|
||||||||||||||||||||||||
ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Авторский канал видео путешествий Павла и Ларисы Платоновых - Israel with Paul and Laura на английском языке
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Хранительница последнего очага Кима Филби
Павел Густерин (Россия). Особенности языковой подготовки на профильных факультетах российских вузов
Павел Густерин (Россия). Хронология российско-йеменских отношений
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Павел Платонов (Израиль, Иерусалим). К дню памяти протоиерея Василия Ермакова - 3 февраля 2021 года
Павел Густерин (Россия). Комментарии к «Записке Петра Великого о фортециях»
Юлия Бесстремянная (Россия). Православная музыка и живопись в современных изданиях: опыт Российской государственной библиотеки
Никита Кривошеин (Франция). «Дмитрий Сеземан и его двойной исход». К столетию русского Исхода. Беседа с Никитой Кривошеиным. Анна Кузнецова
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Судьба Радзивилловской (Кёнигсбергской) летописи
Павел Густерин (Россия). Был ли Александр Невский назван в честь Александра Македонского…
Павел Густерин (Россия). О генеалогическом единстве Русского мира на примере внуков Мстислава Удатного
Павел Густерин (Россия). Список мест, связанных с земной жизнью Иисуса Христа, с упоминанием произошедших событий
Павел Густерин (Россия). Обстоятельства совершения советскими войсками рейда по северным районам Афганистана в 1929
Юрий Кищук ( Россия). Время воздержания. И отчуждения?
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
Павел Густерин (Россия). Установление дипломатических отношений между Советской Россией и Афганистаном
Павел Густерин (Россия). Торговые отношения между СССР и арабскими странами в 1920–1930-х годах
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
Галина Бесстремянная (Россия). История православия в Японии и династия японских священнослужителей
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
Павел Густерин (Россия). Академик Мясников об Афанасии Никитине: пародия на науку
Оксана Бабенко (Россия). Надежда Васильевна Туманина - биограф великих русских композиторов
Александр Кан (Великобритания).
Спасение Романовых: иллюзия или упущенные возможности?Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
Айдын Гударзи-Наджафов (Узбекистан). Жизнь без мифов. Великий князь Николай Константинович 1850-1918
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель Ксения Кривошеина. (Франция). Памятники чекистским палачам до сих пор украшают страну"
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Жорж Нива (Франция). Четыре трети нашей жизни. «Сюрреалистический фильм» о русской эмиграции
Олег Гоков (Украина). Российская военная миссия 1877 года в Персию
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых"
Олег Гоков, Сергей Фалько (Украина). Военно-разведывательная миссия Н.Я. Шнеура и В.А. Бодиско по странам Европы, Северной Америки и Азии в 1880–1881 гг.
Оксана Бабенко (Россия). Тень православия в музыке: русское музыкальное общество и столичные консерватории во второй половине XIX века
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Светлана Баконина (Россия). Первый опыт духовного руководства русскими паломниками (из дневника священника, сопровождавшего богомольцев на Святую Землю в 1912 году)
Популярная рубрика
Протоиерей Георгий Митрофанов. "Трагедия России: «запретные» темы истории XX века в церковной проповеди и публицистике" Полемика, отзывы
Проекты ПНПО "Россия в красках": Публикации из архивов:
Русское Александровское подворье близ храма Воскресения. Путь к Александровскому подворью. Извлечение из издания ИППО 1901 г. Храм Воскресения Господня в Иерусалиме и окружающие его святыни
Палестина под властью христианских императоров. (326-636 г.г.) По Альфонсу Курэ. С.Петербург. 1894 год. X. Свв. Савва и Феодосий. XI. Св. Савва и император Анастасий. До 528 г.
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.
