Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / Европа / Украина / МИР ПРАВОСЛАВИЯ / Византизм, Православие и будущее Украины

 
Рекомендуем
Новости сайта:
Дата в истории
Новые материалы
Оксана Бабенко (Россия). К вопросу о биографии М.И. Глинки
 
 
 
Главный редактор портала «Россия в красках» в Иерусалиме представил в начале 2019 года новый проект о Святой Земле на своем канале в YouTube «Путешествия с Павлом Платоновым»
 
 
 
 
Владимир Кружков (Россия). Австрийский император Франц Иосиф и Россия: от Николая I до Николая II . 100-летию окончания Первой мировой войны посвящается
 
 
 
 
 
 
Никита Кривошеин (Франция). Неперемолотые эмигранты
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь
 
Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»

 
 
Павел Густерин (Россия). Россиянка в Ширазе: 190 лет спустя…
 
 
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
 
Протоиерей Андрей Кордочкин (Испания). Увековечить память русских моряков на испанской Менорке
Павел Густерин (Россия). Дело генерала Слащева
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Павел Густерин (Россия). О поручике Ржевском замолвите слово
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия).  От Петербургской империи — к Московскому каганату"
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Приплетать волю Божию к убийству человека – кощунство! 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Алла Новикова-Строганова. (Россия).  Отцовский завет Ф.М. Достоевского. (В год 195-летия великого русского православного писателя)
Ксения Кривошеина (Франция).  Шум ленинградского прошлого
Олег Озеров (Россия). Гибель «Красного паши»
Павел Густерин (Россия). О заселении сербами Новороссии
Юрий Кищук (Россия). Невидимые люди
Павел Густерин (Россия). Политика Ивана III на Востоке
Новая рубрика! 
Электронный журнал "Россия в красках"
Вышел осенний номер № 56 журнала "Россия в красках"
Архив номеров 
Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикация из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг. 
Славьте Христа добрыми делами!

Рекомендуем:
Иерусалимское отделение Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО)
Россия и Христианский Восток: история, наука, культура





Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
 
Византизм, Православие и будущее Украины
 
О Византия!.. Золотое, Тысячелетнее, Босфорское царство, знаменем креста оссеявшее Русь! Чем манишь ты нас? Чем близка ты любому Православному украинцу, русскому, белорусу, болгарину и сербу… Что дала ты нам, и чем породнила в веках? Попробуем об этом вспомнить...

Средневековая империя Киевской Руси, была государством сильным, государством культурным. Мы не вправе отрицать достижения наших предков. Даже языческая Русь достигла многих успехов. Но факт остается фактом: в конце 10-го века культура Руси достигла своего потолка и развиваться дальше могла лишь приобщившись к Цивилизации. Выход был: присоединится к той из существующих Цивилизаций, чьи ценности, чей уклад жизни и мировоззрение максимально соответствуют самосознанию Руси. Воспринять ту культуру, которая затронет наибольшие глубины, наиглавнейшие архетипы славянской души. Присоединится к той Цивилизации, в рамках которой наш народ сможет занять равноправное и достойное место в истории. Место не жалких подражателей и духовных рабов (как нам предлагают современные западопоклонники), но место самоценного, культурного центра. Занять место одного из центров принимаемой Цивилизации было для Руси настоятельной необходимостью, ибо это позволяло сделать свой вклад, сказать свое веское слово и тем сохранить достижения предков.

На роль «учителя» лучше всего подходила Византия. Не будучи ни варварской средневековой монархией Запада, ни построенной на реках крови и пота деспотией Востока, Византийская держава долгое время представляла собой духовный, культурный, экономический и политический центр всего евразийского мира. И не секрет, что выбор Святого Владимира в действительности вознес Русь на вершины славы и блеска, ввел Киев наравне с Константинополем и исламской Кордовой, в тройку пышнейших и крупнейших городов Континента, в число центров Цивилизации.

