|
||||||||||||||||||||||||
Главная / История России / Культура и искусство: русские имена / ЛИТЕРАТУРА И КНИГОИЗДАНИЕ / Гавриил Державин, или Река времен. Евгений Анисимов |
||||||||||||||||||||||||
ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Авторский канал видео путешествий Павла и Ларисы Платоновых - Israel with Paul and Laura на английском языке
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Хранительница последнего очага Кима Филби
Павел Густерин (Россия). Особенности языковой подготовки на профильных факультетах российских вузов
Павел Густерин (Россия). Хронология российско-йеменских отношений
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Павел Платонов (Израиль, Иерусалим). К дню памяти протоиерея Василия Ермакова - 3 февраля 2021 года
Павел Густерин (Россия). Комментарии к «Записке Петра Великого о фортециях»
Юлия Бесстремянная (Россия). Православная музыка и живопись в современных изданиях: опыт Российской государственной библиотеки
Никита Кривошеин (Франция). «Дмитрий Сеземан и его двойной исход». К столетию русского Исхода. Беседа с Никитой Кривошеиным. Анна Кузнецова
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Судьба Радзивилловской (Кёнигсбергской) летописи
Павел Густерин (Россия). Был ли Александр Невский назван в честь Александра Македонского…
Павел Густерин (Россия). О генеалогическом единстве Русского мира на примере внуков Мстислава Удатного
Павел Густерин (Россия). Список мест, связанных с земной жизнью Иисуса Христа, с упоминанием произошедших событий
Павел Густерин (Россия). Обстоятельства совершения советскими войсками рейда по северным районам Афганистана в 1929
Юрий Кищук ( Россия). Время воздержания. И отчуждения?
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
Павел Густерин (Россия). Установление дипломатических отношений между Советской Россией и Афганистаном
Павел Густерин (Россия). Торговые отношения между СССР и арабскими странами в 1920–1930-х годах
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
Галина Бесстремянная (Россия). История православия в Японии и династия японских священнослужителей
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
Павел Густерин (Россия). Академик Мясников об Афанасии Никитине: пародия на науку
Оксана Бабенко (Россия). Надежда Васильевна Туманина - биограф великих русских композиторов
Александр Кан (Великобритания).
Спасение Романовых: иллюзия или упущенные возможности?Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
Айдын Гударзи-Наджафов (Узбекистан). Жизнь без мифов. Великий князь Николай Константинович 1850-1918
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель Ксения Кривошеина. (Франция). Памятники чекистским палачам до сих пор украшают страну"
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Жорж Нива (Франция). Четыре трети нашей жизни. «Сюрреалистический фильм» о русской эмиграции
Олег Гоков (Украина). Российская военная миссия 1877 года в Персию
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых"
Олег Гоков, Сергей Фалько (Украина). Военно-разведывательная миссия Н.Я. Шнеура и В.А. Бодиско по странам Европы, Северной Америки и Азии в 1880–1881 гг.
Оксана Бабенко (Россия). Тень православия в музыке: русское музыкальное общество и столичные консерватории во второй половине XIX века
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Светлана Баконина (Россия). Первый опыт духовного руководства русскими паломниками (из дневника священника, сопровождавшего богомольцев на Святую Землю в 1912 году)
Популярная рубрика
Протоиерей Георгий Митрофанов. "Трагедия России: «запретные» темы истории XX века в церковной проповеди и публицистике" Полемика, отзывы
Проекты ПНПО "Россия в красках": Публикации из архивов:
Русское Александровское подворье близ храма Воскресения. Путь к Александровскому подворью. Извлечение из издания ИППО 1901 г. Храм Воскресения Господня в Иерусалиме и окружающие его святыни
Палестина под властью христианских императоров. (326-636 г.г.) По Альфонсу Курэ. С.Петербург. 1894 год. X. Свв. Савва и Феодосий. XI. Св. Савва и император Анастасий. До 528 г.
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.
