|
||||||||||||||||||||||||
Главная / История России / Культура и искусство: русские имена / ЛИТЕРАТУРА И КНИГОИЗДАНИЕ / Достоевский Федор Михайлович (1821-1881) / "Копите любовь в сердцах ваших". К 195-летию писателя Ф.М. Достоевского. А.А. Новикова-Строганова |
||||||||||||||||||||||||
ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Авторский канал видео путешествий Павла и Ларисы Платоновых - Israel with Paul and Laura на английском языке
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Хранительница последнего очага Кима Филби
Павел Густерин (Россия). Особенности языковой подготовки на профильных факультетах российских вузов
Павел Густерин (Россия). Хронология российско-йеменских отношений
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Павел Платонов (Израиль, Иерусалим). К дню памяти протоиерея Василия Ермакова - 3 февраля 2021 года
Павел Густерин (Россия). Комментарии к «Записке Петра Великого о фортециях»
Юлия Бесстремянная (Россия). Православная музыка и живопись в современных изданиях: опыт Российской государственной библиотеки
Никита Кривошеин (Франция). «Дмитрий Сеземан и его двойной исход». К столетию русского Исхода. Беседа с Никитой Кривошеиным. Анна Кузнецова
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Судьба Радзивилловской (Кёнигсбергской) летописи
Павел Густерин (Россия). Был ли Александр Невский назван в честь Александра Македонского…
Павел Густерин (Россия). О генеалогическом единстве Русского мира на примере внуков Мстислава Удатного
Павел Густерин (Россия). Список мест, связанных с земной жизнью Иисуса Христа, с упоминанием произошедших событий
Павел Густерин (Россия). Обстоятельства совершения советскими войсками рейда по северным районам Афганистана в 1929
Юрий Кищук ( Россия). Время воздержания. И отчуждения?
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
Павел Густерин (Россия). Установление дипломатических отношений между Советской Россией и Афганистаном
Павел Густерин (Россия). Торговые отношения между СССР и арабскими странами в 1920–1930-х годах
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
Галина Бесстремянная (Россия). История православия в Японии и династия японских священнослужителей
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
Павел Густерин (Россия). Академик Мясников об Афанасии Никитине: пародия на науку
Оксана Бабенко (Россия). Надежда Васильевна Туманина - биограф великих русских композиторов
Александр Кан (Великобритания).
Спасение Романовых: иллюзия или упущенные возможности?Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
Айдын Гударзи-Наджафов (Узбекистан). Жизнь без мифов. Великий князь Николай Константинович 1850-1918
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель Ксения Кривошеина. (Франция). Памятники чекистским палачам до сих пор украшают страну"
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Жорж Нива (Франция). Четыре трети нашей жизни. «Сюрреалистический фильм» о русской эмиграции
Олег Гоков (Украина). Российская военная миссия 1877 года в Персию
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых"
Олег Гоков, Сергей Фалько (Украина). Военно-разведывательная миссия Н.Я. Шнеура и В.А. Бодиско по странам Европы, Северной Америки и Азии в 1880–1881 гг.
Оксана Бабенко (Россия). Тень православия в музыке: русское музыкальное общество и столичные консерватории во второй половине XIX века
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Светлана Баконина (Россия). Первый опыт духовного руководства русскими паломниками (из дневника священника, сопровождавшего богомольцев на Святую Землю в 1912 году)
Популярная рубрика
Протоиерей Георгий Митрофанов. "Трагедия России: «запретные» темы истории XX века в церковной проповеди и публицистике" Полемика, отзывы
Проекты ПНПО "Россия в красках": Публикации из архивов:
Русское Александровское подворье близ храма Воскресения. Путь к Александровскому подворью. Извлечение из издания ИППО 1901 г. Храм Воскресения Господня в Иерусалиме и окружающие его святыни
Палестина под властью христианских императоров. (326-636 г.г.) По Альфонсу Курэ. С.Петербург. 1894 год. X. Свв. Савва и Феодосий. XI. Св. Савва и император Анастасий. До 528 г.
