|
||||||||||||||||||||||||
Главная / История России / Культура и искусство: русские имена / ЛИТЕРАТУРА И КНИГОИЗДАНИЕ / Достоевский Федор Михайлович (1821-1881) / Ф. М. Достоевский. Неумирающее древо. Интервью с врачом Н. Н. Богдановым |
||||||||||||||||||||||||
ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Авторский канал видео путешествий Павла и Ларисы Платоновых - Israel with Paul and Laura на английском языке
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Хранительница последнего очага Кима Филби
Павел Густерин (Россия). Особенности языковой подготовки на профильных факультетах российских вузов
Павел Густерин (Россия). Хронология российско-йеменских отношений
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Павел Платонов (Израиль, Иерусалим). К дню памяти протоиерея Василия Ермакова - 3 февраля 2021 года
Павел Густерин (Россия). Комментарии к «Записке Петра Великого о фортециях»
Юлия Бесстремянная (Россия). Православная музыка и живопись в современных изданиях: опыт Российской государственной библиотеки
Никита Кривошеин (Франция). «Дмитрий Сеземан и его двойной исход». К столетию русского Исхода. Беседа с Никитой Кривошеиным. Анна Кузнецова
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Судьба Радзивилловской (Кёнигсбергской) летописи
Павел Густерин (Россия). Был ли Александр Невский назван в честь Александра Македонского…
Павел Густерин (Россия). О генеалогическом единстве Русского мира на примере внуков Мстислава Удатного
Павел Густерин (Россия). Список мест, связанных с земной жизнью Иисуса Христа, с упоминанием произошедших событий
Павел Густерин (Россия). Обстоятельства совершения советскими войсками рейда по северным районам Афганистана в 1929
Юрий Кищук ( Россия). Время воздержания. И отчуждения?
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
Павел Густерин (Россия). Установление дипломатических отношений между Советской Россией и Афганистаном
Павел Густерин (Россия). Торговые отношения между СССР и арабскими странами в 1920–1930-х годах
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
Галина Бесстремянная (Россия). История православия в Японии и династия японских священнослужителей
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
Павел Густерин (Россия). Академик Мясников об Афанасии Никитине: пародия на науку
Оксана Бабенко (Россия). Надежда Васильевна Туманина - биограф великих русских композиторов
Александр Кан (Великобритания).
Спасение Романовых: иллюзия или упущенные возможности?Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
Айдын Гударзи-Наджафов (Узбекистан). Жизнь без мифов. Великий князь Николай Константинович 1850-1918
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель Ксения Кривошеина. (Франция). Памятники чекистским палачам до сих пор украшают страну"
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Жорж Нива (Франция). Четыре трети нашей жизни. «Сюрреалистический фильм» о русской эмиграции
Олег Гоков (Украина). Российская военная миссия 1877 года в Персию
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых"
Олег Гоков, Сергей Фалько (Украина). Военно-разведывательная миссия Н.Я. Шнеура и В.А. Бодиско по странам Европы, Северной Америки и Азии в 1880–1881 гг.
Оксана Бабенко (Россия). Тень православия в музыке: русское музыкальное общество и столичные консерватории во второй половине XIX века
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Светлана Баконина (Россия). Первый опыт духовного руководства русскими паломниками (из дневника священника, сопровождавшего богомольцев на Святую Землю в 1912 году)
Популярная рубрика
Протоиерей Георгий Митрофанов. "Трагедия России: «запретные» темы истории XX века в церковной проповеди и публицистике" Полемика, отзывы
Проекты ПНПО "Россия в красках": Публикации из архивов:
Русское Александровское подворье близ храма Воскресения. Путь к Александровскому подворью. Извлечение из издания ИППО 1901 г. Храм Воскресения Господня в Иерусалиме и окружающие его святыни
Палестина под властью христианских императоров. (326-636 г.г.) По Альфонсу Курэ. С.Петербург. 1894 год. X. Свв. Савва и Феодосий. XI. Св. Савва и император Анастасий. До 528 г.
