Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / Европа / Румыния / МИР ПРАВОСЛАВИЯ / Борьба братьев Скрибан за канонический строй Румынской Церкви.

 
Рекомендуем
Новости сайта:
Дата в истории
Новые материалы
 
 
Оксана Бабенко (Россия). К вопросу о биографии М.И. Глинки
 
 
 
Главный редактор портала «Россия в красках» в Иерусалиме представил в начале 2019 года новый проект о Святой Земле на своем канале в YouTube «Путешествия с Павлом Платоновым»
 
 
 
 
Владимир Кружков (Россия). Австрийский император Франц Иосиф и Россия: от Николая I до Николая II . 100-летию окончания Первой мировой войны посвящается
 
 
 
 
 
 
Никита Кривошеин (Франция). Неперемолотые эмигранты
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь
 
Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»

 
 
Павел Густерин (Россия). Россиянка в Ширазе: 190 лет спустя…
 
 
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
 
Протоиерей Андрей Кордочкин (Испания). Увековечить память русских моряков на испанской Менорке
Павел Густерин (Россия). Дело генерала Слащева
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Павел Густерин (Россия). О поручике Ржевском замолвите слово
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия).  От Петербургской империи — к Московскому каганату"
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Приплетать волю Божию к убийству человека – кощунство! 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Алла Новикова-Строганова. (Россия).  Отцовский завет Ф.М. Достоевского. (В год 195-летия великого русского православного писателя)
Ксения Кривошеина (Франция).  Шум ленинградского прошлого
Олег Озеров (Россия). Гибель «Красного паши»
Павел Густерин (Россия). О заселении сербами Новороссии
Юрий Кищук (Россия). Невидимые люди
Павел Густерин (Россия). Политика Ивана III на Востоке
Новая рубрика! 
Электронный журнал "Россия в красках"
Вышел осенний номер № 56 журнала "Россия в красках"
Архив номеров 
Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикация из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг. 
Славьте Христа добрыми делами!

Рекомендуем:
Иерусалимское отделение Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО)
Россия и Христианский Восток: история, наука, культура





Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
БОРЬБА БРАТЬЕВ СКРИБАН ЗА КАНОНИЧЕСКИЙ СТРОЙ
 РУМЫНСКОЙ ЦЕРКВИ

   
  Епископ Ставропольский Филарет (Скрибан)  
 
Епископ Ставропольский Филарет (Скрибан)
 
 

     Епископ Филарет (Скрибан), в миру Василий родился в 1811 году в местечке Бурдужени, расположенном на границе с Австрией. Начальное образование он получил в доме своих родителей и у греческих монахов Федоровского монастыря. Затем он отправился в Яссы, где очень успешно окончил курс Ясской академии. Как выдающийся студент он был оставлен в академии в качестве профессора географии и французского языка. Серьезный, вдумчивый и глубокий знаток румынской истории и народа, Василий Скрибан был одним из немногих в то время, кто отчетливо понимал, что душу этого народа составляет православная вера, что вне Православия невозможно его здоровое развитие и самобытная национальная жизнь.

     Уже будучи профессором Ясской академии, он покидает кафедру и в качестве простого студента поступает в Киевскую духовную академию, основанную его соотечественником Петром Могилой. За два года, проведенные в академии, Василий успел прекрасно изучить русский язык и получить степень магистра богословия. Здесь же, в Киеве, сразу по окончании академии он с согласия митрополита Вениамина Костаки был пострижен в монахи с именем Филарета. Прежде чем отправиться на родину, он поехал в Москву и там, в течение двух месяцев, жил у митрополита Филарета. Позже он часто вспоминал о том, насколько важны были для него беседы с московским святителем. Прощаясь со Скрибаном, митрополит Филарет подарил ему панагию - в знак того славного архиерейства, которое с великой честью и пользой для Церкви проходил Филарет Скрибан.

