|
||||||||||||||||||||||||
Главная / Европа / Греция / АФОН / На Святой горе Афон и в Москве отметят 1700-летие памяти целителя Пантелеимона / 1700-летняя судьба главной святыни Русского на Святой горе Афон Свято-Пантелеимонова монастыря. Ульянов О. Г. |
||||||||||||||||||||||||
ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Авторский канал видео путешествий Павла и Ларисы Платоновых - Israel with Paul and Laura на английском языке
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Хранительница последнего очага Кима Филби
Павел Густерин (Россия). Особенности языковой подготовки на профильных факультетах российских вузов
Павел Густерин (Россия). Хронология российско-йеменских отношений
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Павел Платонов (Израиль, Иерусалим). К дню памяти протоиерея Василия Ермакова - 3 февраля 2021 года
Павел Густерин (Россия). Комментарии к «Записке Петра Великого о фортециях»
Юлия Бесстремянная (Россия). Православная музыка и живопись в современных изданиях: опыт Российской государственной библиотеки
Никита Кривошеин (Франция). «Дмитрий Сеземан и его двойной исход». К столетию русского Исхода. Беседа с Никитой Кривошеиным. Анна Кузнецова
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Судьба Радзивилловской (Кёнигсбергской) летописи
Павел Густерин (Россия). Был ли Александр Невский назван в честь Александра Македонского…
Павел Густерин (Россия). О генеалогическом единстве Русского мира на примере внуков Мстислава Удатного
Павел Густерин (Россия). Список мест, связанных с земной жизнью Иисуса Христа, с упоминанием произошедших событий
Павел Густерин (Россия). Обстоятельства совершения советскими войсками рейда по северным районам Афганистана в 1929
Юрий Кищук ( Россия). Время воздержания. И отчуждения?
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
Павел Густерин (Россия). Установление дипломатических отношений между Советской Россией и Афганистаном
Павел Густерин (Россия). Торговые отношения между СССР и арабскими странами в 1920–1930-х годах
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
Галина Бесстремянная (Россия). История православия в Японии и династия японских священнослужителей
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
Павел Густерин (Россия). Академик Мясников об Афанасии Никитине: пародия на науку
Оксана Бабенко (Россия). Надежда Васильевна Туманина - биограф великих русских композиторов
Александр Кан (Великобритания).
Спасение Романовых: иллюзия или упущенные возможности?Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
Айдын Гударзи-Наджафов (Узбекистан). Жизнь без мифов. Великий князь Николай Константинович 1850-1918
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель Ксения Кривошеина. (Франция). Памятники чекистским палачам до сих пор украшают страну"
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Жорж Нива (Франция). Четыре трети нашей жизни. «Сюрреалистический фильм» о русской эмиграции
Олег Гоков (Украина). Российская военная миссия 1877 года в Персию
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых"
Олег Гоков, Сергей Фалько (Украина). Военно-разведывательная миссия Н.Я. Шнеура и В.А. Бодиско по странам Европы, Северной Америки и Азии в 1880–1881 гг.
Оксана Бабенко (Россия). Тень православия в музыке: русское музыкальное общество и столичные консерватории во второй половине XIX века
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Светлана Баконина (Россия). Первый опыт духовного руководства русскими паломниками (из дневника священника, сопровождавшего богомольцев на Святую Землю в 1912 году)
Популярная рубрика
Протоиерей Георгий Митрофанов. "Трагедия России: «запретные» темы истории XX века в церковной проповеди и публицистике" Полемика, отзывы
Проекты ПНПО "Россия в красках": Публикации из архивов:
Русское Александровское подворье близ храма Воскресения. Путь к Александровскому подворью. Извлечение из издания ИППО 1901 г. Храм Воскресения Господня в Иерусалиме и окружающие его святыни
Палестина под властью христианских императоров. (326-636 г.г.) По Альфонсу Курэ. С.Петербург. 1894 год. X. Свв. Савва и Феодосий. XI. Св. Савва и император Анастасий. До 528 г.
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.
