятник из светлого кисловодского доломита был готов только весной 1915 г. Композиционно он напоминал надгробный обелиск А. В. Пастухова на вершине Машука.
 
Высокий и строгий обелиск на прямоугольном пьедестале имеет классическую форму «указующего перста», широко распространенную в России XVIII века. В круглой нише пьедестала помещен барельефный темно-бронзовый портрет поэта в форме поручика Тенгинского пехотного полка. Высота памятника – 8,3 м.
 
Малые архитектурные формы. Место дуэли М. Ю. ЛермонтоваОднако приемная комиссия Управления КМВ обнаружила дефекты памятника и потребовала от скульптора их исправления, а также предложила сделать ограду. Ответив отказом, Микешин демонстративно уехал из Пятигорска. Тогда дирекция Вод пригласила работавших на отделке Ессентукской грязелечебницы петроградских скульпторов Л. А. Дитриха и В. В. Козлова исправить дефекты памятника и дополнить его оградой. Они соорудили ограду: столбики с цепями и на углах каменные фигуры грифов. Ограда имела самостоятельное значение. Каменные столбики в виде пуль, тяжелые металлические цепи и громадные ожидающие добычи грифы («птицы-могильщики») должны были, видимо, символизировать «мучительную смерть от огнестрельной раны».
 
Памятник был открыт 15 июля 1915 г. без особых торжеств, т. к. в это время шла тяжелая война. Автор проекта Б. М. Микешин, увидев фотоснимки своего памятника в журнале, выступил с протестом против искажения задуманной им идеи обелиска. Он возмущенно написал в Управление Вод об «антихудожественной и безобразной ограде, позорящей его, как автора памятника». Несмотря на протест, аллегорическая ограда была сохранена.
 
Обелиск на месте дуэли М. Ю. Лермонтова является замечательным украшением одного из самых дорогих лермонтовских мест, где каждый год в день гибели поэта проводится многолюдный поэтический митинг. До сих пор продолжаются поиск точного места дуэли. Лермонтоведы считают, что «истинное» место дуэли находится гораздо дальше от города, где-то у Перкальской скалы. Если научные исследования позволят в будущем более точно установить место дуэли, то знаменитый обелиск будет, вероятно, перенесен на новое место.
 
Место поворота с автомагистрали (пр. Калинина) на дорогу, ведущую к скорбному обелиску, отмечено высокими каменными пилонами с трехчетвертными колоннами, на вершине которых изображены арфа и раскрытая книга. Они созданы в 1951г. по проекту зодчего Б. П. Светлицкого.
 

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com