Мы на Fasebook
Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках" Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
|
К 1400-летию преставления СВЯТОЙ КОЛУМБА ИРЛАНДСКИЙ Зародившись и оформившись как новое вероучение на развалинах многонациональной Римской Империи, христианство по самой своей сути не имело специфических национальных корней. В этом, возможно, состояла его сила: комплекс этических законов христианства был направлен в первую очередь на человека как на духовную личность, и это способствовало его быстрому распространению в Европе раннего средневековья, столь многоликой и пестрой. Но, попадая в новую этническую среду, христианство каждый раз неизменно окрашивалось, если можно так выразиться, в специфические “национальные цвета”, что дало нам все разнообразие существующих и в наши дни форм местной святости.
Одну из наиболее интересных и сложных форм конкретного воплощения христианского учения представляет собой кельтская Церковь, особенно — в период раннего средневековья, когда она была еще относительно свободна от влияния Рима[1]. Наиболее яркое свое воплощение кельтская Церковь нашла, безусловно, в Ирландии, христианизированной уже в V в. (миссия святого Патрика традиционно датируется 432 г.) и оставившей в своей истории множество имен местных святых, зачастую официально так и не признанных Римом. Но кто именно объявлялся святым в Ирландии в период раннего христианства? Ответ на этот вопрос, как мы полагаем, необычайно важен, так как облик святого может служить своего рода индикатором того, как именно понималась идея святости данной этнической культурой. Как известно, святым покровителем Ирландии считается святой Патрик, принесший на остров это новое вероучение и основавший первый в Ирландии монастырь (Армаг). Непосредственно рядом с ним принято ставить фигуру Бригиты, святой девственницы, также основательницы монастыря (Килдар). Ориентация на монастырь и монастырскую культуру отличала ирландское христианство с самых первых десятилетий его существования. Однако ни святой Патрик, бритт по происхождению, попавший в Ирландию во время одного из пиратских рейдов, ни Бригита, дочь рабыни, не могут быть названы в полной мере воплощениями ирландской Церкви или символами ирландской святости во всей сложности этого понятия. Самым “ирландским” из ирландских святых по праву считается третий “столп” ирландской ранней церкви — Колумба (или Колум Килле), сыгравший очень большую роль не только в распространении христианства в стране, но и в ее культурной и политической жизни в целом. Святой Колумба родился в 521 г. в Гартане, на севере Ирландии, и принадлежал к роду так называемых Уи Нейллов, потомков знаменитого мифического короля по имени Ниалл-девять-заложников, что уже по рождению давало ему право претендовать на верховную власть в стране. Как известно, святой Колумба избрал для себя иной путь и еще в ранней молодости добровольно отказался от политической карьеры, однако знатность его происхождения во многом обусловила тот авторитет, которым он обладал на протяжении всей жизни, и то влияние, которое он мог оказывать на местных правителей. При рождении святой Колумба получил другое имя, но во время обучения в латинской школе святого Финниана в Мовилле был прозван товарищами за его преданность христианской вере Колумом Килле, буквально — “Голубем Церкви”. Однако приверженность христианскому вероучению сочеталась в нем с интересом к национальной древней духовной культуре: он прошел курс обучения в школе поэтического мастерства у филида[2] Геммана и на протяжении всей жизни сохранил не только любовь к поэзии (он сам писал латинские и ирландские духовные гимны и ему приписывается также множество стихов светского содержания), но и особое уважение к филидам как сословию. Совершенно не склонный видеть в их поэзии лишь реликты языческой доктрины, он считал их в первую очередь носителями культуры, причем — не только культуры прошлого. Его миссионерская деятельность началась очень рано, причем, как и у его предшественников, осуществлялась она в первую очередь в основании монастырей. Свой первый монастырь святой Колумба основал в 546 г. на севере Ирландии возле живописной дубовой рощи, по