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.
Мы на Fasebook
Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках" Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
|
Ф. М. Достоевский. Неумирающее древо
(к 185-летию Федора Михайловича Достоевского)
Творчество гениального русского писателя Ф.М. Достоевского настолько изучено серьезными литературоведами, что в нем, кажется, не осталось «белых пятен». Но в каждом времени находятся подвижники, которые, осмысливая произведения писателя с мировым именем, делают новые открытия. К таким открытиям относятся работы москвича Николая Николаевича Богданова – доктора медицинских наук, давшего интересную трактовку «Генеалогического древа рода Достоевских».
Герб рода Достоевских
Мне бы хотелось вернуться назад, чтобы приоткрыть «завесу» избрания Андрея Достоевского настоятелем Успенской церкви. Этому предшествовали драматические события. Они связаны с попыткой основания архиерейской кафедры в городе Немирове. Осуществить столь благое деяние, обернувшееся яркой, но безрезультатной и даже вредной для приверженцев православной Церкви авантюрой, пытался некий Евсевий. В то смутное время он начинает объезд православных приходов. Совершает службы в сельских церквах, рукополагает новых священников и дьяков, венчает прихожан. В результате униаты разгромили оплот православия в Войтовцах и изгнали местного священника Шаржинского. На его место и пришел дед Достоевского, причем, как униат. Стоит признать, что мы ничего не знаем о причинах, определивших выбор кандидата в новые войтовецкие священники. С уверенностью можно говорить о том, что А. Достоевский готовился к своему духовному служению: в отличии от большинства униатских священников, полу чивших лишь домашнее образование, он обучался русской граматике, латинскому, польскому языкам, а также нотному пению в Шаргородском училище. В то время Андрей Достоевский женится на юной Анастасии. К сожалению, ни девичьей фамилий, ни даже отчества избранницы молодого священника мы пока не знаем.… В 1794 г. дед писателя воссоединяется с православием. – Вот откуда «генная» память у Федора Достоевского. Недавно прочитал удивительную работу сербского святого Иустина (Поповича) «Достоевский о Европе и славянстве», где он пишет: «По Достоевскому, все проблемы сводятся к двум «вечным проблемам»; проблема существования Бога и проблема бессмертия души. Эти две проблемы заключают в себе неодолимую, магнетическую силу, которая привлекает и подчиняет себе все остальные проблемы. Решение одной «вечной проблемы» содержит в себе решение и другой. Они всегда соразмерны. Если есть Бог – то душа бессмертна, если нет Бога – то душа смертна». По убеждению Достоевского, не преходящую ценность русского народа составляет Православие. Это – самое великое, самое святое и самое лучшее в нем. Россия велика тем, что обладает драгоценностью над драгоценностями – Православием. В Православии – все истинное, достаточное и вечное для всех миров. Видимо, по праву ближайший друг писателя философ Владимир Соловьев говорил: «Если мы захотим одним словом выразить социальный идеал Достоевского, то это не будет слово – НАРОД, но будет – ЦЕРКОВЬ»…. А вы как считаете? – Я думаю, что Федор Михайлович Достоевский дает исчерпывающий ответ на этот вопрос в своих произведениях. – Пожалуйста, напомните читателям о «семейном гнезде» Достоевских? – Биографы писателя давно знали, что у его деда была большая семья. Сейчас архивные документы позволяют составить точную роспись детей священника Андрея по их старшинству – это дочери Фотина (1783), Анна (1788), Констанция (1793), Гликерия (1795), Мария (1798), Фекла (1801), сыновья – М и х а и л (1787) и Лев (1792). Старшая дочь Фотина первой вышла замуж за н е к о г о Яворского, но продолжала жить в родительском доме. В 1804 г. у Фотины Яворской родилась дочь Елена. Еще две поповны успели выйти замуж при жизни отца, остальных выдавал