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.
Мы на Fasebook
Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках" Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
|
«КОПИТЕ ЛЮБОВЬ В
СЕРДЦАХ ВАШИХ»
(к 195-летию
писателя)
А.А. Новикова-Строганова
Константин Васильев. Портрет Ф.М. Достоевского. 1973 г. Фёдор Михайлович
Достоевский (1821–1881) создал целую художественную вселенную, в центре которой
идеальный образ Христа: «Христос был вековечный, от
века идеал, к которому стремится и по закону природы должен стремиться человек»
[i].
Творческое наследие писателя-пророка, непревзойдённого по глубине духовных
проникновений, особенно благодатно для духовно-нравственного
формирования человеческой личности.
Основой педагогической доктрины писателя явилась религиозная идея о людях
как чадах Отца Небесного; о человеке как венце творения, созданного по образу и
подобию Божию; об уникальности и неповторимой ценности каждой человеческой личности.
О своём первенце – дочери Соне – Достоевский писал её крёстному отцу А.Н.
Майкову в мае 1868 года: «Это маленькое трёхмесячное создание, такое бедное,
такое крошечное – для меня было уже и лицо, и характер. Она начинала меня
знать, любить и улыбалась, когда я подходил. Когда я своим смешным голосом пел
ей песни, она любила их слушать. Она не плакала и не морщилась, когда я её
целовал; она останавливалась плакать, когда я подходил» [ii].
После смерти его «первого дитяти» в младенческом возрасте горе писателя было
безутешным: «И вот теперь мне говорят в утешение, что у меня ещё будут дети. А
Соня где? Где эта маленькая личность, за которую я, смело говорю, крестную муку
приму, только чтоб она была жива?» (15, 370–371).
В очерке «Фантастическая речь
председателя суда» (1877) читаем: «у ребёнка, даже у самого малого, есть
тоже и уже сформировавшееся человеческое достоинство» (14, 222). Не случайно
известный адвокат А.Ф. Кони отметил о Достоевском: «На широком поприще
творческой деятельности он делал то же, к чему стремимся мы в нашей узкой,
специальной сфере. Он стоял всегда за нарушенное, за попранное право, ибо стоял
за личность человека, за его достоинство, которые находят себе выражение в этом
праве» [iii].
Защита достоинства и ценности человеческой личности – основной пафос произведений
писателя. Его новаторство заключается в том, что «маленькие люди» (в
современном словоупотреблении – «простые люди») изображены не только в социальной
ипостаси. Изнутри показано их самосознание,требующее признания ценности каждого человека как Божьего создания («Бедные
люди», «Записки из Мёртвого дома», «Униженные
и оскорблённые», «Записки из подполья», «Преступление и наказание», «Подросток»
и др.). Человеку необходимо, чтобы он
был признан именно как человек, как неповторимая личность. Это одна из основных
его нематериальных потребностей.
Если обратиться к этимологии слова достоинство,
можно глубже уяснить его сущность. Корень
находим в древнерусском слове достой. В
Словаре живого великорусского языка В.И. Даля даётся следующее толкование: «Достой
– приличие, приличность, сообразность; чего
стоит человек или дело, по достоинству своему» [iv]. Это
исконно русское слово достой –
корневая основа фамилии Достоевский.
«Главная педагогия – родительский дом», –
был убеждён писатель. Здоровые духовно-нравственные основания, заложенные в
семье, подкрепляют и делают более плодотворным дальнейший процесс обучения и
образования: «нанять учителя для преподавания детям наук не значит, конечно, сдать
ему детей так сказать, с плеч долой, чтоб отвязаться от них и чтоб они
больше уж вас не беспокоили. <…> Наука наукой, а отец перед детьми всегда
должен быть как бы добрым, наглядным примером всего того нравственного вывода,
который умы и сердца их могут почерпнуть из науки. Сердечная, всегда наглядная
для них забота ваша о них, любовь ваша к ним согрели бы как тёплым лучом всё
посеянное в их душах, и плод вышел бы, конечно, обильный и добрый» (14, 223).