Мы на Fasebook
Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках" Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
|
1700-летняя судьба главной святыни Русского на Святой горе Афон Свято-Пантелеимонова монастыря
Илл. 1. Престольный праздник в Русском на Святой горе Афон Свято-Пантелеимоновом монастыре
В истории христианства есть святые, без которых невозможно представить духовный образ России, хотя они никогда не были в России и не являлись русскими. Это, в первую очередь, святитель Николай Мирликийский, апостол Андрей Первозванный, великомученик Георгий Победоносец. Рядом с этими святыми именами необходимо поставить и никомидийского великомученика Пантелеимона, любовно названного на Руси — Целителем, память которого в 2005 году праздновалась уже в 1700 раз. (илл. 1.) Илл. 2. Чудотворная икона св. вмч. Пантелеимона (Свято-Пантелеимоновский собор)
Почитание святого великомученика и целителя Пантелеимона и в наши дни весьма широко, оно распространилось не только в среде воцерковленых, верующих людей. Имя этого скорого помощника в телесной немощи и болезнях на слуху у всех конфессий. В древней Никомидии (ныне турецкий город Измит), где он пострадал 27 июля (9 августа н.ст.) 305 г., совершаются ежегодные праздничные торжества, и туда стекаются тысячи православных христиан, армян, католиков и магометан. Там же в храме при митрополии хранится книга «Кондак», куда занесены автографы и турок, и греков, и итальянцев и армян — всех, кто когда-либо получил исцеление от своих недугов после молитвы к святому врачу. Такое широкое, а не узурпированное какой-то одной религией почитание, связано отчасти и с его именем — Пантелеимон, переводимым с греческого как «Всемилостивый» (илл. 2).
Примечательно также, что наименован он так был вовсе не от рождения или при крещении. По преданию это имя возвестил Глас свыше во время смертных мук, или, как их называют в отдельных агиографических источниках, — Крещения страданием (страдания и смерть Христа, а также страдания и зачастую смерть верующих в Христа людей, выпадающие на их долю в результате преследований). Чудесным образом его прежнее языческое имя, под которым он был известен в земной жизни, Пантолеон — «Равный Льву» — вдруг было переменено при кончине.
Необычайно распространенное почитание Пантелеимона также связано с чудесными событиями, имевшими место в момент его мучительных страданий, запечатлевшихся в памяти народа и разошедшихся повсюду. Это и превращение крови, истекшей из отсеченной головы, в целебное молоко, и внезапное плодоношение маслины, у которой он погиб. Известно, что в императорской сокровищнице в Византии кровь и молоко, собранные при усечении великомученика Пантелеимона, вплоть до X века сохранялись как особо почитаемые святыни, дарующие исцеления страждущим.
Илл. 3. Чудотворная икона св. вмч. Пантелеимона с житием (Покровский храм).
По преданию, икона дважды возвращалась в Старый Русик после перенесения в новый монастырь
По преданию, на том месте, где должна была состояться казнь, росла старая маслина, и к ней его привязали, чтобы отсечь голову ударом меча, но не успел мученик закончить свою предсмертную молитву, как один из воинов второпях размахнулся мечом и нанес, казалось бы, смертельный удар. Однако железный меч вдруг сделался мягким, как воск, и перегнулся вокруг шеи святого мученика, не оставив никаких следов. Тогда воины в ужасе упали перед ним на колени и стали умолять о прощении. Несмотря на их категорический отказ от казни Пантелеимон велел им выполнить царский указ после окончания его молитвы (илл. 3). Когда голова великомученика покатилась по траве, из раны вместо крови потекла белая жидкость — как молоко. А когда она впиталась в землю под маслиной, прямо на глазах у людской толпы, теснившейся поодаль от места казни, на иссохшем дереве появились спелые плоды. Те, которые брали и ели эти чудесные маслины, исцелялись от любых болезней. Когда нечестивый царь Максимиан узнал о таких удивительных событиях на месте казни святого, он приказал срубить маслину и сжечь ее вместе с телом великомученика. Но даже огонь не тронул тела, которое нашли под пеплом догоревшего костра неповрежденным. Через некоторое время на старом корне выросла новая маслина, как бы символизируя смерть и воскресение для новой жизни. От «воскресшей» маслины святого великомученика Пантелеимона русский монах лет сто тому назад взял косточку, принес на Святую гору Афон и посадил в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре. Косточка пустила побег, и со временем на выросшей из нее маслине был повешен жестяной ящик со стеклянными боковыми стенками и неугасимой лампадой внутри.
Илл. 4. Чудесный лов рыбы апостолами. XI в.
Свято-Пантелеимонов монастырь, Афон (Святая гора Афон).
Миниатюра византийского иллюминированного Евангелия из библиотеки Свято-Пантелеимонова монастыря.
