|
||||||||||||||||||||||||
Главная / История России / Культура и искусство: русские имена / ЛИТЕРАТУРА И КНИГОИЗДАНИЕ / Лесков Николай Семенович (1831-1895) / Насквозь русский. (К 185-летию Н. С. Лескова). А.А. Новикова-Строганова |
||||||||||||||||||||||||
ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Авторский канал видео путешествий Павла и Ларисы Платоновых - Israel with Paul and Laura на английском языке
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Хранительница последнего очага Кима Филби
Павел Густерин (Россия). Особенности языковой подготовки на профильных факультетах российских вузов
Павел Густерин (Россия). Хронология российско-йеменских отношений
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Павел Платонов (Израиль, Иерусалим). К дню памяти протоиерея Василия Ермакова - 3 февраля 2021 года
Павел Густерин (Россия). Комментарии к «Записке Петра Великого о фортециях»
Юлия Бесстремянная (Россия). Православная музыка и живопись в современных изданиях: опыт Российской государственной библиотеки
Никита Кривошеин (Франция). «Дмитрий Сеземан и его двойной исход». К столетию русского Исхода. Беседа с Никитой Кривошеиным. Анна Кузнецова
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Судьба Радзивилловской (Кёнигсбергской) летописи
Павел Густерин (Россия). Был ли Александр Невский назван в честь Александра Македонского…
Павел Густерин (Россия). О генеалогическом единстве Русского мира на примере внуков Мстислава Удатного
Павел Густерин (Россия). Список мест, связанных с земной жизнью Иисуса Христа, с упоминанием произошедших событий
Павел Густерин (Россия). Обстоятельства совершения советскими войсками рейда по северным районам Афганистана в 1929
Юрий Кищук ( Россия). Время воздержания. И отчуждения?
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
Павел Густерин (Россия). Установление дипломатических отношений между Советской Россией и Афганистаном
Павел Густерин (Россия). Торговые отношения между СССР и арабскими странами в 1920–1930-х годах
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
Галина Бесстремянная (Россия). История православия в Японии и династия японских священнослужителей
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
Павел Густерин (Россия). Академик Мясников об Афанасии Никитине: пародия на науку
Оксана Бабенко (Россия). Надежда Васильевна Туманина - биограф великих русских композиторов
Александр Кан (Великобритания).
Спасение Романовых: иллюзия или упущенные возможности?Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
Айдын Гударзи-Наджафов (Узбекистан). Жизнь без мифов. Великий князь Николай Константинович 1850-1918
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель Ксения Кривошеина. (Франция). Памятники чекистским палачам до сих пор украшают страну"
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Жорж Нива (Франция). Четыре трети нашей жизни. «Сюрреалистический фильм» о русской эмиграции
Олег Гоков (Украина). Российская военная миссия 1877 года в Персию
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых"
Олег Гоков, Сергей Фалько (Украина). Военно-разведывательная миссия Н.Я. Шнеура и В.А. Бодиско по странам Европы, Северной Америки и Азии в 1880–1881 гг.
Оксана Бабенко (Россия). Тень православия в музыке: русское музыкальное общество и столичные консерватории во второй половине XIX века
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Светлана Баконина (Россия). Первый опыт духовного руководства русскими паломниками (из дневника священника, сопровождавшего богомольцев на Святую Землю в 1912 году)
Популярная рубрика
Протоиерей Георгий Митрофанов. "Трагедия России: «запретные» темы истории XX века в церковной проповеди и публицистике" Полемика, отзывы
Проекты ПНПО "Россия в красках": Публикации из архивов:
Русское Александровское подворье близ храма Воскресения. Путь к Александровскому подворью. Извлечение из издания ИППО 1901 г. Храм Воскресения Господня в Иерусалиме и окружающие его святыни
Палестина под властью христианских императоров. (326-636 г.г.) По Альфонсу Курэ. С.Петербург. 1894 год. X. Свв. Савва и Феодосий. XI. Св. Савва и император Анастасий. До 528 г.
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.
Мы на Fasebook
Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках" Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
|
Насквозь
русский
(К 185-летию Н. С. Лескова)
17 февраля исполнилось 185 лет со дня рождения нашего
прославленного соотечественника Николая Семёновича Лескова (1831–1895) – одного из крупнейших
русских писателей-классиков первого ряда, чьё творчество современная писателю
литературная критика расценила как «художественную проповедь».
Лесков был убеждён в том, что книги должны «не только занять
внимание читателя, но дать какое-нибудь доброе направление его мыслям». Это
«доброе направление» писатель связывал прежде всего с христианством, отмечая,
что всегда имел в виду «важность Евангелия», в котором, по его убеждению,
«сокрыт глубочайший смысл жизни». «Истина, добро и красота» – в этой триединой
формуле классик выразил идеал, к которому необходимо стремиться.
Создание ярко оригинального, неповторимо самобытного
лесковского художественного мира воспринимается как настоящий писательский подвиг.
