Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / Европа / Сербия / МИР ПРАВОСЛАВИЯ / Новомученики Сербские.

ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых  принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь

Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Популярная рубрика

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикации из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.

Мы на Fasebook

Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность

Священномученик Пётр (Зимонич), митрополит Дабробосанский. Исповедник Досифей (Васич), митрополит Загребский. Священномученик Платон (Йованович), епископ Банялучский. Священномученик Савва (Трлаич), епископ Горнокарловацкий. Священномученик протоиерей Бранко Добросавлевич. Священномученик протоиерей Георгий Богич. Священномученик Иоанникий (Липовац), митрополит Черногорско-Приморский.

НОВОМУЧЕНИКИ СЕРБСКИЕ

     Любой человек, хоть что-то знающий об истории Русской Православной Церкви в ХХ веке слышал о мучениках и исповедниках российских, в великом множестве пострадавших за Веру от безбожников. Для Сербской Церкви ХХ век тоже был и до последнего десятилетия остался веком мученичества и исповедничества. Мы представляем краткие жизнеописания сербских новомучеников, преимущественно пострадавших от хорватских усташей, и канонизированных Сербской Церковью в 2000 году.

Священномученик Пётр (Зимонич), митрополит Дабробосанский
(Память - третье воскресенье сентября)

   
  Священномученик Пётр (Зимонич), митрополит Дабробосанский  
 

 

     Будущий священномученик родился 24 июня 1866г. в семье воеводы и священника Богдана Зимонича в Грахово. В 1883 - 1887гг. учился в семинарии в Рельево, а в 1887 - 1893гг. учился на Богословском институте в Черновцах.

     6 сентября 1895г. был пострижен в монахи, на следующий день рукоположен в иеродиакона, а через день - в иеромонаха.

     С 27 октября 1893г. доцент, а с 14 октября 1895г. - профессор в богословском училище в Рельеве. 30 июля 1901г. стал советником консистории в Сараево, в качестве которого пробыл до своего избрания митрополитом Захолмско-Герцеговинским. 9 июня Пётр (Зимонич) был хиротонисан в Мостаре.

     После смерти митрополита Дабробосанского Евгения (Летицы), новым митрополитом был избран Пётр (Зимонич), который был утверждён на этом посту 7 ноября 1920г. указом югославского короля Александра Карагеоргиевича.

     В начале немецкой оккупации Югославии в 1941г. митрополиту Петру советовали покинуть на несколько дней Сараево и переждать первую волну хорватского террора, но он решил остаться со своим народом. После объяснений с немецкими и хорватскими властями, а также с католическим епископом Божидаром Брале, который запретил православным пользоваться кириллицей, 12 мая 1941г. митрополит был схвачен и посажен в сараевскую тюрьму. После мытарств в Загребе и Госпиче митрополит Пётр был убит в концлагере Ясеновац и сожжён в крематории.

     Архиерейский собор Сербской Православной Церкви в мае 1998г. причислил священномученика Петра, митрополита Дабробосанского к лику Святых.


Исповедник Досифей (Васич), митрополит Загребский
(Память 13 января)

     Родился в Белграде 5 декабря 1887г. Здесь он окончил гимназию и семинарию, где был пострижен в монахи и рукоположен в чин иеродиакона. В 1904г. будущий исповедник завершил курс Киевской духовной академии со степенью магистра богословия. После двухгодичного обучения богословским и философским наукам в Берлинском университете, изучал в Лейпциге классическую и экспериментальную философию.

     В 1907г. поставлен доцентом Семинарии Св. Саввы в Белграде, а два года спустя преподает в Сорбонне и Высшей школе социальных наук. В конце 1910г. перебрался в Женеву, где учился до начала Балканской войны 1912г.

     Архиерейский собор Сербского Королевства избрал его епископом Нишским в мае 1913г. 25 мая 1913г. состоялась его хиротония.

     В Нише епископ встретил первую мировую войну. Оккупанты интернировали епископа Досифея, а около 150 священников убили (закололи кинжалами). Лишь в 1918г. он возвратился в свою епархию.

     Во время восстановления Сербской Патриархии после первой мировой войны, епископ Досифей был помощником председателя Архиерейского собора и в этом качестве принимал участие в переговорах с Константинопольской патриархией о восстановлении Сербской патриархии.

     Во время возвращения в Православие чехов и словаков из католицизма, а карпатороссов - из униатства, епископ Досифей три года провёл в Чехословакии в качестве миссионера, а потом постоянно поддерживал связь с юной Православной Церковью в этой стране.

