|
||||||||||||||||||||||||
Главная / Европа / Румыния / РУМЫНИЯ И РОССИЯ / КУЛЬТУРНЫЕ НИТИ / Достоевский за Дунаем. Интервью с Игорем Волгиным, участником XIII симпозиума Международного общества Достоевского (IDS) |
||||||||||||||||||||||||
ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Авторский канал видео путешествий Павла и Ларисы Платоновых - Israel with Paul and Laura на английском языке
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Хранительница последнего очага Кима Филби
Павел Густерин (Россия). Особенности языковой подготовки на профильных факультетах российских вузов
Павел Густерин (Россия). Хронология российско-йеменских отношений
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Павел Платонов (Израиль, Иерусалим). К дню памяти протоиерея Василия Ермакова - 3 февраля 2021 года
Павел Густерин (Россия). Комментарии к «Записке Петра Великого о фортециях»
Юлия Бесстремянная (Россия). Православная музыка и живопись в современных изданиях: опыт Российской государственной библиотеки
Никита Кривошеин (Франция). «Дмитрий Сеземан и его двойной исход». К столетию русского Исхода. Беседа с Никитой Кривошеиным. Анна Кузнецова
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Судьба Радзивилловской (Кёнигсбергской) летописи
Павел Густерин (Россия). Был ли Александр Невский назван в честь Александра Македонского…
Павел Густерин (Россия). О генеалогическом единстве Русского мира на примере внуков Мстислава Удатного
Павел Густерин (Россия). Список мест, связанных с земной жизнью Иисуса Христа, с упоминанием произошедших событий
Павел Густерин (Россия). Обстоятельства совершения советскими войсками рейда по северным районам Афганистана в 1929
Юрий Кищук ( Россия). Время воздержания. И отчуждения?
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
Павел Густерин (Россия). Установление дипломатических отношений между Советской Россией и Афганистаном
Павел Густерин (Россия). Торговые отношения между СССР и арабскими странами в 1920–1930-х годах
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
Галина Бесстремянная (Россия). История православия в Японии и династия японских священнослужителей
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
Павел Густерин (Россия). Академик Мясников об Афанасии Никитине: пародия на науку
Оксана Бабенко (Россия). Надежда Васильевна Туманина - биограф великих русских композиторов
Александр Кан (Великобритания).
Спасение Романовых: иллюзия или упущенные возможности?Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
Айдын Гударзи-Наджафов (Узбекистан). Жизнь без мифов. Великий князь Николай Константинович 1850-1918
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель Ксения Кривошеина. (Франция). Памятники чекистским палачам до сих пор украшают страну"
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Жорж Нива (Франция). Четыре трети нашей жизни. «Сюрреалистический фильм» о русской эмиграции
Олег Гоков (Украина). Российская военная миссия 1877 года в Персию
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых"
Олег Гоков, Сергей Фалько (Украина). Военно-разведывательная миссия Н.Я. Шнеура и В.А. Бодиско по странам Европы, Северной Америки и Азии в 1880–1881 гг.
Оксана Бабенко (Россия). Тень православия в музыке: русское музыкальное общество и столичные консерватории во второй половине XIX века
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Светлана Баконина (Россия). Первый опыт духовного руководства русскими паломниками (из дневника священника, сопровождавшего богомольцев на Святую Землю в 1912 году)
Популярная рубрика
Протоиерей Георгий Митрофанов. "Трагедия России: «запретные» темы истории XX века в церковной проповеди и публицистике" Полемика, отзывы
Проекты ПНПО "Россия в красках": Публикации из архивов:
Русское Александровское подворье близ храма Воскресения. Путь к Александровскому подворью. Извлечение из издания ИППО 1901 г. Храм Воскресения Господня в Иерусалиме и окружающие его святыни
Палестина под властью христианских императоров. (326-636 г.г.) По Альфонсу Курэ. С.Петербург. 1894 год. X. Свв. Савва и Феодосий. XI. Св. Савва и император Анастасий. До 528 г.
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.