     На родине он был радушно встречен Вениамином Костаки, который вскоре рукоположил его в иеродиакона, затем в иеромонаха и возвел в сан архимандрита с назначением его ректором Сокольской семинарии. В должности ректора Филарет Скрибан состоял 20 лет, сначала в сане архимандрита, а с 1852 года в сане епископа Ставропольского. Вскоре же по вступлении его в должность ректора Сокольской семинарии, он приступил к ее коренному реформированию: преобразовал ее в 8-классную полную семинарию; значительно обогатил семинарскую библиотеку; основал типографию. По его предложению, профессора семинарии должны были проповедовать в разных храмах города в воскресные и праздничные дни. Кроме того, сам он настойчиво концентрировал внимание на обучении студентов произнесению проповедей. Будучи в течение двадцати лет ректором семинарии, епископ Филарет положил начало возрождению духовного просвещения в Румынии, создав тем самым значительный противовес многочисленным в то время «возродителям румынской народности», которые уже слишком далеко зашли в своей деятельности, подрывая православную основу образования. Лучших учеников семинарии он поощрял принимать монашеский постриг, причем часто давал им имена в честь великих русских архипастырей. За его образованность и прекрасные проповеди, его иногда называли «профессором профессоров».

     Роль епископов Филарета и Неофита Скрибанов в церковной жизни Румынии XIX века понятна лишь на фоне происходивших в то время серьезных преобразований, коснувшихся всех сторон государственной жизни. Дело в том, что 1821 год отмечен в румынской истории как год освобождения от гегемонии греков-фанариотов (от исторической части Стамбула – Фанара), находившихся на ключевых государственных постах в течении более чем ста лет. В 1822 г. с разрешения Константинополя были избраны местные господари: Иван Стурдза для Молдавии и Григорий Гика для Валахии. Одновременно с этим началось возрождение национальной культуры, образования, языка. На волне национального подъема и оживления интенсивно изгонялось все так или иначе напоминавшее о греках. А так как наиболее устойчивой ассоциацией с греческой культурой являлось Православие, то по отношению к нему все более нарастала враждебность, особенно в среде интеллигенции.

     Подобными настроениями умело воспользовался полковник А.Куза, избранный князем новообъединенной Румынии (соединение княжеств Молдавии и Валахии произошло в 1861 году). Основной чертой проводимой им политики было поощрение и развитие негативной реакции против пережитого румынами фанариотского периода. Православие было приравнено к «пережиткам фанариотской культуры», и против него предприняли ряд ограничивающих мер. В частности, заговорили о полном уничтожении монашества, издав специальные правила, по которым в монахи могли постригаться только 60-ти летние старики и 40-летние женщины, а моложе этого возраста могли постригаться только калеки; было конфисковано практически все монастырское имущество, в том числе имущество и земли так называемых преклоненных монастырей, то есть зависимых от греческих обителей Святой Земли. От антимонастырской политики Кузы пострадала в частности знаменитая Нямецкая лавра, игравшая исключительно важную роль в истории румынской церкви.

      Следующим шагом Кузы, предпринятым в рамках «церковной реформы» было провозглашение автокефальности Румынской Православной Церкви и преобразование ее по антиканоническому образцу. В 1865 году реформа была дополнена новым законом: митрополиты и епархиальные епископы назначаются князем, по предложению министра исповеданий. Таким образом князь Куза всецело подчинил церковь своей юрисдикции.

     Но это было лишь начало «антиправославного похода». Министр-президент М.Когальничано в национальном собрании предложил принять римский католицизм в качестве официальной религии на том основании, что «православие служит единственным препятствием благоденствию румын». Во всеобщее употребление был введен григорианский календарь. 25 октября 1864 г. принято решение основать католическую семинарию. Правительство Кузы намеревалось ввести в храмы органы и добавить в Символ веры filioque. Сам Куза больше симпатизировал протестантизму, и втайне покровительствовал протестантским сектам. Так 13 марта 1863 г. происходило торжество закладки новой реформатской церкви в Букуреште; в том же году была отстроена и увеличена лютеранская церковь.