«Искра Божья» – первостепенное, что выделяет человека среди других существ.
В то же время «сделаться человеком нельзя разом, а надо выделаться в человека».
Писатель справедливо полагал, что
для становления личности одного разума, образованности недостаточно, поскольку
«образованный человек – не всегда человек честный и что наука ещё не
гарантирует в человеке доблести». Более того – «образование уживается иногда с
таким варварством, с таким цинизмом, что вам мерзит» (3, 439), – утверждал
Достоевский в «Записках из Мёртвого дома»
(1862).
Родителям, наставникам, учителям – всем тем, кому доверено воспитание
юных душ, – необходимо постоянно заботиться о самовоспитании и самодисциплине: «Всякий
ревностный и разумный отец знает, например, сколь важно воздерживаться перед
детьми своими в обыденной семейной жизни от известной, так сказать, халатности
семейных отношений, от известной распущенности их и разнузданности,
воздерживать себя от дурных безобразных привычек, а главное – от невнимания и
пренебрежения к детскому их мнению о вас самих, к неприятному, безобразному и
комическому впечатлению, которое может зародиться в них столь часто при
созерцании нашей бесшабашности в семейном быту. Верите ли вы, что ревностный
отец даже должен иногда совсем перевоспитать себя для детей своих» (14, 225).
Достоевский учил уважительному отношению к ребёнку, говорил о благотворном взаимовлиянии детей и взрослых: «Мы не должны
превозноситься над детьми, мы их хуже. И если мы учим их чему-нибудь, чтобы
сделать их лучше, то и они нас делают лучше нашим соприкосновением с ними. Они
очеловечивают душу нашу».
В серии очерков из «Дневника
писателя», который строится в форме свободного разговора, непосредственного
общения с читателями, Достоевский проводит своего рода «родительское собрание»,
выступает как руководитель своеобразного «педагогического совета». Он
предостерегает родителей от лености, равнодушия, «ленивой отвычки» от
«исполнения такой первейшей естественной и высшей гражданской обязанности, как
воспитание собственных детей <…> для них много надо сделать, много
потрудиться, а стало быть, много им пожертвовать из собственного отъединения и
покоя» (14, 221–222). Процесс воспитания, с точки зрения Достоевского, – это непрестанный самоотверженный труд:
«воспитание детей есть труд и
долг, для иных родителей сладкий, несмотря на гнетущие даже заботы, на слабость
средств, на бедность
даже, для других же, и даже для очень многих достаточных родителей, – это самый
гнетущий труд и самый тяжёлый долг. Вот почему и стремятся они откупиться от
него деньгами, если есть деньги» (14, 223).
Отцам семейства, которые утверждают, что сделали «для детей своих всё» (14, 222), а на деле «лишь
откупились от долга и от обязанности родительской деньгами, а думали, что уже
всё совершили» (14, 223), Достоевский напоминает, что «маленькие детские души
требуют беспрерывного и неустанного соприкосновения с вашими родительскими
душами, требуют, чтоб вы были для них, так сказать, всегда духовно на горе, как
предмет любви, великого нелицемерного уважения и прекрасного подражания» (14,
223). Писатель призывает накапливать Божие – «копить любовь», а не кесарево – деньги.
Анализируя проблемы и трудности семейного воспитания, он уделяет особое
внимание вопросу о наказаниях. Достоевский объясняет их применение небрежением «слабых,
ленивых, но нетерпеливых отцов», которые, если деньги не помогают, «прибегают
обыкновенно к строгости, к жестокости, к истязанию, к розге», которая «есть
продукт лени родительской, неизбежный результат этой лени»: «Не разъясню, а прикажу, не внушу, а
заставлю» (14, 222–223).
Последствия подобных «методов воздействия» губительны для ребёнка физически
и духовно: «Каков же результат выходит? Ребёнок хитрый, скрытный непременно
покорится и обманет вас, и розга ваша не исправит, а только развратит его.