В 1968 году в русском монастыре на Афоне возник страшный пожар, от которого сгорела почти половина всех строений и был причинен существенный ущерб монастырской библиотеке с уникальными рукописями (илл. 4). Вместе с другими горел и больничный корпус, неподалеку от которого была высажена никомидийская маслина. Во время пожара, когда все здание было объято пламенем, вырывавшимся из окон, у которых росла маслина, уже загорелись поленницы дров, окружающие ее с двух сторон, но ни один листочек на самой маслине не сгорел. Дрова вокруг превратились в пепел, выгорел большой каменный корпус, а маслина выстояла. Это было не единственным ее чудом. Маслина (илл. 5), выросшая в Свято-Пантелеимоновом монастыре из косточки того чудотворного дерева, — тоже целебная. Многие из заболевших монахов и паломников, с верой и молитвой съедавших ее дивные плоды, исцелялись от различных болезней и душевных недугов.
Илл. 5. Никомидийская маслина у алтаря Свято-Пантелеимоновского собора
Еще один отросток этой маслины был промыслительно высажен на Афоне в болгарском монастыре Зограф, и, когда в недавнее время древо, росшее в русской обители, стало внезапно иссыхать при ремонтных работах поблизости от него, братия Зографа передала в Свято-Пантелеимонов монастырь молодой побег, словно возвращая бесценный дар. Дело в том, что с чудесной маслиной великомученика Пантелеимона связано одно из афонских предсказаний сродни тому, что со священным Мамврийским дубом Авраама. Будто, когда он высохнет, то придут последние времена. Так и маслина великомученика Пантелеимона своим иссыханием словно укажет на угасание русской обители и оскудение иноческого подвизания на всей Святой Горе Афон.
Надо сказать, что, после векового упадка и забвения, русский монастырь на Афоне возродился также благодаря чуду великомученика Пантелеимона. В середине XVIII века из-за русско-турецкой войны 1734–1739 гг. Свято-Пантелеимонов монастырь пришел в упадок, «егда стало невольно Российским монахам выходити из своего отечества в чужия страны». В начале XIX века князь Скарлат Каллимах, служивший чиновником Турецкой империи, внезапно заболел смертельной болезнью, и считанные часы оставались до его кончины. Тогда он стал обращаться ко всем врачам и ко всякого рода знахарям, которые ничем не могли помочь, пока к нему не пришел афонский старец Савва с настойчивым призывом, чтобы тот обратился к великомученику Пантелеимону, дав строгий обет, что он восстановит монастырь, посвященный святому на Афоне.
Илл. 6. Русский на Святой горе Афон Свято-Пантелеимонов монастырь.
Северо-восточный вид
И произошло чудо: после долгих молитв вода с чудотворной главы великомученика Пантелеимона была предложена больному, он ее выпил и — чудесным образом получил исцеление. Князь Скарлат Каллимах стал ктитором Свято-Пантелеимонова монастыря и много споспешествовал его обновлению, устроив церковь на новом месте на берегу моря, где была некогда монастырская арсана (пристань). Так произошло возрождение русского монастыря в начале XIX века, приобретшего вскоре всемирную известность и великую славу. Получается, что святой радел не только о всех болящих, но и о месте своего земного почитания, в стенах Свято-Пантелеимонова монастыря на Святой горе Афон (илл. 6).
На самом деле известно немало монастырей, посвященных великомученику Пантелеимону, и они в очень тесной связи состояли друг с другом. Так, в Охридской архиепископии, откуда по мнению ряда компетентных специалистов, Россия приняла и христианство, и первое православное духовенство, был монастырь святого Пантелеимона, основанный Климентом Охридским. Затем в Солуни (современный греческий город Салоники) тоже был издревле монастырь в честь великомученика, а это ближайшее место к Святой горе Афон, и отсюда возникает неразрывное преемство «пантелеимоновских» монастырей. Тем более, что именно из Солуни к нам на Русь пришли первые просветители славянские равноапольстольные Кирилл и Мефодий. Их так и называют — «солунские братья».