     К сожалению и внутри церкви в те опасные годы не все было в порядке. Духовенство было чрезмерно политически ангажировано, помогая тем самым, пусть и не всегда осознанно, деятельности правительства. В такой исторической обстановке, судьбоносной для Православия в Румынии, проходила жизнь двух братьев архиереев.

     Выдающиеся способности Филарета Скрибана были замечены князем Кузой, который пожелал привлечь его на свою сторону и предложил ему кафедру митрополита Молдавского, а брату его Неофиту Скрибану - кафедру митрополита Валахского. Оба брата отказались принять назначение от Кузы, считая такое получение кафедр неканоничным. Вместо этого епископ Филарет открыто вступил против проводимых правительством церковных реформ.

     Для Скрибана было очевидным, что за всеми «реформами», проведенными Кузой, скрывались другие цели, служившие сближению с Европой - принятие протестантизма или католичества. Существует предание о том, что когда были конфискованы церковные и монастырские земли, а также церковное имущество, Филарет Скрибан во время торжественного заседания Синода, в присутствии самого князя Кузы, в епископском облачении произнес проклятие на него и на все его семейство. Кроме того, когда были объявлены церковные реформы князя Кузы, епископ Филарет поспешил отправиться в Бухарест, чтобы там противодействовать нововведениям; но по дороге был остановлен жандармами и под конвоем возвращен в Яссы. Тогда он подал протест консулам держав-поручительниц, в том числе и России, и на имя созванного «генерального» Синода, жалуясь на самоуправство Кузы и совершенные им церковные нововведения. В прошениях, поданных на имя русского консула, Филарет просил у русского правительства заступничества за румынскую церковь, предлагая ему принять самые решительные меры по отношению к правительству Кузы.

    
   
  Епископ Эдесский Неофит (Скрибан)  
 
Епископ Эдесский Неофит (Скрибан)
 
 
В полемических сочинениях, написанных за это время «Защита истины и права», «Вавилонизм в Церкви», «Необходимость клира в обществе», «История Румынской Церкви» братья Скрибаны доказывали, что суду Православной Церкви подлежат все ее члены - клирики и миряне, что клирики могут судить мирян как пастыри овец, а не наоборот; Синод должен состоять только из епископов, а не из пресвитеров и диаконов, тем более не из мирян. За подобные выступления епископ Филарет, также как и его брат, претерпел множество упреков и оскорблений. Но правда восторжествовала, и после семилетней упорной борьбы победа оказалась на стороне Скрибанов. Закон 1865 года, направленный против канонов Церкви, был отменен и заменен законом 1872 года, редактированным братьями Скрибанами.

     Период ожесточенной борьбы Скрибанов сначала с реформами правительства Кузы, а потом (с 1866 года) Карла, известен в истории Румынской Церкви под именем борьбы за канонический строй Церкви. Епископ Филарет, явившийся таким образом мужественным защитником Церкви, умер в 1873 году в крайней бедности и был похоронен на своей родине в Бурдужени, в основанной им самим церкви св. Троицы. Когда в 1884 году в том же храме, в общем могильном склепе хоронили и его брата Неофита, то тело Филарета Скрибана оказалось совершенно нетленным.

     Результаты борьбы братьев Скрибанов были весьма значительны. Прежде всего, в обществе вновь пробудился интерес к Православию. Кроме того, не осуществилось введение задуманных Кузой новшеств: filioque не было добавлено в Символ веры, в Церкви сохранился юлианский календарь, органы не заменили собой пения в румынских православных храмах, был радикально изменен закон 1865 года. По новому закону 1872 г. отменено прежде всего название Синода епископов «генеральным», как заимствованное из протестантских церквей; Синод отныне состоял только из епископов; был положен предел вмешательству государственной власти в церковные дела. И, хотя и этот закон 1872 г. имел недостатки по сравнению с каноническим строем Церкви, несомненно он явился одним из главных достижений деятельности братьев Скрибанов на поприще защиты Православия.

Геннадий Большаков

По книге «История Православной Церкви в XIX веке. Славянские Церкви». Репринтное издание. Московское подворье ТСЛ, 1998.

По материалам сайта "Православие.Ру"
 
 

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com