«Литература – тяжёлое, требующее великого духа поприще», – говорил Лесков и самоотверженно
шёл этим путём. В финале
творческого пути писатель «непостыдной совести» мог по праву заявить: «Я отдал
литературе всю жизнь и передал ей всё,
что мог получить приятного в этой жизни, а потому я не в силах трактовать о ней
с точки зрения поставщичьей. <…> я верую так, как говорю, и этой верою
жив я и крепок во всех утеснениях. Из этого я не уступлю никому и ничего, – и лгать не стану, и дурное назову
дурным кому угодно».
В своём творчестве Лесков изобразил многокрасочную полноту
мира, мозаично пёстрые картины жизни России. В основе многих из них – орловские
впечатления. И не случайно писатель подчёркивал: «в литературе меня считают
орловцем». Как былинного богатыря, Лескова, по его словам, «“тяготила тяга”
знания родной земли». Лесковское творчество проникнуто подлинным, некнижным
знанием народной жизни. В цикле статей «Русское
общество в Париже» (1863) автор с гордостью заявлял: «Я не изучал народ по
разговорам с петербургскими извозчиками, а я выросв народе на
гостомельском выгоне <…>, так мне непристойно ни поднимать народ на
ходули, ни класть его себе под ноги. Я с народом был свой человек». Будучи
«насквозь русским», зная русского человека «в самую его глубь», писатель воплотил в своих героях – с их речью, мироощущением,
душевными порывами – все существенные
особенности национального характера. Томас Манн справедливо отмечал, что
Лесков писал «чудеснейшим русским языком и провозвестил душу своего народа так,
как это, кроме него, сделал только один – Достоевский». В прозе Лескова, «как
ни у одного другого писателя нашей земли», открывается «целый мир невиданной
красоты, неповторимых образов, сверкающей фантазии, расписной, причудливый мир,
где Русью пахнет – и сладко, и горько, и нежно, и дымно», – с восторгом писал Юрий
Нагибин.
Лесков вступил на писательскую стезю в 1860-е годы, будучи
уже зрелым, сформировавшимся человеком с большим жизненным опытом и огромным
запасом житейских наблюдений. Не завершив образования в орловской гимназии,
«свои университеты» будущий писатель постигал «самоучкой».
В литературе он выступил прежде всего как публицист. Лесков
сотрудничал в разных периодических изданиях Москвы и Петербурга, и уже первые
публикации «новейшего орловца» привлекли внимание читателей актуальной проблематикой, живой достоверностью и объёмностью знаний,
честной авторской позицией, искренней интонацией. Стремясь, по его словам,
«пролить в массы свет разумения», Лесков – публицист-просветитель – поднимал
множество острых тем. «Торговая кабала»,
«Безбожные школы в России», «Вопрос об искоренении пьянства в рабочем классе»,
«Русские женщины и эмансипация», «Как относятся взгляды некоторых просветителей
к народному просвещению», «Русские люди, состоящие “не у дел”» – в этих и
других своих многочисленных заметках, статьях, очерках автор не просто
высказывал собственное мнение по животрепещущим социально-экономическим,
политическим, культурным вопросам, но и обращался к самой сути жизни России, ни
на минуту не забывая об ответственной позиции «глашатая истины», призванного к
активной борьбе со злом, произволом, деспотизмом, невежеством, косностью и
другими пороками.
После статьи о петербургских пожарах, в которой автор
призывал бездействующую власть либо опровергнуть слухи о поджигателях, либо – если
толки небеспочвенны – найти и наказать злодеев, Лесков оказался в положении
«между двух огней». В раскалённой политической атмосфере тех лет «пожарная
статья» вызвала суровые нападки «справа» и «слева»: со стороны правящего лагеря
своё неодобрение выразил Александр II, а радикальная
литературная критика фактически объявила Лескову бойкот. Писатель, по его
словам, был «распят заживо».
С тех пор он прокладывал себе «третий» путь – «против
течений», искал «противоположную всем дорогу». Своё «уединённое положение» Лесков подчёркивал в показательной самохарактеристике: «Дело просто: я не нигилист и
не аутократ, не абсолютист и не ищу славы моея, но славы пославшего мя Отца».
О пастырском служении – «учить, вразумлять, отклонять от
всякого <…> вздора и суеверий» – размышлял Лесков уже в своём дебютном художественном
произведении «Погасшее дело(«Засуха»)» (1862). Знаменательно, что
первым героем лесковской беллетристики стал сельский священник – отец Илиодор.
В подзаголовке помечено: «Из записок
моего деда». Дед Лескова умер ещё до
рождения внука, но будущий писатель знал
о нём от родных: «всегда упоминалось о бедности и честности деда моего,
священника Димитрия Лескова». В
характере героя «Засухи» многое
предвещает центральную фигуру романа-хроники «Соборяне» (1872) – Савелия Туберозова. Болея душой за судьбу Родины,
этот «мятежный протопоп» и бесстрашный проповедник убеждён, что нельзя жить «без идеала, без
веры, без почтения к деяниям предков великих… это сгубит Россию».