И эта цепочка с крещением Руси перекинулась и в нашу страну. Известно, что монастыри, которые были основаны на Руси афонскими насельниками и жили по афонскому уставу, по сей день именуются «северным Афоном», «уральским Афоном» и прочие. Почитание великомученика Пантелеимона пришло на Русь уже при основании первой монашеской обители в Киевских Пещерах, начало которой положил наш «Антоний Великий» русского монашества — преподобный Антоний Печерский. На это он получил благословение на Афоне, где принял иноческий постриг. Согласно историческим документам, уже в XII веке имя великомученика стало очень популярным и его часто давали младенцам при крещении. Известно, что великий князь Киевский Изяслав был наречен в крещении Пантелеимон. С ним связано первое чудо великомученика Пантелеимона на Руси, записанное в летописях. Князь выковал на своем шлеме изображение святого великомученика и был спасен его заступничеством от верной смерти в битве в 1151 году. С тех пор почитание святого Пантелеимона как Целителя на Руси соединилось с его почитанием как небесного покровителя воинов.
Особым центром почитания Пантелеимона стал Санкт-Петербург, когда под командованием Петра I русские войска одержали две важнейшие морские победы над шведами на Балтике при Гангуте в 1714 году и при Гренгаме в 1720 году в день памяти великомученика — 27 июля (9 августа н.ст.). Память о первой победе русского флота при Гангуте до сих пор сохраняется на синем воротнике матроски в виде одной из трех белых полосок. В благодарность за небесную помощь Великомученика русскому флоту при Гангуте и Гренгаме в Петербурге повелением Петра был воздвигнут Пантелеимоновский собор, ставший самым большим храмом в честь этого святого в России.
Во второй половине XIX века день святого Пантелеимона праздновался как Царский День, поскольку совпадал с днем рождения Императрицы Марии Александровны, и есть даже несколько проповедей святого праведного Иоанна Кронштадтского на этот день.
Илл. 7. Иконостас Успенского храма (скит Ксилургу)
Согласно сохранившимся афонским актам, усиление почитания Целителя Пантелеимона на Руси в XII веке возможно связывать с передачей в 1169 году русскому скиту Богородицы (Ксилургу) на Афоне (илл. 7) "на вечные времена" опустевшей афонской обители Фессалоникийца, которую греки и поныне называют Россикон. Существует аргументированное предположение, что в 988 г., если не ранее, на Святой горе Афон уже существовал монастырь святого великомученика Пантелеимона во главе с игуменом Леонтием Фессалоникийцем, от которого и пошло второе название монастыря, упомянутое в древнейших афонских актах, обитель Фессалоникийца.
Илл. 8. Хрисовул императора Алексея III Комнина
(из библиотеки монастыря Дионисиат на Афоне)
В хрисовуле (илл. 8) византийского императора Андроника Палеолога, датируемом 1312 годом, ктитором «находящейся на св. горе честной обители Россов, чествуемой во имя св. Пантелеимона» назван сербский правитель. Дело в том, что именно в этом древнейшем афонском монастыре возникла и окрепла духовная связь русского и сербского народов. В русском монастыре на Святой горе Афон принял постриг величайший сербский святой — первосвятитель Савва Сербский (в миру царевич Растко, сын царя Стефана Неманича I).
Илл. 9. Ковчег с цельбоносной главой вмч. Пантелеимона.
(Свято-Пантелеимоновский собор)
В память об этом один из его преемников сербский царь Стефан Душан в 1347 году даровал русской обители в знак благоволения главу святого великомученика Пантелеимона, которая являлась родовой святыней сербского царствовавшего дома, о чем сообщалось в присланном хрисовуле: «Царство мое посвящает обители Россов святую главу святого славного страстотерпца, бессребренника и целителя Пантелеимона, которая имеет на себе плоть, и которая засвидетельствована не только от отца моего и царя, но и от прежде его бывших царей, также от патриархов» (илл. 9). С этого времени честная глава великомученика неизменно пребывает в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре. Для этой святыни в монастыре в 1812 году был заложен и в 1819 году освящен вселенским патриархом Григорием V величественный кафоликон в византийском стиле, в алтаре которого находится ковчег с честною главой.
За всю многовековую историю честная глава Целителя Пантелеимона только лишь трижды покидала пределы Афона. Первый раз — в начале XIX века ее перемещали в пределы Молдовлахии для молитвенной помощи в борьбе против турок. Второй раз — в 1996 году (в разгар перестройки) мощи были принесены в Москву. И третий раз — в 2000 юбилейном году — святой Пантелеимон посетил три столицы Российского государства: Киев, Санкт-Петербург и Москву, что сочли знамением единства Русской земли, знаком того, что Целитель Пантелеимон молится за всю Россию, не разделяя ее границами СНГ.
