Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / Европа / Чехия и Словакия / МИР ПРАВОСЛАВИЯ / Святые в Чехии и Словакии / Преподобный Прокопий Сазавский. Андрей Шестаков

ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых  принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь

Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Популярная рубрика

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикации из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.

Мы на Fasebook

Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
 
ПРЕПОДОБНЫЙ ПРОКОПИЙ САЗАВСКИЙ

   
  Долина реки Сазавы  
 
Долина реки Сазавы
 
 

Один Сазавский инок, скрывший свое имя, писал: «во время князя Ульриха был пустынник, по имени Прокопий, родом Богемец из деревни Хотун, весьма правильно наученный славянским письменам, изобретенным некогда святейшим Кириллом, в мире превосходный священник, совершавший чистое житие и чисто отправлявший тайны, а после того облеченный в иноческую одежду жил непоколебимо в вере, один с единым Богом». Это известие мы находим в летопиписи Косьмы Пражского под 1038 г.

Прп. Прокопий начал изучать славянскую грамоту еще в доме родителей, которые держались правил веры и жизни, посеянных в Богемии св. Мефодием. Со временем родители отправили его в Велеград, где в это время науки преподавались на славянском языке. Святитель Филарет, архиепископ Черниговский приводит такой стихотворный отрывок из Градяцкой рукописи, начала XIV века, в которой находится сказание о прп. Прокопии на чешском языке:

«Святый Прокопий – из славянского рода,
Недалеко от Чешского брода:
Ту весь Бог добре расплодил,
В коей святой родился.
Всякий посмеет заверить,
Той весе имя Хотун.
В ней жил старый кмет,
Имел он себе много лет.
Жена его была дворянка…
Прокопий от детства своего
Хранил себя весьма честно:
По Боге Творце жил,
А мирскую суету пренебрегал.
Видя то родители,
Какого имели сыночка,
Положили между собою совет:
Отослать его в Велеград,
К учителю славному,
Чтобы учил его всякому чтению.
Там было славно учение,
Цвело на языке Славянском…»

После окончания учебы Прокопий был рукоположен во священника и усердно учил свою паству правилам православной Церкви. Но спустя некоторое время, ища уединения, он удалился в пустынное место, где поселился в пещере и проводил жизнь по примеру восточных отшельников. Однажды герцог Ульрих, во время охоты, обнаружил отшельника в глухом лесу. Беседуя с герцогом Прокопий просил его построить храм св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Добрый государь исполнил просьбу подвижника. Так на реке Сазаве была основана пустынная обитель. Это произошло не раньше 1012 года, когда Ульрих стал владетельным герцогом. Благодаря покровительсву герцога и старанями преп. Прокопия Сазавская обитель процветала. Богослужение в ней совершалось по славянски. Преемник Ульриха король Брячислав поддерживал монастырь, но противники славянского богослужения – латиняне – чинили препятствия прп. Прокопию.

Почувствовав приближение смерти, святой объявил братии, что спустя три дня умрет и предсказал им скорое, но непродолжительное гонение. Так все и произошло. Прп. Прокопий почил на третий день, 1 апреля 1053 года. В 1055 году Сазавских иноков обвинили в том, что славянская письменность «вводит ересь» и выгнали из обители, поместив в ней немецких ксендзов. Но в 1061 король Вратислав возвратил изгнанников в их родную обитель. Вратислав просил самого папу Римского утвердить славянское богослужение, но гордый Григорий VIII ответил отказом. В 1080 году он писал Вратиславу: «ваше высочество просили, чтобы совершалась у вас служба на cлавянском языке; мы никак не можем быть благосклонны к вашей просьбе. Мы убеждены, что не напрасно угодно было Богу, чтобы некоторыя места священнаго Писания были сокрыты и чтобы оно было не всем ясно или понятно, дабы чрез то не пришло в пренебрежение или худо понятое не ввело в заблуждение. Не извинительно, что некоторыя духовныя особы безпрекословно исполняли требования народа и допустили безпорядки. Первоначальная Церковь (Богемии) много потворствовала тому; но впоследствии, когда христианство окрепло, это исправлено по строгом изследовании. Потому, не смотря на ваше требование неблагоразумное, повелеваем властию блаженнаго Петра и в славу Божию - противостать суетной дерзости всеми силами». Однако король Вратислав не обратил внимания на волю папы и славянское богослужение в Сазавской обители продолжалась.

Святитель Филарет, архиепископ Черниговский, упоминает о сохранившемся Евангелии, написанном рукою самого прп. Прокопия с использованием кириллического алфавита. Другая часть книги написана глаголицей. Здесь мы находим надпись следующего содержания: «а друга страна тиехто книжек… ту псал святи отец Прокоп сву руку». По свидетельству святителя Филарета уцелел и другой памятник чешского православия – это светильны постной и цветной триоди, оказавшиеся на переплете 1053 года.

 
Андрей Шестаков по книге "Жития святых чтимых православной Церковью" арх. Филарет (Гумилевский), Сретенский монастырь, 2000, c.187-190
 

Православие.ру


[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com