Для сравнения, крупнейшие города тогдашней Западной Европы — Венеция и Париж — находились в третьем десятке. Известно, что Анна Ярославна выйдя замуж за Генриха Французского, при въезде спутала Париж с деревней и ужасалась тому, что по городу даже днем бегают волки, а король расписывается крестиком. Дочь Ярослава Мудрого приложила много усилийк тому, чтобы обучить французов хорошим манерам. А однажды даже повергла французский двор в настоящий шок, ибо… села кушать с вилкой. В Европе того времени, было, принято есть руками. А в Англии, например, вилки известны только с 1608 года. А до этого ели только руками. Такова была цивилизационная пропасть между прогрессивным Востоком и диким Западом. Это были две, совершенно разные Цивилизации…

Итак, последствия действий Владимира ясны. Не прими он Византийское Православие, мы не имели бы той, поистине золотой культурной эпохи. Но что обусловило такую прозорливость правителя? Ведь Цивилизаций было много. А поскольку принадлежность к той или иной Цивилизации в ту эпоху определялась религией, то ведь и религий на выбор Владимиру было представлено аж четыре! Так почему он остановился на религии и культуре Византии?

Ну, с иудейской Хазарией все ясно. Эта полузадушенная (еще при Святославе) и едва влачащая существование держава не могла стать ни надежным союзником, ни образцом для культурного подражания. Ортодоксальный хазарский иудаизм запрещал изобразительное искусство, а набор геометрических абстракций наследникам Божа и Кия был явно непонятен. Отвержение ислама, также определяется удаленностью его культурных центров и несоответствием культурным традициям Руси и народным стереотипам поведения. «Веселие Руси есть пити», так ответил Владимир мусульманским послам. Здесь есть доля правды. В нашем климате аравийский обычай неупотребления вина был излишен. И даже многие исламские народы, живущие в наших широтах со временем от него отошли. Плюс ко всему былинные пиры Владимира служили средством сплочения князя с его дружиной. Отказ от этой традиции дружина могла воспринять как «жмодство» князя. А потеря верной дружины, грозила потерей и трона, и головы.

Ну, с Азией мы разобрались. Но почему не Западная Европа? Почему не Западное Христианство? Этот вопрос до сих пор очень волнует наших Западников. Здесь все тоже довольно просто. Во-первых, вышеуказанная «дикость» тогдашней Европы. В плане культуры им просто нечего было нам предложить. Второе - развратность римских пап. Папы оскандалились всерьез и легенды об их пьяных попойках, блуде и пирах, устраиваемых в Ватикане, ходили по всему миру. Из-за просочившейся об этих безобразиях информации еще в правление Ольги из Руси был изгнан епископ Адальберт. И Владимир не стал нарушать заветов бабки. Наконец третьей (и, наверное, самой важной) причиной отторжения «западной веры» был язык. Да, да язык! В Римской церкви с давних пор утвердилось убеждение, что есть только три богослужебных языка. Из них использовалась, по сути, только латынь. В Греческой же церкви был разрешен любой язык. Включая славянский. А это значило, что, приняв греческую веру, Русь сможет благодаря изобретению Кирилла и Мефодия в короткие сроки создать богатейшую литературу на родном языке. Это означало, что грамотность широко распространится в народе (так оно и вышло в итоге), что именно образованность станет важнейшим двигателем общества и важнейшим аргументом приобщения к вере. Ну а если бы была латынь?.. Разве можно было бы обучить романскому языку широкие массы славянского народа? Разве можно было бы создавать богатые и читаемые латинские библиотеки (их тогда и на Западе не было) в славянской стране? Разве можно было бы, наконец, заставить многомиллионный народ взывать к Богу на совершенно чужом и незнакомом языке?

Мы помним, что уделом европейских народов, вплоть до Реформации, было невежество и необразованность. Искра знаний теплилась университетах. Но это была лишь ничтожная часть народа. Хуже всего было Германцам и Славянам, ведь романская латынь им была абсолютно чужой. На Западе латынь хорошо знали только католические священники. А значит мирянам Библия и богословская литература были вообще недоступны! Чехам и полякам папство выдавало христианство лишь в урезанном виде - частями. Как неким «ущербным» народам. Понятно, что на такое унижение наши предки не могли пойти. И зачем им это было нужно?

Приобщение к Византийской цивилизации сыграло роль толчка в нашей истории. Не стоит думать, что на Русь пришли лишь проповедники новой веры. На Русь пришла новая Цивилизация, во всем ее объеме. Еще Хомяков вполне справедливо утверждал, что главным противоречием Западной истории была борьба между покоренной Римской культурой и варварской культурой завоевателей. Поэтому и закрепилась на Западе насильственность и склонность к подавлению местных «не европейских» культур. Восток был лишен этого противоречия. Мы сами избрали себе новую веру и избирая ее приняли наиболее близкую, наиболее родственную. Наши предки избрали веру, которая не требовала ломки устоявшихся духовных ценностей Киевской Руси, но открывала простор для их совершенствования. Прими мы католичество, наши древние славянские корни были бы безжалостно выкорчеваны и выхолощены. А так — мы их сохранили и приумножили.