Ребёнка слабого, трусливого и сердцем нежного – вы забьёте. Наконец, ребёнка
доброго, простодушного, с сердцем прямым и открытым – вы сначала измучаете, а
потом ожесточите и потеряете его сердце. Трудно, часто очень трудно детскому
сердцу отрываться от тех, кого оно любит; но если оно уже оторвётся, то в нём
зарождается страшный, неестественно ранний цинизм, ожесточение, и извращается
чувство справедливости» (14, 224).
Излечить такие психологические травмы крайне сложно. Ранящие душу ребёнка
воспоминания предстоит «непременно искоренить, непременно пересоздать, надо
заглушить их иными, новыми, сильными и святыми впечатлениями» (14, 226).
Писатель призывает оградить детей от домашней тирании: «веря в крепость
нашей семьи, мы не побоимся, если, временами, будут исторгаемы плевелы, и не
испугаемся, если будет изобличено и преследуемо даже злоупотребление родительской
власти. <…> Святыня воистину святой семьи так крепка, что никогда не
пошатнётся от этого, а только станет ещё святее» (13, 82–83).
Относительно расхожего утверждения о том, что «государство только тогда и крепко, когда оно
держится на крепкой семье», Достоевский в очерке «Семья и наши святыни.
Заключительное словцо об одной юной школе» (1876) справедливо замечал: «Мы
любим святыню семьи, когда она в самом деле свята, а не потому только, что на
ней крепко стоит государство» (13, 82).
Требовательное, взыскующее отношение к насущным проблемам «отцов и детей»,
семьи и общества объясняется истовой позицией Достоевского как христианского
писателя, патриота и гражданина: «Я говорю от лица общества, государства,
отечества. Вы отцы, они ваши дети, вы современная Россия, они будущая: что же
будет с Россией, если русские отцы будут уклоняться от своего гражданского
долга и станут искать уединения или, лучше сказать, отъединения, ленивого и
цинического, от общества, народа своего и самых первейших к ним обязанностей»
(14, 226).
Актуальность этих писательских раздумий не только не
снизилась, но ещё более возросла в наши
дни. Катастрофично современное состояние детской смертности, насилия, жестокого
обращения с детьми, вредного растлевающего влияния на их умы и души. Сегодня
так же необходимо признать, как признавал Достоевский: «Тяжело деткам в наш век взрастать,
сударь!» (13, 268). В очерке «Земля и дети» (1876)
писатель в который раз настойчиво обращается ко всем тем, кому вверено
попечение о подрастающем поколении: «Я ведь
только и хотел лишь о детках, из-за того вас и обеспокоил. Детки – ведь это
будущее, а любишь ведь только будущее, а об настоящем-то кто ж будет беспокоиться.
Конечно, не я, и уж наверно не вы. Оттого и детей любишь больше всего» (13,
268).
Христианско-воспитательное учение Достоевского получило многообразное
воплощение в письмах, дневниках, заметках, публицистике; наиболее глубокую разработку
– в художественном творчестве, во всех без исключения произведениях. Можно
утверждать, что творчество писателя в целом – своего рода «религиозно-педагогическая
поэма».
Достоевский в романе «Подросток» (1875),
в серии очерков и статей исследовал проблему «случайного
семейства» и пришёл к выводу, что «случайность современного русского семейства
<…> состоит в утрате современными отцами всякой общей идеи в отношении к
своим семействам, общей для всех отцов, связующей их самих между собою, в которую
бы они сами верили и научили бы так верить детей своих, передали бы им эту веру
в жизнь. <…> самое присутствие этой общей, связующей общество и семейство
идеи – есть уже начало порядка, то есть нравственного порядка, конечно,
подверженного изменению, прогрессу, поправке, положим так, – но порядка» (14,
209–210).