Мы на Fasebook
Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках" Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
|
Гавриил ДЕРЖАВИН, или Река времен
Истина устами младенцаИ действительно, Гавриил Романович Державин прославился уже первым своим словом. Появился Гаврюша на свет в 1743 г. крошечным недоноском, и его спасли от гибели варварским дедовским способом: обмазали ржаным тестом и положили в теплую печь - в сущности, запекли в хлебе. Когда младенцу был год, родители его со страхом смотрели в окно на огромную комету в небе. И тут малыш ткнул пальчиком в комету и произнес свое первое слово: "Бог!" А в зрелые свои годы он написал оду "Бог", и до сих пор нет в русской поэзии более сильных, страстных и в то же время философских и величественных стихов о Боге... "Поди, братец служивый!"Впрочем, Бог долго не смотрел в сторону бедного дворянина. Державин начал службу при Петре III рядовым Преображенского полка. Он поселился в солдатской казарме и там стал красиво и с выдумкой писать солдатские письма и куплеты и получал за это деньги. Это и были его первые стихотворные опыты. А потом был дворцовый переворот 1762 г. Державин участвовал в походе Екатерины II на Петергоф, куда она двинулась, чтобы арестовать свергнутого ею же Петра III. Герои переворота получили награды, но Державин по-прежнему служил в солдатах, украдкой писал стихи, бегал с поручениями по столице. Как-то раз он принес из роты пакет князю Козловскому, довольно известному тогда поэту. Тот принимал другого пиита - Василия Майкова, который в тот момент читал хозяину свои стихи.
Державин отдал пакет и заслушался у дверей. Хозяин посмотрел на солдатика и сказал: "Поди, братец служивый, с Богом, что тебе попусту зевать, ведь ты ничего не смыслишь!" Это потом, когда загремела слава Державина, они с Майковым смеялись над сим казусом, а тогда, выходя на холод из дома Козловского, Державин загрустил - шли годы, казалось, что жизнь все еще писалась, как черновик. Чтобы переломить судьбу, надо было что-то предпринять! В характере Державина была заложена страсть к риску, он любил дергать черта за хвост. Делал он это за карточным столом, и много раз, порой даже с успехом. Поначалу ему вредили упрямство и горячность, он проигрывал и помногу. Но постепенно, как пишет его биограф В. Ходосевич, десятая муза - Муза карточной игры, которая требует от игрока и вдохновения, и умения, и смелости, улыбнулась ему - Державин стал выигрывать, сумел отыграться, стать богатым. Сговор музКарты приносили деньги, ощущение полноты жизни, но не открывали пути к чинам, ко двору. Не приносили успеха и поручения, которые Державин рьяно выполнял, но ему мешали строптивость, упрямство, негибкость...
Помощь пришла неожиданно... с небес. Муза поэзии, наслушавшись о достоинствах гвардейца от Музы карточной игры, помогла Державину написать в 1782 г. оду, которая оказалась пропуском во дворец и на долгие годы охранной грамотой. Это была знаменитая ода "Фелица", в которой поэт обращается к Екатерине как к придуманной киргизской княжне Фелице и хвалит ее за разные достоинства: Не дорожа твоим покоем,
Читаешь, пишешь пред налоем
И всем из твоего пера
Блаженство смертным проливаешь;
Подобно в карты не играешь,
Как я от утра до утра...
Все сразу в стихах узнали императрицу, а самое главное - ей самой ода очень-очень понравилась. Государыня сказала, что никто ее так не понял, как Державин. В награду Екатерина послала поэту золотую табакерку с надписью на пакете: "Мурзе Державину от киргиз-кайсацкой княжны". Начальство поначалу Державина заподозрило даже во взятках от инородцев.
В оде этой есть юмор, свежесть искреннего чувства, чувства любви - но не обычной, плотской, а возвышенной, государственной - так люди любят властителя только за одно, что он - властитель. С любовью же Державина к Екатерине сложнее. Он полюбил государыню за "Наказ" для Комиссии по созданию нового свода законов. В "Наказе" было столько правильных мыслей: спасение России - в самодержавии, самодержец обязан править по закону, закон должен быть справедлив, и ему должны подчиняться все. Там же дано определение свободы. Это - "право делать все, что позволено законом". Державин думал, что вот наступила новая эпоха и с такой государыней исчезнет зло, несправедливость... На страже закона и мечтыНо, увы! От деклараций до реальной политики - дистанция огромная. И Екатерина была женщина умная, гуманная, но политик опытный, осторожный. Она писала, что крепостное право бесчеловечно, но стоит ей помянуть о его отмене, "как меня закидают камнями", - словом, еще не время.