которой монастырь и получил свое имя — Дерри (ирл. Doire), букв. “дубовый”. Кроме этого, им было основано еще несколько монастырей, среди которых в первую очередь следует назвать монастыри Дурроу и Келлс, прославившиеся потом своими скрипториями (так наз. “Книга из Келлса” — богато орнаментированное Евангелие — считается одним из шедевров средневековой книжной миниатюры). Но, пожалуй, именно Дерри осталось для Колумбы самым любимым местом во всей Ирландии, именно о нем тосковал он более всего, находясь в изгнании и именно эта тема, тема “разлуки с милым Дерри”, где все “дышит покоем, уединением и свежей прохладой”, постоянно звучит в приписываемых ему стихах. В свое знаменитое добровольное изгнание на остров Иону у западного побережья Шотландии святой Колумба отправился в возрасте сорока двух лет, то есть — в 563 г. Причины его отъезда полностью не ясны и до сих пор. Среди многочисленных легенд, которыми со временем обросла эта фигура, существует красивый рассказ о том, что якобы святой Колумба побудил своих знатных родичей вступиться за него после “неправого приговора” верховного короля: тот повелел отнять у святого тайно переписанную им копию Вульгаты, принадлежавшую святому Финниану, и расценил сам факт тайного переписывания рукописи как кражу. В результате между сторонниками святого Колумбы и сторонниками короля вспыхнула битва при Кул Древне, в ходе которой погибло много людей. Потрясенный этим кровавым побоищем, Колумба решил покинуть пределы Ирландии и искупить свой грех, обратив в лоно Церкви столько человек, сколько погибло по его вине. Неправый приговор короля “Каждой корове должен принадлежать ее теленок” вошел в список “исторических фраз” Ирландии, однако сама легенда о “битве из-за книги” скорее всего не имеет под собой никаких оснований и вряд ли могла возникнуть раньше XII в. Королем, который, видимо, имелся при этом в виду, был Диармайд мак Кербалл из так называемых “южных” Уи Нейллов, которые постоянно враждовали с “северной” ветвью за призрачную “верховную” власть, сводившуюся по сути лишь к контролю за северными и, отчасти, северо-западными районами страны. Битва при Кул Древне, в которой Диармайд был разбит объединенными войсками северных Уи Нейллов и Коннахта, действительно имела место, но произошла она в 561 г. и была одним из многочисленных междоусобных столкновений. Связь святого Колумбы с этим событием не поддерживается никакими историческими источниками, толчком же к возникновению данной романтической легенды, как полагает один из современных исследователей, мог послужить тот факт, что битва при Кул Древне упоминается в первом Житии святого, написанном около 685 г. девятым аббатом Ионы святым Адамнаном (Vita Columbae), который пишет, что Колумба отправился на Иону “через два года после того сражения”. Ответить на вопрос, почему святой Колумба покинул Ирландию и удалился в добровольное изгнание на Иону, довольно трудно. Несомненно, какие-то конфликты со светской властью действительно могли в данном случае сыграть свою роль, однако противником святого Колумбы при этом, скорее всего, был не король Диармайд, а кто-либо из северных же Уи Нейллов; скорее всего им был Айнмире, сын Сетны, с которым, в отличие от Диармайда, у Колумбы всегда были сложные отношения (как и потом с его сыном Аодом). Однако возможный конфликт такого рода, видимо, мог бы стать скорее поводом, толчком к его отъезду, истинная причина которого была гораздо глубже. Еще более прозаическим поводом могла бы быть названа волна чумных эпидемий, захлестнувших остров как раз в середине VI в., однако, как мы понимаем, вряд ли простое желание спасти жизнь могло заставить святого, видящего свою основную задачу в распространении Божиего слова и новой веры, покинуть навеки собственную родину. С другой стороны, видеть в его отъезде на Иону одни лишь миссионерские задачи — он стремился обратить в христианство местное пиктское население — тоже было бы известным упрощением проблемы. Следует помнить и о том, что Иона с древних времен была культовым друидическим островом. Миссионерская деятельность для святого Колумбы всегда была действительно очень важна, но тут, как мы думаем, не она сыграла решающую роль. Более глубокой