С утратой общей идеи и идеалов также изнутри подрывается лад современной
семьи. Понятия: супружество, семья, отцовство, материнство, детство – духовно
опустошаются, становясь лишь правовыми категориями и терминами. Отношения в
семье зачастую строятся не на незыблемом «камне» духовно-нравственного
фундамента, а на зыбучем «песке» формально-юридической связи сторон брачного
контракта, гражданско-правового договора, наследственного права и т.п. Когда иссякает
любовь и нет глубинной духовной опоры, скрепляющей домашний очаг, то неизбежно
берёт верх холодно-юридический путь расчётов, эгоистических выгод. Семья
становится ненадёжной, зыбкой, «случайным семейством» – по определению Достоевского.
«Больные» вопросы: «как и чем и
кто виноват?»; как прекратить детские страдания; как «сделать что-то такое,
чтобы не плакало больше дитё» (9, 565) – с необычной силой поставлены в
последнем романе «великого пятикнижия» «Братья
Карамазовы». Среди его основных идей – сокровенная мысль: достижение мировой гармонии «не стоит
<…> слезинки хотя бы одного только <…> замученного ребёнка» (9,
275).
Не ограничиваясь средствами убеждения неумелых наставников, нерадивых попечителей, равнодушных чиновников,
Достоевский, как последнему прибежищу, обращался к упованию на помощь
Господнюю: чтобы «Бог очистил взгляд ваш и просветил вашу совесть. <…> О,
если научитесь любить их <детей – А.Н.-С.>, то, конечно, всего достигнете.
Но ведь даже и любовь есть труд, даже и любви надобно учиться, верите ли вы
тому?» (14, 225).
Писательское, педагогическое и родительское credo Достоевского можно определить как
педагогику христианской любви. «Нельзя воспитать того, кто нас не любит», –
говорил Сократ. Прежде надо самим самоотверженно полюбить детей, – не уставал
повторять Достоевский. Его раздумья о состоянии воспитания, педагогические
советы, рекомендации, уроки и призывы выливались подчас в слова чистой молитвы
– поистине всемирной – за родителей, детей, отечество, за всё человечество как
детей единого Отца Небесного: «Итак, да поможет вам Бог в решении вашем
исправить ваш неуспех. Ищите же любви и
копите любовь в сердцах ваших <выделено мной. – А.Н.-С.>. Любовь
столь всесильна, что перерождает и нас самих. Любовью лишь купим сердца детей
наших, а не одним лишь естественным правом над ними. <…> Вспомните тоже,
что лишь для детей и для их золотых головок Спаситель наш обещал нам “сократить
времена и сроки”. Ради них сократится мучение перерождения человеческого
общества в совершеннейшее. Да совершится же это совершенство и да закончатся,
наконец, страдания и недоумения цивилизации нашей!» (14, 227).
Писатель оставил неординарные и
нелёгкие для исполнения заветы: не подменять ложными кумирами христианские
идеалы и не отдавать их на поругание; не дать «низложить ту веру, ту религию,
из которой вышли нравственные основания, сделавшие Россию святой и великой». За
прошедшее время значимость этих задач не уменьшилась. Жизнь подтверждает глубокую
правоту непреходящих заветных идей Достоевского.
Примечания [i] ДОСТОЕВСКИЙ Ф.М. Полн.
собр. соч.: В 30 т. – Л.: Наука, 1972 – 1990. – Т. 20. – С. 172. [ii] ДОСТОЕВСКИЙ Ф.М. Собр. соч.: В 15 т. – Л.: Наука,
1988 – 1996. – Т. 15. – С. 370. Далее ссылки на это издание приводятся в тексте
с обозначением тома и страницы арабскими цифрами. [iii] КОНИ А.Ф. Фёдор Михайлович Достоевский // Кони А.Ф.
Воспоминания о писателях. – М.: Правда, 1989. – С. 229. [iv] ДАЛЬ В.И. Толковый словарь живого великорусского
языка. – Т. 1. – СПб.; М., 1880. – С.
479. © Алла Анатольевна Новикова-Строганова – доктор филологических наук,
профессор город Орёл
Материал прислан автором порталу "Россия в красках" 14 ноября 2016 год |
|||||||||||||||||||||||
© 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com |