     В 1931г. из части Горнокарловацкой и Пакрацкой епархии была создана Загребская епархия, которую возглавил митрополит Досифей. В Загребе владыка Досифей основал монастырь прп. Параскевы (Святой Петки). Он также управлял Горнокарловацкой и Банялучской епархиями и помогал престарелому епископу Пакрацкому Мирону в его епископском служении до смерти последнего в 1941г.

     Во время болезни сербского патриарха Варнавы (Росича), митрополит Досифей, как старший член Синода, управлял делами Сербской Церкви, а после смерти Варнавы и до избрания патриархом Гавриила (Дожича) в 1938г. управлял Белградско-Карловацкой архиепископией.

     После нападения гитлеровской Германии на Югославское королевство в апреле 1941г. митрополит Досифей был схвачен хорватскими усташами и заключен в тюрьму. Там он был зверски избит (причем, в этом участвовали католические монахини) и в бессознательном состоянии перевезён во Введенский монастырь в Белграде, где находился на попечении сестричества этого монастыря.

     Так и не приходя в сознание, митрополит-мученик умер 13 января 1945г. и был похоронен в этом монастыре.

Священномученик Платон (Йованович), епископ Банялучский
(Память - 5 мая)

      Будущий священномученик Платон (в миру Миливой) родился 29 сентября 1874г. в Белграде в семье Илии Йовановича и Йелки Соколович. Учился в гимназиях в г. Вранье и г.Нише, затем поступил в Белградскую семинарию. В семинарии принял монашеский постриг. По окончании семинарии и рукоположении в иеромонаха, направлен в 1896г. сербским митрополитом Михаилом (Йовановичем) в Сербское подворье в Москве. В Москве иеромонах Платон поступил духовную академию, которую окончил в 1901г. со степенью кандидата богословия.

     По возвращению из России поставлен вначале старейшиной монастыря Раковица, а вскоре - доцентом в Белграде. Как профессор о. Платон работал в Алексинце и Ягодине, за что и был отличён достоинством архимандрита.

     Во время Балканской и первой мировой войн архимандрит Платон был бригадным священником. Очень краткое время был администратором Охридской епархии, а во время оккупации был в Сербии и с помощью своих связей за границей помогал всем несчастным, особенно сиротам и вдовицам.

     Патриарх Варнава (Росич) поставил его управляющим монастырской типографией в Сремских Карловцах и редактором Вестника Сербской патриархии (1932-1938). Кроме этого в 1934 - 1936гг. о. Платон был старейшиной монастыря Крушедол.

     В 1934г. архимандрит Платон избирается епископом Моравическим. Хиротонию 4 октября 1936г. в Сремских Карловцах совершили патриарх Варнава, митрополит Загребский Досифей, епископы Бачский Ириней и Сремский Савва, а также русские архиереи - глава Русской заграничной церкви митрополит Анастасий и епископ Бостонский Макарий.

    22 июня 1938г. епископ Платон избирается на Охридско-Битольскую кафедру, а 8 декабря 1939г. перемещается на место своего будущего мученичества - в Баня Луку.

С началом немецкой оккупации Югославского королевства начались ужасные страдания православных сербов в Боснии. Больного епископа Платона хорватские усташи схватили в ночь с 4 на 5 мая 1941г., убили, а тело бросили в реку Врбанью. Священномученик был первоначально похоронен на воинском кладбище в Баня Луке, а в 1973г. перенесен в Банялучский собор.

Священномученик Савва (Трлаич), епископ Горнокарловацкий
(Память на Видовдан 15/28 июня - Собор всех сербских мучеников)

     Будущий священномученик Савва (в миру Светозар) родился 19 июля 1884г. в Моле в семье Стефана Трлаича и Елизаветы, ур. Каракашевич. Закончил в гимназию в Нови-Саде и Старую карловацкую семинарию. Закончил также юридический факультет в Белграде.

     Рукоположен в диакона 19-го, а в священника 27 января 1909г. епископом Темишварским Георгием. Служил приходским священником в Бечке и Башаиде. В начале 1927г. назначен референтом, а вскоре и главным секретарем Святого Архиерейского Синода.

   
   
 

     Как вдовый священник пострижен в монахи 27 октября 1929г. в монастыре Крушедол. Вскоре произведён в чин архимандрита и поставлен старейшиной Крушедольского монастыря, а после избран викарным епископом Сремским. Хиротонию совершили 30 сентября 1934г. в Сремских Карловцах патриарх Сербский Варнава (Росич) с епископами Тимочским Эмилианом, Нишским Иоанном, Захолмско-Герцеговинским Тихоном и Злетовско-Струмичским Симеоном. На этой должности епископ Савва оставался до 22 июня 1938г., когда был избран епископом Горнокарловацким. После смерти епископа Пакрацкого Мирона в 1941г. епископ Савва стал также администратором Пакрацкой епархии.