Хотя надо сказать, что привоз в Россию очень сложен, потому что вывезти любые святыни со Святой горы Афон уже давно сильно затруднено, и лишь по особому разрешению Священного Кинота. Тем более это стало невозможным для России после большевистского переворота, когда полностью пропала связь с Афоном. Это было особенно прискорбно, ведь в начале XX века как никогда процветала монашеская республика на Афоне, благодаря прежде всего многочисленному русскому монашеству. В свою очередь, тот невероятный подъем духовной жизни, который наблюдался тогда в России, был связан с расцветом русского насельничества на Святой горе Афон.
В наши дни чинятся всяческие препятствия восполнению негреческого монашества (а это неотъемлемое историческое право любого афонского монастыря!) — якобы это приведет к усилению гегемонии России в данном регионе. В начале этого года вселенский патриарх Варфоломей даже запретил переписку русского Свято-Пантелеимонова монастыря с Московской Патриархией, настаивая на том, чтобы это осуществлялось исключительно через вселенскую Патриархию.
Илл. 10. Вел. кн. Алексей Александрович во время посещения Свято-Пантелеимонова монастыря в июне 1867 г.
(фото из библиотеки Свято-Пантелеимонова монастыря)
Между тем, когда благословенную землю Афона — земного удела Пресвятой Богородицы — посещал в XIX веке представитель российского императорского дома (илл. 10), это становилось торжеством для всей Святой горы Афон. Для всего афонского многонационального монашества это было чаемое посещение помазанником Божиим их бедных краев, находившихся под властью турок. Кроме того, они, конечно же, ждали пожертвований (и всегда их надежды неизменно оправдывались!). Надо сказать, что в нашем монастырском помяннике записан император Александр I. Факт, совершенно не известный никаким его биографам, в отличие от популярных сведений об императорах Александре II и Александре III, которые записаны во многих афонских синодиках как ктиторы, будучи щедрыми жертвователями на церковные постройки Святой горы Афон.
Илл. 11. Чудотворная икона Богородицы «Кукузелисса» (Ватопед)
Святая гора Афон Эта одна из многих тайн «северного Сфинкса» связана с тем, что именно благодаря российскому императору Александру I сохранились все афонские монастыри. В 1821 году, во время восстания греков, на Афон вступили турецкие войска и заняли монастыри; взята была большая контрибуция, некоторые монастыри были ограблены и разорены; монахов частью разогнали, а частью предали смерти. Султан Махмуд хотел срыть монастыри, но пощадил лишь по ходатайству императора Александра I, который настоял на том, чтобы их спасти. После этого Афон стал пополняться монахами только после заключения мира русских с турками в Адрианополе в 1829 году. Если бы не это заступничество великой России, то ни о каких афонских монастырях как ценнейшем культурном наследии всей Европы сегодня не могло быть и речи (илл. 11).
Надо упомянуть о том, что и Крымская война была развязана именно из-за Святых мест в Иерусалиме — такое доминировало благочестие в мировой политике, что инциденты происходили именно вокруг судьбы христианских святынь, а вовсе не из-за меркантильных интересов. Вечная идея панславизма, идея возрождения братства славянских государств (задолго до нынешнего Европейского Союза!), подспудно сохранялась во всех восточных военных кампаниях, которые вела Россия как правомочный преемник Византийской державы. Российская империя постоянно отстаивала интересы всех православных христиан, которые находились под властью Турции, и парадоксальным образом, добиваясь каких-то успехов благодаря огромным кровопролитным потерям в войнах, тут же теряла свое политическое влияние на освобожденных славянских и греческих землях.
В частности, после русско-турецкой войны известной 62-ой статьей Берлинского договора от 13 июня 1878 года были гарантированы права всех монашеских общин Святой горы Афон, которые впервые получили международную санкцию своих привилегий. Это юридическое положение сохранялось и после большевистского переворота, когда Россия уже никоим образом не могла вести активную международному политику. По Севрскому договору 1920 года обязательства «признавать и охранять традиционные права и свободы, которыми пользовались НЕ ГРЕЧЕСКИЕ монашеские общины Горы Афона, согласно постановлениям Берлинского договора» были возложены на Грецию. Причиной этому стала аннексия греками Афонского полуострова, провозглашенная в королевском декрете 2 ноября 1912 года, что нашло отражение в Бухарестском мирном договоре 1913 г. Получается, что накануне мировой войны 1914–18 гг., во время которой союзники дважды производили мобилизацию на Афоне, забрав все молодое поколение послушников на Салоникский фронт, была установлена монополия над негреческими общинами на Афоне со стороны греческого правительства. До 1926 года сохранялись прежние исторические условия, как вдруг, не считаясь с международными договорами и обязательствами, греческое правительство издало закон от 10 сентября 1926 г. «Об утверждении Устава Святой Горы», объявив Афон греческой территорией, и с тех пор туда был полностью ограничен доступ всех монахов — не греков.