Мы на Fasebook
Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках" Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
|
Достоевский за Дунаем
В начале июля в Будапеште состоялся XIII симпозиум Международного общества Достоевского (IDS), где присутствовали и представители России. Наш корреспондент обратился к участнику встречи – писателю и историку Игорю ВОЛГИНУ с просьбой рассказать о работе этого крупного международного форума. – Игорь Леонидович, как давно существует мировое сообщество исследователей Достоевского и велика ли здесь «российская составляющая»? – Печальный парадокс заключается в том, что общество возникло вне пределов России (в 1971 году) и первое время отечественные гуманитарии были отлучены от его учёных занятий. (Так, например, в 1986 году, получив приглашение на симпозиум в Ноттингеме, я был отечески остановлен бдительным университетским парткомом.) Но в 1989-м мы всё-таки «прорвались» в Любляну. С тех пор наши специалисты деятельно включились в мировую дискуссию о самом известном на Западе русском писателе. Или, если угодно, попытались подключить зарубежных коллег к нашим вечным домашним спорам. Которые, замечу, не всегда носят чисто профессиональный характер. Ибо в авторе «Преступления и наказания» мы постоянно чувствуем «самую жгучую, самую смертную связь» с русской историей и русской судьбой. Достоевский, как и Пушкин, – для нас это очень лично. Российские литературоведы, историки и философы успешно выступали на форумах в Осло, австрийском Гаминге, Нью-Йорке, Баден-Бадене, Женеве. Пожалуй, можно говорить о существовании нашей национальной школы. Она не хуже и не лучше других: я бы сказал, что она, может быть, сокровеннее. Немаловажно, что мы наконец смогли отказаться от финансовой помощи IDS: возможность поездок обеспечивают российские научные структуры – РГНФ и РФФИ. За что мы им душевно признательны. – Что было интересного в Будапеште? Каково нынешнее состояние мировой и отечественной науки о Достоевском? – Надо сказать, что это весьма мощная отрасль гуманитарного знания. Здесь необходима высокая степень филологической и вообще духовной культуры. И повинен в этом сам «объект»: художественный мир Достоевского столь объёмен, глубок и значителен, что он буквально втягивает в себя исследователя, заставляя его идти «дальше и дальше» – от интерпретации к постижению, которое, впрочем, никогда не оказывается последним. Этот мировой гений так «устроен»: вникая в него, никак нельзя обойти «последние вопросы» человеческого бытия. А если ты к тому же филолог – то и «последние вопросы» филологии. В Будапеште значительный интерес вызвали доклады российских исследователей – В. Ветловской, Н. Тамарченко, В. Кантора, Б. Тарасова, В. Захарова, Т. Касаткиной, А. Гачевой, Б. Тихомирова, В. Викторовича, Н. Ашимбаевой, В. Дудкина, В. Котельникова, К. Степаняна, Н. Будановой и других. Из зарубежных – я бы отметил выступления американцев Д. Томпсон, Р. Белнапа, У. Тодда, Д. Мартинсен (она, кстати, избрана новым президентом IDS), а также И. Зораб (Новая Зеландия), Ж. Катто (Франция), А. Ковача (Венгрия)… Кроме того, надо поблагодарить венгерских коллег – К. Кроо, Г. Хорвата и других – за прекрасную организацию симпозиума. – Случались ли баталии по тем или иным вопросам? – Разумеется, хотя до крови дело не доходило. Ведь дискуссия на научном форуме – это такой «способ существования белковых тел». Разгорелись страсти вокруг интересного доклада И. Есаулова, который, отказавшись (и, на мой взгляд, совершенно резонно) от сомнительного термина «религиозное литературоведение», настаивал на «соборности» и «пасхальности» русской литературы. Но с таким же успехом можно причислить к филологическим категориям православие, самодержавие и народность, не говоря уже о партийности. И что мешает убедительно доказать, например, «великопостность» отечественной словесности? Короче, дискуссия была весьма позитивной. – Ваш доклад назывался «Достоевский в диалоге культур. Биография как исследовательская проблема» – и он был единственным, где затрагивалась эта тематика. В чём заключалась его новизна? – Проблемы биографизма, к сожалению, почти не обсуждаются. Меж тем жизнь художника не есть простой «комментарий» к его творчеству. Биография гения имеет сверхличностный смысл, ибо она демонстрирует предельные возможности человеческой природы. Не об этом ли говорил Гоголь, утверждая, что Пушкин – «это русский человек в конечном его развитии»? (Мудро добавляя – «в каком он, может быть, явится через двести лет».) И не ту же мысль повторил Бродский, утверждая, что поэзия – наша видовая цель? Что касается Достоевского, то его жизнь вместила в себя едва ли не весь спектр наших духовных исканий. Он сам есть наш национальный архетип. Вообще, биография творца – выразителя национальных культурных доминант – есть событие «большой» истории. Судьба России без биографий её гениев – это уже история другой страны. А в «сценарности» их трагического финала можно усмотреть типологическое сходство – это попытка любыми средствами «переменить участь». Дуэль Пушкина в этом смысле равнозначна уходу Толстого, ибо после всё должно быть иным. Сюда же можно отнести и Семёновский плац Достоевского – подсознательное стремление к смертному опыту, к перемене судьбы. Он сам есть то «зерно», которое, умерев (а он фактически пережил свою смерть), «принесёт много плода». – Когда и где намечается следующая конференция IDS? – В Неаполе в 2010 году. Но мы тешим себя надеждой, что в конце концов учёное сообщество выберет местом встречи (которое изменить нельзя!) родину писателя. Беседу вёл Александр ЯКОВЛЕВ «Литературная газета» № 29 (6129), 18 июля 2007 |
|||||||||||||||||||||||
© 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com |