Вечный конфликт добра и зла, воплощённый в современном мире
буржуазно-юридических установлений, представлен в единственном лесковском
драматическом произведении «Расточитель»
(1867). Вслед за А.Н. Островским, чьи пьесы Лесков высоко ценил, он выступает
обличителем «тёмного царства». 60-летний купец Фирс Князев – «вор, убийца,
развратитель». Его антипод – добрый и деликатный Иван Молчанов – предстаёт в
роли мученика, жертвы деспотического произвола. Пользуясь своим положением
«первого человека в городе» и продажностью судебного департамента, старый купец
добивается, чтобы Молчанова признали «злостным расточителем» и устранили «от
права распоряжения своим имуществом», которое передаётся в опеку Князеву.
Молодой человек, обращаясь к своим истязателям, обличает беззаконие: «Вы расточители!.. Вы расточили и свою
совесть и у людей расточили всякую веру в правду, и вот за это расточительство
вас все свои и все чужие люди честные – потомство, Бог, история осудят».
С целью опровержения крайне пессимистического заявления А.Ф.
Писемского, объявившего, что он видит во всех своих соотечественниках одни
только «мерзости», Лесков в предисловии к рассказу «Однодум» (1879) возвестил: «Мне это было и ужасно и несносно, и
пошёл я искать праведных, пошёл с обетом не успокоиться, доколе не найду хотя
то небольшое число трёх праведных, без которых “несть граду стояния”». Эти
поиски стали магистральными в творчестве писателя. «У нас не переводились, да и
не переведутся праведные, – утверждал он в рассказе «Кадетский монастырь» (1880). – Их только не замечают, а если стать
присматриваться – они есть». «Это своего рода маяки», – писал Лесков в очерке «Вычегодская Диана (Попадья-охотница)»
(1883). Почти в каждом его произведении, начиная с ранних, оживают типы людей
«высокой пробы» всех сословий и званий.
В этом отношении Лесков – уникальная фигура в истории литературы.
Писатель
на протяжении всей своей творческой жизни искал и изображал героя-праведника –
деятеля, бескорыстно творящего добро, –
сознательно, а чаще бессознательно, по душевному порыву. В лесковском
художественном мире создан целый «иконостас» святых и праведников земли
русской, которой нельзя было бы устоять «с одною дрянью», с «изолгавшимися
христопродавцами». Только праведные спасают свою страну от окончательного
упадка и гибели: «Господь сказал: если я
найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то Я ради них пощажу всё место
сие. <…> не истреблю и ради десяти» (Быт. 18: 26, 32). В предисловии к циклу рассказов о праведниках
Лесков указал на древнерусское убеждение в том, что «без трёх праведных несть граду стояния», то есть ни один русский
город не уцелел бы, не будь в нём хотя бы трёх праведников.
Праведники
воплощают идеал, заданный Самим Христом: «Если вы знаете, что Он праведник,
знайте и то, что всякий, делающий правду, рождён от Него» (1-е Ин. 2: 29). «Дети! Да не обольщает вас
никто, – взывает святой Апостол Иоанн Богослов. – Кто делает правду, тот
праведен, подобно как Он праведен» (1-е
Ин. 3: 7).
Праведники,
написанные по внутреннему заданию «оправдать Русь», представляют собой
«отрадные явления русской жизни», воплощают идеал активного, деятельного добра. Самоотверженная любовь к Богу и ближнему
в соединении с практическим деланием – основной признак и качество праведности. Лесков не устаёт восхищаться
характерами, хранящими в себе «живой дух веры», высоконравственные черты.
Таковы, например, неподкупность «неберущего квартального» Рыжова («Однодум»);
бессребреничество, стремление к святости Брянчанинова и Чихачёва («Инженеры-бессребреники»);
совестливость, благородство, участливость воспитателей-наставников («Кадетский монастырь»); духовный свет
«русских богоносцев» – священнослужителей («Некрещёный
поп», «Владычный суд», «На краю света»); патриотизм и талантливость левши («Сказ о тульском косом левше и о стальной
блохе»). Готовы на подвиг самоотвержения во имя высокого человеколюбия
герои рассказов «Павлин», «Пигмей», «Русский
демократ в Польше», «Несмертельный Голован», «Тупейный художник», «Человек на
часах», «Пугало», «Дурачок», «Томление духа», «Фигура» и многих других.
В своей
«художественной проповеди» Лесков
выступил как проповедник христианских истин и как духовный наставник своих
читателей, которых он всем своим творчеством призывал не заглушать в себе
«способности любить и уважать Истину».
© Алла Анатольевна Новикова-Строганова – доктор филологических наук, профессор
город Орёл
Материал прислан автором порталу "Россия в красках" 17 февраля 2016 года |
|||||||||||||||||||||||
© 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com |