брат Лев. Характерно, что три тетки писателя стали попадьям. К сожалению, след их почти затерялся в просторах Украины. В настоящее время известны только потомки самой младшей из сестер – Феклы, выданной за священнического сына Ивана Черняка. Ее правнуком является один из самых знаменитых генетиков двадцатого века – Феодосий Григорьевич Добржанский… – Да, очень колоритна фигура деда писателя. Она вызывает искреннее уважение. – Я с вами согласен. Но Андрея Достоевского в 1805 г. подстерегал страшный удар – 11 декабря в возрасте 43-х лет умирает его супруга – бабушка писателя Анастасия. Между тем, краткая метрическая запись противоречит одной из самых известных историй об отце писателя – семейной легенде о материнском благословении сына Миши, отправляющегося в далекую и пугающую юного школяра Москву. Но отъезд М. Достоевского в Первопрестольную состоялся лишь в октябре 1809 г., спустя без малого четыре года после смерти матери. Конечно же, она могла благословить сына и в 1801 г., перед отправлением в Шаргородскую семинарию, однако в семейном предании ясно говорится о тяжелом расколе между матерью и отцом, который всеми силами противился отпадению сына от духовного сословия. Понятно, что к началу обучения в духовной семинарии вся эта история не может иметь никакого отношения. Зато теперь становятся понятными чувства Михаила Андреевича, рано потерявшего мать и не способного вспоминать о родительском доме без какого-то щемящего чувства. Правда возникает вопрос: почему столь любящий сын не удостоил чести назвать именем матери ни одну из своих четырех дочерей? – Найденные свидетельства о смерти бабушки писателя позволяют усомниться в достоверности еще одной, пожалуй, самой скандальной истории о предках Достоевского. Четыре года назад заведующая музеем-квартирой Ф.М. Достоевского в Москве Г.Ф. Коган опубликовала статью «Загадки в родословной Достоевского». Основываясь на утверждении жены знаменитого библиографа И.Н. Розанова, Ксении Александровны Марцишевской, также относящей себя к прямым потомкам Андрея Достоевского, Г.Ф. Коган доказывает, что дед писателя в свое время будто бы покинул первую семью и создал другую. – Не думаю. Для человека, носившего священный сан, такой поступок выглядит совершенно невероятным. Однако, обнародованное предание давало ответ на многие из загадок в биографии ближайших предков писателя. В частности, почему отец писателя болезненно реагировал на любые расспросы о родительском доме и почему он вынужден был добиваться дворянства личными заслугами. Имя К. А. Марцишевской – авторитетнейшего отечественного лингвиста, долгое время возглявлявшего Редакцию иностранных словарей, не позволяет отбросить ее слова как какие-то досужие вымыслы. – Я понимаю, что с годами имя великого писателя обрастает легендами. Вы, Николай Николаевич, бывали в Войтовцах? Остались ли там следы Достоевских? – К великому сожалению, ни кладбище, ни сама церковь Успения Богородицы постройки 1750 г., следовательно «помнящая» и Андрея, и Льва, и Михаила Достоевских, не сохранилась. Теперь это место поросло густо кустарником и представляет грустное зрелище. Неужели память о деде, бабушке писателя не достойна хотя бы скромного памятного знака? – Не хотелось бы на этой печальной ноте завершать нашу беседу. Мы с вами не будем «иванами не помнящими родства» и постараемся сохранить в сердцах каждую крупицу памяти о великом писателе, которая нам дорога. Для убедительности процитирую верную мысль дочери писателя Любови Федоровны: «Достоевские чувствовали потребность в соединении со своей кочующей семьей чем-то вроде нити Ариадны. Этой нитью, которая позволила находить представителей семьи на протяжении столетий, было семейное имя Андрей…». Прекрасные слова. И в наших поисках рано ставить точку. Беседу вел Аршак ТЕР-МАРКАРЬЯН
декабрь 2006 г.
|
|||||||||||||||||||||||
© 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com |