До крещения Руси, у нас отсутствовало высокоразвитое каменное зодчество. Первый образец его — Десятинная Церковь, построенная Владимиром. Когда смотрим на Святую Софию, или на Черниговский Спас, то должны помнить мы, что в этом здании украинского духа нет ни одного архитектурного стиля не известного и не созданного в Византии. Да, строители, постарались гармонично подчеркнуть местные особенности, но использовали для этого Византийский инструмент. Святая София не только именем, но и стилем побраталась с древним памятником Христианского зодчества — Святой Софией в Константинополе. Бессмертным памятником Юстиниану и его эпохе.

Древние Храмы, вознесшие купола свои на нашей земле не являются первыми шагами новой культуры — напротив, это образцы культуры расцвета, культуры уже созданной и устоявшейся. Византийской культуры… Живопись, фрески, мозаика, резьба, эмалировка, миниатюры, иконография — все эти виды искусства впервые зародились в Византии и оттуда распространились и по нашей земле. Для росписи Успенского собора Киево-Печерской Лавры приглашали мастеров «из грек». Участвовали они и в постройке и украшении других храмов, дворцов и просто домов зажиточных граждан.

Одновременно с крещением Руси, начинается и массовое строительство библиотек и школ. Особенно много сил потратил на это князь, прозванный Мудрым. С его эпохи начинается эра массовой образованности на Руси. Многие простые славянские люди получив доступ к образованию становились учеными и богословами, известными далеко за пределами «земли Русской». Такими примерами могут служить Митрополит Илларион, автор «Слова про Закон и Благодать» и поэт Митрополит Максим Смолятич. Многочисленные переводы не только греческих ученых трудов, но и литературы породили ответную реакцию. Взяв Византийскую литературу за образец, была создана литература славянская. Итак, наша литература напрямую происходит от Византийской.

То же самое можно сказать и о таких науках как: история, богословие, философия, и вообще естественные науки — все это пришло к нам из Византии.

Мало известена, например, история нуля (0) в математике. Сперва ноль появился в Византии, потом пришел на Русь и только много после - в Европу. Не избежали мы и влияния Византийского права. И не только Церковного. Святой Владимир после прочтения греческого «Номоканона» создал свой «Церковный Статут». А в гражданском и уголовном законодательстве мы со Времен Владимира Великого пользовались славянской переработкой Эклоги императора Льва Исавра. У нас этот сборник назывался «Закон Судный Людям». При создании собственных актов, образцом нам служили «Базилики» императора Льва Мудрого. Многие исследователи отмечают также Византийское влияние при создании «Русской Правды». Особенно ярко это проявилось в области брачно-семейных отношений.

Необходимо все же упомянуть и о Церкви, как о составной части тесных связей Византии и Украины-Руси. В течении 7 веков, мы в церковном отношении подчинялись Константинополю. За этот период множество митрополитов были греками. Греками были также и многие епископы. Нет нужды говорить о том, что они всеми силами сеяли Византийскую культуру на Руси. Те митрополиты, которые греками не были, тем не менее, к Византийской культуре благоволили ибо она к тому времени вошла уже в плоть и кровь Украины-Руси. И связь эта духовная не прервалась даже в годину бедствий и вражеских погромов. Самым тяжким был 13 век. В 1204 году Константинополь был варварски разорен «потомками вандалов» т.е. представителями чужой и враждебной Западноевропейской Цивилизации. В огне пожарищ и в лапах грязных «франков» погибли сокровища древней культуры. Сгорели гигантские библиотеки. Были разбиты античные статуи. Уничтожен Православный университет. Прервалась связь времен… Подорванная Крестоносными бандитами мощь Великой империи уже никогда не возродилась. Обессилевшая держава, лишилась торговых путей, эксклюзивных производств, средств к существованию и, по сути, развалилась на груду самостоятельных владений, которые спустя два столетия (1453 г.) «прибрали к рукам» турки. На Руси было не лучше. Сперва разорительное монгольское нашествие, а затем бесконечные нападения стервятников-латинян с Запада, стремившихся добить Православную Византийскую культуру Руси.