причиной его отъезда из Ирландии скорее всего послужил некий внутренний конфликт, возможно — отмеченные им в самом себе проявления гордыни, поскольку популярность его в Ирландии к сорока годам неимоверно возросла, и он постепенно превратился не только в духовного лидера страны, но и в крупную фигуру на политической арене, несмотря на то, что никогда не имел епископского сана, а предпочитал оставаться обычным аввой. Отъезд за море всегда осмыслялся в ирландской, еще дохристианской культуре как посещение иного мира или как смерть. И очень часто это именно так и было. Интересно, что в раннесредневековой Ирландии существовало особое наказание, которое официально смертной казнью не считалось, но по сути, конечно, ею и было: осужденного завозили на маленькой лодочке далеко в море и оставляли там одного без весел и паруса и почти без запасов съестного. Параллельно с этим в повествовательной традиции бытовали чудесные рассказы о плаваниях в далекие земли, о прекрасных островах, лежащих за морем. Этот жанр был единственным, который переняла и христианская традиция (ср. “Плавание святого Брендана”), равно как переняла она и идею плавания за море как своего рода очищения. Таким образом, отъезд на Иону был для Колумбы и его спутников своего рода актом самоуничижения и одновременно — обретения земного рая. Судя по данным устной традиции, просуществовавшей почти до середины XVI в., при жизни святого Колумбы основанная им обитель не напоминала суровый монастырь: там не соблюдались посты, допускалось пиво, рядом с членами общины жили их жены. Но неизменным при этом было для всех и, конечно, в первую очередь для самого святого исполнение высшего урока: молитвы и созерцания. Несмотря на данный им зарок не видеть “мужей и жен” Ирландии, святой Колумба все же вынужден был в 590 г. приехать на собор в Друим Кете. О его поездке в Ирландию подробно рассказывается в тексте “Приложения” к основному его Житию, составленному уже в XVI в., причем не клириком, а поэтом Манасом О’Данналом, который стремился увидеть в святом в первую очередь личность. Среди многочисленных легенд о святом Колумбе, наверное, наибольшей популярностью пользуется рассказ о том, как он встал на защиту поэтов-филидов, которых король Аод хотел вовсе изгнать из Ирландии. Согласно легенде, в благодарность за это поэт Даллан Форгалл обещал написать ему хвалебную песнь. Песнь эта, “Чудо святого Колума Килле” дошла до нас и, более того, действительно датируется концом VI в. Так что, как мы видим, эта часть рассказов о святом истинна. О святом Колумбе, одном из самых любимых в Ирландии святых, существует очень много легенд, в которых реальность так тесно сплетается с вымыслом, что отделить одно от другого становится уже почти невозможно. Святой Колумба — это символ ирландской Церкви, почерпнувшей в дохристианской культуре установку на Слово. Он был поэтом, он был миссионером и проповедовал Слово Господне, он проводил ночи в молитве. И пусть рассказ о “битве из-за книги” и оказывается поздним вымыслом, — его любовь к рукописи, к Книге вполне исторична; недаром среди реликвий ирландской Церкви хранится Псалтирь, написанная, как считается, его собственной рукой. Он был, по многочисленным свидетельствам, худым и высоким и отличался необычайно ясным и светлым лицом, от которого исходило удивительное сияние. И действительно — святой Колумба Ирландский может быть назван одной из самых светлых фигур в истории этой страны. Преставился святой Колумба в ночь на 9 июня 597 года на острове Иона; там, согласно его завету, он и похоронен. Его слова Пусть тут настанет час моего воскресения тоже входят в число “исторических фраз” Ирландии. Примечания
[1]См. об ирландской Церкви: Святитель Патрик Ирландский. Исповедь // Альфа и Омега. 1995. № 4(7); Милкова Е. Крещение Ирландии и ирландская Церковь // Там же.
© Т. А. Михайлова, 1997 [2]Филиды — древнеирландские поэты, занимавшие в обществе особо почетное место. Творчеству филидов приписывалась особая магическая сила; считалось, что их песни могут приносить как добро, так и зло. — Ред.
По материалам сайта "Альфа и Омега" № 3(14) 1997
|
|||||||||||||||||||||||
© 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com |