      В начале второй мировой войны владыка Савва отклонил предложение итальянских оккупационных властей переехать в Белград. Он остался со своим народом и, перенеся множество унижений, мученическим подвигом увенчал свою земную жизнь в 1941г. До сего дня неизвестно, где находится его могила.

Священномученик протоиерей Бранко Добросавлевич
(Память 7 мая)

   
   
 


     Родился 4 января 1886г. в Скадре под Войничем. В 1908г закончил семинарию в Сремских Карловцах. Рукоположен в диаконы 15-го, а в священники - 22 марта 1909г. Служил в приходах в Бувачи, Радовици и Вельюну. Награждён Орденом Св. Саввы и Орденом Югославской короны V степени.

   
  Священномученик протоиерей Бранко Добросавлевич  
 


     6 мая 1941г., в день своих именин - св. вмч. Георгия, о. Бранко был схвачен хорватскими усташами во главе с вельюнским учителем Иваном Шайфором. Вместе с протоиереем были схвачены его сын Небойша, студент медицины, священник Димитрий Скорупан, настоятель прихода из Цвиянович Брда, и ещё около 500 сербов. Все они были заперты в жандармском отделении Вельюна, где их жестоко мучили, особенно сына о. Бранко - Небойшу. Усташи требовали от протоиерея Добросавлевича, чтобы он совершил отпевание своего живого сына.

     Утром 7 мая 1941г. все они были отведены в лес Кестеновац под Хорватским Благаем, где и были убиты. После освобождения, в 1946г. их останки были перенесены в Вельюн, где и были похоронены в братской могиле.

Священномученик протоиерей Георгий Богич
(Память 17 июня)

     Родился 6 февраля 1911г. в Субботской под Пакрацем. Закончил гимназию в Новой Градишке и семинарию в Сараево. Рукоположен в Пакраце 25 мая 1934г. Служил в приходах в Маяру и Боломачамах, откуда в 1940г. перемещён в Нашице, где его и застала вторая мировая война.

     В убийстве о. Георгия виноват католический священник Сидоний Шолц из Нашица, который приказал своей "пастве" убить протоиерея Богича.Ночью 17 июня 1941г. на квартиру о. Георгия явился Феликс Лахнер, молочник из Нашица, с двумя другими усташами, которые схватили священника и на автомобиле отвезли его в поле. Там, у часовни cв. Мартина, усташи привязали его к дереву и стали резать ему уши, нос, язык, бороду с кожей. Потом выкололи глаза, распороли живот и, вытащив кишки, намотали их вокруг шеи. Когда мученик потерял сознание, изуверы пристрели его из ружья.

     На следующий день изувеченное тело о. Георгия было похоронено на кладбище в Брезике.

Священномученик Иоанникий (Липовац), митрополит Черногорско-Приморский
(Память на Видовдан 15/28 июня - Собор всех сербских мучеников)

     Иоанникий (в миру - Йован) родился 16 февраля 1890г. в селе Столив на берегу Которского залива, в семье Шпира Липоваца и Марии Дамианович. Закончил школу в Прчани, гимназию в Которе, православный богословский институт в Задаре и философский факультет в Белграде. Рукоположен в диакона 8-го, а в священника - 10 ноября 1912г. епископом Бококоторским и Дубровническим Владимиром (Боберичем).

     В 1912-1918гг. был военным капелланом в Которе. В то время территория Которской бухты (Боки) находилась под властью Австро-Венгрии и в войсках империи Габсбургов, особенно во флоте, было много православных славян. Во время первой мировой войны на австрийских военных кораблях появлялись просербские и антиавстрийские надписи, которые австрийские офицеры боялись стереть в течение нескольких дней. В 1918г. в Которе вспыхнуло восстание австрийских моряков славянского происхождения, которое было жестоко подавленно.

     В 1918-1919гг. о. Йован Липовац - настоятель прихода в Ластве. В 1919-1925гг. - преподаватель Цетиньской гимназии, женской учительской школы и Цетиньской семинарии. В 1925-1940гг. - профессор 1-й мужской гимназии в Белграде.

      Как вдовый священник избран викарным епископом Будимльским в конце 1939г. Пострижен в монахи митрополитом Скопльским Иосифом (Цвийовичем) 1 февраля 1940г. в монастыре Раковица под Белградом и произведён в чин игумена. Вскоре, 11 февраля 1940г., рукоположен в епископы в Белградском соборе патриархом Сербским Гавриилом (Дожичем), митрополитом Скопльским Иосифом (Цвийовичем) и епископом Зворничско-Тузланским Нектарием. Решением Архиерейского собора 11 декабря 1940г. избран митрополитом Черногорско-Приморским. Поставление нового черногорского владыки совершил Скопльский митрополит Иосиф (Цвийович) 23 февраля 1941г. в Цетинье.