Развязкой драмы стало попадание Галичины под власть Польши (1340 год), а большинства остальных Украинских земель - под власть Литвы. В Галичине Византийская культура была выкорчевана жестко и решительно, несмотря на некоторое сопротивление народа. Ополячивание и окатоличивание стало нормальным явлением на века. К 18 веку проблема Православия в Галичине была поляками успешно решена. В землях попавших под власть Литвы, к нашим предкам относились терпимо и старались воспринять их культуру. Временами казалось, что Литва станет наследником Киевской Руси и Византии на просторах Восточной Европы. Но - лишь казалось! Женитьба князя Ягайлы на Польской королеве Ядвиге и последующее обращение литовцев в католичество, подорвало внутренне единство державы и открыло путь к преследованию православных. Результаты этого сказались в конце 15-нач. 16 веков, когда во время войны треть Литовского княжества добровольно поддалась единоверной Москве, чтобы избежать религиозных преследований.

Показательны и планы князя Михаила Глинского, отделить Киевское княжество от Литвы и Польши и с помощью Москвы сделать его самостоятельным государством. К несчастью этим планам не суждено было сбыться. Восстание подавили. А особенно страшная эпоха для всего Православного населения Украины и Византийского наследия настала после Люблинской унии 1569 года. По этой унии Украинские земли попали непосредственно под власть Польши. То, что поляки проделали столетиями ранее в Галичине — они начали осуществлять в Украине. Навязывались польские порядки, польский язык, польские законы, польская вера. Православие подвергалось страшным преследованиям. Польские паны обложили народ огромным количеством налогов, пахали Православными лед на речках. И это только потому, что мы верили иначе, чем они… Пик репрессий польских властей пришелся на период после Брестской унии и образования «униатства». Поляки держали в тюрьме даже Православного Вселенского патриарха приехавшего поддержать единоверцев...

Как видим культурные связи Украины и Византии не прерывались. В Украине и России 15 - нач. 17 веков наблюдалось культурное явление называемое в науке «вторая Балканская культурная волна». Это было переселение на земли Руси бежавших от турок греков, болгар, сербов. Они принесли свежую византийскую струю в нашу культуру и это вызвало новый взлет. Однако, польская власть на Украине уже к началу 17-го века потопила в крови этот расцвет. Украла наше возрождение. В конце 16-го начале 17-го веков ситуация для Православия в Украине была просто катастрофической. Иерархия и духовенство практически уничтожено поляками. Большая часть шляхты полонизировано и обращено в католичество. Но штандарт Византийской культуры подхватили мещане и крестьяне. В противовес латинской пропаганде, несшей народу богослужебный латинский и повальное невежество, начали создаваться православные школы со славянским языком обучения. Недаром путешественники того времени отмечали образованность и грамотность даже простого люда на Украине. Волна Католической и Униатской пропаганды, подкрепленной материальными ресурсами Запада, делала необходимым организованный отпор и создание собственной полемической литературы. И это было сделано! Началось создание Братств. Основу их составило мещанство, деньгами помогла уцелевшая православная шляхта, идеологию дало духовенство… а саблю, о сабле мы поговорим чуть позже…

Братства способствовали образованию, защищали Православную церковь и заботились о развитии национальной культуры, сохранении памяти о прошлом. По сути своей это было настоящее движение. Причем движение АНТИЗАПАДНОЕ, поскольку усилия свои Братства направляли против католичества, унии и полонизации — этих столпов Западноевропейского Drang nah Osten. Основной национальной идеей того времени стала идея возрождения Православной Киевской Руси. Об этом думали братства и духовенство. За это впоследствии сражались казаки Хмельницкого. И сам он выразил это с удивительной ясностью.

Народ сплотился вокруг руководящей идеи, но позиции польских ставленников были сильны. Понадобилось почти полстолетия идейной, материальной подготовки, прежде чем тогдашняя АНТИЗАПАДНАЯ Украинская национальная идея нашла свою реализацию. Наполеон говорил: «Революция — это идея нашедшая штыки». И штыки нашлись! Национальная революция была совершена. Дело в том, что параллельно описываемым событиям происходило становление нового общественного слоя — Казачества. Казаки, были людьми свободными, не терпели принуждения и насилия и являлись защитниками Православия в Украине, а значит и Культурных традиций Византинизма. За те 80 лет, которые почти вся Украина находилась в составе Польши, произошло несколько десятков казаческих выступлений, вызванных религиозно-культурным, национальным и социальным угнетением. Это была борьба Двух Цивилизаций, двух миров непримиримых в своем противостоянии. Западного и Славянско-Византийского.