В святом деле борьбы с ворами, взяточниками в управлении тоже есть нюансы. Ведь вор понятен, предсказуем, управляем, послушен потому, что знает свой грех. Как-то глядя из дворцового окна на толпы служителей, тащивших узлы и сумки с провизией из дворцовой кухни, она со вздохом сказала: "Господи, хоть бы мне что-то на ужин оставили!" Чтобы управлять Россией, нужно ее пороки воспринимать как данность - иначе нельзя. И у Екатерины появился девиз, с которым она правила Россией 34 года: "Будем жить и дадим жить другим!" Державин же этого не понимал. Ода "Фелица" открыла ему путь к власти, он стал губернатором, а потом статс-секретарем императрицы, но нигде не мог удержаться надолго потому, что пытался реализовать принципы "Наказа" буквально и завоевал звучную славу чудака, скандалиста и склочника.
Но Екатерина умела ценить и такие черты его характера, как прямоту, принципиальность, честность. В 1791 г. она сделала его своим статс-секретарем по жалобам. В деле защиты справедливости, исполнения долга он не знал сомнений. Это было не всегда приятно императрице: ведь она была самодержицей и порой с законом мало считалась. Как-то раз они так сильно заспорили, что Державин даже накричал на императрицу, а когда она пыталась уйти, так он схватил за мантилью. Прибежавшему секретарю государыня сказала: "Василий Степанович! Побудь здесь, а то этот господин много дает воли своим рукам".
Почти два года Державин был секретарем Екатерины. Они дружили и ссорились, за это время он хорошо узнал эту необыкновенную женщину. Она уже стремительно приблизилась к старости, но не сдавалась. Она думала, что Державин напишет продолжение "Фелицы", но оно у поэта никак не получалось - Екатерина стала для него уже другой, многие иллюзии рассеялись. Да и Державин государыне надоел своей прямолинейностью, упрямством. И Екатерина уволила его из статс-секретарей, сделала сенатором - "понижение вверх". Наслаждение жизньюА жизнь шла своим чередом. Державин стал богат и вальяжен, купил большой дом на Фонтанке. Там умерла любимая жена, Екатерина Яковлевна, вскоре он женился на красавице Дарье Дьяковой. Она была строга к супругу, не раз поругивала его за резкость суждений и поступков. Но не будем упрощать Державина - он не был Дон-Кихотом. Когда-то взятая на себя роль правдолюбца, который режет правду-матку в глаза, вошла в плоть и кровь Державина. Это была его игра. На самом же деле он знал меру в обличениях и умел помалкивать. Да это и понятно - Державин был и слыл необыкновенным жизнелюбом. Любовью к жизни, еде, телесному удовольствию буквально пышут его стихи. Он так смачно, зримо описывает обед, что слюнки текут:
Я обозреваю стол - и вижу разных блюд
Цветник, поставленный узором:
Багряна ветчина, зелены щи с желтком,
Румяно-желт пирог, сыр - белый, раки - красны,
Что смоль, янтарь - икра, и с голубым пером
Там щука пестрая - прекрасны!
В поисках бессмертияК концу XVIII века Державин достиг многого: он был сенатором, министром, спорил с царями. Но много было министров, сенаторов, статс-секретарей, а он все же был один - поэт Державин. Как-то само собой получилось, что все признали в нем гения.
Конечно, Державин был прежде всего царедворец, карьерист. В его глазах орден был поважнее оды. Но с годами он понял, что именно в литературе - ключ к его бессмертию. А этого всегда желала его гордая, честолюбивая душа. Не случайно он переложил с латыни на русский язык "Памятник". Он думал, что именно его стихи станут вечным памятником ему... Но нет! Шли годы, он слабел, терял зрение и постепенно его взору открывалась вечная и печальная истина, которая недоступна была ему, молодому. За два дня до смерти 6 июля 1816 г. он начертал ее формулу на грифельной доске: Река времен в своем стремленьи
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей.
И если что и остается
Чрез звуки лиры и трубы,
То вечности жерлом пожрется
И общей не уйдет судьбы.
Но он ошибся! Пока. Имя Державина не забыто Россией, и оно будет жить, пока звучит на свете русская речь, пока думают по-русски и пишут на русском языке стихи.
Евгений АНИСИМОВ
|
|||||||||||||||||||||||
© 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com |