     Крушение югославской монархии в апреле 1941г. и немецко-итальянская оккупация положили начало тяжелым испытаниям для православных в Черногории. Часть черногорских земель была включена в состав Великой Албании, албанские бандиты изгоняли и убивали православное население, особенно священников. По соглашению с оккупационными властями группа черногорских федералистов провозгласила в Петровдан 12 июля 1941г. возрождение Черногорского королевства под итальянским протекторатом. Это событие вызвало общенародное восстание против оккупантов и их марионеток. В восстании участвовали все политические силы: от роялистов (сторонников югославской монархии) до коммунистов. В ответ в Черногорию из Албании были введены 6 итальянских дивизий, которые пытались сломить сопротивление массовыми репрессиями. Пострадали многие храмы и монастыри: Режевичи, Градиште на побережье, Ждребаоник в Даниловграде, Жупа в Никшиче, Пива.

     Осенью 1941г. произошло политическое размежевание в рядах восставших. Группа офицеров-роялистов в конце 1941 - начале 1942г. образовала "Черногорское национальное движение", в которое вошли и черногорские федералисты. Массовые убийства политических оппонентов, осквернение церквей, другие бесчинства, творимые коммунистами на занятых ими территориях, вызвали объединение всех некоммунистических сил.

     Митрополит Иоанникий выразил поддержку антикоммунистическому блоку. Хорошо зная о коммунистических гонениях против Русской Православной Церкви в Советском Союзе, черногорский владыка понимал, что ждет православных клириков и мирян с приходом к власти людей типа Иосипа Броз Тито и Моше Пияде. Только за период с конца 1941 до середины 1942г. коммунисты убили 14 черногорских священников. Всего в 1941-1945гг. в Черногории погибли 100 священников, из которых 12 убиты оккупантами, а остальные 88 - коммунистами.

     Как духовный глава православных и председатель Общества Красного Креста Черногории митрополит Иоанникий неоднократно требовал от итальянских оккупационных властей освобождения черногорцев, посаженных в тюрьму или интернированных в Албанию и Италию. Из своих скромных средств Цетиньская митрополия помогала беженцам, пострадавшим от албанского, хорватского и немецкого террора.

     В ноябре 1944г., спасаясь от наступавших отрядов Тито, митрополит Иоанникий с 70 священниками покинули Черногорию. Все священники были замучены в Словении в мае 1945г., в дни, когда югославскими коммунистами были убиты десятки тысяч людей. Сам митрополит был схвачен и препровожден в Сербию, где под Аранджеловацем был казнен в cередине июня 1945г. Командующий 1 югославской армии прислал в Цетиньский монастырь панагию и крест убитого митрополита.

     Митрополит Иоанникий был в полном смысле воин Православия. Сам он определял Православие (в своей статье в "Гласе Черногорца" от 14 марта 1943г.) так: "Православие есть непрестанное предстояние, постоянная борьба за чистоту души и тела, за сбережение христианской морали и ее применение во всех проявлениях личной и общественной жизни. Оно есть борьба непрестанная и беспощадная против зла, которое души людей тащит в глубины мрака и вечной смерти".

     "Православие против мрачного пессимизма, который не творит ничего позитивного, который разоряет, но не лечит. Оно есть вера бодрого творческого оптимизма; религия, которая учит людей верить в лучшее, смотреть на всех как на братьев и радоваться жизни".

     Митрополит Иоанникий принес свою земную жизнь на алтарь страдающего Православия, которому остался непоколебимо верен и последователен, как и многие известные и неизвестные мученики за Христову веру, за свой страдающий народ.

Библиография: на сербском языке:

1. Джомиh В.В. "Голгота митрополита црногорско-приморског Jоаникиjа (1941-1945)" Цетинье, 1996г.
2. Журнал "Светигора", №58, 1997г., с.53-55 - В.П. "Голгота митрополита црногорско-приморског Jоаникиjа (1941-1945)".
3. Журнал "Светигора", №49, 2я стр. обл. - Сабор Светих мученика и новомученика Сербских.
4. Газета СПЦ "Православлье", № 751, 1.07.1998г. - статья "Новопросиjавши светительи у земльи Српскоj".
5.
http://www.spc.org.yu/News/novomucenici/joanikije_c.html

Перевод с сербского Олега Кузеванова

Источник. Сайт "Православие. Ru".

 

 


[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com