Следует заметить, что сами греки испытывают серьезные юрисдикционные проблемы, связанные со статусом «новых территорий», присоединенных к Греции в 1912 г. Достаточно напомнить о недавнем конфликте между вселенским Патриархатом и Элладской Православной Церковью, которая пыталась отстоять автономию митрополий «новых территорий», якобы перешедших в юрисдикцию Афин еще в 1928 году. Что касается Афона, то вплоть до XIV в. он напрямую подчинялся византийскому императору, пока уже упомянутый нами Андроник Старший не отказался от непосредственного управления Афоном и не подчинил его власти Константинопольского патриарха.
В настоящее время Греция, вступив в шенгенское соглашение и в ЕС, сохранила все прежние обязательства, которые были приняты греческим правительством, и поэтому были особо оговорены права Афона, закреплен статус Афона как греческой территории со своей автономией монашеской республики. Однако ЕС неожиданно стало проводить политику феминизации, и начались международные скандалы, связанные с Афоном, в частности, связанные с ущемлением прав женщин (которым по-прежнему запрещен доступ на территорию Святой горы Афон в соответствии с древним аватоном, запрещающем вход на полуостровов не только женщинам, но и самкам животных (ст. 186 Устава). Сегодня Греция стоит перед тяжелым выбором, вплоть до выхода из ЕС, если она откажется пересмотреть те условия, под которыми она вступала в шенген. Откажется сохранить права Святой горы Афон.
Илл. 12. Святая гора Афон
Невозможно не упомянуть в связи со столь славным 1700-летним юбилеем почитаемого всем афонским монашеством святого великомученика и целителя Пантелеимона, что Афон окружают всяческие легенды, связанные с природными реалиями, в частности с высотой Святой горы (илл. 12). Этот пик был издревле известен под названием Акта («Мыс») в античных источниках и упоминался уже в трудах «отца истории» Геродота. По греческим мифам в подножье горы погребен мифический гигант Афон из Фракии, который был побежден богом Посейдоном. Эта древняя легенда была востребована при Александре Македонском, придворный архитектор которого Динократ даже планировал переделать всю Святую гору Афон в гигантское изваяние этого знаменитого покорителя вселенной.
Илл. 13. Чудотворная икона Богородицы Вратарницы (Ивер)
С высотой горы, с ее уникальным расположением и связаны некоторые христианские легенды, которые до сих пор бытуют и у монахов и у паломников. Но эти популярные сказания подчас опровергаются документальными данными. Так, известно пророчество о конце света, связанное с тем, что знаменитая Иверская икона (илл. 13) уйдет с Афона так же, как она пришла, по морю. Тогда и наступит конец света, время которого определялось в предсказаниях по высоте горы Афон. В большинстве путеводителей указано, что гора имеет высоту 2033 метра. Так вот 2000 юбилейный год христианства мы уже праздновали, а оставшиеся 33 года — это земные годы Христа.
Однако, согласно современным геодезическим данным и совершенно точным измерениям по военным приборам, высота горы насчитывает ровно 2026 метров. Так что, кому как удобнее считать, — то ли на 7 лет ближе конец света, то ли пророчество оказалось не вполне в ладу с замыслом Божественного домостроительства. Как бы то ни было, мир держится по молитвам святых, и одного из них любят все и верующие, и неверующие как «Всемирного Целителя душ и телес», который помогает людям вот уже 1700 лет!
Ульянов О. Г.
Иллюстративный материал любезно предоставлен автором для эксклюзивной публикации на сайте "Христианство в искусстве: иконы, мозаики, фрески...".
© Ульянов Олег Германович, Полномочный представитель Русского на Святой Горе Афон Свято-Пантелеимонова монастыря в 2000–2004 гг. |
|||||||||||||||||||||||
© 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com |