Для сравнения. После Переяславской Рады, было только одно общенациональное восстание, против русских. И то вызвано оно было насилиями и притеснениями гетмана Брюховецкого. Остальное — лишь старшинские проекты. С поляками как видим было совсем иначе. Сколько крови пролилось за те 80 лет? Один Бог знает.

Слияние Сабли и Духа, Казаческого движения с Братствами, произошло в период гетманства Петра Сагайдачного. Он сам вместе со всем Войском Запорожским вступил в Киевское Братство. Так была заложена основа будущего. С тех пор судьба польской власти на Украине была решена. Нужно было только время и вождь. Время прошло между новыми кровавыми побоищами и десятилетием «Золотого спокойствия» как называли его поляки. И достойный вождь таки нашелся! Им стал Богдан Зиновий Хмельницкий… Казацкая сабля махом разрубила все противоречия. Украина была освобождена от польских захватчиков и колонизаторов. Хотя это и стоило нам большой крови и невосполнимых потерь в населении. Отступающие поляки устроили нам настоящий геноцид. Талантливый лидер, за несколько лет стал «самодержцем всеи Русии, по Люблин и Краков»… Православие из гонимой веры превратилось в знамя восстания (вспомним, что главным требованием на всех этапах была ликвидация униатства). Казачество из непризнанного сословия превратилось в основную движущую силу государственности.

И пускай из-за наступивших после смерти Хмельницкого смут и старшинских разборок, из-за распада страны на враждующие части, идеал возрождения Киевской Руси остался не достигнутым. Украинский народ в 17-м веке сделал нечто большее. Мы собственной кровью подтвердили тот выбор Цивилизации, который в 10 веке сделал Владимир. Мы отстояли Славянско-Византийскую Цивилизацию и защитили свою культурную идентичность от колоссального «Drang nah Osten» Запада. Это пример того, как любой народ, при желании может отстоять свою свободу. Это пример того, как один народ может сражаться за свою Культурную идентичность с целой Цивилизацией и выстоять!

И этот выбор, остался неприкосновенным доныне. Этот выбор позволил нам, потомкам, сказать, что мы храним свою культуру тысячу лет от всех вражеских поползновений.

Но почему нам сейчас так необходимо вспоминать обо всем этом, уважаемый читатель? Почему, мы должны помнить о своей принадлежности, о своей истории и цивилизации? Да потому, уважаемый читатель, что существуют сейчас силы, которые хотели бы заставить нас забыть наше прошлое, порвать связь времен… а сами под шумок повторить в Украине ситуацию начала 17-го века, с ее ползучей полонизацией, окатоличиванием, превращением Украины в культурную и экономическую колонию Западной Европы. Все это заставляет нас вспомнить опыт наших предков живших в 17-м веке и испытавших на себе подобные «прелести европейской цивилизации». Это заставляет нас помнить нашу историю, помнить свою культуру, свои корни.

Помнить Византию, которой мы обязаны своей Цивилизацией.

А в остальном… Как писал век тому назад талантливый мыслитель Константин Леонтьев: «Византизм дал нам всю силу нашу в борьбе с Польшей... Под его знаменем, если мы будем ему верны, мы, конечно, будем в силах выдержать натиск и целой интернациональной Европы, если бы она, разрушивши у себя все благородное, осмелилась когда-нибудь и нам предписать гниль и смрад своих новых законов о мелком земном всеблаженстве, о земной радикальной всепошлости!». Написано давно. Актуально и сейчас! Ведь разложение и грядущая гибель Европейской культуры (когда-то великой, а сейчас окончательно выродившейся), очевидна всем мыслящим людям. Даже Джордж Сорос написал: «В ближайшем веке, я вижу гибель Западной цивилизации»… И не важно будет ли это гибель в волне исламской экспансии, или от внутреннего разложения и деградации. Важен для нас другой вопрос. Успеет ли Европа накануне своей окончательной гибели и исламизации навязать нам свой дешевый суррогат в качестве «высшей культуры». Если да — то мы, безусловно, последуем в небытие вслед за Европой. В этом мне видится и смысл цитаты Константина Леонтьева. В ней же и ответ!

Помнить свою Историю, крепче держаться наших Византийских корней, развивать свою культуру и дальше, до самой вершины, путями, намеченными еще Юстинианом и Владимиром — в этом я вижу залог блистательного будущего нашей Цивилизации и Культуры. Если этим путем пройдут и другие страны, наследники Византийской культуры, тем лучше. И не говорите мне, что Византия мертва. Она живет. Живет в нас.

 
Источник NewsToday

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com